НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Колосовского районного суда (Омская область) от 14.08.2023 № 2-166/2023

№ 2-166/2023

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Колосовский районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Сорокиной Н.В.,

при секретаре Грибковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Колосовка 14 августа 2023 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Колосовского района Омской области в интересах РФ, неопределенного круга лиц к Специализированному автономному учреждению Омской области «Колосовский лесхоз», Главному управлению лесного хозяйства Омской области об обязании оборудовать лесопожарную станцию пожарной техникой, оборудованием, инвентарем, средствами связи, оснастки и вспомогательными материалами, осуществить финансирование мероприятий по оснащению лесопожарной станции,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Колосовского района Омской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах РФ, неопределенного круга лиц, в котором просит обязать САУ «Колосовский лесхоз» оборудовать лесопожарную станцию 2 типа Колосовского мастерского участка пожарной техникой, оборудованием, инвентарем, средствами связи, оснастки и вспомогательными материалами согласно требованиям распоряжения Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р путем обеспечения наличия следующих средств: зажигательные аппараты в количестве 6 шт.; мобильный пожарный резервуар (ёмкость) открытого типа (каркасная, надувная и пр.) в количестве 2 шт.; пожарная ёмкость закрытого типа объемом свыше 300 литров () в количестве 2 шт.; ствол пожарный в количестве 8 шт.; комплект технологической оснастки в составе пожарных стволов, соединительных головок, разветвлений, зажимов; тепловизоры (портативные); комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и (или) беспилотная авиационная система (БАС); радиостанция УКВ диапазона стационарного авиационного канала связи; радиостанция УКВ диапазона стационарного наземного канала связи, УКВ диапазона носимая авиационного канала связи в количестве 6 шт.; терминал спутниковой связи; прожектор переносной световой силой не менее 1000 люмен в количестве 6 шт. в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать Главное управление лесного хозяйства Омской области осуществить финансирование мероприятий по оснащению лесопожарной станции 2 типа, расположенной на территории Колосовского мастерского участка, пожарной техникой, оборудованием, инвентарем, средствами связи, оснастки и вспомогательными материалами. В обоснование исковых требований со ссылкой на ст.ст. 51, 53, 53.1 Лесного кодекса РФ, распоряжение Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р, Положение о Главном управлении лесного хозяйства Омской области, утвержденного приказом Губернатора Омской области от 26.12.2007 № 143 указано, что ЛПС-2 Лесхоза не в полном объеме укомплектована средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Главное управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов, защиту лесов, воспроизводство лесов, лесоразведение, однако надлежащее финансирование мероприятий по охране лесов от пожаров не осуществляется. Незаконное бездействие Лесхоза и Главного управления нарушает интересы Российской Федерации в сфере охраны лесов от пожаров, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере лесопользовании, создает угрозу жизни и здоровью граждан проживающих в населенных пунктах.

Старший помощник прокурора Колосовского района Омской области Малахов Е.Д. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчиков САУ «Колосовский лесхоз», Главного управления лесного хозяйства Омской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, каких-либо ходатайств, в том числе об отложении судебного разбирательства от них не поступало.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1, ч. 4 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Согласно ч. 1 ст. 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе предупреждение лесных пожаров.

На основании ч. 1, ч. 5 ст. 53.1 ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

Распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р утверждены нормативы обеспеченности субъектов Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Из п. 2.2, п. 2.3 Устава САУ «Колосовский лесхоз» следует, что целью деятельности Учреждения является - реализация полномочий отраслевого органа по тушению лесных пожаров и осуществлению мер пожарной безопасности на землях лесного фонда, расположенных на территории Омской области.

Предметом деятельности Учреждения является выполнение работ по тушению лесных пожаров и осуществлению мер пожарной безопасности на землях лесного фонда, расположенных на территории Омской области.

Судом установлено, что в нарушение указанных положений закона САУ «Колосовский лесхоз» не приняло мер по укомплектованию лесопожарной станции 2 типа Колосовского мастерского участка пожарной техникой, оборудованием, инвентарем, средствами связи, оснастки и вспомогательными материалами по нормативам обеспеченности, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р, что подтверждается: представлением прокурора <адрес>ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; ответом на представление САУ «Колосовский лесхоз» от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ готовности пожарной техники, оборудования и личного состава к пожароопасному сезону 2023 года.

Таким образом, своим бездействием САУ «Колосовский лесхоз» нарушает интересы Российской Федерации в сфере охраны лесов от пожаров, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере лесопользования, создает угрозу жизни и здоровью граждан.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Колосовского района к САУ «Колосовский лесхоз» обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом суд учитывает положения ст. 206 ГПК РФ, из которых следует, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, а также разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении», в соответствии с которыми решение суда не должно вызывать затруднений при исполнении.

Принимая во внимание, порядок и сроки финансирования за счет за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, суд с учетом мнения прокурора полагает возможным установить срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Разрешая вопрос о размере государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, суд принимает во внимание положения ст. 98, ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, абз. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ и приходит к выводу, что с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в местный бюджет.

Относительно исковых требований прокурора Колосовского района Омской области к Главному управлению лесного хозяйства Омской области о об обязании осуществить финансирование мероприятий по оснащению лесопожарной станции суд приходит к следующему.

