НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кольского районного суда (Мурманская область) от 12.08.2022 № 12-123/2022

дело № 12-123/2022 ***

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

12 августа 2022 года город Кола, Мурманской области

Судья Кольского районного суда Мурманской области Кочешева Н.Д.,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица: общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Тепло Севера» (далее по тексту ООО УК «Тепло Севера», Общество) о совершении правонарушения, предусмотренного статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

по жалобе начальника Межрайонной ИФНС России № 7 по Мурманской области » (далее по тексту МИ ФНС №7 по МО, Инспекция) ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Кольского судебного района Мурманской области, временно исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Кольского судебного района Мурманской области от ***,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протоколу от *** об административном правонарушении, по состоянию на *** ООО УК «Тепло Севера» в нарушение части 5 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», не представило в МИФНС России № 7 по Мурманской области упрощенную (финансовую) отчетность за *** год.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Кольского судебного района Мурманской области, временно исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Кольского судебного района Мурманской области от ***, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Тепло Севера» прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, начальник МИ ФНС России №7 по Мурманской области обратилась в Кольский районный суд с жалобой, в которой, просит суд вынести решение об отмене указанного постановления мирового судьи от *** и о возвращении дела на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указано, что Инспекцией составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО УК «Тепло Севера» по факту ненадлежащего исполнения своих обязанностей, выразившихся в несвоевременном представлении в Инспекцию упрощенной финансовой отчетности за *** год. При этом, обязательный экземпляр годовой отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода, то есть за *** год – не позднее ***. Однако, ООО УК «Тепло Севера» упрощенная финансовая отчетность фактически представлена ***, о чем свидетельствует квитанция о приёме . Полагает, также, что мировым судьёй неверно дана оценка составу административного правонарушения.

В судебное заседание представитель административного органа – Межрайонной ИФНС России № 7 по Мурманской области не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен судом надлежаще.

Законный представитель ООО УК «Тепло Севера» не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен судом надлежаще, в соответствие со статьёй 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, считаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с данным Кодексом.

Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении в числе иных обстоятельств выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Исходя из положений статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Из положений статей 1.5, 2.1, 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в их взаимосвязи, следует, что в рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами приведенного Кодекса.

Из протокола об административном правонарушении от *** следует, что юридическое лицо ООО УК «Тепло Севера», расположенное по адрес***, в срок не позднее *** не представило в МИ ФНС России № 7 по Мурманской области обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности за *** год.

Указанные действия ООО УК «Тепло Севера» квалифицированы должностным лицом органа административной юрисдикции по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Принимая решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении за отсутствием в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, мировой судья исходил из того, что обязанность налогоплательщика по предоставлению годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности установлена подпунктом 5.1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от предоставления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном законом порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, предусмотрена частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из этого, мировой судья пришел к выводу о том, что непредставление юридическим лицом в установленный законодательством о налогах и сборах срок сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет административную ответственность по части 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющейся в рассматриваемом случае специальной по отношению к статье 19.7 названного Кодекса.

При этом переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, допустима при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при пересмотре постановления или решения по такому делу при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Принимая во внимание, что составы административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 15.6 и статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют различные родовые объекты посягательства: общественные отношения в сфере финансов, налогов и сборов и общественные отношения в области государственного управления, данное обстоятельство исключает возможность переквалификации вмененного Обществу деяния со статьи 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 15.6 названного Кодекса, более того, указанная норма не предусматривает назначение административного наказания в виде предупреждения, в отличие от статьи 19.7 Кодекса.

Оснований не согласиться с приведенными выводами мирового судьи не имеется, в том числе по доводам жалобы, по следующим основаниям.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 (в ред. от 01.05.2022) «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы Российской Федерации (далее - налоговые органы) - единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статей 6 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 (в ред. от 01.05.2022) «О налоговых органах Российской Федерации» главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно общим положениям о налоговом контроле, закрепленным в ст. 82 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов, в том числе посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности (пункт 1).

Административная ответственность в области налогов и сборов предусмотрена статьями 15.3 - 15.9, 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Субъектами данных правонарушений являются должностные лица организаций и граждане.

В соответствии с частью 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.

В соответствии с частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.

В силу подпунктов 4, 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте».

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

Принимая во внимание то, что ООО УК «Тепло Севера» допустило нарушение сроков предоставления годовой отчетности в налоговый орган, тем самым нарушив законодательство о налогах и сборах, оно подлежит ответственности по части 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет три месяца.

Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности вопрос об административной ответственности, следовательно, и о вине лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, обсуждаться не может, поскольку это ухудшает положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Принимая во внимание, что правонарушение допущено Обществом ***, срок привлечения его к административной ответственности по ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истёк, в связи с чем, вопрос о его вине не может обсуждаться в ходе рассмотрения жалобы судьей.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи подлежит оставлению без изменения, а жалоба руководителя налогового органа без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 3, временно исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Кольского судебного района Мурманской области от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Тепло Севера» - оставить без изменения, жалобу начальника Межрайонной ИФНС России № 7 по Мурманской области ФИО1 – без удовлетворения.

***

*** Судья Н.Д. Кочешева