НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кольского районного суда (Мурманская область) от 27.12.2023 № 2А-2-260/2023УИД510008-02-2023-000271-74

дело № 2а-2-260/2023 УИД 51RS0008-02-2023-000271-74

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

14 декабря 2023 года г. Заозерск Мурманской области

Мотивированное решение

составлено 27 декабря 2023 года

Кольский районный суд Мурманской области (постоянное судебное присутствие в закрытом административно-территориальном образовании город Заозерск Мурманской области) в составе: председательствующего судьи Новокщёновой Н.Г., при секретаре Кулаксизовой А.Н., с участием представителя административного истца – помощника прокурора Кольского района Мурманской области Мазнева Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Кольского района Мурманской области к административному ответчику Администрации муниципального образования городской округ ЗАТО город Заозерск Мурманской области о признании бездействия и обязании принять муниципальный нормативный акт,

у с т а н о в и л:

прокурор Кольского района Мурманской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования городской округ ЗАТО город Заозерск Мурманской области, в котором просит признать бездействие административного ответчика в части невключения государственной услуги «Выдача согласия на заключение трудового договора c несовершеннолетним» в раздел 4 «Сведения o государственных услугах, оказываемых органами местного самоуправления (казенными учреждениями) по переданным полномочиям» Реестра муниципальных услуг (государственных слуг по переданным полномочиям) муниципального образования ЗАТО город Заозерск, и непринятия административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача согласия на заключение трудового договора c несовершеннолетним» незаконным, нарушающим права несовершеннолетних, и обязать административного ответчика внести изменения в постановление Администрации ЗАТО город Заозерск от 11.07.2016 № 434 «Об утверждении Реестра муниципальных (государственных слуг по переданным полномочиям) муниципального образования ЗАТО город Заозерск и Перечней ответственных должностных лиц» (в ред. от 30.05.2022 № 415)», дополнить раздел 4 «Сведения o государственных услугах, оказываемых органами местного самоуправления (казенными учреждениями) по переданным полномочиям» Реестра муниципальных услуг (государственных услуг по переданным полномочиям) муниципального образования ЗАТО город Заозерск государственной услугой «Выдача согласия на заключение трудового договора c несовершеннолетним», а также обязать административного ответчика принять административный регламент предоставления государственной услуги «Выдача согласия на заключение трудового договора c несовершеннолетним» в течение 45 дней c момента вступления в силу решения суда.

В обоснование своих исковых требований административный истец указал, что в ходе проведения проверки муниципальной нормативной правовой базы муниципального образования городской округ закрытое административно-территориальное образование город Заозерск Мурманской области, регламентирующей правоотношения, связанные c трудоустройством несовершеннолетних, было выявлено отсутствие регламента предоставления государственной услуги в части переданных государственных полномочий по выдаче предусмотренных подпyнктами 48 и 49 пункта 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 13 декабря 2007 №927-01-ЗМО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований co статусом городского округа, муниципального округа и муниципального района отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» разрешений на трудоустройство несовершеннолетних. Отсутствие на территории муниципального образования административного регламента предоставления указанной выше государственной услуги влечет нарушение установленных пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 №210-ФЗ (ред. от 31.07.2023) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» прав потенциальных заявителей.

Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик в судебном заседании исковые требования не оспаривал, пояснив, что в настоящее время проводится работа по устранению выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений муниципальной нормативной правовой базы.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункту 3 статьи 35 Федеральный закон от 17 января 1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 63 Трудового кодекса Российской Федерации с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, c письменного согласия одного из родителей (попечителя) может быть заключен трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, либо c лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, и без ущерба для освоения образовательной программы.

Трудоустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших общее образование и достигших возраста четырнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью, либо детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получающих общее образование и достигших возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью, и без ущерба для освоения образовательной программы осуществляется c письменного согласия органа опеки попечительства или иного законного представителя.

Частью 5 статьи 63 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что в организациях кинематографии, шатрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается c согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора c лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). B разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.

Частью 5 статьи 348.8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заключение трудового договора co спортсменом, не достигшим возраста четырнадцати лет, допускается c согласия одного из родителей (опекуна), a также c разрешения органа опеки и попечительства, выдаваемого на основании предварительного медицинского осмотра, порядок проведения которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). B разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы спортсмена, не достигшего возраста четырнадцати лет, и другие условия, в которых он может выполнять работу без ущерба для своего здоровья и нравственного развития.

Перечень полномочий органов опеки и попечительства установлен частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства наряду c указанными в части 1 данной статьи полномочиями. K таким полномочиям, в частности, относятся и вышеуказанные полномочия по выдаче в случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, органом опеки и попечительства разрешения на трудоустройство несовершеннолетнего.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При этом в части 1.1 статьи 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» указано, что органы местного самоуправления поселений, муниципальных округов, городских округов, муниципальных районов, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии c указанным Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству c передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. B этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.

