НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кочевского районного суда (Пермский край) от 18.05.2010 № 2-103

                                                                                    Кочёвский районный суд Пермского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Кочёвский районный суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-103/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 мая 2010 года с. Кочево

Кочевский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Петровой Л.С.,

при секретаре Сухаревой Е.В.,

с участием заместителя прокурора Кочевского района Ватагиной Е.Д.,

а так же заинтересованного лица - представителя Земского Собрания Кочевского муниципального района Мельниковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кочевского района о признании нормативного правового акта недействительным и не подлежащим применению в части, противоречащей федеральному и региональному законодательству,

установил:

Решением Земского Собрания Кочевского муниципального района № 42 от 20.08.2009 г. принято Положение об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений Кочевского муниципального района.

Прокурор Кочевского района обратился в суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействительным и не подлежащим применению в части, противоречащей федеральному и региональному законодательству, а именно о признании недействительными и не подлежащими применению содержание разделов 6, 7 и 11 Положения.

Свои требования мотивировал тем, что в разделах 6 и 7 Положения указано, что работникам бюджетных учреждений могут быть установлены виды выплат компенсационного и стимулирующего характера. Из чего следует, что решением Земского Собрания № 42 от 20.08.2009 г. определяется не обязательный, а только рекомендательный характер установления вышеуказанных выплат. Однако трудовым законодательством, прямо предусмотрено, что в состав заработной платы входят вознаграждение за труд, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Кроме того, пунктом 6.3 Положения предусмотрена выплата в размере 25 процентов специалистам учреждений, работающим в сельских населенных пунктах, замещающим должности, перечень которых утверждается главой Кочевского муниципального района. При этом не оговорено, от какой базовой суммы исчисляются вышеуказанные проценты.

Согласно пункта 6.4 Положения к заработной плате работников учреждений устанавливается коэффициент для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Действующим законодательством не предусмотрены такие выплаты. Трудовым кодексом РФ предусмотрена процентная надбавка к заработной плате за стаж работы лицам, осуществляющим трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Разделом 11 Положения предусмотрено обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы. Пунктом 11.2 Положения указано, что размер и дата проведения индексации заработной платы работников бюджетных учреждений ежегодно устанавливается решением о бюджете Кочевского муниципального района.

Положение об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений Кочевского муниципального района принято в соответствии с Законом Пермского края от 03.09.2008 г. № 291-ПК «Об оплате труда работников бюджетных учреждений Пермского края». В свою очередь, в указанный закон 17.12.2009 г. Законом Пермского края № 560-ПК внесены изменения, в соответствии с которыми действие п. 2 ст. 11 Закона Пермского края № 291-ПК приостановлено с 01.01.2010 г. по 31.12.2012 г.

Таким образом, по мнению прокурора района, содержащиеся в принятой Земским Собранием редакции Положения условия создают предпосылки для проявления коррупции, в частности, предоставляют руководителям, должностным лицам муниципальных служб бюджетных учреждений района право самостоятельно решать, устанавливать или нет работникам выплаты компенсационного и стимулирующего характера, а также устанавливать надбавку к заработной плате в размере 25 процентов от любой суммы, входящей в состав заработной платы, что идет в разрез с положением ст. 2 Федерального Закона «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ от 25.12.2009 г., в соответствии с которой нормативные акты органов местного самоуправления должны составлять правовую основу противодействия коррупции.

Просит признать содержание разделов 6, 7 и 11 «Положения об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений Кочевского муниципального района недействующим и неподлежащим применению с момента принятия решения Земского Собрания Кочевского муниципального района № 42 от 20.08.2009г.

Заместитель прокурора Кочевского района Ватагина Е.Д. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. В ходе судебного заседания дополнительно заявила требования о признании разделов 3 и 10 Положения недействующими в части «нормативно-правовых актов Кочевского муниципального района», поскольку ей непонятно, какими нормативно-правовыми актами следует руководствоваться (главы района, Совета депутатов). Кроме того, в заголовке Решения Земского Собрания № 42 указано об утверждении положения об оплате труда работников муниципальных служб бюджетных учреждений Кочевского муниципального района Пермского края, в самом заголовке Положения слова «служб» нет.

