НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Колпашевского городского суда (Томская область) от 01.07.2021 № 2А-485/2021

Дело № 2а-485/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июля 2021 года г. Колпашево Томской области

Колпашевский городской суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Сафоновой О.А.,

при секретаре судебного заседания Сандаковой Л.А., помощнике судьи Л.А.,

с участием представителя административного истца – помощника ФИО1 городского прокурора Озорнова Н.А.,

представителя административного ответчика Администрация ФИО1 городского поселения <адрес>И.А,, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации ФИО1 городского поселения <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать газоснабжение,

УСТАНОВИЛ:

Колпашевский городской прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Колпашевский городской суд <адрес> с административным исковым заявлением к Администрации ФИО1 городского поселения в котором, с учетом дальнейших уточнений и увеличений, просит признать незаконным бездействие администрации ФИО1 городского поселения ФИО1 <адрес> по организации газоснабжения по поставке сжиженного газа в баллонах на территорию муниципального образования «ФИО1 городского поселения»; возложении обязанности в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ организовать газоснабжение по поставке сжиженного газа в баллонах на территорию муниципального образования «Колпашевское городское поселения».

В обоснование исковых требований указано, что по результатам проведенной проверки соблюдения Администрацией ФИО1 городского поселения требований законодательства в сфере газоснабжения установлено, что в нарушение требований федерального законодательства газоснабжение населения в настоящее время надлежащим образом не организовано. Ссылаясь на положения п.18 ч.1 ст.14, ч.1 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», ст.2, 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» указывают, что задачей Администрации ФИО1 городского поселения в сфере газоснабжения является обеспечение нуждающихся жителей городского поселения газом, что включает в себя также поставку газа. Не на все территории ФИО1 городского поселения (в том числе на <адрес>) газоснабжение надлежащим образом не организовано, газораспределительные сети не построены. Поставка сжиженного газа в баллонах для нужд населения Администрацией ФИО1 городского поселения не организована. В разделе 8.3 Генерального плана муниципального образования «Колпашевское городское поселение» определен способ поставки сжиженного газа потребителям, а именно: автотранспортом с газонаполнительной станции <адрес>. По информации ООО «Торговый дом ОАО «Томскоблгаз» с ДД.ММ.ГГГГ прекращена поставка сжиженного углеводородного газа в баллонах для нужд населения. Кроме того, отсутствие средств в бюджете муниципального образования не является основанием для освобождения органов местного самоуправления от исполнения возложенных на них обязанностей. Неисполнение обязанностей по организации газоснабжения нарушает права и законные интересы жителей, в том числе несовершеннолетних, на создание комфортных условий проживания и удовлетворения коммунально-бытовых потребностей.

Представитель административного истца помощник ФИО1 городского прокурора Озорнов Н.А., в судебном заседании исковые требования с учетом увеличений поддержал в полном объёме по изложенным выше основаниям, просил административный иск удовлетворить.

В судебном заседание представитель административного ответчика Администрации ФИО1 городского поселения И.А, исковые требования не признала в полном объеме, полагая их незаконными и необоснованными, поскольку со стороны Администрации ФИО1 городского поселения осуществляется необходимый комплекс мер по газификации территории муниципального образования. Доводы, изложенные в письменных отзывах представителя административного ответчика Ю.Ю, поддержала.

При этом в письменном отзыве на административное исковое заявление представитель административного ответчика Ю.Ю, указала, что прокурором не доказано нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц. На территории <адрес> любой желающий вправе обратиться в организацию ООО «Торговый дом ОАО «Томскоблгаз» для заключения договора на поставку сжиженного газа с соблюдением требований противопожарного режима. При этом полагала, что Администрация ФИО1 городского поселения является ненадлежащим ответчиком, поскольку поставку сжиженного газа на территории <адрес> осуществляет ООО «Торговый дом ОАО «Томскоблгаз». В рамках реализации региональной программы газификации жилищно0-коммунального хозяйства значение для показателей «Газификация потребителей сжиженным углеводородным газом» и «Уровень газификации населения сжиженным природным газом» установлены значения «0». Комплекс мероприятий по проектированию и строительству газораспределительных сетей в <адрес> в <адрес> сформирован и производится в соответствии с установленной очередностью и финансированием. При этом, финансирование строительства газораспределительных сетей производится исключительно в рамках областного финансирования.

