НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Колпашевского городского суда (Томская область) от 27.01.2022 № 2А-1079/2021

Дело №2а-33/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 января 2022 года г. Колпашево Томской области

Колпашевский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Бакулиной Н.В.,

при секретаре Новиковой О.С.,

помощник судьи Алешина Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к Ленской В.П. о взыскании налога на доходы физических лиц, страховых взносов, пени, штрафа,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС по <адрес> обратилась в Колпашевский городской суд <адрес> с административным исковым заявлением к Ленской В.П. о взыскании в пользу соответствующего бюджета задолженности в размере 77 052 рублей 79 копеек, в том числе НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 454 рублей, пени по НДФЛ в размере 111 рублей 74 копейки (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), штраф в размере 1 295 рублей 40 копеек за 6 месяцев ДД.ММ.ГГГГ; в бюджет Пенсионного фонда РФ страховые взносы за ДД.ММ.ГГГГ в размере 20 154 рублей 92 копеек, пени на страховые взносы в размере 210 рублей 71 копейки (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования страховые взносы за ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 672 рублей 28 копеек, пени на страховые взносы в размере 48 рублей 84 копеек (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству за 2020 год в размере 2 250 рублей 79 копеек, пени на страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству в размере 22 рублей 37 копеек (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); в бюджет Пенсионного фонда РФ страховые взносы за ДД.ММ.ГГГГ в фиксированном размере 29 918 рублей 45 копеек, пени на страховые взносы в размере 114 рублей 44 копеек (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования страховые взносы за ДД.ММ.ГГГГ в фиксированном размере 7 769 рублей 13 копеек, пени на страховые взносы в размере 29 рублей 72 копеек (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ Ленская В.П. поставлена на учет в налоговых органах в качестве физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в налоговом органе по месту жительства. ДД.ММ.ГГГГ снята с учета - в связи с принятием соответствующего решения. Налогоплательщик Ленская В.П. в соответствии со ст. 207 НК РФ являлся плательщиком налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ). Налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию по НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ на сумму 10 454,00 рублей. В установленный срок НДФЛ в сумме 10 454,00 рублей не уплачен. В соответствии со ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начислены пени по НДФЛ в размере 111,74 рублей. На основании ст.ст. 69, 70 НК РФ направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате НДФЛ в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок НДФЛ и пени по НДФЛ налогоплательщиком не уплачены. Кроме того, Ленская В.П. привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 123 НК РФ за неправомерное не перечисление (неполное перечисление) в установленный Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. Сумма удержанного и не перечисленного налога составляет 12 954,00 рублей, сумма штрафа составляет 2 590,80 рублей (12 954,00 руб. * 20%). Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются расчетом сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (6-НДФЛ) за 6 месяцев ДД.ММ.ГГГГ и данными карточки расчетов с бюджетом по перечислению налога. Налоговый агент, Ленская В.П. ранее привлекалась к ответственности по п.1 ст.123 Кодекса, что подтверждается решением от ДД.ММ.ГГГГ, дата вступления решения в законную силу - ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство, в соответствии с п. 2. ст. 112 Кодекса, признается обстоятельством, отягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения. В соответствии с п. 4 ст. 114 Кодекса при наличии обстоятельства, предусмотренного п. 2 ст. 112 Кодекса, размер штрафа увеличивается на 100 процентов (с ДД.ММ.ГГГГ-2590,80*2 = 5181,60 руб.). В соответствии с п. 3 ст. 114 Кодекса при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Кодекса. На основании изложенного, исходя из необходимости соблюдения баланса публичных и частных интересов, принципа соразмерности штрафа степени тяжести совершенного правонарушения, в качестве обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность следует учесть: признание вины: с правонарушением согласна (5181,60 руб./2 = 2590,80 руб.); тяжелое финансовое положение налогоплательщика: ДД.ММ.ГГГГ Ленская В.