Дело № 2а-219/16 09 января 2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего Гусаровой А.А.,
при секретаре Гороховой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ближенского В.В. к Межрайонной ИФНС России № 20 по Санкт-Петербургу о признании незаконными решений, обязании произвести возврат денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Ближенский В.В. обратился в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России № 20 по Санкт-Петербургу и с учетом уточнений просил признать незаконным решение № * от * и отменить его в части отказа в возврате налога на доходы физических лиц по декларации 3-НДФЛ за * год в сумме * руб.; признать незаконным решение №* от * и отменить его в части отказа в возврате налога на доходы физических лиц по декларации 3-НДФЛ за * год в сумме * руб.; признать незаконным решение № * от * и отменить его в части отказа в возврате налога на доходы физических лиц по декларации 3-НДФЛ за * год в сумме * руб.; обязать Межрайонную ИФНС России № 20 по Санкт-Петербургу произвести возврат денежных средств в размере * руб. в качестве возврата НДФЛ за *, *, * годы.
В обоснование административного иска указано, что административный истец обратился в налоговый орган с представлением деклараций за *, за * и за * г.г., просил вернуть ему излишне уплаченный налог на доходы физических лиц за соответствующие периоды, однако оспариваемыми решениями было в этом отказано, решения в соответствующей части административный истец полагает незаконными, так как он, будучи резидентом РФ, был направлен в Республику Молдова с составе воинского контингента Миротворческих сил РФ в Приднестровском регионе Республики Молдова, в связи с чем обладает правом на возврат удержанного за названные налоговые периоды налога на доходы физических лиц.
В судебное заседание явился представитель административного ответчика, который возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на отсутствие предусмотренных налоговым законодательством оснований для возврата налога, поскольку подтверждений заявленного Ближенским В.В. основания для его возврата в налоговый орган в рамках проведений камеральной проверки представлено не было, возврат излишне удержанного налоговым агентом налога осуществляется не налоговым органом, а налоговым агентом.
В судебное заседание также явился представитель заинтересованного лица УФНС России по Санкт-Петербургу, возражавший против удовлетворения требований Ближенского В.В. по тем же основаниям.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 207 НК РФ независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются, в частности, российские военнослужащие, проходящие службу за границей.
Статус и социально-правовая защищенность личного состава Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств определены Положением о Коллективных силах по поддержанию мира (КСПМ) в Содружестве Независимых Государств, утвержденным Решением Совета глав государств СНГ от 19.01.1996, подписанным Российской Федерацией.
Пунктом 39 раздела 7 указанного Положения определено, что в период прохождения службы в составе КСПМ личный состав пользуется статусом, привилегиями и иммунитетом, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных наций, принятой Генеральной ассамблеей ООН 13.02.1946, Конвенцией о безопасности ООН и связанного с ней персонала, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 09.12.1994, Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15.05.1992 и названным Положением.
В соответствии со статьей 11 Протокола о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15.05.1992, участником которого является, в том числе Российская Федерация, персонал Группы по поддержанию мира освобождается от уплаты налогов на зарплату и вознаграждения, получаемые от Группы или Государства-участника. Кроме того, они освобождаются от уплаты всех других налогов за предоставляемые услуги, а также от всех регистрационных комиссионных платежей и сборов.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, предусмотренные данной договорной нормой международного права.
В силу ст. 6 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора путем подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.
В соответствии со справкой от * № *, выданной заявителю Штабом воинского контингента миротворческих сил Российской Федерации в Приднестровском регионе Республики Молдова (л.д. 72), в период с * по * Ближенский В.В. проходил службу в составе воинского контингента Миротворческих Сил в Приднестровском регионе Республики Молдова (на территории, отнесенной п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.1994 № 280 к зоне вооруженного конфликта), принимал участие в миротворческой операции и выполнял задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка. Факт прохождения Ближенским В.В. в указанный период соответствующей службы подтверждается также приказами старшего военного начальника воинского контингента миротворческих сил Российской Федерации в Приднестровском регионе Республики Молдова от * №* (л.д. 71), начальника штаба Западного военного округа от * № * и от * № * (л.д. 69, 70).
За * год, * год, * год Ближенский В.В. получил доход, с которого налоговыми агентами войсковой часть 13962 – филиалом ФКУ «Объединенное стратегическое командование ЗВО», войсковой частью 11000 (ОСК ЗВО), ФКУ «Единый расчетный центр МО РФ» исчислен налог на доходы физических лиц (л.д. 86-91).
