НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кольского районного суда (Мурманская область) от 22.08.2017 № 12-132/17

Дело № 12-132/2017

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

22 августа 2017 года г. Кола

Судья Кольского районного суда Мурманской области Корепина О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя дачного некоммерческого партнерства «Серебряная Кица» Норицыной И.Ю. на постановление и.о. заместителя начальника отдела государственного лесного надзора и пожарного надзора в лесах управления контрольно-надзорной деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области – государственного лесного инспектора Мурманской области от <дата> о привлечении дачного некоммерческого партнерства «Серебряная Кица» к административной ответственности к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением и.о. заместителя начальника отдела государственного лесного надзора и пожарного надзора в лесах управления контрольно-надзорной деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области – государственного лесного инспектора Мурманской области от <дата> о привлечении к административной ответственности дачное некоммерческое партнерство «Серебряная Кица» (далее ДНП «Серебряная Кица») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, законным представителем ДНП «Серебряная Кица» Норицыной И.Ю. подана жалоба, в обоснование которой указано, что она считает постановление незаконным и подлежащим отмене, поскольку сам по себе факт установки на арендуемом лесном участке фундамента не является основанием для признание строения объектом капитального строительства, поскольку не установлен факт неразрывности с землей. Каждое строение, которое установлено на лесном участке является сборно-щитовым или каркасным, которые могут быть разобраны и перевезены в другое место. Фундаменты не являются углубленными, расположены на земле без заглубления, являются столбчатыми и созданы исключительно в целях безопасной эксплуатации установленных временных строений с учетом сильных ветров. Экспертиза по установлению факта неразрывности с землей или невозможности перемещения без несоразмерности ущерба его назначения не проводилась. Кроме того, полагала, что поскольку в отношении ограждений определением суда в рамках гражданского дела ДНП «Серебряная Кица» предоставлена отсрочка по устранению нарушений до 30.09.2017, оснований для привлечения к административной ответственности в данной части партнерства не имеется, так как правонарушение считается оконченным с момента истечения срока, к которому в соответствии с нормативными правовыми актами должна быть выполнена обязанность. Одновременно с жалобой заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для её подачи, поскольку копия постановления была получена только 13.07.2017.

Защитник ДНП «Серебряная Кица» Саляев Р.Ф. в судебном заседании ходатайство о восстановлении срока для обжалования поддержал, а также поддержал жалобу законного представителя по доводам, изложенным в ней, пояснив дополнительно, что факт совершения партнерством правонарушения с учетом предоставленной определением суда отсрочки будет иметь место только в случае неисполнения решения суда после 30.09.2017. Также полагал, что юридическим лицом не было допущено какого-либо нарушения, поскольку лесной участок предоставлены для рекреационной деятельности, построенные на участке временные сооружения предусмотрены проектом освоения лесов, при этом не оспаривал наличия бетонных площадок и фундамента под комплексной трансформаторной подстанцией. Также обратил внимание, что к акту проверки исполнения законодательства об охране лесов приложена фототаблица, однако акт ссылок на осуществление фотосъемки акт не содержит, то есть прокурором при осуществлении проверки было допущено нарушение. Также пояснил, что все объекты временного сооружения на арендуемом лесном участке расположены на столбчатых фундаментах.

Представитель административного органа – начальник отдела государственного лесного надзора и пожарного надзора в лесах Гусак Р.А. в судебном заседании с жалобой не согласился, полагал принятое постановление законным и обоснованным, так как оно содержит ссылки на действующее законодательство, нарушения которого ДНП «Серебряная Кица» были выявлены 16.06.2017, просил оставить жалобу без удовлетворения.

Помощник Мурманского межрайонного природоохранного прокурора Глебов С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения ходатайства о восстановлении срока для подачи жалобы, так как полагал, что у юридического лица было достаточно времени для обжалования. Также возражал против удовлетворения жалобы ДНП «Серебряная Кица», поскольку принятое постановление является законным и обоснованным, проверка была проведена природоохранной прокуратурой с участием законного представителя ДНП «Серебряная Кица», по её результатам был составлен акт от 16.06.2017, в котором имеется указание на приложение к акту- фототаблицу и схему внутренних участков. Данный акт был подписан законным представителем ДНП «Серебряная Кица».

