НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кольского районного суда (Мурманская область) от 04.12.2019 № 2-1379/19

*** Дело № 2-1379/2019

***

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 декабря 2019 года город Кола

Кольский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Пелепца Е.Л.,

при секретаре Фицнер А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора к некоммерческому дачному партнерству «Кильдинское» о возложении обязанности по устранению нарушений лесного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Мурманский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к некоммерческому дачному партнерству «Кильдинское» (далее по тексту – НДП «Кильдинское», партнерство) о возложении обязанности по устранению нарушений лесного законодательства. В обоснование заявленных требований указал, что по результатам проведенной прокуратурой проверки установлено использование партнерством арендуемого участка лесного фонда без действующего проекта освоения лесов, что недопустимо. Кроме того, в ходе обследования данного участка выявлены нарушения норм Лесного кодекса Российской Федерации и положений заключенного с партнерством договора аренды, выразившихся в возведении на участке объектов, не связанных с осуществлением рекреационной деятельности и проведении ландшафтных изменений, влекущих повреждение лесной подстилки. В связи с данными фактами руководство партнерства неоднократно привлекалось к административной ответственности за нарушение правил использования лесов, однако каких-либо мер по устранению допущенных нарушений до настоящего времени ответчиком предпринято не было.

Прокурор просит суд признать незаконной деятельность НДП «Кильдинское» на лесном участке с кадастровым номером , связанную с возведением ограждений (заборов), отсыпкой гравием и песчано-гравийной смесью, установкой колодца и септика, укладкой тротуарной плитки, размещением огородов (парников, грядок) и каменной лестницы; обязать ответчика в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда получить положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов на арендуемый лесной участок; обязать НДП «Кильдинское» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу освободить данный лесной участок от самовольно возведенных сооружений, а именно:

- от заглубленных в землю заборов (ограждений) с воротами, калитками на бетонных основаниях, бетонными парапетами, расположенных на внутренних участках

- от отсыпки гравием и песчано-гравийной смесью, произведенной на внутренних участках

- от вымощенных тротуарной плиткой площадок, расположенных на внутренних участках

- от каменной лестницы на внутреннем участке ;

- от огородов, парников и грядок, расположенных на внутренних участках

- от колодца и септика на внутреннем участке ,

а также обязать привести лесную подстилку в прежнее состояние и восстановить уничтоженный плодородный слой.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Овечкина Л.Е. поддержала заявленные требования в полном объеме по доводам и основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика – председатель правления НДП «Кильдинское» Никулин А.Н. в судебном заседании возражал против иска. Указал, что перечисленные в иске объекты имелись на лесном участке с 2006 года, что не противоречило действовавшему на тот момент лесному законодательству. Наличие данных объектов и сооружений предусмотрено проектом освоения лесов, который в настоящее время представлен на экспертизу, замечаний по проекту в этой части не предъявлялось. Полагал, что к партнерству имеется предвзятое отношение со стороны надзирающих органов, просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица по делу – Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области Гусак Р.А. в судебном заседании и письменном отзыве считал исковые требования обоснованными и просил их удовлетворить.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Пунктом 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность арендатора пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

В силу части 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.

Согласно части 8 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в том числе, для осуществления рекреационной деятельности.

Согласно статье 41 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (часть 1).

При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (часть 2).

На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты (часть 3).

Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду (часть 4).

Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 5).

В силу пункта 9 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Рослесхоза от 21.02.2012 №62, лица, использующие леса для рекреационной деятельности, обязаны составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществлять освоение лесов в соответствии с данным проектом, а также соблюдать условия договора аренды лесного участка.

Согласно части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

В силу части 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В судебном заседании установлено, что НДП «Кильдинское» зарегистрировано в качестве юридического лица 31.03.2005, создано в целях содействия её членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства и содействия в организации здорового отдыха дачников – членов партнерства и членов их семей /л.д.41-62/.

Свою уставную деятельность НДП «Кильдинское» осуществляет на территории Мурманского лесничества с использованием лесного участка, предоставленного партнерству на основании договора аренды от ***, заключенного между Комитетом по лесному хозяйству Мурманской области (правопреемником является Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области) и НДП «Кильдинское».

В соответствии с указанным выше договором и дополнительным соглашением к нему от 23.05.2012 № 1, НДП «Кильдинское» на условиях аренды предоставлен лесной участок площадью ***, имеет местоположение: Пригородное участковое лесничество, квартал , выдел , квартал , выделы , кадастровый номер земельного участка: , целевое назначение лесов: защитные леса, категория защищенности – выполняющие функции защиты природных и иных объектов, лесопарки; особо защитные участки: берегозащитные и водоохранные полосы, вид использования лесного участка: осуществление рекреационной деятельности /л.д.68-98/.

Основанием для осуществления рекреационной деятельности на используемом лесном участке, переданном в аренду НДП «Кильдинское» являются указанный договор аренды лесного участка, а также Проект освоения лесов, который был разработан в *** году и в соответствии с приказом Комитета по лесному хозяйству Мурманской области от 25.11.2010 №287 прошел государственную экспертизу, имеет положительное заключение, сроком действия до ***.

