Дело № 2а-447/2021
11RS0009-01-2021-000942-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Закидальского Д.Е.
при секретаре судебного заседания Баранюк Я.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емве Республики Коми 26 августа 2021 года административное дело по административному исковому заявлению межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Коми к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени,
установил:
межрайонная ИФНС России № 8 по Республике Коми (далее – МИФНС №8) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 24 245 руб., пени на недоимку по транспортному налогу за период со 02 декабря 2020 года по 06 декабря 2020 года в размере 54,01 руб., недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 16 756 руб., пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за период со 02 декабря 2020 года по 06 декабря 2020 года в размере 11,87 руб., недоимки по земельному налогу за 2019 год в размере 4 305,20 руб., пени на недоимку по земельному налогу за период со 02 декабря 2020 года по 06 декабря 2020 года в размере 3,06 руб., всего в размере 45 449,89 руб., а также судебные расходы в размере 74,75 руб.
В обоснование указано, что административный ответчик является налогоплательщиком транспортного налога, поскольку имеет зарегистрированные транспортные средства, налогоплательщиком налога на имущество физических лиц, имея в собственности объект недвижимого имущества, и налогоплательщиком земельного налога, владея в 2019 году на праве собственности земельными участками. В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налогов в установленные сроки возникла задолженность, на которую начислены пени. Также инспекцией понесены почтовые расходы, связанные с направлением административного искового заявления по месту жительства ответчика, в размере 74,75 руб., которые в соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) подлежат взысканию с ответчика.
Судов в качестве заинтересованного лица привлечена финансовый управляющий должника ФИО1 в рамках производства банкротства физического лица ФИО2
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, юридическое лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, административное исковое заявление содержит ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В адрес суда направлены пояснения о взыскании с ответчика земельного налога за 2019 год: право пользования земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, прекращено 05 августа 2020 года.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований не представила.
Заинтересованное лицо ФИО2 в судебном заседании не участвовала, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, согласно телефонограмме просила рассмотреть дело без её участия, пояснила, что с заявленными требованиями не согласна, при этом мотивированного отзыва не представила.
В силу части 2 статьи 289 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица при их надлежащем извещении, поскольку их явка не признана судом обязательной.
Изучив материалы дела, материалы дела мирового судьи Кылтовского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми № 2а-286/2021, материалы административного дела Княжпогостского районного суда Республики Коми № 2а-354/2020, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 57 Конституции РФ и статьи 3 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (абзац 1 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1). Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (часть 2).
Согласно положениям статьи 57 НК РФ сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору. При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом. В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 45).
В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляется пени. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из материалов дела следует, что за ФИО1 с 15 августа 2014 года зарегистрированы транспортные средства: <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <№>, VIN <№>, <данные изъяты> года выпуска; <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <№>, VIN <№>, <ДД.ММ.ГГГГ> года выпуска; <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <№>, VIN <№>, <данные изъяты> года выпуска.
Согласно выписке из ЕГРН административный ответчик имела в собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер <№>, площадь <данные изъяты> кв.м., вид разрешенного использования - для размещения и обслуживания здания магазина, дата регистрации права 23 ноября 2010 года, дата прекращения права 06 сентября 2019 года.
Также имела в собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер <№>, площадь <данные изъяты> кв.м., вид разрешенного использования - для обслуживания здания магазина Тулыс, дата регистрации права 04 декабря 1998 года - в соответствии с постановлением главы администрации с. Туръя от 04 декабря 1998 года № 29.
В соответствии с постановлением администрации муниципального района «Княжпогостский» от 05 августа 2020 года № 534 право пользования ФИО1 указанным земельным участком прекращено с 05 августа 2020 года.
Поскольку указанные земельные участки использовались для размещения объектов розничной торговли, ставка по налогу на земельный участок устанавливается в соответствии с решением Совета городского поселения «Емва» от 27 марта 2015 года № I-31/173 «О земельном налоге» и решением Совета сельского поселения «Туръя» от 02 февраля 2017 года № 4-4/2 «О земельном налоге на территории сельского поселения «Туръя» и составляет 1,5%.
Налоговым органом административному ответчику направлялось налоговое уведомление № 56466560 от 01 сентября 2020 года об уплате в срок до 01 декабря 2020 года транспортного налога за 2019 год в размере 76 245 руб., земельного налога за 2019 год в размере 4 316 руб. Данное налоговое уведомление было передано ФИО1 в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика и получено ФИО1 22 сентября 2020 года.
В связи с неуплатой указанных налогов административному ответчику было направлено требование № 16585 по состоянию на 07 декабря 2020 года об уплате в срок до 12 января 2021 года недоимки и пени по транспортному налогу в размере 76 299,01 руб., недоимки и пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 310,22 руб., недоимки и пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений в размере 4 008,84 руб. Требование направлено в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика и получено ФИО1 08 декабря 2020 года.
Согласно части 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Из пункта 2 статьи 11.2 НК РФ следует, что налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Поскольку ФИО1 получила доступ к личному кабинету налогоплательщика и подключилась к онлайн-сервису «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» 02 октября 2019 года, налоговым органом налоговое уведомление и требование направлялись через личный кабинет налогоплательщика.
В связи с тем, что в добровольном порядке начисленные суммы задолженности административным ответчиком не были уплачены в установленный срок, налоговый орган 09 марта 2021 года обратился к мировому судье Кылтовского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми с заявлением о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 76 245 руб., пени на недоимку по транспортному налогу в размере 54,01 руб., недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 310,22 руб., пени на недоимку в размере 0,22 руб., недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений в размере 4 006 руб., пени на недоимку в размере 2,84 руб.
15 марта 2021 года мировым судьей Кылтовского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми вынесен судебный приказ № 2а-286/2021 о взыскании с ФИО1 в пользу МИФНС № 8 задолженности по налогу и пени.