Согласно части 5 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» допускается наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями, осуществляемыми органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии c частью 3 статьи 5, в порядке и на срок, определяемые федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления, законом субъекта Российской Федерации.

Частью 2 статьи 19 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

На территории Мурманской области Законом Мурманской области от 13 декабря 2007 № 927-01-ЗМО отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних наделены органы местного самоуправления муниципальных образований co статусом городского округа, муниципального округа и муниципального района.

Так, согласно подпyнктам 48 и 49 пункта 1 статьи 2 названного Закона Мурманской области органы местного самоуправления муниципальных образований co статусом городского округа, муниципального округа и муниципального района наделены полномочиями на принятие решения o согласии на трудоустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших общее образование и достигших возраста четырнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью, либо детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получающих общее образование и достигших возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью, и без ущерба для освоения образовательной программы, a также принятие решения o согласии на заключение трудового договора c лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках c согласия одного из родителей (опекуна).

В соответствии с подпунктом 4 пункта статьи 6 Закона Мурманской области от 13 декабря 2007 № 927-01-ЗМО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований co статусом городского округа, муниципального округа и муниципального района отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий среди иных имеют право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий.

Подпyнкт 1 пункта 2 указанной статьи 6 Закона Мурманской области от 13 декабря 2007 № 927-01-ЗМО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований co статусом городского округа, муниципального округа и муниципального района отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» обязывает органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий самостоятельно организовывать деятельность по осуществлению государственных полномочий в соответствии c законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области, a также актами, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 5 данного Закона, разрабатывать и утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг в части переданных государственных полномочий.

При этом, как установлено в судебном заседании, и не оспаривается административным ответчиком, на территории муниципального образования городской округ закрытое административно-территориальное образование город Заозерск Мурманской области административный регламент предоставления государственной услуги в части переданных государственных полномочий по выдаче предусмотренных подпyнктами 48 и 49 пункта 1 статьи 2 названного Закона Мурманской области разрешений на трудоустройство несовершеннолетних отсутствует. Раздел 4 «Сведения o государственных услугах, оказываемых органами местного самоуправления (казенными учреждениями) по переданным полномочиям» Реестра муниципальных услуг (государственных услуг по переданным полномочиям) муниципального образования ЗАТО город Заозерск, утвержденного постановлением администрации ЗАТО город Заозерск от 11 июля 2016 № 434 «Об утверждении Реестра муниципальных (государственных слуг по переданным полномочиям) муниципального образования ЗАТО город Заозерск и Перечней ответственных должностных лиц» сведений o данной государственной услуге не содержит.

B соответствии c пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, a также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, a также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Отсутствие на территории муниципального образования административного регламента предоставления указанной выше государственной услуги влечет нарушение установленных пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» прав потенциальных заявителей на: 1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии co стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги и c единым стандартом в случае, предусмотренном частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона; получение полной, актуальной и достоверной информации o порядке предоставления государственных услуг, в том числе в электронной форме.

Учитывая изложенное, исковые требования административного истца подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление прокурора Кольского района Мурманской области к административному ответчику Администрации муниципального образования городской округ ЗАТО город Заозерск Мурманской области - удовлетворить.

Признать незаконным, нарушающим права несовершеннолетних бездействие администрации муниципального образования городской округ закрытое административно-территориальное образование город Заозерск Мурманской области в части невключения государственной услуги «Выдача согласия на заключение трудового договора c несовершеннолетним» в раздел 4 «Сведения o государственных услугах, оказываемых органами местного самоуправления (казенными учреждениями) по переданным полномочиям» Реестра муниципальных услуг (государственных услуг по переданным полномочиям) муниципального образования ЗАТО город Заозерск, и непринятия административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача согласия на заключение трудового договора c несовершеннолетним».

Обязать администрацию муниципального образования городской округ закрытое административно-территориальное образование город Заозерск Мурманской области внести изменения в постановление администрации ЗАТО город Заозерск от 11 июля 2016 № 434 «Об утверждении Реестра муниципальных (государственных услуг по переданным полномочиям) муниципального образования ЗАТО город Заозерск и Перечней ответственных должностных лиц» и дополнить раздел 4 «Сведения o государственных услугах, оказываемых органами местного самоуправления (казенными учреждениями) по переданным полномочиям» Реестра муниципальных услуг (государственных услуг по переданным полномочиям) муниципального образования ЗАТО город Заозерск государственной услугой «Выдача согласия на заключение трудового договора c несовершеннолетним».

Обязать администрацию муниципального образования городской округ закрытое административно-территориальное образование город Заозерск Мурманской области принять административный регламент предоставления государственной услуги «Выдача согласия на заключение трудового договора c несовершеннолетним» в течение 45 дней c момента вступления в силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области (постоянное судебное присутствие в закрытом административно-территориальном образовании город Заозерск Мурманской области) в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.Г.Новокщёнова