Ближенский В.В. представил в налоговый орган декларации по форме 3-НДФЛ за *, *, * г.г., где указал суммы налогов, подлежащие возврату из бюджета (л.д. 104-121). Также он представил заявления о возврате налога на доходы физических лиц (л.д. 99-102), указав, что в соответствии с Положением о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств, утвержденным Решением совета Глав государств СНГ от 19.01.1996 г., в период прохождения службы в составе КСПМ личный состав пользуется статусом, привилегиями и иммунитетами, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13.02.1946, Конвенцией о безопасности ООН и связанного с ней персонала, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 09.12.1994, Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15.05.1992 и вышеуказанным Положением ст. 39 раздела 7 «Статус и социально-правовая защищенность личного состава Коллективных сил по поддержанию мира».
В актах налоговой проверки от * № * (л.д. 122-126), № * (л.д. 133-138), № * (л.д. 146-151) и решениях от * № * (л.д. 159-160), № * (л.д. 162-164), № * (л.д. 165-171) налоговый орган с учетом содержания поданных деклараций указал, что Ближенский В.В. не представил документы, подтверждающие фактически произведенные расходы по договорам гражданско-правового характера; доходы военнослужащих, участвовавших в выполнении задач по восстановлению мира и поддержанию правопорядка в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова, подлежат налогообложению в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; в случае излишне удержанного налога его возврат производится по письменному заявлению налогоплательщика при обращении к налоговым агентам (войсковая часть 13962 – филиал ФКУ «Объединенное стратегическое командование ЗВО», войсковая часть 11000 (ОСК ЗВО)); действующим законодательством не предусмотрено осуществление возврата налога, излишне удержанного налоговым агентом (действующим), при представлении в налоговый орган налоговой декларации; отсутствует факт двойного налогообложения. Ближенскому В.В. было отказано в возврате сумму налога на доходы физических лиц за * год в сумме * руб., за * год в сумме * руб., за * год в сумме * руб.
Решениями и.о. руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от * № *, № *, № * (л.д. 180-191) указанные выше решения Межрайонной ИФНС России № 20 по Санкт-Петербургу № *, № *, № * оставлены без изменения, а жалобы Ближенского В.В. - без удовлетворения.
Статьей 7 НК РФ установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами Кодекса и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.
С учетом всего вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Ближенский В.В. как военнослужащий, проходивший службу в составе Коллективных Сил по поддержанию мира в Приднестровском регионе Республики Молдова, в силу обязательности для Российской Федерации вышеприведенных норм международного права, освобождается от уплаты налогов на зарплату и вознаграждение, полученные в указанный период.
Доводы налогового органа о том, что Республика Молдова не входит в перечень государств, подписавших Протокол о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15.05.1992 г., а потому положения Протокола на данную территорию не распространяются, суд находит необоснованными. Российская Федерация, являясь Государством-участником указанного Протокола, приняла на себя определенные данным актом международные обязательства, в том числе, установленные статьей 11 Протокола.
По мнению суда, необоснованны и ссылки налогового органа на Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонения от уплаты налогов от 12.04.1996 г., поскольку вопросы налогообложения доходов, полученных военнослужащими Российской Федерации, участвовавшими в выполнении задач в составе Коллективных сил по поддержанию мира, регулируются специальными международными договорами Российской Федерации.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца об отмене оспариваемых решений налогового органа в части отказа вернуть суммы налога на доходы физических лиц с обязанием налогового органа возвратить соответствующие суммы.
Статья 231 НК РФ предусматривает специальный порядок взыскания и возврата сумм налога для случаев, когда исчисление и удержание сумм налога производится налоговым агентом, тогда как ст. 78 НК РФ, на которую ссылается Ближенский В.В. в своих объяснениях в обоснование факта обращения с заявлением в налоговый орган, устанавливает общий порядок осуществления зачета или возврата сумм, излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа при обращении в налоговый орган налогового агента или налогоплательщика. В силу части 2 ст. 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено НК РФ, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей. Таким образом, при наличии иных, специальных норм ст. 231 НК РФ, налогоплательщику надлежало руководствоваться ими.
По смыслу ст. 231 НК РФ при отсутствии налогового агента налогоплательщик вправе подать заявление в налоговый орган о возврате излишне удержанной с него суммы налога одновременно с представлением налоговой декларации по окончании налогового периода (абз. 10 части 1).
Доказательств того, что налоговые агенты, исчислившие налог на доходы физических лиц в отношении Ближенского В.В. в спорные налоговые периоды, ликвидированы, не имеется. Согласно общедоступным сведениям ЕГРЮЛ, как на то указано налоговым органом в решениях, налоговые агенты осуществляют свою деятельность. Таким образом, обстоятельство отсутствия налогового агента, с которым нормы права связывают возможность непосредственного обращения налогоплательщика в налоговый орган с заявлением о возврате налога, в настоящем случае не имеет места.
На необходимость обращения с соответствующим заявлением к налоговым агентам указано в оспариваемых решениях налогового органа.
При таком положении у налогового органа отсутствовали предусмотренные действующим законодательством основания для возврата сумм налога на доходы физических лиц.
Учитывая изложенное, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований отказать.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд через Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательном виде принято 10.01.2017.