Дело № 2а-814/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 августа 2016 года г. Колпашево Томской области
Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Шачневой А.А.,
при секретаре Циванюк Н.В.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика Думы Колпашевского района Томской области ФИО2, действующего на основании доверенности № от Д.М.Г.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Думе Колпашевского района Томской области об оспаривании решения Думы Колпашевского района Томской области от Д.М.Г.№ «О досрочном прекращении полномочий депутата Думы Колпашевского района ФИО1» и признании его незаконным и недействующим с момента издания,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Думе Колпашевского района Томской области о признании решения Думы Колпашевского района Томской области от Д.М.Г.№ «О досрочном прекращении полномочий депутата Думы Колпашевского района ФИО1» несоответствующим законодательству и недействующим с момента издания.
В обоснование заявленных требований указал, что Д.М.Г., по итогам муниципальных выборов, он был избран депутатом Думы Колпашевского района по трехмандатному избирательному округу №. Д.М.Г. Решением Думы Колпашевского района № «О досрочном прекращении полномочий депутата Думы Колпашевского района ФИО1», досрочно прекращены его полномочия депутата, в связи с непредставлением сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Решение опубликовано на официальном Интернет сайте муниципального образования «Колпашевский район» (http://www/koipadm.ru/normatives/resh/2016). Данное решение принято на основании протокола комиссии по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих в Думе Колпашевского района муниципальные должности и урегулированию конфликта интересов от Д.М.Г.№ и в соответствии с ч.7.1, п.10 ч. ч.10, ч. 11 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а так же ч.4, ч.5 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее ФЗ-273) и является незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Вышеуказанные акты федерального законодательства не содержат прямых предписаний, согласно которым депутаты представительных органов местного самоуправления обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. И действующее федеральное законодательство не связывает непредоставление депутатами сведений о доходах с негативными для них последствиями в виде досрочного прекращения полномочий. В то же время, действительно, часть 4 статьи 12.1 ФЗ-273 налагает определенные ограничения и обязанности, в том числе представлять декларацию о доходах и имуществе, но только на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, и в том числе, и на депутатов, замещающих муниципальные должности, но никак не на всех депутатов органов местного самоуправления. К муниципальным должностям, которые могут замещать депутаты, в соответствии с принципом, закрепленным абзацем 20 части 1 статьи 2 ФЗ-131 могут относиться - председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. И как следует из закона, должности, которые могут быть отнесены к муниципальным, должны быть не только внесены в реестр муниципальных должностей в соответствии с Законом Томской области от 9 октября 2007 года № 223-03 «О муниципальных должностях в Томской области», но и закреплены в Уставе муниципального образования. И процедура их замещения, в связи с тем, что понятие должности связано с наличием каких либо властных или организационно-распорядительных полномочий, как минимум предусматривает наличие волеизъявления депутата (или иного лица на нее претендующего), а так же определенной процедуры занятия этой должности (избрания, назначения). Автоматическое замещение, какой либо муниципальной должности по результатам муниципальных выборов, на которых выбирается депутат - член представительного органа поселения, муниципального района и т.д., (абзац 14 части 1 статьи 2 ФЗ-131), каким либо законом не предусмотрено. На сегодня, в Уставе Колпашевского района закреплена только одна муниципальная должность депутата - Председатель Думы Колпашевского района, при этом с непонятным и неопределенным кругом его полномочий. Решение принято нелегитимным составом комиссии, которая по своему статусу вправе рассматривать только «служебное поведение лиц, замещающих в Думе Колпашевского района муниципальные должности». Он же в Думе Колпашевского района, какую либо муниципальную должность ни временно, ни постоянно не занимал, и в Думу ходил не «на службу». Так называемая «комиссия», не придерживалась какой либо, хотя бы похожей на законную процедуру рассмотрения вопроса, когда таковой, с их точки зрения возник. Его даже не пригласили на ее заседание для объяснения причин его действий или бездействий, что само по себе, является основанием для отмены оспариваемого решения. Таким образом, принимая оспариваемое решение, Дума района руководствовалась не только заключением (выводами) нелегитимного органа, но нормами права, которые не применяются в данной конкретной ситуации. Вследствие чего и приняла решение, несоответствующее закону, чем были нарушены его гарантированные ст. 32 Конституции свободы и права быть избранным в органы местного самоуправления и права на непосредственное участие в управлении делами местного самоуправления.