78RS0007-01-2020-002680-84 г. Санкт-Петербург
Дело № 2-2226/2020 21 сентября 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего Гусаровой А.А.,
при секретаре Еременко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рытвинской ФИО4 к администрации Колпинского района Санкт-Петербурга об обязании включить периоды обучения в трудовой стаж, обязании предоставить ежемесячную денежную выплату,
у с т а н о в и л:
Рытвинская Э.А. обратилась в суд с иском к отделу социальной защиты населения администрации Колпинского района Санкт-Петербурга, ответчик был заменен на администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга. Истец просит обязать ответчика включить в трудовой стаж периоды обучения в Ленинградском инженерно-экономическом институте им. <адрес> с 01.09.1976 по 08.06.1981 и в аспирантуре <адрес> технологии машиностроения с 15.10.1984 по 15.10.1988, обязать ответчика предоставить ежемесячную денежную выплату.
Также заявлено о восстановлении пропущенного процессуального срока для обжалования решения отдела социальной защиты населения администрации Колпинского района Санкт-Петербурга.
В обоснование иска указано, что истец обращалась к ответчику по вопросу предоставления ежемесячной денежной выплаты, в чем было отказано. Отказ истец полагает незаконным, поскольку ответчик необоснованно не включил в расчет стажа периоды обучения, что противоречит нормам законодательства о трудовых пенсиях, кроме того, примененные ответчиком нормы права не имеют обратной силы.
Истец явился в судебное заседание, поддержал заявленные исковые требования.
Также явился представитель ответчика, возражала по иску по мотиву того, что истец не относится к категории лиц, обладающих правом предоставления ежемесячной денежной выплаты, так как не имеет достаточного трудового стажа согласно нормам подлежащего применению к спорным правоотношениям законодательства.
Суд, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 17.01.2020 Рытвинская Э.А. обратилась в администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга с заявлениями о предоставлении меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 26-30).
По результатам рассмотрения заявлений и представленных документов администрацией Колпинского района Санкт-Петербурга 22.01.2020 приняты решения №, № об отказе в предоставлении истцу дополнительных мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с отсутствием 40-летнего общего трудового стажа, необходимого для предоставления дополнительных мер социальной поддержки и в который не подлежат включению периоды обучения (л.д. 24, 25).
Реализация полномочий субъекта Российской Федерации в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и является расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 60 Закона Санкт-Петербурга № 728-132 от 22.11.2011 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (далее – Социальный кодекс Санкт-Петербурга) меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки предоставляются гражданам, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, и гражданам без определенного места жительства, в том числе: гражданам, являющимся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий или достигшим возраста 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно), проработавшим в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет и имеющие трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин, исключая периоды работы, выполняемой осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах.
В статье 63 Социального кодекса Санкт-Петербурга содержится перечень мер социальной поддержки, предоставляемых вышеуказанной категории граждан, который включает, в том числе: ежемесячную денежную выплату в размере 707 рублей; оплату жилого помещения в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения (площади комнат в общежитиях) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, в том числе занимаемой членами семей лиц указанной категории, совместно с ними проживающими, являющимися нетрудоспособными и находящимися на их иждивении; оплату в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в Санкт-Петербурге, и транспортных услуг для поставки твердого топлива (при наличии печного отопления).
В соответствии со ст. 71 Социального кодекса Санкт-Петербурга в целях реализации мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, предусмотренных в указанной главе, Правительством Санкт-Петербурга определяется, в том числе, порядок определения трудового стажа для предоставления дополнительной меры социальной поддержки гражданам, указанным в подпункте 3 пункта 1 статьи 60 указанного Кодекса.
Во исполнение требований ст. 71 Социального кодекса Санкт-Петербурга Правительством Санкт-Петербурга было принято постановление № от 20.05.2016, согласно которому Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга было поручено в двухмесячный срок утвердить Порядок определения трудового стажа для предоставления дополнительных мер социальной поддержки гражданам, являющимся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий, проработавшим в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет и имеющим трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин, исключая периоды работы, выполняемой осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах (далее – Порядок).
Согласно п. 2 Порядка определения трудового стажа для предоставления дополнительных мер социальной поддержки гражданам, являющимся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий, проработавшим в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет и имеющим трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин, исключая периоды работы, выполняемой осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах, утвержденного распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга № 187-р от 01.07.2016, общим трудовым стажем признается учитываемая при определении права на дополнительные меры социальной поддержки, установленные статьей 63 Социального кодекса, суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности.
Региональным трудовым стажем является учитываемая при определении права на дополнительные меры социальной поддержки, установленные статьей 63 Социального кодекса, суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности в Санкт-Петербурге (Ленинграде).
Общий трудовой стаж составляет 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин (п. 3 Порядка).
