НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Княжпогостского районного суда (Республика Коми) от 17.01.2022 № 2А-20/2022

Дело № 2а-20/2022

11RS0009-01-2021-001538-51

Решение

Именем Российской Федерации

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Степанова И.А.,

рассмотрев 17 января 2022 года в г. Емве в порядке упрощенного производства дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 8 по Республике Коми обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании пени на недоимку по страховым взносам по дополнительному тарифу за застрахованных лиц в ПФР за период с 16.11.2019 по 03.08.2020 в размере 39 рублей 77 копеек, штрафа в размере 98 рублей 28 копеек, а также почтовых расходов в размере 74 рубля 75 копеек. Требования мотивированы тем, что административный ответчик с 17.03.2000 по 08.06.2020 был зарегистрирован в Межрайонной ИНФС России № 5 в качестве индивидуального предпринимателя, в ходе камеральной проверки было выявлено, что ФИО1 в отчете по страховым взносам за 12 месяцев 2019 года не отражены показатели по дополнительному тарифу в размере 982 рубля 20 копеек. За несвоевременную уплату указанной суммы образовались пени в размере 46 рублей 22 копейки. Кроме того, за указанное налоговое нарушение ФИО1 привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 98 рублей 28 копеек. В связи с неуплатой недоимки и штрафа, налоговым органов адрес административного ответчика направлялось требование № 14207, которое оставлено ФИО1 без исполнения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.

Определением Княжпогостского районного суда Республики Коми от 17 ноября 2021 дело назначено в порядке упрощенного судопроизводства, установлен срок для представления сторонами в суд и направления ими друг другу доказательств и возражений относительно предъявленных требований, а также срок для направления друг другу дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обосновании своей позиции.

Административный ответчик ФИО1 представил возражения, в которых просил в удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 8 отказать, поскольку определением Арбитражного суда Республики Коми от 03.09.2021 он освобожден от дальнейшего исполнения имевшихся обязательств на дату обращения в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно части 2 статьи 44, статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

С 17.03.2000 по 08.06.2020 ФИО1 являлся индивидуальным предпринимателем, в связи с чем в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации являлся плательщиком страховых взносов за указанный период.

В период с 03.03.2020 по 02.06.2020 в отношении ФИО1 была проведена камеральная проверка, основанием для которой послужил расчет по страховым взносам за 12 месяцев 2019 года.

26.02.2020 ФИО1 в налоговый орган представлен уточненный расчет по страховым взносам за 12 месяцев 2019 года, в соответствии с которым сумма страховых взносов, подлежащая уплате, составила 17310 рублей 13 копеек (ОПС – 15957 рублей 59 копеек, ОМС – 3699 рублей 26 копеек, ОСС – 2346 рублей 72 копейки).

В ходе камеральной налоговой проверки было установлено, что налогоплательщиком не отражены показатели по дополнительному тарифу за 12 месяцев 2019 года в размере 982 рубля 20 копеек.

Таким образом, сумма страховых взносов по дополнительному тарифу, подлежащая доплате в бюджет за 12 месяцев 2019 года составила 982 рубля 20 копеек.

Пунктом 3 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

Указанные сумму перечислены в бюджет 30.12.2019, по сроку уплаты 15.11.2019 и 16.12.2019.

В соответствии с частью 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Исходя из требований пункта 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Согласно пунктам 3, 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

За несвоевременную уплату страхового взноса по дополнительному тарифу период с 16.11.2019 по 03.08.2020 ФИО1 должен уплатить пени в размере 46 рублей 22 копеек.

В соответствии с карточкой расчета ФИО1 переплата по пени в размере 6 рублей 45 копеек была зачислена в счет погашения начисленных пени, после чего задолженность составила 39 рублей 77 копеек.

Представленный истцом расчет суд находит обоснованным.

Кроме того, решением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 5 от 03.08.2020 ФИО1 за совершение налогового правонарушения назначен штраф в размере 98 рублей 28 копеек. Решение вступило в законную силу 14.09.2020.

Указанный штраф ФИО1 уплачен не был.