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным выше, дополнительно указав, что когда был выбран состав Думы четвертого созыва, то он указывал, что необходимо внести изменения в Устав, отмечал, что неправильно сформирована комиссия, не по закону, предлагал, что необходимо сделать, но это было отклонено. Суть спора сводится к тому, является ли депутат лицом, занимающим муниципальную должность, либо таковым не является. Основанием к этому послужило письмо Комитета федеративного устройства по вопросам местного самоуправления. В этом письме было указано, что все депутаты должны подавать декларации, независимо от того, депутаты субъектов, федеральные депутаты либо муниципальные депутаты. Это письмо было разослано руководителям Совета муниципальных образований. После этого стали приниматься нормативные документы, где отождествили понятие, что депутаты – это лицо, занимающее муниципальную должность. Термин «муниципальная должность» взят из ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». ФЗ № 273 «О противодействии коррупции» регламентируют иную сферу деятельности. В п. 1 ст. 2 ФЗ № 131 указаны термины, которые применяются только для ФЗ № 131, но не для других законов. Но комиссия, используя термин одного Закона, автоматически перенесла его на действие другого Закона. Понятие «муниципальная должность» связана с муниципальной службой, хотя занятие муниципальной должностью не является муниципальной службой. Лица, замещающие муниципальную должность должны подавать декларацию и отчеты и им запрещено производить определенные действия, на что было указано в ФЗ № 273. Когда был принят Закон № 303 ФЗ от 03.11.2015 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты», то данный Закон несколько изменил этот Закон, указав на неправильные слова «постоянной основе», «непостоянной основе». Тем не менее, в Федеральном законе № 303 указано о статусе членов Совета Федерации и статусе Депутатов Государственной Думы Федерального собрания, что именно они обязаны выполнять запреты, указанные законом и обязаны подавать декларацию. Аналогичные изменения внесены в Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) муниципальных органов государственной власти субъектов РФ», в котором указано, что депутаты субъекта РФ обязаны сдавать декларацию и несут за это ответственность. В п. 3 этого же Закона внесены уточнения, о том, что в Законе № 131 муниципальная должность это должность, которую занимает депутат и, четко указано, что на депутата не возложены обязанности подавать декларацию, а разъясняется, что депутат, замещающий должность представительного органа муниципального образования – это председатель, его заместитель, председатель постоянной и временной комиссии Комитета и его заместитель, депутаты замещающие иные должности представительного органа муниципального образования в соответствии с Уставом муниципального образования. Занимать должность в Администрации муниципального образования Депутат не может, потому что это разные органы власти и закон прямо это запрещает, поэтому замещать муниципальную должность Депутат может только в представительном органе муниципального образования. Закон об этом прямо говорит и поэтому, депутат, не замещающий должность из перечисленных, соответственно муниципальную должность не замещает и каких-то обязанностей в связи с этим не несет. Можно замещать муниципальную должность как временно, так и постоянно, могут создаваться временные комиссии, могут создаваться постоянные комиссии. При этом это все должно быть занесено в Устав в соответствии со ст. 44 ФЗ № 131, чего сделано не было. В связи с изложенным считает, что обязанности сдавать декларацию у него не возникло, так как муниципальной должности он не занимал. В представленном перечне должностей, который представил представитель ответчика, указано, что утвержден перечень муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления МО «Колпашевский район» и в органах Администрации Колпашевского района. В этом перечне указан Глава Колпашевского района, Председатель Думы Колпашевского района и Председатель Счетной палаты Колпашевского района. То, что депутат является лицом, замещающим муниципальную должность, данного не следует, эти изменения в Устав не внесены. По этим основаниям считает, что необходимо признать незаконным принятое Решение об отстранении его от должности и снятия с него полномочий. Также указал, что в соответствии со ст. 44 ФЗ № 131 в Уставе муниципального образования должны быть указаны основания и порядок прекращения полномочий депутатов. Однако, в Устав этого не внесли, поэтому такой порядок отсутствовал, созданная комиссия руководствовалась не Законом № 44, Уставом Колпашевского района, она сама по себе не легитимна. Поэтому имеются нарушения и материальных норм, и процедуры рассмотрения.