Помощник Мурманского межрайонного природоохранного прокурора Овечкина Л.Е. с жалобой не согласилась, пояснив, что ею 16.06.2017 проводилась проверка в отношении ДНП «Серебряная Кица» по факту использования арендуемого лесного участка, в ходе которой был частично осмотрен лесной участок, по результатам осмотра выявлены нарушения лесного законодательства и условий договора аренды, выразившиеся в обустройстве домов на бетонном фундаменте с устройством бетонных отмостков, значительная площадь внутренних участков, на которые разбит арендуемый лесной участок отсыпаны гравием, выровнен ландшафт, устроены также заборы на бетонных основаниях. Проверка проводилась в присутствии законного представителя ДНП «Серебряная Кица» Норицыной И.Ю., уведомленной надлежащим образом о месте и времени проведения проверки, с актом законный представитель была ознакомлена, замечаний по акту не высказала. При проведении проверки осуществлялась фотосъемка, фототаблица приложена к акту от 16.06.2017. Полагала принятое постановления законным и обоснованным.

Выслушав защитника юридического лица, представителя административного органа, помощников прокурора, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 30.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Как следует из представленной жалобы и материалов дела, копия постановления по делу об административном правонарушении была направлена ДНП «Серебряная Кица» 14.07.2017, жалоба на постановление направлена в суд почтой 24.07.2017, то есть в установленный 10 дневный срок.

В силу ч.3 ст. 30.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 4 ст. 8.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Объективную сторону состава данного административного правонарушения образуют действия, выразившиеся в использовании лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.

Субъективная сторона правонарушения может заключаться как в умысле, так и в неосторожности.

Субъектами являются лесопользователи, в том числе и юридические лица.

Статьей 1 Лесного кодекса РФ установлено, что лесное законодательство основывается в том числе и на следующих принципах: обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда отнесены к федеральной собственности.

В соответствии со ст. 9 Лесного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.

Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

Статьей 21 Лесного кодекса РФ регламентировано, что на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в том числе, для осуществления рекреационной деятельности.

Статьей 25 Лесного кодекса РФ установлено, что одним из видов использования лесов является осуществление рекреационной деятельности.

Согласно ст. 41 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (ч. 1).

При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (ч. 2).На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты (ч. 3).

Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду (ч.4).

Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 5).

Частью 1 ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена обязанность арендатора пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Согласно ч. 2, 4 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 настоящего Кодекса, к которым, в том числе, отнесено осуществление рекреационной деятельности.

Согласно п. 5 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21.02.2012 № 62 (далее - Правила от 21.02.2012 № 62) на лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.

В соответствие со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природный ландшафт - территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.

Леса для осуществления рекреационной деятельности используются способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека (п. 6 Правил от 21.02.2012 № 62).

Согласно абз. 3 п. 7 Правил от 21.02.2012 № 62 лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право возводить согласно части 2 статьи 41 и части 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации временные постройки на лесных участках и осуществлять их благоустройство.

Во исполнение ч. 7 ст. 21 Лесного кодекса РФ распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р утвержден «Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов,эксплуатационных лесов, резервных лесов», в пункте 6 которого перечислены соответствующие объекты для осуществления рекреационной деятельности в указанных лесах, но за исключением особо защитных участков лесов.

Согласно п. 6 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации № 849-р от 27.05.2013, в защитных лесах, лесопарковых зонах допускается к размещению следующие объекты: площадка для игр (детская), отдыха, занятий спортом, установки мусоросборников; форма малая архитектурная (некапитальное нестационарное сооружение, включая беседки, ротонды, веранды, дровницы, навесы, объекты мелкорозничной торговли, попутного бытового обслуживания и питания, остановочные павильоны).

Лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов; соблюдать условия договора аренды лесного участка и осуществлять использование лесов способами и технологиями, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие на последующее воспроизводство лесов (п. 9 Правил от 21.02.2012 № 62).