П. признана несостоятельным (банкротом) и введена процедура реализации имущества гражданина (2590,80/2 = 1295,40 руб.). Довод о несоразмерности деяния тяжести наказания (отсутствие умысла на совершение правонарушения) не может быть принят в качестве обстоятельства смягчающего налоговую ответственность, так как характер правонарушения является систематическим. Итого размер штрафа следует уменьшить с 5181,60 рублей до 1295,40 рублей. Обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, не установлено. На основании ст.ст. 69, 70 НК РФ направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате штрафа в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок штраф налогоплательщиком уплачен не был. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащая уплате за 2020 год составляет 20 154,92 рублей. Сумма страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, подлежащая уплате за ДД.ММ.ГГГГ составила 4 672,28 рублей. Сумма страховых взносов, исчисленная налогоплательщиком по расчету за ДД.ММ.ГГГГ, не оплачена в установленный законом срок в полном объеме. Межрайонной ИФНС России по <адрес>, в порядке ст. 75 НК РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начислены пени в сумме 259,55 руб., в том числе: сумма пени в размере 210,71 рублей начислена на недоимку по страховым взносам в бюджет Пенсионного фонда РФ по требованию от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Сумма пени в размере 48,84 рублей начислена на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по требованию от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку сумма страховых взносов, исчисленная налогоплательщиком за ДД.ММ.ГГГГ не оплачена в установленный законом срок в полном объеме, Межрайонная ИФНС России по <адрес>, на основании ст.ст. 69, 70 НК РФ направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ с предложением уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 20 154,92 рублей и пени 210,71 рублей, с предложением уплатить страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 4 672,28 рублей и пени 48,84 рублей, со сроком для добровольного исполнения – ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок задолженность в сумме 25 086,75 рублей налогоплательщиком не оплачена. Согласно данным карточки расчётов с бюджетом, налогоплательщиком Ленской В.П. до настоящего времени не уплачены в бюджет страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству за 2020 год в размере 2 250,79 рублей, пени на страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству в размере 22,37 рублей. Сумма пени в размере 22,37 рублей начислена на недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ плательщику направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пеней. В установленный срок вышеуказанные суммы уплачены не были. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, подлежащая уплате за 2020 год составляет 29 918,45 рублей. Сумма страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере, подлежащая уплате за ДД.ММ.ГГГГ составила 7 769,13 рублей. Межрайонной ИФНС России по <адрес>, в порядке ст. 75 НК РФ, за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начислены пени в сумме 144,16 рублей, в том числе: сумма пени в размере 114,44 рублей начислена на недоимку по страховым взносам в бюджет Пенсионного фонда РФ по требованию от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Сумма пени в размере 29,72 рублей начислена на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по требованию от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку сумма страховых взносов, исчисленная налогоплательщиком за ДД.ММ.ГГГГ не оплачена в установленный законом срок в полном объеме, Межрайонной ИФНС России по <адрес>, на основании ст.ст. 69, 70 НК РФ было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ с предложением уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 29 918,45 рублей и пени 114,44 рублей, с предложением уплатить страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 7 769,13 рублей и пени 29,72 рублей, со сроком для добровольного исполнения - ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок задолженность в сумме 37831,74 рублей налогоплательщиком не оплачена. В соответствии с гл. 11.1 КАС РФ Межрайонной ИФНС России по <адрес> направлено заявление о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с Ленской В.П. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей по результатам рассмотрения указанного заявления вынесен судебный приказ о взыскании задолженности с Ленской В.П. в размере 77 052,79 рублей. От налогоплательщика поступили письменные возражения, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа. Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу принято заявление о признании Ленской В.П. банкротом. Со ссылкой на ст. 5 Федерального Закона №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" приведено, что задолженность в реестре требования кредиторов от ДД.ММ.ГГГГ, налоги и пени по налогам за ДД.ММ.ГГГГ считаются текущими и подлежат взысканию.