Представитель заинтересованного лица Администрация <адрес> в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, представив письменный отзыв, из содержания которого следует, что вопросы организации газоснабжения населения в границах поселения отнесены к вопросам местного значения городского поселения. Приказом Департамента тарифного регулирования <адрес> (702) от ДД.ММ.ГГГГ «О розничных ценах на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд ООО «Торговый дом ОАО «Томскоблгаз» была утверждена розничная цена на сжиженный газ в баллонах без доставки до потребителя. В связи с изменениями, внесенными приказом ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ в методические указания по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд», готовятся соответствующие изменения в приказ (702) по установлению розничной цены на сжиженный газ в баллонах с доставкой до потребителя Перечень мероприятий региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ра, формируется на основании сводных бюджетных заявок ответственных исполнителей государственных программ <адрес>. Реализация мероприятий осуществляется в рамках государственных программ <адрес> с учетом доведенного бюджетного финансирования.

Представитель заинтересованного лица ООО «Торговый дом ОАО «Томскоблгаз» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представив письменный отзыв, из содержания которого следует, что ООО ТД ОАО «Томсколбгаз» осуществляет реализацию сжиженного углеводородного газа населению <адрес> и <адрес>, согласно тарифам, утвержденным Департаментом тарифного регулирования <адрес> (далее Департамент). ДД.ММ.ГГГГ приказом Департамента (73) был установлен предельно максимальный уровень розничных цен на сжиженный газ в баллонах, реализуемых населению в ФИО1 <адрес> в размере 83,07 руб. с НДС за 1 кг газа с учетом транспортировки. Доставка СУГ на территорию <адрес> осуществлялась регулярно с периодичностью один раз в два месяца, по мере поступления заявок от потребителей. ДД.ММ.ГГГГ, согласно ведомости, была произведена доставка СУГ потребителям <адрес>, предыдущая поставка осуществлялась в августе 2020 года. Следует отметить, доставка СУГ на территорию <адрес> осуществляется через паромную переправу <адрес>. В период распутицы (ноябрь - декабрь) ледовая переправа через <адрес> отсутствовала. Заявки на доставку СУГ Общество принимало на ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Приказом Департамента (702) с ДД.ММ.ГГГГ установлен предельно максимальный уровень розничных цен на сжиженный газ в баллонах, реализуемых населению <адрес> без доставки до потребителей в размере 59,69 рублей с НДС. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ тариф на транспортировку газа в баллонах не устанавливается, а определяется согласно рыночным ценам, сложившимся на территории <адрес>. Общество обращалась в администрацию ФИО1 <адрес>, по вопросу доставки газа. В ДД.ММ.ГГГГ Департамент промышленности и энергетики <адрес> неоднократно проводил производственные совещания с руководителями Общества, <адрес>ов и поселений для решения вопроса доставки СУГ до потребителей, в том числе и ФИО1 <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ, как результат производственного совещания, с администрацией Чажемтовского сельского поселения был заключен договор возмездного оказания услуг по доставке СУГ в баллонах специализированным транспортом. Заказчиком услуги по Договору выступает сельское поселение, исполнителем ООО ТД ОАО «Томскоблгаз». На данный момент - это единственное сельское поселение, которое выразило желание и решило на местном уровне вопрос по доставке газа. Так же, ведется обсуждение по заключению аналогичного договора с администрацией Тегульдетского сельского поселения. Остальные органы местного самоуправления, в том числе и Колпашевское городское поселение, в Общество по вопросу заключения договора на оказание транспортных услуг не обращались.