В соответствии с ч. 5 ст. 102 Лесного кодекса РФ в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Как следует из материалов дела, 16.06.2017 Мурманской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства об охране лесов, обследован лесной участок с кадастровым номером 51:01:1702001:98, используемый ДНП «Серебряная Кица» на основании договора аренды лесного участка от <дата>, дополнительного соглашения к нему от <дата>, находящийся на землях государственного лесного фонда (выделы 42,45 квартала 85, выделы 5,6 квартала 105, Тайбольского участкового лесничества Мурманского лесничества) с целевым назначением : защитные леса –ценные леса, нерестоохранные полосы лесов, вид использования осуществление рекреационной деятельности. В ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований лесного законодательства, а также условий договора аренды: частично создана не лесная инфраструктура: комплексная трансформаторная подстанция, восемь домов на бетонных основаниях (фундаментах), заглубленных в почву, ограждения (заборы) на бетонных основаниях, здание гаража, подъезд к которому залит бетоном площадью 3 кв.м, бетонная площадка (основание для беседки), часть участка рядом с домами отсыпана песчано-гравийной смесью в целях выравнивания рельефа местности, естественный ландшафт нарушен, что не предусмотрено разделом 4 Проекта освоения лесов, наличие сплошных заборов препятствует свободному доступу неопределенному кругу лиц на лесные участки.

При этом, согласно п. а п. 11 Договора аренды лесного участка от <дата> арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проектом освоения лесов и настоящим договором.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения указанного юридического лица к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.25 КоАП РФ.

Факт совершения обществом указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: решением прокурора от 15.06.2017 о проведении проверки, актом проверки исполнения законодательства об охране лесов и фототаблицей к нему от 16.06.2017, копией проекта освоения лесов, копией договора аренды лесного участка от <дата> с дополнительным соглашением к нему, иными материалами дела.

Данные доказательства получены в установленном законом порядке, в соответствии со статьей 26.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и оценены в совокупности согласно требованиям статьи 26.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в установленном законном порядке: уполномоченным на то должностным лицом в присутствии законного представителя юридического лица, содержит все сведения, необходимые для рассмотрения дела.

Таким образом, факт совершения ДНП «Серебряная Кица» административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, его виновность в совершении административного правонарушения органом, осуществляющим государственный контроль, установлена правильно, в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Обоснованность привлечения ДНП «Серебряная Кица» к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации сомнения не вызывает, поскольку совокупность представленных в материалы дела и исследованных доказательств свидетельствует о том, что юридическое лицо допустило нарушение требований земельного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды.

Довод жалобы о том, что должностным лицом административного органа не доказан факт совершения правонарушения, отклоняется судом, поскольку факт совершения юридическим лицом вмененного ему правонарушения подтвержден собранными и представленными в деле доказательствами, подтверждающими наличие на лесном участке объектов не лесной инфраструктуры, не предусмотренных действующим лесным законодательством.

Довод жалобы и защитника, юридического лица о том, что в отношении установленных ограждений (заборов) событие правонарушения не наступило, так как ДНП «Серебряная Кица» предоставлена отсрочка исполнения решения суда по сносу данных ограждений, также судьей не принимается во внимание, так как в данном случае сам факт установки на арендуемом лесном участке ограждений на бетонном основании является нарушением условий договора аренды, проекта освоения лесов, требований лесного законодательства, и, соответственно образует состав административного правонарушения с момента выявления данного факта.

Анализ положений ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ позволяет прийти к выводу о том, что при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

Поскольку ДНП «Серебряная Кица» является пользователем лесного участка, находящегося на землях государственного лесного фонда с целевым назначением : защитные леса –ценные леса, нерестоохранные полосы лесов, соответственно партнерство, как юридическое лицо обязано соблюдать требования Лесного и природоохранного законодательства РФ и не допускать, нанесения вреда окружающей среде и ухудшение качества лесного объекта предоставленного в пользование.

Иных доводов, которые могли бы повлечь за собой отмену постановления в соответствии с требованиями административного законодательства, жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах ДНП «Серебряная Кица» обоснованно привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Административное наказание назначено юридическому лицу с учетом общих правил назначения наказания.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление и.о. заместителя начальника отдела государственного лесного надзора и пожарного надзора в лесах управления контрольно-надзорной деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области – государственного лесного инспектора Мурманской области от <дата> оставить без изменения, жалобу законного представителя ДНП «Серебряная Кица» Норицыной И.Ю. без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в десятидневный срок со дня вручения (получения) копии решения.

Судья