НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Комаричского районного суда (Брянская область) от 11.08.2022 № 2-259/2022

Дело №2-259/2022

УИД 32RS0017-01-2022-000260-42

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 августа 2022 года п. Комаричи Брянская область

Комаричский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего - судьи Серенковой Ю.С.,

при секретаре - Вдовенковой Т.В.,

с участием истца ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерациипо Брянской области о признании решения об отказе в установлении пенсии по старости незаконным, включении в льготный трудовой стаж период работы в должности пожарного, признании права на досрочное назначение пенсии по старости, обязании назначения досрочной пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с исковым заявлениемк Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области о признании решения об отказе в установлении пенсии по старости незаконным, включении в льготный трудовой стаж период работы в должности пожарного, признанииправа на досрочное назначение пенсии по старости, обязании назначения досрочной пенсии по старости.

В обоснование своих требований истец указал, чтоДД.ММ.ГГГГ он обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении ему досрочной пенсии со снижением пенсионного возраста в связи с проживанием и работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом в порядке, предусмотренном Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением ОПФР по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с суммированием льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 34 указанного закона и п.2 ч.1 ст.30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с не достижением пенсионного возраста.

Поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в Комаричской пожарной части 24 Управления Государственной противопожарной службы в должности пожарного, которая согласно справке ГКУ «Брянский пожарно-спасательный цент» от ДД.ММ.ГГГГ относится к категории «работники» и правовые отношения по данной должности регламентируются Трудовым кодексом РФ, истец полагает, что решение об отказе в установлении ему пенсии вынесено незаконно. В связи с чем, просит суд признать решение ГУ -ОПФР по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии по старости незаконным; включить в его стаж работы в зоне радиационного загрязнения с льготным социально-экономическим статусом в п. Комаричи Комаричского района Брянской области, предоставляющий право на уменьшение пенсионного возраста на основании ст. 34 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобольской АЭС», период работы в Комаричской пожарной части 24 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пожарного; признать право на досрочное назначение пенсии по старости, начиная с ДД.ММ.ГГГГ; обязать ГУ -ОПФР по Брянской области назначить досрочно пенсию по старости, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец ФИО3 исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ-ОПФР по Брянской области, представитель третьего лица – клиентская служба ГУ – ОПФР по Брянской области в Комаричском муниципальном районе в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.В поданных возражениях в удовлетворении исковых требований представитель ответчика просила отказать, ссылаясь на позицию, указанную в решении пенсионного фонда об отказе истцу в назначении пенсии.

Судом на основании положений ст. 167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Выслушав истца, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 1ст. 39) каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, включая право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Согласно ст. 8 Федерального законаот 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки для лиц, постоянно работающих или проживающих в зоне радиоактивного загрязнения, в том числе в виде снижения пенсионного возраста.

В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 указанного Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 указанного Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Как установлено в судебном заседании, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО3 работал в Комаричской пожарной части 24 в должности пожарного, данное обстоятельство подтверждается копией трудовой книжки ФИО3, справкой Департамента региональной безопасности Брянской области ГКУ «Брянский пожарный центр».

Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ поселок Комаричи Камаринского района Брянской области включен в Перечень населенных пунктов относящихся к категории радиационного загрязнения и относится к 4-ой зоне с льготным социально – экономическим статусом 1-5 кюри на кв.м., что не оспаривается ответчиком.

ИстецДД.ММ.ГГГГ обратился в территориальный орган Пенсионного фонда РФ с заявлением об установлении досрочной пенсии по старости по достижении возраста 52 лет с суммированием льгот уменьшения возраста выхода на пенсию. Однако решением ОПФР по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в установлении пенсии по старости, предусмотренной ст. 28.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с суммированием льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию по ст.34 данного закона и по пп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с не достижением пенсионного возраста, поскольку периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пожарного Комаричской пожарной части 24, относятся к военной службе и представляют собой особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации и других войсках и воинских формированиях, включение которой в страховой стаж предусмотрено статьей 13 Федерального закона № 400 -ФЗ и не регулируется Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно п.1ст.2 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу, а также государственную службу иных видов. В соответствии с п. 3 данной статьи военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.

Как следует из Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей в период работы истца в Комаричской пожарной части, пожарная охрана подразделялась на следующие виды: Государственная противопожарная служба; ведомственная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана; объединения пожарной охраны (ст. 4).

Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации в качестве единой самостоятельной оперативной службы. В систему Государственной противопожарной службы входят: федеральный орган управления Государственной противопожарной службы; пожарно - технические научно - исследовательские учреждения и пожарно - технические учебные заведения; специальные подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления; территориальные органы управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации; подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления, а также предприятия Государственной противопожарной службы.

Территориальные органы управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации являются самостоятельными оперативными структурными подразделениями министерств (главных управлений, управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации и руководят деятельностью дислоцированных на соответствующих территориях подразделений Государственной противопожарной службы, за исключением подразделений, непосредственно подчиненных федеральному органу управления Государственной противопожарной службы (ст. 5).

Личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (далее - сотрудники); военнослужащих; лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее - работники). На сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде, федеральными законами (ст. 7).

Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 5, ч. 1, 3 ст. 7 Закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ в действующей редакции.

Таким образом, работником Государственной противопожарной службы, на которого распространяются права, обязанности, гарантии и льготы трудового законодательства, являются лица, не имеющие специальных или воинских званий.

Лица из числа личного состава Государственной противопожарной службы, имеющие специальные или воинские звания, являются сотрудниками или военнослужащими и на них распространяются положения о службе в ОВД и положение о порядке прохождения военной службы соответственно.

Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 года N 437 был утвержден список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В данном списке работников Государственной противопожарной службы значится должность пожарного.

В связи с чем, госслужащими являются граждане, имеющие специальные или воинские звания, занимающие должность «пожарный» в ФПС. Работники ФПС, не имеющие специальных или воинских званий, госслужащими не являются (разд. V Приложения к Приказу Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 707н).

Как следует из представленных Департаментом региональной безопасности ГКУ «Брянский пожарно-спасательный центр»справок от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 был принят ДД.ММ.ГГГГ в пожарную часть 24 по охране п. Комаричи на должность пожарного и уволен ДД.ММ.ГГГГ. При этом должность пожарного относится к категории «работники». Указанная должность не относится к военной или правоохранительной службе. Кроме того, ФИО3воинского или специального звания не имел.Правовые отношения по данной должности регламентируются Трудовым кодексом РФ, а не Положением о службе в ОВД РФ.

Таким образом, при осуществлении своей деятельности ФИО3 в должности пожарного в пожарной части 24 по охране п. Комаричи не являлся военнослужащим, и его деятельность не может регламентироваться ст.23 и ст. 29 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1, как на то указывает ответчик. В связи с чем, решениеГосударственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии ФИО3 является незаконным.

Ответчик неправомерно исключил период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы истца в Комаричской пожарной части 24, располагавшейся и располагающейся в настоящее время в п. Комаричи Комаричского района Брянской области, отнесенном Распоряжением Правительства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 237-р и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1582 к зоне радиоактивного загрязнения с льготным социально-экономическим статусом, из периода постоянного проживания и/или работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истец имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренной Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающего, в том числе право на назначение пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста, установленного Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Положениями ст. 28.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 предусмотрена возможность суммирования величин снижения пенсионного возраста по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 10, 16 - 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", и по основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

Согласно ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях»страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

При таких обстоятельствах, истец имеет право на снижение пенсионного возраста, установленного ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» и на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 34 и примечания к ст.35 Закона от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.с.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявлениеФИО3 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области о признании решения об отказе в установлении пенсии по старости незаконным, включении в льготный трудовой стаж период работы в должности пожарного, признании права на досрочное назначение пенсии по старости, обязании назначения досрочной пенсии по старостиудовлетворить.

Признать решение ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Брянской области (ИНН ) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии незаконным.

Включить ФИО3 (паспорт серия ) в стаж работы в зоне радиоактивного загрязнения с льготным социально-экономическим статусом в п. Комаричи Комаричского района Брянской области, предоставляющий право на уменьшение пенсионного возраста на основании ст. 34 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», период работы в Комаричской пожарной части 24 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пожарного.

Признать за ФИО2 (паспорт серия ) право на досрочное назначение пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГг. и ст. 34 Закона РФ N 1244-1 от ДД.ММ.ГГГГг. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение- Отделение Пенсионного фонда РФ по Брянской области (ИНН ) назначить ФИО3 (паспорт серия <...>) досрочную пенсию по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и ст. 34 Закона РФ N 1244-1 от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Комаричский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Ю.С. Серенкова

Резолютивная часть решения объявлена 11 августа 2022 года.

Мотивированное решение составлено 18 августа 2022 года.