Из трудовой книжки истца усматривается, что она проходила обучение в Ленинградском инженерно-экономическом институте им. <адрес> с 01.09.1976 по 08.06.1981 и в аспирантуре <адрес> технологии машиностроения с 15.10.1984 по 15.10.1988 (л.д. 35-47).
В пункте 4 вышеуказанного Порядка перечислены периоды работы и иной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, среди которых периоды обучения в высшем учебном заведении не поименованы.
В п. 4 Порядка содержится исчерпывающий перечень периодов работы и иной деятельности, включаемой в стаж, дающий право на меры социальной поддержки, при этом в п. 5 Порядка содержится исключение из п. 4 Порядка, то есть исключение тех периодов, которые по общему правилу, на основании п. 4 Порядка, подлежат включению в соответствующий стаж.
Согласно п. 7 вышеуказанного Порядка подсчет общего трудового стажа и регионального трудового стажа осуществляется администрациями районов Санкт-Петербурга на основании представленных гражданином подтверждающих периоды работы и иной деятельности документов, указанных в пункте 8 данного Порядка, в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев), при этом каждые 30 дней периодов работы и иных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.
Из приведенных нормативных положений следует, что регулирование отношений по предоставлению мер социальной поддержки определенной категории граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга, которыми предусмотрено предоставление мер социальной поддержки только определенной категории лиц, а именно - гражданам, являющимся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий или достигшим возраста 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно), проработавшим в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет и имеющим трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин.
При этом в трудовой стаж, учитываемый для предоставления мер социальной поддержки, установленных для данной категории жителей Санкт-Петербурга, претендующих на предоставление им мер социальной поддержки, включается суммарная продолжительность периодов работы, а также периодов иной деятельности, перечень которых приведен в пункте 4 Порядка, утвержденного распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга № 187-р от 01.07.2016.
Периоды обучения в высшем учебном заведении, в аспирантуре в данном пункте указанного Порядка не названы.
Общий трудовой стаж истца, исчисленный на основании вышеуказанного Порядка, составляет менее положенных 40 лет – 33 года 6 месяцев 20 дней, в связи с чем, истец не может быть отнесен к той категории граждан, которые имеют право на получение мер социальной поддержки на основании положений п. 3 ч. 1 ст. 60 Социального кодекса Санкт-Петербурга.
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации № 18-КГ18-1 от 09.04.2018.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что поскольку правом на предоставление заявленных мер социальной поддержки истец не обладает, при этом требование о включении периодов обучения в общий трудовой стаж, дающий право на предоставление мер социальной поддержки, противоречит вышеуказанным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, в удовлетворении исковых требований должно быть отказано.
Доводы истца о том, что при определении размера общего трудового стажа истца необходимо руководствоваться требованиями пенсионного законодательства, в том числе действовавшего на момент обучения истца, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Пенсионное законодательство определяет порядок исчисления продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права граждан на страховую пенсию по старости, в том числе, досрочно назначаемую, следовательно, положения пенсионного законодательства, в том числе, те, на которые ссылается истец, не могут быть применены при решении вопроса об исчислении трудового стажа для предоставления отдельным категориям жителей Санкт-Петербурга мер социальной поддержки.
В данном случае предметом спора являются требования о включении в трудовой стаж, учитываемый для предоставления мер социальной поддержки, периода ее обучения в высшем учебном заведении, в аспирантуре, вытекающие не из пенсионных отношений, а из отношений по предоставлению мер социальной поддержки, установленных для определенной категории граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, которые регулируются специальным законодательством. Положения пенсионного законодательства, вопреки доводам истца, на спорные отношения не распространяются. Использование в пенсионных правоотношениях и отношениях, вытекающих из предоставления мер социальной поддержки, понятий с одним названием («трудовой стаж»), не свидетельствует об идентичности порядка исчисления такого стажа в целях применения понятия в различных по своему содержанию правоотношениях.
Доводы о том, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы, и Порядок, утвержденный распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга 01.07.2016, не подлежит применению, также признаются несостоятельными, поскольку правоотношения сторон, вытекающие из права на получение мер социальной поддержки, возникли при обращении истца в администрацию района с соответствующим заявлением на получение таких мер в 2020 году, в связи с чем при рассмотрении настоящего дела судом подлежат применению правовые нормы, действующие на момент обращения истца с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки.
При этом оснований для восстановления пропущенного процессуального срока обращения в суд не усматривается, поскольку спор вытекает из социальных правоотношений, процессуальный срок обращения в суд в данном случае законодательством не установлен, дело подлежит разрешению по правилам гражданского судопроизводства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197,198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Рытвинской ФИО5 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с даты его изготовления в окончательном виде путем подачи апелляционной жалобы через Колпинский районный суд Санкт-Петербурга.
Председательствующий
Решение в окончательной форме принято 21.09.2020.