Дело № 2а-923/2021
УИД 32 RS 0015-01-2020-004614-52.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 сентября 2021 г. г. Клинцы
Клинцовский городской суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Данченко Н.В.,
при секретаре Летохо И.А.,
с участием административного истца Бобковой А.А.,
представителя ответчика Малярова А.В.,
рассмотрев административное дело по административному иску Бобковой Аллы Анатольевны к Пенсионному Фонду Российской Федерации о признании действий незаконными,
У С Т А Н О В И Л :
Бобкова А.А. обратилась в Клинцовский городской суд Брянской области с административным иском о признании незаконными действий сотрудников Пенсионного Фонда Российской Федерации, выразившихся в отказе предоставления ей, запрашиваемого документа.
В обоснование требований Бобкова А.А. указала, что состояла в <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ она уволена по п. 2 ч.1 ст. 81 ТК РФ- сокращение штата численности работников. Увольнение связано с принятием Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации постановления от 28 апреля 2015 года № 143п «О реорганизации отдельных территориальных органов ПФР в Брянской области».
Она неоднократно обращалась в адрес Пенсионного фонда Российской Федерации с просьбой предоставить постановление Правления Пенсионного фонда России от 28 апреля 2015 года № 143п «О реорганизации отдельных территориальных органов ПФР в Брянской области», однако, ответчик в ответе от 21 февраля 2019 года, отказал в предоставлении постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 28 апреля 2015 года № 143п, ссылаясь, что данное постановление относится к документам служебной информации ограниченного распространения, что не соответствует п. 1.3 Инструкции о порядке обращения с документированной служебной информацией ограниченного распространения в организациях, учреждениях, предприятиях и т.д. Аналогичные ответы даны ей 16 апреля 2020 года, 21 сентября 2020 года, 24 июля 2020 года, 19 августа 2020 года, 30 сентября 2020 года.
Считает, что ей незаконно отказано Пенсионным фондом Российской Федерации в предоставлении необходимой информации, просит признать указанный отказ незаконным и обязать Пенсионный фонд Российской Федерации направить в ее адрес постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 28 апреля 2015 года № 143п. «О реорганизации отдельных территориальных органов ПФР в Брянской области».
В судебном заседании административный истец Бобкова А.А. поддержала заявленные требования, пояснила, что запрашиваемый документ необходим ей для реализации ее трудовых прав. Впервые она обратилась с заявлением в Пенсионный фонд Российской Федерации по вопросу предоставления постановления Правления от 28 апреля 2015 года № 143п и получила отказ от административного ответчика 25 января 2016 года.
С указанной даты она ведет переписку с административным ответчиком по вопросу предоставления вышеуказанного документа. В ответе от 25.09.2020 года, ей снова отказали в предоставлении постановления со ссылкой на возможность ознакомления с ним в справочно-правовых системах «Гарант» и «Консультант-Плюс». После обращения в суд с иском 12.10.2020 года ей вновь поступил ответ от 13.11.2020 года содержащий отказ в предоставлении копии документа по мотиву того, что она не является <данные изъяты>
Считает, что действия должностных лиц Пенсионного Фонда Российской Федерации не основаны на законе, и нарушают ее права.
Представитель административного ответчика Пенсионного фонда Российской Федерации Маляров А.В. заявленные требования не признал, представил письменные возражения, из содержания которых следует, что запрашиваемый Бобковой А.А. акт, изданный Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации 28 апреля 2015 года № 143п «О реорганизации некоторых территориальных органов ПФР в Брянской области», не является нормативно-правовым. Вместе с тем, Бобкова А.А. при обращении к административному ответчику заявляла требование о предоставлении ей именно нормативно-правового акта, прошедшего государственную регистрацию, которого не существует. Кроме того, на период, когда Бобкова А.А. заявила требование к Пенсионному фонду Российской Федерации о предоставлении ей копии постановления Правления от 28 апреля 2015 года № 143п, она не являлась сотрудником органов (подразделений) Пенсионного фонда, и не является таковым по настоящее время, что свидетельствует о правомерности отказа в предоставлении административному истцу запрашиваемого документа. Также обращает внимание, что Бобковой А.А. разъяснено о возможности ознакомления с указанным документом в справочных системах «Консультант- Плюс» и «Гарант», а также истцом пропущен установленный законом срок для оспаривания действий (бездействий) государственных органов и должностных лиц, учитывая, что обращение административного истца зарегистрировано в ПФР 13.02.2019 года. Считает, что административный истец не представил доказательств, нарушения своих прав и законных интересов.