Указывает, что срок предоставления деклараций определен , а не в связи с чем выводы комиссии и Думы относительно нарушения им закона в том числе явились преждевременными. С учетом изложенного просит признать решение незаконным, необоснованным и недействующим с момента издания.
Представитель административного ответчика Думы Колпашевского района Томской области ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признал, указав, что оспариваемое ФИО1 решение Думы Колпашевского района от 30 мая 2016 года № 37 является законным, в обоснование указав, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N2131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N2131-ФЗ) лицо, замещающее муниципальную должность, - это депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса. Кроме того указанной статьей установлено, что депутат, это член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения. Указание на то, что депутаты являются лицами, замещающими муниципальную должность только в случае замещения должности в представительном органе муниципального образования, нормы действующего законодательства не содержат. Учитывая данные определения, к лицам, замещающим муниципальные должности, относятся все депутаты представительного органа муниципального образования, независимо от того, замещают ли они должности в представительном органе муниципального образования или нет. Частью 7.1. ст. 40 Федерального закона N2131-ФЗ установлено, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N2273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N2273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с частью 3 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N2 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к нормативным правовым актам Российской Федерации отнесены также и муниципальные правовые акты. Поскольку все депутаты являются лицами, замещающими муниципальную должность, обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей распространяется на них всех, независимо от того, замещают ли они должности в представительном органе муниципального образования или нет. Правомерность указанных выводов также подтверждается письмом Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы РФ от 07.04.20 16г. б/н. В связи с чем, полагает, что из норм действующего законодательства следует, что депутат является лицом, замещающим муниципальную должность. Депутаты Колпашевского района действительно не включены в этот перечень лиц, замещающих муниципальную должность, который утвержден решением Думы Колпашевского района от 27.03.2013 года № 26, ввиду того, что оно принято в соответствии с Законом Томской области № 223 ОЗ «О муниципальных должностях Томской области». В ст. 1 этого Закона указано, что в реестр муниципальных должностей, включается только должность, которая замещается на постоянной основе, так как должность депутата в муниципальном образовании не замещается на постоянной основе, правовых оснований для включения депутатов в указанный перечень у Думы Колпашевского района не имелось, тем не менее, так как Законом дано понятие – лицо, замещающее должность, от включения, либо не включения в это решение, депутат не перестает быть лицом, не замещающим муниципальную должность. В целях обеспечения реализации вышеуказанных положений законодательства, Думой Колпашевского района было принято решение от 29.03.2016 № 20 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», пунктом 1 указанного решения установлено, что депутаты Думы Колпашевского района представляют предусмотренные законом сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих в Думе Колпашевского района муниципальные должности, и урегулированию конфликта интересов, в порядке, сроки и по форме, установленные Законом Томской области от 9 декабря 2005 г. N 231-0З «О государственной гражданской службе Томской области». В свою очередь положениями Закона Томской области от 9 декабря 2005 г. NQ231-0З «О государственной гражданской службе Томской области» установлен срок для предоставления сведений, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера - не позднее не позднее года, следующего за отчетным. Административный истец ошибочно полагает, что срок предоставления изменен на . Действительно были внесены изменения, но там менялся срок опубликования этих сведений на сайте. То есть первоначально был указан срок , потом его поменяли на , то есть по истечении срока, когда все сведения предоставлены, до эти сведения должны быть опубликованы. Таким образом, полагает, что депутатом ФИО1 должны быть предоставлены сведения о своих доходах и обязательстве имущественного характера в отношении себя, в отношении своей супруги в срок, не позднее Однако, указанная обязанность, предусмотренная законодательством, не была исполнена. То есть в комиссию эти сведения не поступили, и на заседании, которое состоялось Д.М.Г., этот факт был установлен, о чем комиссия сообщила в Думу. Считает, что нарушения закона комиссией допущено не было. Доводы административного истца относительно отсутствия в законе предписания о предоставлении депутатами представительных органов муниципальных образований сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера считает ошибочными.