На основании ч.6 ст.226 КАС РФ судебное заседание проведено в отсутствие не явившихся заинтересованных лиц.

Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45, 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная защита прав и свобод.

Ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации гласит, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, признает и гарантирует местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно и органы которого не входят в систему органов государственной власти (статья 12).

Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселений относится организация в границах поселения в том числе газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

Кроме того, по смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2493-О, использование законодателем формулировки "организация" при определении полномочий органов местного самоуправления означает, что задача органов местного самоуправления состоит в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективного решения соответствующего вопроса местного значения, в частности, - применительно к пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - организации газоснабжения населения.

Согласно ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.

В соответствии с п.33 ч.1 ст.44 Устава муниципального образования «Колпашевское городское поселение», организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведение, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесено к компетенции Администрации ФИО1 городского поселения.

Согласно пп. "д" п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (далее - Правила N 354), потребителю может быть предоставлена, в том числе коммунальная услуга газоснабжение, то есть снабжение газом, подаваемым по централизованным сетям газоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также продажа бытового газа в баллонах.

Таким образом, право неопределенного круга лиц на обеспечение газоснабжением является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.

В судебном заседании материалами дела установлено, что в адрес <адрес>, Главы ФИО1 городского поселения, Президента Российской Федерации жителями ФИО1 городского поселения неоднократно направлялись запросы по вопросам газификации и поставки сжиженного газа в баллонах на территории ФИО1 городского поселения.

Поставку сжиженного газа на территории <адрес> осуществляет ООО «Торговый дом ОАО «Томскоблгаз» осуществляет поставку сжиженного газа населению на территории <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Торговый дом ОАО «Томскоблгаз» в адрес Главы муниципального образования «<адрес>» направлено уведомление о расторжении соглашения о сотрудничестве с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменением законодательства по установке розничных цен на реализацию СГУ населению в баллонах. В соответствии с чем доставка сжиженного газа в баллонах до конченого потребителя ценовому регулированию не подлежит.

Приказом Департамента тарифного регулирования <адрес> (702) от ДД.ММ.ГГГГ установлен предельный максимальный уровень розничной цены на сжиженный газ в баллонах без доставки до потребителя, реализуемый населению для бытовых нужд ООО «Торговый дом ОАО «Томскоблгаз» на территории <адрес>: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 59,69 рублей за 1 кг (с учетом НДС), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 61,48 рублей за 1 кг (с учетом НДС). Предельный максимальный уровень розничной цены на сжиженный газ, не включает в себя транспортные расходы, связанные с доставкой газа потребителям.

Приказом ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ N 156/21 "О внесении изменений в Методические указания по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденные приказом ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ N 1072/19" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 63086) п.12 «Розничные цены устанавливаются дифференцированно в зависимости от системы франкирования по следующим категориям» дополнен пп.Д реализация сжиженного газа в баллонах с доставкой до потребителя.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Торговый дом ОАО «Томскоблгаз» в адрес Главы муниципального образования «<адрес>» направлено письмо о предоставлении услуг по доставке сжиженного газа в баллонах с указанием предварительного расчета стоимости рейса по доставке сжиженного газа населению в баллонах.

В рамках реализации государственной программы «Развитие коммунальной инфраструктуры в <адрес>», муниципальной программы «развитие коммунальной инфраструктуры ФИО1 <адрес>» на территории ФИО1 городского поселения разработана и утверждена муниципальная программа «Газификация ФИО1 городского поселения» на период ДД.ММ.ГГГГ гг.». При этом 60% от потребности финансовых ресурсов обеспечивается за счет областного бюджета.

Решением Совета ФИО1 городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Генеральный план муниципального образования «Колпашевское городское поселение», текст размещен в свободном доступе на официальном сайте Администрации ФИО1 городского поселения. Проект генерального плана выполнен на следующие проектные периоды: I этап - первая очередь строительства – ДД.ММ.ГГГГ; II этап - расчетный срок генерального плана – 2035 год; III этап – перспектива – прогнозный период.