Выслушав административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом.
В силу непосредственного действия этой конституционной нормы любая информация, за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью, должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.
Ограничения права граждан на доступ к информации могут быть установлены только законом.
Правовые отношения, возникающие при осуществлении права на получение информации, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее – Закон об информации N 149-ФЗ).
Кроме того, порядок предоставления информации органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также вышеуказанные конституционные принципы, регламентирующие правоотношения, возникающие в сфере получения гражданами информации, регулируется Федеральным законом от 9 февраля 2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон от 9 февраля 2009 N 8-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 N 8-ФЗ установлено, что информация о деятельности государственных органов - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами или организациями, подведомственными государственным органам, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов относятся также законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Согласно статьи 20 названного Федерального закона информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если: 1) содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 3) запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые поступил запрос; 4) запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа, 5) запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией; 6) в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.
Согласно частям 1 и 2, пунктам 1, 3 части 4 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ граждане (физические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Не может быть ограничен доступ к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, к информации о деятельности государственных органов, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну).
Пункт 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188, относит к сведениям конфиденциального характера служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).
Таким образом, в силу требований приведенного федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ доступ к сведениям, составляющим служебную тайну, может быть ограничен.
В силу пункта 6 статьи 18 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Такой же срок предоставления ответа на обращение граждан предусмотрен частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 Г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Таким образом, исходя из содержания приведенных законоположений, государственные органы и их должностные лица обязаны предоставлять любым заинтересованным лицам юридически значимую информацию свободного доступа, то есть сведения о фактах, затрагивающих их права и свободы.
Из этого следует, что государством гарантируется каждому возможность ознакомления не с любой информацией, а только с такой, которая непосредственно затрагивает его права и свободы.
Согласно материалов дела Бобкова А.А. с 15.01.2001 года состояла <данные изъяты>.
Постановлением Правления пенсионного фонда Российской Федерации от 28.04.2015 года № 143п, в целях оптимизации структуры территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Брянской области, постановлено о реорганизации Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городском округе города Клинцы Брянской области, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гордеевском муниципальном районе Брянской области, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Клинцовском муниципальном районе Брянской области, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красногорском муниципальном районе Брянской области путем их слияния с образованием нового юридического лица – Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе гор.Клинцы Брянской области (межрайонного) с 01.09.2015 года.
Во исполнение вышеназванного Постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации и приказа Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области от 06.05.2015 года № 74 «О реорганизации некоторых территориальных органов ПФР в Брянской области» работники реорганизуемых Управлений были уведомлены, письменно, о предстоящем процессе реорганизации.
Бобкова А.А. получила соответствующее уведомление 06 мая 2015 года.Приказом от 01.09.2015 года № 271-лс Бобкова А.А. уволена по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, по сокращению штата работников организации с 02.09.2015 года. Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что между административным истцом Бобковой А.А. и административным ответчиком Пенсионным Фондом Российской Федерации существует переписка, касаемая вопросов трудовой деятельности истца в ПФ РФ, порядка применения постановления Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 28.04.2015 года № 143п, а также требования истца о направлении ей копии указанного постановления Правления. 21 февраля 2019 года за подписью заместителя начальника Управления Исполнительной дирекции Пенсионного Фонда Российской Федерации Оглоблиной Е.М. в адрес Бобковой А.А. направлен ответ, содержащий разъяснение, что постановление Правления ПФР от 28.04.2015 года № 143п «О реорганизации некоторых территориальных органов ПФР в Брянской области» является документом для служебного пользования и не может быть ей выслан (л.д. 8 т.1) В ответе от 25 сентября 2020 года указано, что ознакомиться с постановлением Правления ПФР от 28.04.2015 года № 143п, Бобковой А.А. вправе в справочно-правовой системе по законодательству Российской Федерации «Гарант» или компьютерной справочной правовой системе «Консультант Плюс». 