Представитель административного истца межрайонной ИФНС России по <адрес> Лях Ю.А., действующая на основании доверенности, административный ответчик Ленская В.П., ее представитель Горшков А.В., действующий на основании доверенности, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представитель административного истца и административный ответчик просили о рассмотрении дела в их отсутствие. На основании ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Часть 6 статьи 289 КАС РФ устанавливает, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии со ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч. 2).

В силу ч. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам (ч. 8 ст. 69 НК РФ).

Согласно требованию от ДД.ММ.ГГГГ срок уплаты налога, страховых взносов, пени установлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).

Согласно требованию от ДД.ММ.ГГГГ срок уплаты штрафа установлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17).

Согласно требованию от ДД.ММ.ГГГГ срок уплаты штрафа установлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).

Согласно требованию от ДД.ММ.ГГГГ срок уплаты штрафа установлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24-25).

Определением мирового судьи судебного участка Колпашевского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с поступившим возражением Ленской В.П. отменен судебный приказ Мирового судьи судебного участка Колпашевского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Ленской В.П. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации: налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере 10454 рублей, пеня с ДД.ММ.ГГГГ в размере 111 рублей 74 копейки, штраф за ДД.ММ.ГГГГ в размере 1295 рублей 40 копеек, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере 20154 рублей 92 копейки, пени в размере 210 рублей 71 копейка, страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере 2250 рублей 79 копеек, пени с ДД.ММ.ГГГГ в размере 22 рублей 37 копеек, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере 29918 рублей 45 копеек, пеня с ДД.ММ.ГГГГ в размере 114 рублей 44 копейки, страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере 4672 рубля 28 копеек, пени с ДД.ММ.ГГГГ в размере 48 рублей 84 копеек, страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере 7769 рублей 13 копеек, пени с ДД.ММ.ГГГГ в размере 29 рублей 72 копейки, транспортный налог с физических лиц: налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере 1488 рублей, пеня за 2020 год в размере 4 рубля 01 копейки, налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений: налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере 185 рублей, пени за ДД.ММ.ГГГГ в размере 00 рублей 50 копеек, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере 15 рублей, пеня за ДД.ММ.ГГГГ в размере 0,04 рубля, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенном в границах городских поселений: налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере 69 рублей, пени за ДД.ММ.ГГГГ в размере 0,19 рублей, всего 78 814 рублей 53 копейки, госпошлину в размере 1282 рубля 00 копеек в доход муниципального образования «<адрес>» (л.д. 8).

Согласно ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Настоящее административное исковое заявление направлено в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного ч. 3 ст. 48 НК РФ срока, в связи с чем срок для обращения с настоящими административными исковыми требованиями административным истцом не пропущен.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное требование содержится в п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, в также в силу п. 1 ч. 3.4 ст. 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов (ч.9 ст. 45 НК РФ).

На основании п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела административный ответчик Ленская В.П. с ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет в налоговых органах в качестве физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В силу ч. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объектом налогообложения налога на доходы физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации в силу положений ст. 209 НК РФ признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми, у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

В силу абз 2 ч. 1 ст. 224 НК РФ по налогу на доходы физических лиц налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов - если сумма налоговых баз, указанных в пункте 2.1 статьи 210 настоящего Кодекса, за налоговый период составляет менее 5 миллионов рублей или равна 5 миллионам рублей.

Согласно ч.1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Указанные в абзаце первом настоящего пункта лица именуются в настоящей главе налоговыми агентами.

Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком (ч.2 ст. 226 НК РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Согласно ч.6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода. При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.

Согласно расчетам сумма налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за отчетный период 2020 года, подлежащая уплате Ленской В.П. по ставке в размере 13%, составляет 10 454 рубля (24 905,19 + 56 253,13) от соответствующих фактически полученных доходов ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (статьи 46, 47, 69 НК РФ).

Частью 1 ст. 72 НК РФ установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога).

В Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (п.п.2-3 ст. 75 НК РФ)

Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В силу п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

На основании ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога на сумму недоимки административному ответчику начислены пени по НДФЛ в размере 111 рублей 74 копейки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, доказательств оплаты которых не представлено.

В соответствии со ст. 69 НК РФ Ленской В.П. в электронной форме через личный кабинет направлялось требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки, пени, которое получено ДД.ММ.ГГГГ. Факт получения требования об уплате налога административным ответчиком не оспаривался.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, а также изложенные выше правовые положения, принимая во внимание, что административным истцом представлены доказательства наличия налогооблагаемой базы, предоставления сведений налоговым агентом об исчисленном, но не удержанном налоге, доказательства соблюдения порядка расчета, с учетом требований ст. 226 НК РФ, порядка и сроков взыскания налога, напротив доказательств уплаты налога в ходе рассмотрения дела административным ответчиком не представлено, суд приходит к выводу о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу на доходы с физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ, в размере 10 454 рублей 00 копеек, а также пени в размере 111 рублей 74 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с представлением ДД.ММ.ГГГГ расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных налоговым агентом (форма № 6-НДФЛ) налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка за 6 месяцев ДД.ММ.ГГГГ

Решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> России от ДД.ММ.ГГГГ Ленская В.П. привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 123 НК РФ (неправомерное не перечисление (не полное перечисление) в установленный Кодексом срок суммы налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом – 12 954 рубля 00 копеек) в виде штрафа в размере 2 590 рублей 80 копеек (12 954,00 руб. * 20%), в связи с наличием обстоятельств, отягчающих ответственность, размер штраф увеличен на 100% до 5 181,60 рублей, между тем были установлены обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность, а потому размер штрафа был уменьшен в два раза до 1 295,40 рублей, в связи с чем, Ленской В.П. выставлено требование об уплате штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, налоговый орган, с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих налоговую ответственность, законно и обоснованно принял решения о привлечении к ответственности Ленской В.П.

Материалы дела сведения об обжаловании Ленской В.П. указанного решения в установленном порядке не содержат, тогда как оно Ленской В.П. получено, и вступило в законную силу, при таких обстоятельствах с Ленской В.П. в пользу административного истца подлежит взысканию штраф в размере 1 295 рублей 40 копеек за 6 месяцев 2020 года.

С 01 января 2017 года в связи с вступлением в силу Федерального закона № 243-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 18.1 Налогового кодекса Российской Федерации в Российской Федерации в Российской Федерации настоящим Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

В соответствии с положениями п. 1 ч. 3.4 ст. 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы.

В соответствии с ч. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 430 НК РФ в действующей в заявленный налоговый период плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2020 года плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

В силу п. 2 ст. 430 НК РФ, главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в целом по крестьянскому (фермерскому) хозяйству определяется как произведение фиксированного размера, составляющего 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рубля за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года, и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.

Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование в целом по крестьянскому (фермерскому) хозяйству определяется за расчетный период как произведение фиксированного размера страховых взносов, составляющего 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рубля за расчетный период 2019 года, 8 426 рублей за расчетный период 2020 года, и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.

В соответствии с ч. 6 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Как следует из ст. 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год (ч.1). Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (ч.2).

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, определен в статье 432 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 2 указанной нормы суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 того же Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядок возмещения суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определены ст. 431 НК РФ в действующей на заявленный налоговый период редакции.

Из материалов дела следует, что Ленская В.П. была поставлена на учет в налоговых органах в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Согласно представленным административным истцом расчетам задолженность Ленской В.П. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ составляет 20 154 рублей 92 копеек, по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за ДД.ММ.ГГГГ - 4 672 рублей 28 копеек, по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству за ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 250 рублей 79 копеек, по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ в фиксированном размере в бюджет Пенсионного фонда РФ - 29 918 рублей 45 копеек, по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 7 769 рублей 13 копеек.

За несвоевременную уплату налогоплательщиком страховых взносов за ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок в порядке ст. 75 НК административным истцом начислены пени в сумме 426 рублей 08 копеек, в том числе на недоимку по страховым взносам в Пенсионный фонд в размере 210 рублей 71 копейки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 48 рублей 84 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству в размере 22 рублей 37 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по страховым взносам в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование в размере 114 рублей 44 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по страховым взносам в фиксированном размере Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 29 рублей 72 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате страховых взносов в соответствии со ст. 69 НК РФ является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате страховых взносов Ленской В.П. были направлены требование об оплате страховых взносов, пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ и требование об оплате страховых взносов, пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Как указано в исковом заявлении Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу принято заявление о признании Ленской В.П. банкротом.

Действительно, из материалов дела следует, что определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принято к производству заявление о признании Ленской В.П. несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заявление о признании Ленской В.П. несостоятельным (банкротом) признано обоснованным, в отношении нее введена процедура реструктуризации долгов гражданина. Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу Ленская В.П. признана несостоятельным (банкротом), в отношении нее введена процедура реализации имущества гражданина сроком на шесть месяцев. В соответствии с определениями Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ продлены сроки реализации имущества гражданина в отношении Ленской В.П..

Согласно с положениями ч. 2 ст. 213.11 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

При этом в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ).