Разделом 8.3 предусмотрено, что на территории ФИО1 городского поселения используется сетевой природный и сжиженный углеводородный газ пропан-бутановой фракции. Подача природного сетевого газа выполнена от ГРС «Чажемто», расположенной за пределами территории городского поселения, по межпоселковый газопроводу в <адрес> и <адрес>. Организованная подача сжиженного газа потребителям осуществляется автотранспортом с газонаполнительной станции <адрес>. Газоснабжение в ФИО1 городском поселении в рассматриваемый проектный период будет осуществляться сетевым природным (естественным) газом и сжиженным углеводородным газом от индивидуальных газобаллонных установок. Природный сетевой газ в период до 2035 года предлагается использовать для объектов ТЭК и коммунально-бытовых нужд населения только в <адрес> и <адрес>; в <адрес> и <адрес> для пищеприготовления и хозяйственно-бытовых нужд может быть использован СУГ.

ООО «Торговый дом ОАО «Томскоблгаз» Колпашевскому городскому прокурора ДД.ММ.ГГГГ предоставлена информации о разработке совместно с Администрацией ФИО1 городского поселения плана мероприятий, с последующим заключением соответствующего договора по доставке сжиженного газа в баллонах до абонентов, проживающих на территории ФИО1 <адрес> и возмещении затрат, связанных с транспортировкой.

Таким образом, суд установил, что вопреки требованиям законодательства, Администрацией ФИО1 городского поселения меры по обеспечению газоснабжения населения ФИО1 городского поселения сжиженным углеводородным газом от индивидуальных газобаллонных установок не принимаются.

Неисполнение административным ответчиком своих обязанностей, предусмотренных федеральным законодательством, по организации возможности использования сжиженного газа в баллонах на территории МО «Колпашевское городское поселение», нарушает права граждан, проживающих на данной территории, на полноценное обеспечение газоснабжением и удовлетворение жизненных, бытовых потребностей.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При этом, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

На основании изложенного, обязание Администрации ФИО1 городского поселения исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства может быть обеспечено только судебным решением.

Также суд полагает, что требования прокурора не ущемляют самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а лишь направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности, поскольку выбор способа исполнения указанной обязанности орган местного самоуправления осуществляет самостоятельно по своему усмотрению. При выборе способа исполнения орган местного самоуправления вправе учесть экономическую целесообразность и выбрать наименее обременительный для казны муниципального образования.

При этом, предложенный административным истцом срок, в течение которого необходимо исполнить данную обязанность административным ответчиком, до ДД.ММ.ГГГГ, суд находит разумным и подлежащим установлению в соответствии со ст. 187 КАС РФ с учетом того, что о необходимости устранения нарушения законодательства о газоснабжении административный ответчик был проинформирован административным истцом уже ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая, что в силу ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" функции по организации в границах поселения газоснабжения лежат на органах местного самоуправления поселения, доказательств выполнения административным ответчиком требований вышеуказанных нормативных актов в судебное заседание не представлено, то требования прокурора к администрации ФИО1 городского поселения подлежат удовлетворению, с возложением на администрацию ФИО1 городского поселения обязанности организовать газоснабжение по поставке сжиженного газа в баллонах на территорию МО «Колпашевское городское поселение».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации ФИО1 городского поселения <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать газоснабжение удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации ФИО1 городского поселения ФИО1 <адрес> по организации газоснабжения по поставке сжиженного газа в баллонах на территорию муниципального образования «ФИО1 городского поселения».

Обязать Администрацию ФИО1 городского поселения в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ организовать газоснабжение по поставке сжиженного газа в баллонах на территорию муниципального образования «Колпашевское городское поселения».

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Колпашевский городской суд <адрес>.

Судья: О.В.Сафонова

Мотивированный текст решения изготовлен: ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: О.В.Сафонова