В соответствии с частью 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В связи с неуплатой пени и налогового штрафа налоговым органом в адрес ФИО1 18.09.2020 направлено требование № 14207 об уплате пени на недоимку по страховым взносам по дополнительному тарифу за застрахованных лиц в ПФР за период с 16.11.2019 по 03.08.2020 в размере 39 рублей 77 копеек, и штрафа за налоговые правонарушения в размере 98 рублей 28 копеек. Требование подлежало исполнению в срок до 03.11.2020.

10.02.2021 направлено требование № 116 по состоянию на 03.02.2021 об уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР в размере 285 рублей 65 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в размере 118 рублей 37 копеек, недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР в размере 8917 рублей 34 копейки (по сроку уплаты 23.06.2020), недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР в размере 3698 рублей 08 копейки (по сроку уплаты 23.06.2020), недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР в размере 45 рублей (по сроку уплаты 31.12.2020), недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР в размере 45 рублей (по сроку уплаты 31.01.2021), в срок до 19.03.2021.

Поскольку в срок, установленный в требованиях, налог и пени административным ответчиком не были уплачены, 27.05.2021 Межрайонная ИФНС России № 8 по Республики Коми обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 налоговой недоимки.

Мировым судьей Кылтовского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми, в период замещения мирового судьи Емвинского судебного участка судебного участка Княжпогостского района Республики Коми 01.06.2021 вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, страхового взноса по дополнительному тарифу, а также налогового штрафа.

Определением мирового судьи Емвинского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми от 30.06.2021 судебный приказ отменен в связи с возражениями должника.

На момент обращения с настоящим административным исковым заявлением требование № 116 от 03.02.2021 ФИО1 исполнено.

Согласно пункту 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанных сроков, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Налоговым органом этот срок соблюден.

Проверяя доводы административного ответчика об освобождении его от уплаты заявленных требований в связи с признанием его банкротом, суд руководствуется следующим.

29.11.2019 определением Арбитражного суда Республики Коми возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении ФИО1 (дело № <№>).

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 05.02.2020 в отношении должника введена процедура реструктуризации долгов гражданина.

08.06.2020 ФИО1 признан несостоятельным (банкротом).

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 03.09.2020 завершена процедура реализации имущества ФИО1

В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

По общему правилу обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признания должника банкротом, относятся к текущим платежам (части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 51 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» разъяснено, что датой принятия заявления о признании должника банкротом является дата вынесения определения об этом.

Согласно пункту 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.

Возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен.

Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.

Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 151 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», статья 25 Закона о страховых взносах и т.п.), относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами.

В соответствии с частью 1 статьи 285 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу признается календарный год.

Налоговый период 2019 года по страховым взносам был окончен 31.12.2019. Таким образом, налоговая задолженность, образовавшаяся за налоговый период с датой его окончания после 29.11.2019 относится к текущим платежам.

Поскольку дело о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя ФИО1 возбуждено арбитражным судом 29.11.2019, следовательно, пени на недоимку по страховым взносам по дополнительному тарифу и штраф относятся к текущей задолженности по обязательным платежам, которые подлежат взысканию с административного ответчика.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Административным истцом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми понесены расходы в размере 74 рубля 75 копеек, связанные с направлением в адрес административного ответчика копии административного искового заявления, которые подлежат взысканию с административного ответчика.

С административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «Княжпогостский» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей, от уплаты которой истец был освобожден.

Руководствуясь статями 290, 294, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, пени на недоимку по страховым взносам по дополнительному тарифу за застрахованных лиц в ПФР за период с 16.11.2019 по 03.08.2020 в размере 39 рублей 77 копеек, штраф в размере 98 рублей 28 копеек, а также почтовых расходов в размере 74 рубля 75 копеек, всего взыскать 212 рублей 80 копеек.

Взыскать с ФИО1 в бюджет муниципального района «Княжпогостский» государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения путем подачи апелляционной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Вступившее в законную силу решение суда, при условии его обжалования в апелляционном порядке, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Судья И.А. Степанов