Представитель Земского Собрания Кочевского муниципального района Мельникова Е.В. признала технические ошибки в разделе п. 6.3 Положения, где не допечатано, что устанавливается компенсационная выплата в размере 25 процентов к окладу и в разделе 6.4 правильным полагала считать «коэффициент для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» - «процентной надбавкой», в остальном просила требования прокурора оставить без удовлетворения.

Свидетель Чугайнова З.В. - начальник Управления финансов и налоговой политики администрации Кочевского муниципального района, суду пояснила, что она разрабатывала данное Положение на основании федерального закона и Закона Пермского края. По протесту прокурора Земским Собранием был сделан запрос в государственное правовое управление Законодательного Собрания Пермского края и был получен ответ, что Положение не противоречит ни федеральному, ни региональному законодательству. Решение Земского Собрания действительно носит не обязательный, а рекомендательный характер. Ни Земскому собранию, ни администрации района не дано право обязывать работодателя выплачивать данные выплаты. Работодатель сам выбирает систему оплаты труда. Кроме того, в здравоохранении, образовании и культуре, свои системы оплаты труда. В разделе 6.3 Положения допущена техническая ошибка, пропущено слово «от оклада», и в разделе 6.4 также допущена техническая ошибка, вместо слова «коэффициент» необходимо считать «процентная надбавка».

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а так же прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Решением Земского Собрания Кочевского муниципального района № 42 от 20 августа 2009 г. утверждено Положение «Об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений Кочевского муниципального района Пермского края».

В соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Системы оплаты труда включают в себя размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, системы премирования.

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Исходя из вышеизложенного, суд не может согласиться с доводами прокурора о том, что разделы 6 и 7 Положения определяют не обязательный, а рекомендательный характер установления выплат компенсационного и стимулирующего характера, поскольку ни региональное законодательство, ни муниципальные правовые акты, регулирующие данные вопросы, не могут содержать закрытый перечень конкретных выплат компенсационного и стимулирующего характера, так как это является нарушением прав работодателя и, соответственно Трудового кодекса.

Несостоятельным является и довод прокурора о том, что необходимо признать раздел 11 Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы Положения недействующим и неподлежащим применению, поскольку действие п. 2 ст. 11 Закона Пермского края № 291-ПК приостановлено.

Приостановление саму статью не отменяет и не говорит о том, что оно чему-то противоречит. В данном случае противоречия нет.

Оспариваемые прокурором положения разделов 3 и 10 в части «нормативных правовых актов Кочевского муниципального района» также ничему не противоречат. Более того, не только глава Кочевского муниципального района вправе издавать нормативно-правовые акты, но и Законодательное Собрание тоже.

Вместе с тем, в пункте 6.3 Положения, где специалистам учреждений, работающим в сельских населенных пунктах, замещающим должности, перечень которых утверждается главой Кочевского муниципального района, устанавливается компенсационная выплата в размере 25 процентов, имеется недопечатка - «к окладу».
Кроме того, в пункте 6.3 Положения ошибочно процентная надбавка к заработной плате названа «коэффициентом».

В остальном, Положение издано Законодательным Собранием в пределах предоставленных ему полномочий, и не противоречит ни федеральному, ни региональному законодательству.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействующим п. 6.3 «Положения об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений Кочевского муниципального района Пермского края», утвержденного решением Земского Собрания Кочевского муниципального района № 42 от 20.08.2009 г., в той части, что не указана компенсационная выплата в размере 25 процентов «к окладу», со дня его принятия.

Признать недействующим п. 6.4 «Положения об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений Кочевского муниципального района Пермского края», утвержденного решением Земского Собрания Кочевского муниципального района № 42 от 20.08.2009 г., в той части, в которой процентная надбавка к заработной плате для лиц, работающих в местностях, приравненным к районам Крайнего Севера названа «коэффициентом», со дня его принятия, а в остальной части в удовлетворении заявленных требований прокурора - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд в течение 10 дней с момента получения полной копии решения.

Текст решения изготовлен на компьютере.

Председательствующий судья: Л.С. Петрова

Судья Л.С. Петрова

Секретарь суда О.В. Минина