21 апреля 2021 года определением мирового судьи Кылтовского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями.
Из административного искового заявления усматривается, что налоговым органом административному ответчику был исчислен транспортный налог за 2019 год в размере 76 245 руб., который был частично оплачен 01 апреля 2021 года в размере 52 000 руб. Также 30 марта 2021 года была частично оплачена недоимка по земельному налогу (ОКТМО 87608460) в размере 10,80 руб.
21 апреля 2021 года судебный приказ отменен, в Княжпогостский районный суд Республики Коми административный истец обратился 18 июня 2021 года (согласно штампу на конверте), то есть в шестимесячный срок со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. В силу пунктов 2, 3 статьи 48 НК РФ срок обращения с настоящим требованием в суд соблюден.
Поскольку административным ответчиком не исполнена обязанность по уплате недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 24 245 руб., пени на недоимку по транспортному налогу за период со 02 декабря 2020 года по 06 декабря 2020 года в размере 54,01 руб., недоимки по земельному налогу за 2019 год в размере 4 305,20 руб., пени на недоимку по земельному налогу за период со 02 декабря 2020 года по 06 декабря 2020 года в размере 3,06 руб., всего в размере 28 607,27 руб., с учетом установленных обстоятельств и приведенных правовых норм, проверив расчет задолженности и пени, который не оспорен административным ответчиком и который суд находит верным, суд находит заявленные требования в части взыскания недоимки и пени по транспортному налогу и недоимки и пени по земельному налогу законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Рассматривая требование налогового органа о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу на имущество физических лиц, суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 16 756 руб. и пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за период со 02 декабря 2020 года по 06 декабря 2020 года в размере 11,87 руб. исчислены на объект недвижимого имущества, а именно нежилое помещение (здание магазина), расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер <№>, площадь <данные изъяты> кв.м., дата регистрации права 03 августа 2006 года, дата прекращения права - 05 сентября 2019 года.
Ранее, решением Княжпогостского районного суда Республики Коми от 15 июля 2020 года (дело № 2а-354/2020), в удовлетворении административного иска налогового органа к ФИО1 в части взыскания задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год по объекту недвижимости - здание магазина, расположенного по адресу: <адрес>, отказано, поскольку указанное здание прекратило существование на момент 23 июня 2017 года, то есть до начала 2018 года. А недвижимое имущество, прекратившее свое существование (уничтоженное, снесенное), в силу статьи 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения не признается и таковым не является.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Коми от 28 сентября 2020 года решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 15 июля 2020 года в данной части оставлено без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому делу не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ФИО1 недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 год и пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за период со 02 декабря 2020 года по 06 декабря 2020 года, поскольку указанный объект недвижимости прекратил существование еще в июне 2017 года и в силу статьи 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения не признается.
Разрешая требования о взыскания с административного ответчика почтовых расходов, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, в соответствии со статьей 106 КАС РФ относятся почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами (пункт 6).
В соответствии с частью 7 статьи 125 КАС РФ административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.
В силу части 1 статьи 126 КАС РФ к административному исковому заявлению прилагаются, в том числе, уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.
Из вышеизложенного следует, что при подаче в суд административного искового заявления административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложить к административному иску уведомление о направлении иным лицам, участвующим в деле, копии административного иска с необходимыми документами.
Из материалов дела следует, что административным истцом с целью соблюдения требований части 7 статьи 125 КАС РФ в адрес административного ответчика посредством почтовой связи заказным письмом было направлено административное исковое заявление.
Согласно списку внутренних почтовых отправлений от 16 июля 2021 года стоимость пересылки заказного письма составила 56 руб., а стоимость дополнительной платы за пересылку (электронное почтовое уведомление) 18,75 руб., в связи с чем, налоговым органом понесены почтовые расходы в общем размере 74,75 руб.
Суд приходит к выводу, что указанные расходы являются необходимыми для принятия административного искового заявления к производству суда, и обоснованными, связаны с рассмотрением настоящего дела, поэтому почтовые расходы в размере 74,75 руб. подлежат взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.
На основании статьи 114 КАС РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ государственная пошлина, от уплаты которой налоговый орган освобожден, подлежит взысканию с административного ответчика в размере 1 306,65 руб.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
административный иск межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Республике Коми удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1, <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, недоимку по транспортному налогу за 2019 год в размере 24 245 руб., пени на недоимку по транспортному налогу за период со 02 декабря 2020 года по 06 декабря 2020 года в размере 54,01 руб., недоимку по земельному налогу за 2019 год в размере 4 305,20 руб., пени на недоимку по земельному налогу за период со 02 декабря 2020 года по 06 декабря 2020 года в размере 3,06 руб., всего в размере 28 607,27 руб., а также судебные расходы, связанные с рассмотрением административного дела в размере 74,75 руб.
Недоимку и пени по земельному налогу необходимо оплатить по следующим реквизитам:
земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 299,20 руб., КБК 18210606043101000110, ОКТМО 87608460, пени в размере 0,22 руб., КБК 18210606043102100110, ОКТМО 87608460,
земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, в размере 4 006 руб., КБК 18210606043131000110, ОКТМО 87608101, пени в размере 2,84 руб., КБК 18210606043132100110, ОКТМО 87608101.
Требование о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 16 756 руб., пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за период со 02 декабря 2020 года по 06 декабря 2020 года в размере 11,87 руб. оставить без удовлетворения.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального района «Княжпогостский» государственную пошлину в размере 1 058,22 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения 02 сентября 2021 года.
Вступившее в законную силу решение суда при условии его обжалования в апелляционном порядке может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (Санкт-Петербург) в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Судья Д.Е. Закидальский