Так как в соответствии с решением Думы Колпашевского района от Д.М.Г. NQ20 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в Думе Колпашевского района была образована комиссия по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих в Думе Колпашевского района муниципальные должности, и урегулированию конфликта интересов, к ведению которой относится организация сбора представляемых депутатами Думы сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области; проведение проверки в соответствии с Законом N 198-ОЗ: достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Думы; соблюдения депутатами Думы ограничений и запретов, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года NQ 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон NQ 273-ФЗ) и другими федеральными законами; фактических обстоятельств, служащих основаниями для досрочного прекращения полномочий по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, полагает, что выводы административного истца о том, что Комиссия вправе рассматривать только «служебное поведение лиц, замещающих в Думе Колпашевского района муниципальные должности» являются ошибочными. Пунктом 11 Решения Думы Колпашевского района № установлено, что Заседание Комиссии проводится в присутствии депутата Думы, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов. В свою очередь рассмотрение вопроса о непредставлении депутатом сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не относится ни к вопросам по соблюдению требований к служебному поведению, ни к вопросам по соблюдению требований об урегулировании конфликта интересов, ввиду чего у Комиссии отсутствовала обязанность по приглашению Былина А.В на заседание Комиссии, а также рассматривать этот вопрос в его присутствии.
Указывает, что ч. 7.1. ст. 40 Федерального закона N2131-ФЗ установлено, что неисполнение депутатом представительного органа муниципального образования обязанности установленной частью 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» о предоставлении сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, влечет досрочное прекращение его полномочий. Вопреки доводам истца порядок досрочного прекращения полномочий депутата в Уставе определен. В рассматриваемой ситуации основанием для прекращения полномочий депутата представительного органа является факт получения представительным органом сведений о неисполнении депутатом обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Таким образом, решение Думы Колпашевского района от 30.05.2016 N237 «О досрочном прекращении полномочий депутата Думы Колпашевского района ФИО1» полагает принятым Думой Колпашевского района обоснованно, в пределах имеющихся полномочий, с соблюдением порядка и сроков, установленных действующим законодательством.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 219 КАС РФ установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое решение принято ответчиком Д.М.Г., административное исковое заявление в Колпашевский городской суд поступило Д.М.Г., а потому срок обращения ФИО1 в суд с настоящим административным иском не пропущен.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с преамбулой Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Этим же Законом в соответствии с п. 33 ч. 1 ст. 15 осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района отнесено к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно абзацу 15 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат - это член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.
Частью 3 статьи 40 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
При этом абзац 19 ч. 1 ст. 2 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусматривает, что депутат также является лицом, замещающим муниципальную должность, поскольку под ней понимается депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса. Должности председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Аналогичные требования закреплены и в абз. 1 части 6.1 статьи 27 Устава Колпашевского района (в редакции решения Думы от 30.05.2016 № 51).
Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок предоставления указанных сведений определен решением Думы Колпашевского района Томской области от 29.03.2016 № 20 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в редакции Решения Думы от 25.04.2016 № 35) согласно п. 1 которого депутаты Думы Колпашевского района представляют предусмотренные законом сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих в Думе Колпашевского района муниципальные должности, и урегулированию конфликта интересов, в порядке, сроки и по форме, установленные законом Томской области от 9 декабря 2005 года № 231-ОЗ «О государственной гражданской службе Томской области».
Положением о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Томской области, государственными гражданскими служащими Томской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и о предоставлении государственными гражданскими служащими Томской области сведений о расходах, являющимся Приложением 4 к Закону Томской области «О государственной гражданской службе Томской области» предусмотрено, что обязанность представлять сведения о расходах в соответствии с действующим законодательством возлагается на государственного гражданского служащего Томской области, замещающего должность государственной гражданской службы Томской области, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, по форме справки, утвержденной Президентом Российской Федерации (п. 2.1).
Пунктом 2 указанного Решения от 29.03.2016 № 20 контроль за достоверностью и полнотой предоставленных в соответствии с частью 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» депутатом Думы Колпашевского района сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера осуществляет комиссия по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих в Думе Колпашевского района муниципальные должности, и урегулированию конфликта интересов в порядке, установленном Законом Томской области от 11 сентября 2007 года № 198-ОЗ «О муниципальной службе в Томской области».