Согласно подпункту «а» пункта 11 договора аренды лесного участка арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором.

Разделом 3 указанного Проекта было установлено, что на арендуемом участке проектируется сохранение полуоткрытого ландшафта, тип ландшафта изменению не подлежит.

В соответствии с таблицей 39 данного Проекта на арендованном лесном участке проектируется возведение временных рекреационных объектов, а именно: домики для отдыха, промывочные домики, беседки, корт, площадка под установку мусорного контейнера, пожарный пирс /л.д.99-134/.

Из обстоятельств дела и представленных документов следует, что представленные партнерством в *** годах проекты освоения лесов получали отрицательные заключения государственной экспертизы, действующий проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы у партнерства в настоящее время отсутствует /л.д.135-137/.

В ходе проведенного в *** года осмотра указанного лесного участка Мурманской межрайонной природоохранной прокуратурой было установлено, что на лесном участке имеются объекты нелесной инфраструктуры, не предусмотренные проектом освоения лесов – огороды, парники, грядки, колодец, септик, ограждения (заборы), каменная лестница, а также осуществляются ландшафтные изменения участка, влекущие повреждение лесной подстилки – отсыпка участков песчано-гравийной смесью, укладка тротуарной плитки (внутренние участки партнерства , л.д.18-40).

В связи с имеющимися нарушениями лесного законодательства председатель правления НДП «Кильдинское» ранее постановлениями начальника отдела государственного лесного контроля и надзора, пожарного надзора управления контрольно-надзорной деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от *** привлекался к административной ответственности по ч.2 ст.8.26 и ч.4 ст.8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения и подвергался административным штрафам в сумме 1 000 руб. и 5 000 руб. соответственно /л.д.146-159/.

Выявленные в ходе проверки прокуратуры исполнения лесного законодательства в деятельности НДП «Кильдинское» нарушения ответчиком до настоящего времени не устранены, в связи с чем председатель правления партнерства постановлениями заместителя начальника отдела государственного лесного надзора в лесах управления контрольно-надзорной деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от *** привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.8.26 и ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 1 000 руб. и предупреждения соответственно.

С учетом указанных обстоятельств, суд находит исковые требования о признании незаконной деятельности НДП «Кильдинское» на арендуемом участке лесного фонда, связанную с возведением ограждений (заборов), отсыпкой гравием и песчано-гравийной смесью, установкой колодца и септика, укладкой тротуарной плитки, размещением огородов (парников, грядок) и каменной лестницы, а также обязании ответчика освободить лесной участок от данных объектов, обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку наличие этих сооружений не было предусмотрено ранее действовавшим проектом освоения лесов, возведение указанных объектов привело к повреждению лесной подстилки, что в защитных лесах недопустимо.

Приведенные представителем ответчика доводы судом отклоняются, так как они не основаны на законе и не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Каких-либо доказательств правомерности возведения и нахождения указанных сооружений на арендуемом ответчиком участке лесного фонда материалы дела не содержат, их наличие на данном участке также противоречит Перечню объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 № 849-р (п.6 Перечня).

При определении срока в течение которого на ответчика следует возложить обязанность по устранению указанных нарушений суд исходит из характера и объема необходимых работ, пояснений представителя ответчика о том, что данные работы возможно осуществить не ранее летнего периода, в связи с чем суд находит правильным определить данный срок до ***, против чего представитель истца в судебном заседании не возражал.

Требование о возложении на ответчика обязанности получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов на арендуемый лесной участок также является правомерным и подлежит удовлетворению, поскольку из обстоятельств дела следует, что ответчик длительное время с *** использует данный участок в отсутствие действующего проекта, что не соответствует ст.ст.88-89 Лесного кодекса Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконной деятельность НДП «Кильдинское» на используемом лесном участке, расположенном в квартале выделе и в квартале выделах Пригородного участкового лесничества Мурманского лесничества, являющегося частью земельного участка (земель лесного фонда) с кадастровым номером , связанную с возведением ограждений (заборов), отсыпкой гравием и песчано-гравийной смесью, установкой колодца и септика, укладкой тротуарной плитки, размещением огородов (парников, грядок) и каменной лестницы.

Обязать НДП «Кильдинское» в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда получить положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов на арендуемый лесной участок.

Обязать НДП «Кильдинское» в срок до *** освободить арендуемый лесной участок от самовольно возведенных сооружений, а именно:

- от заглубленных в землю заборов (ограждений) с воротами, калитками на бетонных основаниях, бетонными парапетами, расположенных на внутренних участках

- от отсыпки гравием и песчано-гравийной смесью, произведенной на внутренних участках .

- от вымощенных тротуарной плиткой площадок, расположенных на внутренних участках .

- от каменной лестницы на внутреннем участке

- от огородов, парников и грядок, расположенных на внутренних участках .

- от колодца и септика на внутреннем участке ,

а также привести лесную подстилку в прежнее состояние и восстановить уничтоженный плодородный слой.

Взыскать с НДП «Кильдинское» госпошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий – Пелепец Е.Л.