НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Колпинского районного суда (Город Санкт-Петербург) от 25.07.2019 № 2А-5042/1925И

Дело № 2а-5042/19 25 июля 2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Суворовой С.Б.

при секретаре Золотовой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области к ФИО1 ФИО6ФИО11 о взыскании недоимки по земельному налогу и пени,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки за 2014-2016 годы по земельному налогу в размере 4 387 912 руб. 00 коп. и пени размере 4 461 руб. 23 коп.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что административный ответчик является собственником 2/5 доли земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, <адрес>, на который был начислен налог за 2014-2016 годы; направлены требования об уплате налога, однако ответчиком своевременно налог не был уплачен, в связи с чем начислены пени и направлены требования об уплате пени, которые до настоящего времени не исполнены. ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области обращалась с заявлением к мировому судье судебного участка № 75 Санкт-Петербурга о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика земельного налоги и пени. Судебный приказ был вынесен, а впоследствии в связи с несогласием с ним ФИО1, определением мирового судьи судебного участка № 75 Санкт-Петербурга от 22.11.2018 года судебный приказ был отменен. Поскольку до настоящего времени сумма налога и пени не оплачены, административный истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

Представитель административного истца ФИО2 в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, доверил представлять свои интересы представителю по доверенности ФИО3, которая в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных требования, ссылаясь на неправильно определённую кадастровую стоимость земельного участка, значительно превышающую рыночную стоимость, в связи с чем выставленное требование об уплате земельного налога и пени, налоговым органом недостоверно.

Представитель третьего лица – Управление ФНС по Ленинградской области о рассмотрении дела надлежащим образом извещено, представитель в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении слушания дела не представил.

При таких обстоятельствах, суд в силу ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании, ходатайствовала о приостановлении производства по административному делу №2а-5042/19 по административному иску ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области к ФИО1 ФИО7ФИО12 о взыскании недоимки по земельному налогу и пени, до вступления в законную силу соответствующего судебного акта суда.

Протокольным определением, в приостановлении производства по делу № 2а-5042/19 по административному иску ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области к ФИО1 ФИО8ФИО13 о взыскании недоимки по земельному налогу и пени было отказано, поскольку административным ответчиком не представлено документов, имеющих сведения об обжаловании судебного акта, служивших основанием для приостановления производства по делу.

Суд, исследовав материалы, заслушав объяснения сторон, приходит к следующему.

Обязанность каждого гражданина платить законно установленные налоги и сборы закреплена Конституцией Российской Федерации (ст. 57) и положениями Налогового Кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законом установленные налоги.

В соответствии с частью 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно пункту 4 статьи 85 НК РФ, органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет.

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

Пункт 4 ст. 391 НК РФ устанавливает, что налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований. Пункт 1 ст. 393 НК РФ предусматривает, что налоговым периодом признается календарный год.

Согласно п. 1 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение, государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 3 статьи 396 НК РФ).

Согласно п. 7 ст. 396 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом, если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков - организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 настоящего Кодекса. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В соответствии со статьей 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Просрочка исполнения обязанности по уплате налога влечет начисление пени в соответствии со статьей 75 НК РФ.

Как усматривается из материалов дела, на имя ФИО1 с 09.04.2010 года зарегистрирован земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, п. Щеглово, <адрес> (л.д. 17).

В связи с проведением мероприятий налогового контроля в 2017 году по правильности и полноте исчисления земельного налога с физических лиц, установлено, что исчисление земельного налога производилось Инспекцией за 2014-2016 годы с применением неактуальной кадастровой стоимости и пониженной налоговой ставки. В результате Инспекцией произведен перерасчет подлежащего уплате ФИО1 земельного налога, произведено доначисление за 2014-2016 годы по ставке 1,5 % установленной Решениями Совета депутатов муниципального образования Щегловское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

14.12.2017 года административным истцом в адрес административного ответчика через личный кабинет налогоплательщика на ФНС с учетом расчета (перерасчёта) направлено уведомление № 82717026 об уплате налога за 2014-2016 годы в размере 4 388 274 руб. 00 коп. со сроком уплаты до 09.02.2018 года (л.д. 10,14).

Земельный налог оплачен административным ответчиком частично в размере 181 руб.

В связи с неуплатой административным ответчиком налога в установленный срок 14.02.2018 года налогоплательщику через личный кабинет налогоплательщика на ФНС направлено требование № 5844 об уплате недоимки по налогу на землю за 2014-2016 годы в размере 4 388 093 руб. и пени в размере 4461 руб. 23 коп. в срок до 27.12.2012 года (л.д. 7, 9).

Земельный налог оплачен административным ответчиком частично в размере 362 руб., остаток задолженности по требованию 4 387 912 руб.

22.08.2013 года административным истцом в адрес административного ответчика заказным письмом направлено налоговое уведомление № 514669 об уплате налога за 2012 год в размере 902 руб. 88 коп. со сроком уплаты до 01.11.2013 года (л.д. 12-14).

ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области обращалась с заявлением к мировому судье судебного участка № 75 Санкт-Петербурга о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика земельного налоги и пени. Судебный приказ был вынесен, а впоследствии в связи с несогласием с ним ФИО1, определением мирового судьи судебного участка № 75 Санкт-Петербурга от 28.11.2018 года судебный приказ был отменен (л.д. 19-20).

Размер начисленного земельного налога соответствует требованиями ст. 394 НК РФ.

Представитель административного ответчика, возражая против указанной суммы задолженности, ссылаясь на то, что на основании полученных ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области налоговых уведомлений, за 2014, 2015, 2016 год, ФИО1 своевременно и в полном объеме уплачивался земельный налог за каждый год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка 301 500 руб. В декабре 2017 года ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области сформировано налоговое уведомление, в котором содержится расчет (перерасчет) земельного налога за указанные три года, исходя из кадастровой стоимости земельного участка 243 793 000 руб. Датой утверждения кадастровой стоимости является 29.09.2010 года. Дата внесения сведении о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости 31.08.2011года. Сведения о дате определения кадастровой стоимости отсутствуют. Согласно заключению судебной экспертизы от 10.04.2018 года, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 31.08.2011 год 57 000 000 руб. Ленинградским областным судом принято решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 57 000 000 руб. В связи с чем налоговым органом неверно определена кадастровая стоимость земельного участка в размере 243 793 000 руб., превышающую рыночную стоимость земельного участка.

Представитель административного истца в судебном заседании пояснила, что из Управления Росреестра поступили сведения о кадастровой стоимости земельного участка Ленинградская область, Всеволожский район, п. Щеглово, <адрес>, зарегистрированным с 09.04.2010 года за ФИО1, стоимость земельного участка составляла 243 793 000 руб. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 31.08.2011 году. В 2017 году в ходе проведения мероприятий налогового контроля по правильности и полноте исчисления земельного налога с физических лиц, установлено, что исчисление земельного налога производилось Инспекцией за 2014-2016 годы с применением неактуальной кадастровой стоимости и пониженной налоговой ставки. В результате Инспекцией произведен перерасчет подлежащего уплате ФИО1 земельного налога, произведено доначисление за 2014-2016 годы по ставке 1,5 % установленной Решениями Совета депутатов муниципального образования Щегловское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области и в соответствии ст. 52, 394, 397 НК РФ, направлено налоговое уведомление. ФИО1 обратился в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, в размере, равном его рыночной стоимости 57 000 000 руб. и обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости. Решением Ленинградского областного суда установлена кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 57 000 000 руб. по состоянию на 31.08.2011 год, при этом указанная кадастровая стоимость установлена на период с 01.01.2018 года и до даты внесения государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной оценки. На основании вышеизложенного, кадастровая стоимость в размере 57 000 000 руб. будет применяться при расчете земельного налога начиная с налогового период 2018 года, согласно решению Ленинградского областного суда от 27.04.2018 года. Таким образом начисление земельного налога ФИО1 произведено на основании сведении Управления Росреестра и в соответствии с налоговым законодательством.

С учётом вышеизложенного, суд полагает довод административного ответчика о завышении налогооблагаемой базы (кадастровой стоимости земельного участка) и необходимости исчисления земельного налога за 2014-2016 года по установленной решением Ленинградского областного суда от 27.04.2018 года кадастровая стоимость земельного участка, суд приходит к выводу о его необоснованности ввиду следующего.

Как следует из решения Ленинградского областного суда сведения о кадастровой стоимости участка, установленные решением суда, постановлено применять для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации. С 1 января 2018 года.

В связи с чем, суд приходит к выводу о невозможности распространения указанного решения суда на предшествующий период при исчислении налоговой базы за 2014-2016 года.

Согласно ст. 57, 75 НК РФ если налогоплательщик уплачивает причитающуюся ему сумму налога в более поздние срока по сравнению с установленными законодательством, то ему начисляется пеня. Пеня начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Административным истцом начислены пеня за период с 09.02.2018 год по 13.02.2018 год и ограничена по сроку моментом выставления требования.

Представленный расчет пени судом проверен, является арифметически правильным.

Учитывая положения изложенных норм, оценив представленные в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области требований и взыскании с ФИО1 недоимки по земельному налогу в размере 4 387 912 руб. 00 коп. и пени размере 4461 руб. 23 коп, поскольку до настоящего времени задолженность административным ответчиком не погашена.

Согласно п. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Принимая во внимание, что требования удовлетворены, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 30161 руб. 87 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 23, 45, 75, 388-390, 393, 396, 398 НК РФ, ст.ст. 84, 114, 150, 175-180, 298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 ФИО9ФИО14, зарегистрированного по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, <адрес>, в доход бюджета МО «Щегловское сельское поселение» Всеволожского района Ленинградской области недоимку по земельному налогу за 2014-2016 года в размере 4387912 руб. 00 коп. и пени в размере 4461 руб. 23 коп., а всего – 4392373 руб. 23 коп.

Взыскать с ФИО1 ФИО10ФИО15, зарегистрированного по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, <адрес>, государственную пошлину в доход бюджета Санкт-Петербурга в размере 30161 руб. 87 коп.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Колпинский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья С.Б. Суворова

Мотивированное решение изготовлено 25.07.2019 года