Согласно Положению о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих в Думе Колпашевского района муниципальные должности, и урегулированию конфликта интересов, являющемуся приложением к решению Думы от 29.03.2016 № 20, к ведению комиссии относится, в том числе, организация сбора предоставляемых депутатами Думы сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области; а также проведение проверки в соответствии с Законом № 198-ФЗ: соблюдения депутатами Думы ограничений и запретов, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами; фактических обстоятельств, служащих основаниями для досрочного прекращения полномочий по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 16 Положения по итогам рассмотрения вопроса о несоблюдении депутатом Думы ограничений и запретов, обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ, а также другими федеральными законами, Комиссия принимает одно из следующих решений: установить, что депутат Думы района соблюдал ограничения и запреты, установить, что депутат Думы не соблюдал ограничения и запреты.
Решения Комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены Комиссии, принимавшие участие в ее заседании (п. 17 Положения).
Так, как следует из материалов дела, согласно решению окружной избирательной комиссии по трехмандатному избирательному округу № от Д.М.Г.№ ФИО1 был зарегистрирован депутатом Думы Колпашевского района пятого созыва по трехмандатному избирательному округу №.
Согласно протоколу от Д.М.Г. заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих в Думе Колпашевского района муниципальные должности, и урегулированию конфликта интересов Думы Колпашевского района 5 созыва, комиссией установлено, что депутатом ФИО1 не предоставлена справка о доходах, по результатам принято решение о направлении информационного письма комиссии в Думу Колпашевского района о несоблюдении ограничений и запретов депутатом Думы Колпашевского района ФИО1.
Согласно письму от Д.М.Г. Комиссия по соблюдению требований к Положению о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих в Думе Колпашевского района муниципальные должности, и урегулированию конфликта интересов Думы Колпашевского района информировала председателя Думы Колпашевского района о несоблюдении ограничений и запретов депутатом Думы Колпашевского района по трехмандатному избирательному округу № ФИО1, выразившимся в непредоставлении сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих в Думе Колпашевского района муниципальные должности, и урегулированию конфликта интересов.
Оспариваемым решением Думы Колпашевского района Томской области от Д.М.Г.№ прекращены досрочно полномочия депутата Думы Колпашевского района по трехмандатному избирательному округу № ФИО1 в связи с непредоставлением сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги.
Анализируя представленные сторонами доказательства на основании приведенных норм закона, суд приходит к выводу, что оспариваемое административным истцом решение Думы Колпашевского района от Д.М.Г.№ соответствует требованиям действующего законодательства, по следующим основаниям.
Исходя из анализа приведенных выше положений закона, и вопреки доводам административного истца, основанным, по мнению суда, на неверном толковании норм материального права, суд приходит к выводу, что все депутаты в силу прямого на то указания закона ((абз.19 ч.1 ст.2 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ) являются лицами, замещающими муниципальную должность, а потому, они обязаны соблюдать все ограничения, запреты и обязанности, установленные для лиц, занимающих муниципальную должность, в том числе по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги. Указанная обязанность распространяется на всех депутатов, независимо от того, на постоянной или непостоянной основе они исполняют свои полномочия. Следовательно, утверждение ФИО1 о том, что он не является лицом, замещающим муниципальную должность, а потому на него законом не возложена обязанность по предоставлению справок о доходах, не основано на законе.
При этом отсутствие депутата в Перечне муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «Колпашевский район», являющемся Приложением № к решению Думы Колпашевского района № от Д.М.Г. не свидетельствует о том, что депутат не является лицом, замещающим муниципальную должность, поскольку указанное решение принято для целей и во исполнение Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Томской области № 198-ОЗ от 11.09.2007 «О муниципальной службе в Томской области», Закона Томской области № 223-ОЗ от 09.10.2007 «О муниципальных должностях в Томской области» и определяет перечень муниципальных должностей и должностей муниципальной службы, занимаемых на постоянной основе
Обязанность лиц, замещающих муниципальные должности как на постоянной, так и не на постоянной основе, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, предусмотрена частью 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в редакции Федерального закона от 03.11.2015 N 303-ФЗ, вступившей в силу с 04.11.2015 года. Причем указанная редакция закона не содержит изъятий относительно иных сроков вступления в силу положений закона в указной части, а потому обязанность по предоставлению справок должна быть исполнена лицами, замещающими муниципальные должности, в 2016 году, в срок до 30 апреля, а не со следующего созыва представительного органа, как утверждает административный истец.
