НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Комаричского районного суда (Брянская область) от 19.01.2017 № 2-689/2016

Дело № 2-74/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2017 года п. Комаричи Брянской области

Комаричский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Бушуевой О.В.,

при секретаре Вдовенковой Т.В.,

с участием

прокурора - помощника прокурора

Комаричского района Брянской области Сарсенбаева А.Е.,

представителя ответчика –

администрации Комаричского муниципального района

Брянской области Вишневской Н.З.,

представителя третьего лица –

администрации Игрицкого сельского поселения Пахомова В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Комаричского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Комаричского муниципального района Брянской области о понуждении к принятию мер по постановке на учет бесхозяйного нецентрализованного источника водоснабжения населения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Комаричского района Брянской области обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что в результате проведенной прокуратурой Комаричского района Брянской области проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения граждан качественной питьевой водой установлено, что на территории Игрицкого сельского поселения, <адрес> Комаричского района, имеется нецентрализованный источник водоснабжения населения, представляющий собой колодец общего пользования, состоящий из железобетонных колец, вкопанных в землю, на дне колодца имеется вода. Сверху колодец закрывается деревянной крышкой.

Указанное сооружение не имеет собственника и не признано бесхозяйным объектом недвижимости.

До настоящего времени администрация Комаричского муниципального района мер по обращению в органы Росреестра с заявлением о постановке данного нецентрализованного источника водоснабжения населения на учет в качестве бесхозяйного не предпринимала.

Отсутствие собственника нецентрализованного источника водоснабжения населения влечет за собой не только сложности в его техническом обслуживании при эксплуатации, но и создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой ущерб здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Данная ситуация ставит под угрозу право граждан на благополучную окружающую среду, а также защиту их здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

На основании изложенного, со ссылкой на ч.3 ст.225 ГК РФ, ч.4, п.4 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.6, ч.1 ст.10 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», ст.18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», прокурор Комаричского района Брянской области просил обязать администрацию Комаричского муниципального района принять меры к постановке на учет бесхозяйного нецентрализованного источника водоснабжения населения – колодца общего пользования, расположенного <адрес> Комаричского района Брянской области.

В судебном заседании помощник прокурора Комаричского района Сарсенбаев А.Е. уточнил заявленные требования, просил обязать администрацию Комаричского муниципального района Брянской области обратиться в Межмуниципальный отдел по Севскому и Комаричскому районам Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением и документами о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества нецентрализованного источника водоснабжения населения – колодца общего пользования, расположенного напротив <адрес> Комаричского района Брянской области. В обоснование уточненных требований сослался на доводы и обстоятельства, указанные в заявлении.

Представитель ответчика – администрации Комаричского муниципального района Вишневская Н.З. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, указывая на нецелесообразность постановки на учет колодца общего пользования, расположенного <адрес> Комаричского района Брянской области, поскольку на основании постановления Правительства Брянской области от 30.12.2016 года № 750-п объект «Строительство системы водоснабжения в н.п. Бобрик» включен в перечень объектов капитальных вложений муниципальной собственности региональной адресной инвестиционной программы на 2018-2019 года. Кроме того, администрация Игрицкого сельского поселения обслуживает колодцы, находящиеся на территории <адрес> Комаричского района, путем их ремонта и хлорирования воды, нарушений гигиенических требований к качеству воды указанного источника нецентрализованного водоснабжения (колодца) не обнаружено.

Представитель третьего лица – администрации Игрицкого сельского поселения Пахомов В.Н. возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, ссылаясь на соблюдение обязанности по обслуживанию указанного источника нецентрализованного водоснабжения (колодца), принятие мер по поддержанию качества воды в соответствии с требованиями гигиенических нормативов.

Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора по следующим основаниям.

Согласно Схеме водоснабжения и водоотведения Игрицкого сельского поселения Комаричского муниципального района Брянской области источниками пищевого водоснабжения населения Игрицкого сельского поселения являются подземные воды. Жители поселения снабжаются водой из артезианских скважин, вода из которых подается в водопроводные сети, а также пользуются водой для хозяйственно-питьевых целей из общественных колодцев.

Как установлено судом, на территории Игрицкого сельского поселения, напротив <адрес> Комаричского района, имеется нецентрализованный источник водоснабжения населения, представляющий собой колодец общего пользования, который состоит из железобетонных колец, вкопанных в землю, на дне колодца имеется вода. Сверху колодец закрывается деревянной крышкой.

В силу ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопрос организации водоснабжения населения в границах сельских поселений отнесен к компетенции органа местного самоуправления соответствующего муниципального района.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно ч. 1 ст. 9.1 Устава Комаричского муниципального района, к вопросам местного значения, решаемым органами местного самоуправления Комаричского муниципального района на территориях сельских поселений, относится, помимо прочего, организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения.

В соответствии с ч.1 ст.43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений

В силу ст.18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов (п.п.1, 5).

Статьей 19 указанного закона предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (п.1).

В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с СанПиН 2.1.41175-02 «Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» правильное содержание и эксплуатация водозаборных сооружений и устройств нецентрализованного водоснабжения имеет решающее значение в профилактике микробного и химического загрязнения питьевой воды (п.5.1).

Как следует из объяснений представителя третьего лица – администрации Игрицкого сельского поселения Пахомова В.Н., за счет средств местного бюджета осуществляется обслуживание источника нецентрализованного водоснабжения (колодца) возле <адрес> Комаричского района, в частности проводятся лабораторно-инструментальные исследования и измерения, путем отбора проб (образцов) воды питьевой нецентрализованного водоснабжения.

Исходя из содержания экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ в пробах воды из источника нецентрализованного водоснабжения (колодца) возле <адрес> Комаричского района Брянской области превышений гигиенических нормативов по исследованным органолептическим, санитарно-химическим и микробиологическим показателям не обнаружено. Пробы воды питьевой нецентрализованного водоснабжения соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».

Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества и собственнике колодца общего пользования, расположенного по <адрес> Комаричского района отсутствуют.

В силу ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ч.3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Наличие Постановления Правительства Брянской области от 30.12.2016 г. №750-п о включении в перечень объектов капитальных вложений муниципальной собственности по региональной адресной инвестиционной программе на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов строительства системы водоснабжения в с.Бобрик Комаричского района, не освобождает орган местного самоуправления от обязанности поставить на учет имеющийся бесхозяйный нецентрализованный источник водоснабжения населения – колодец, в силу ч. 1 ст. 225 ГК РФ с целью его правильного содержания и надлежащего обслуживания.

Поскольку вопросы водоснабжения являются компетенцией органа местного самоуправления, то не обращение администрации Комаричского района Брянской области в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет указанного в иске объекта водоснабжения, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, что является основанием для возложения на орган такой обязанности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Комаричского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Комаричского муниципального района Брянской области удовлетворить.

Обязать администрацию Комаричского муниципального района Брянской области обратиться в Межмуниципальный отдел по Севскому и Комаричскому районам Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением и документами о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества нецентрализованного источника водоснабжения населения – колодца общего пользования, расположенного напротив <адрес> Комаричского района Брянской области.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Комаричский районный суд Брянской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья О.В. Бушуева