Согласно п. 1.2 Устава САУ «Колосовский лесхоз» учредителем учреждения является Омская область. Функции и полномочия учредителя от имени Омской области в пределах своих полномочий осуществляют: Главное управление лесного хозяйства Омской области, как отраслевой орган исполнительной власти Омской области; Министерство имущественных отношений Омской области, как орган исполнительной власти Омской области в сфере управления собственность Омской области.

В соответствии с п. 6 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ автономное учреждение самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.

По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.

Аналогичные положения содержатся в п. 1.8 Устава САУ «Колосовский лесхоз».

В соответствии с положением о Главном управлении лесного хозяйства Омской области, утвержденного ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ГУЛХ ФИО1<адрес> осуществляет организацию охраны лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиту (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда, расположенных на территории Омской области, и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях, является главным распорядителем бюджетных средств в отношении САУ «Колосовский лесхоз», при недостаточности лимитов бюджетных ассигнований.

Согласно п. 14 Положения финансирование деятельности Главного управления осуществляется за счет субвенций, предоставленных из федерального бюджета, и за счет средств областного бюджета, в соответствии с законодательством.

В силу п. 4 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации, исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета.

Таким образом, из указанных положений закона следует, что собственник имущества автономного учреждения несет субсидиарную ответственность при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание при наличии обязательств автономного учреждения, связанных с причинением вреда гражданам.

В пункте 20 Постановления Пленума ВС РФ от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» указано, что недостаточность лимитов бюджетных обязательств, доведенных автономному учреждению, является основанием для привлечения к ответственности главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее учреждение, для исполнения денежных обязательств, на что указано

Разрешая вопрос о привлечении главного распорядителя средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета) к ответственности по долгам подведомственного ему казенного учреждения при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, судам необходимо иметь в виду, что основанием для привлечения главного распорядителя бюджетных средств к предусмотренной бюджетным законодательством ответственности является наличие неисполненного судебного акта по предъявленному кредитором в суд иску к основному должнику - казенному учреждению (пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ). Возможность распространения указанных положений на автономное учреждение указана в Обзоре судебной практики ВС РФ № 3 (2022) п. 18, а также в определении № 307-ЭС21-23552.

Вместе с тем, неисполненный судебный акт по иску к САУ «Колосовский лесхоз» по оснащению лесопожарной станции пожарной техникой, оборудованием, инвентарем, средствами связи, оснастки и вспомогательными материалами отсутствует.

Таким образом, возложение обязанности на Главное управление лесного хозяйства Омской области по осуществлению финансирования мероприятий по оснащению лесопожарной станции пожарной техникой, оборудованием, инвентарем, средствами связи, оснастки и вспомогательными материалами, свидетельствует о вмешательстве в административно-хозяйственную деятельность органа государственной власти субъекта по распоряжению денежными средствами, является ограничением права главного распорядителя средств бюджета субъекта, предусмотренных на данные мероприятия и реализации возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа.

Кроме того, возложение такой обязанности приведет к нарушению установленного ст. 10 Конституции Российской Федерации принципа разделения властей.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Колосовского района к Главному управлению лесного хозяйства Омской области об обязании осуществить финансирование мероприятий по оснащению лесопожарной станции пожарной техникой, оборудованием, инвентарем, средствами связи, оснастки и вспомогательными материалами удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Колосовского района Омской области к специализированному автономному учреждению Омской области «Колосовский лесхоз», ИНН удовлетворить.

Обязать специализированное автономное учреждение Омской области «Колосовский лесхоз» в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу оборудовать лесопожарную станцию 2 типа Колосовского мастерского участка пожарной техникой, оборудованием, инвентарем, средствами связи, оснастки и вспомогательными материалами согласно требованиям распоряжения Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р путем обеспечения наличия следующих средств: зажигательные аппараты в количестве 6 шт.; мобильный пожарный резервуар (ёмкость) открытого типа (каркасная, надувная и пр.) в количестве 2 шт.; пожарная ёмкость закрытого типа объемом свыше 300 литров () в количестве 2 шт.; ствол пожарный в количестве 8 шт.; комплект технологической оснастки в составе пожарных стволов, соединительных головок, разветвлений, зажимов; тепловизоры (портативные); комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и (или) беспилотная авиационная система (БАС); радиостанция УКВ диапазона стационарного авиационного канала связи; радиостанция УКВ диапазона стационарного наземного канала связи, УКВ диапазона носимая авиационного канала связи в количестве 6 шт.; терминал спутниковой связи; прожектор переносной световой силой не менее 1000 люмен в количестве 6 шт..

Взыскать со специализированного автономного учреждения Омской области «Колосовский лесхоз» государственную пошлину в размере 300 рублей в местный бюджет.

В исковых требованиях прокурора Колосовского района Омской области к Главному управлению лесного хозяйства Омской области об обязании осуществить финансирование мероприятий по оснащению лесопожарной станции пожарной техникой, оборудованием, инвентарем, средствами связи, оснастки и вспомогательными материалами – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Омский областной суд через Колосовский районный суд Омской области.

Судья Сорокина Н.В.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 14 августа 2023 года