При этом суд не может согласиться с мнением административного истца относительно иных сроков представления справок о доходах – до как то определено решением Думы Колпашевского района от Д.М.Г.№, в редакции решения Думы от Д.М.Г.№.
Так, действительно Положение о порядке размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов Думы Колпашевского района, являющееся приложением № к решению Думы Колпашевского района от Д.М.Г.№… в пункте 1 содержало указание на то, что указанные сведения о доходах, предоставленные депутатами Думы Колпашевского района размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте муниципального образования «Колпашевский район» в срок не позднее 30 апреля, а в редакции решения Думы Колпашевского района от Д.М.Г.№, которое внесло изменения в п. 1 Приложения №, - в срок не позднее 14 мая».
Таким образом, срок – , на который ссылается истец, как на срок предоставления справок о доходах указанным решением Думы, регламентирует срок размещения сведений о доходах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте муниципального образования «Колпашевский район», и не является тождественным сроку предоставления соответствующих сведений о доходах.
В нарушение приведенных требований закона административным истцом, в установленный законодательством срок, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги представлены не были, что установлено Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих в Думе Колпашевского района муниципальные должности, зафиксировано в протоколе и о чем проинформирована Дума Колпашевского района. Факт непредоставления вышеуказанных сведений истцом не оспаривается ни в административном исковом заявлении, ни в судебном заседании.
Не соглашаясь с доводом административного истца о не легитимности вышеуказанной Комиссии, суд учитывает, что Комиссия муниципальными правовыми актами наделена полномочиями по организации сбора предоставляемых депутатами Думы сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; а также по проведению проверки в соответствии с Законом № 198-ФЗ: соблюдения депутатами Думы ограничений и запретов, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Факт отсутствия ФИО1 на заседании данной комиссии при принятии решения о направлении информации Думе Колпашевского района о выявлении факта непредставления ФИО1, как депутатом сведений о доходах в отношении себя и своей супруги, не влияет на законность принятого решения о прекращении его полномочий, поскольку п. 11 Положения о Комиссии предусмотрено, что заседание комиссии проводится в присутствии депутата Думы, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов. В то же время, непредоставление сведений о доходах к указанным вопросам не относится и потому заседание комиссии правомерно проведено без участия ФИО1.
Согласно ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15.04.2008 N 285-О-О, предусмотренное федеральным законом досрочное прекращение полномочий депутата является одной из форм ответственности и элементом статуса депутата, члена выборного органа местного самоуправления. Это мера публично-правовой ответственности, которая применяется на основании федерального закона и в порядке, определенном уставом муниципального образования.
Таким образом, поскольку в судебном заседании было достоверно установлено, что ФИО1, являясь депутатом Думы Колпашевского района, как лицо, замещающее муниципальную должность, в установленный законодательством срок – до Д.М.Г. не предоставил сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих в Думе Колпашевского района муниципальные должности, и урегулированию конфликта интересов, тем самым нарушил требования Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", то оспариваемым решением Думы законно принято решение о досрочном прекращении его полномочий, как мера публично-правовой ответственности.
Вопреки доводу административного истца Устав Колпашевского района регламентирует порядок досрочного прекращений полномочий депутата. В частности, в п. 12 закреплено, что о досрочном прекращении полномочий Дума Колпашевского района принимает решение. Решение Думы Колпашевского района о досрочном прекращении полномочий депутата Колпашевского района принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между собраниями Думы Колпашевского района – не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Приведенный порядок досрочного прекращения полномочий депутата ФИО1 Думой Колпашевского района в полной мере был соблюден.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к вводу, что оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 не имеется, поскольку в данном случае оспариваемое решение Думы Колпашевского района Томской области от Д.М.Г.№ административным ответчиком принято в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением установленных порядка и сроков его принятия, содержание решения в полной мере соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 к Думе Колпашевского района Томской области об оспаривании решения Думы Колпашевского района Томской области от Д.М.Г.№ «О досрочном прекращении полномочий депутата Думы Колпашевского района ФИО1» и признании его незаконным и недействующим с момента издания оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Колпашевский городской суд Томской области.
Судья: А.А. Шачнева
Мотивированный текст решения изготовлен: Д.М.Г..
Судья: А.А. Шачнева