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29 (ред. от 21.12.2017) "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

Поскольку налоговым органом в рамках настоящего дела заявлена ко взысканию задолженность по налогам, пеням и штрафам за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ, обязанность по уплате которых в соответствии с налоговым законодательством наступила после принятия арбитражным судом заявления о признании Ленской В.П. банкротом (ДД.ММ.ГГГГ) и введения в отношении нее процедуры реструктуризации долгов (ДД.ММ.ГГГГ), то являющиеся предметом спора по настоящему делу обязательные платежи начисленные за просрочку из уплаты налогов и пени являются текущими платежами, которые не могли быть заявлены в рамках процедуры банкротства. Таким образом, завершение процедуры банкротства не влечет прекращение обязательства по их уплате.

Поскольку Ленская В.П., являясь плательщиком налога на доходы физических лиц, а также страховых взносов, свою обязанность по уплате налога, страховых взносов в установленный срок, в том числе по требованию административного истца, не исполнила, в связи с чем у налогового органа имеются основания для взыскания задолженности по налогу, страховым взносам, пени а также штрафов в судебном порядке.

Представленные административным истцом расчеты проверены судом и признаны правильными.

Доказательств, опровергающих доводы административного истца, доказательств, свидетельствующих об исполнении обязанности по уплате обязательных платежей, иного расчета суммы задолженности, доказательств незаконности начислений, административным ответчиком в силу статьи 62 КАС РФ суду не представлено.

Таким образом, учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. С Ленской В.П. подлежат взысканию в бюджет Пенсионного фонда РФ страховые взносы за ДД.ММ.ГГГГ в размере 20 154 рублей 92 копеек, пени на страховые взносы в размере 210 рублей 71 копейки (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования страховые взносы за ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 672 рублей 28 копеек, пени на страховые взносы в размере 48 рублей 84 копеек (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству за ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 250 рублей 79 копеек, пени на страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству в размере 22 рублей 37 копеек (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); в бюджет Пенсионного фонда РФ страховые взносы за ДД.ММ.ГГГГ в фиксированном размере 29 918 рублей 45 копеек, пени на страховые взносы в размере 114 рублей 44 копеек (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования страховые взносы за ДД.ММ.ГГГГ в фиксированном размере 7 769 рублей 13 копеек, пени на страховые взносы в размере 29 рублей 72 копеек (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно п.п. 8 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ, ст. 104 КАС РФ в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Таким образом, с административного ответчика суд полагает необходимым взыскать государственную пошлину согласно ст.333.19 Налогового кодекса РФ в размере 2 511 рублей 58 копеек.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к Ленской В.П. о взыскании налога на доходы физических лиц, страховых взносов, пени, штрафа удовлетворить.

Взыскать с Ленской В.П. в пользу соответствующего бюджета задолженность в размере 77 052 рублей 79 копеек, в том числе НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 454 рубля, пени по НДФЛ в размере 111 рублей 74 копейки, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, штраф в размере 1295 рублей 40 копеек за 6 месяцев ДД.ММ.ГГГГ; в бюджет Пенсионного фонда РФ страховые взносы за ДД.ММ.ГГГГ в размере 20 154 рублей 92 копеек, пени на страховые взносы в размере 210 рублей 71 копейки, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования страховые взносы за ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 672 рублей 28 копеек, пени на страховые взносы в размере 48 рублей 84 копеек, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству за ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 250 рублей 79 копеек, пени на страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству в размере 22 рублей 37 копеек, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в бюджет Пенсионного фонда РФ страховые взносы за ДД.ММ.ГГГГ в фиксированном размере 29 918 рублей 45 копеек, пени на страховые взносы в размере 114 рублей 44 копеек, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования страховые взносы за ДД.ММ.ГГГГ в фиксированном размере 7 769 рублей 13 копеек, пени на страховые взносы в размере 29 рублей 72 копеек, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Взысканную сумму перечислить по следующим реквизитам:

<данные изъяты>

Взыскать с Ленской В.П. в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в размере 2 511 рублей 58 копеек.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Колпашевский городской суд <адрес>.

Судья: Н.В. Бакулина

Мотивированный текст решения изготовлен: ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Н.В. Бакулина

Подлинный судебный акт подшит в дело № 2а-33/2022

Колпашевского городского суда Томской области