13 ноября 2020 года Бобковой А.А. отказано в предоставлении постановления Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 28.04.2015 года № 143п со ссылкой на то, что она не является сотрудником Пенсионного Фонда Российской Федерации. В качестве правового обоснования заявленных требований, о противоправности действий ответчика, административный истец ссылается на отказ Пенсионного фонда Российской Федерации в предоставлении постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 28 апреля 2015 года № 143п. «О реорганизации некоторых территориальных органов ПФР в Брянской области», который непосредственно затрагивает ее трудовые права, и необходим ей для реализации защиты трудовых прав. Факт направления истцом Бобковой А.А. обращений к административному ответчику, а также факты отказа административного ответчика в предоставлении запрашиваемой Бобковой А.А. информации представителем Пенсионного фонда не оспаривались, по основаниям, изложенным в отзыве. Анализируя акт Пенсионного Фонда Российской Федерации, изданный 28.04.2015 года № 143п в форме постановления «О реорганизации некоторых территориальных органов ПФР в Брянской области», суд приходит к выводу, что характер запрашиваемой административным истцом информации, содержащейся в постановлении Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 28 апреля 2015 года № 143п обуславливает документ, как внутриведомственный, регламентирующий слияние четырех районных отделов Пенсионного фонда в Брянской области. С учетом изложенного, приведенный выше правовой акт, относится к актам, устанавливающим структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности вновь образованного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г.Клинцы Брянской области (межрайонного) по состоянию, когда административный истец Бобкова А.А. состояла с ответчиком в трудовых отношениях. При таких обстоятельствах заявление Бобковой А.А. содержало запрос о предоставлении информации о деятельности государственного органа, и с учетом круга лиц, на которые распространяется испрашиваемое ей постановление Правления, данный акт непосредственно затрагивал ее права и свободы, как руководителя Управления Пенсионного фонда в городском округе г.Клинцы. Доказательств отнесения постановления Правления Пенсионного фонда РФ от 28.04.2015 г № 143-п к категории документов "для служебного пользования", стороной ответчика не представлено. Кроме того, не могут быть приняты во внимание доводы административного ответчика об отсутствии оснований в предоставлении Бобковой А.А. информации, со ссылкой на ее размещение в справочно-правовых системах «Консультант плюс» и «Гарант» в сети «ИНТЕРНЕТ», как не основанные на законе. В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", государственный орган, орган местного самоуправления вправе не представлять информацию о своей деятельности по запросу, если эта информация опубликована в средстве массовой информации или размещена в сети Интернет. Пунктом 3 статьи 19 данного Закона также установлено, что при запросе информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, опубликованной в средствах массовой информации либо размещенной в сети "Интернет", в ответе на запрос государственный орган, орган местного самоуправления могут ограничиться указанием названия, даты выхода и номера средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация. Согласно ч. 5.1. Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в случае поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен в соответствии с частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", гражданину, направившему обращение, в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении, при этом обращение, содержащее обжалование судебного решения, не возвращается. Из содержания указанных норм права следует, что возможность отказа в предоставлении информации, законодатель связывает с размещением информации в сети «ИНТЕРНЕТ», но при этом не на любых ресурсах, а при условии размещения информации на официальном сайте государственного органа от которого информация запрашивается, либо указанная информация должна быть размещена в средствах массовой информации. Из ответа административного ответчика, направленного в адрес Бобковой А.А. 25.09.2020 года следует, что отказ в предоставлении ей информации мотивирован размещением необходимого ей документа в справочно-информационной сети «Консультант-Плюс» и «Гарант». При этом ответчик не сообщал в ответе, что запрашиваемая информация не имеется в его распоряжении. В судебном заседании представитель ответчика не оспаривал, что на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 28.04.2015 года № 143п не размещалось, и ссылка на возможность получения Бобковой А.А. информации на официальном сайте, не делалась. Законом РФ "О средствах массовой информации" от 27.12.1991г. "под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием); Справочно-правовые системы «Консультант-Плюс» и «Гарант» не являются средствами массовой информации, кроме того мотивировка отказа, свидетельствует об отсутствии в нем индивидуально-определенных признаков, позволяющих идентифицировать публикацию, истребуемую Бобковой А.А. (дата выхода, размещения, и т.д.). Таким образом, учитывая изложенные выше обстоятельства, а также положения приведенных норм законодательства в их системном толковании, суд приходит к выводу, что информация, которая была запрошена Бобковой А.А. в Пенсионном фонде Российской Федерации, затрагивала ее права, не относилась к перечню информации, которая не могла быть представлена и относилась к деятельности государственного органа, то есть имеются основания для квалификации рассматриваемых действий Пенсионного фонда Российской Федерации по отказу в предоставлении запрошенной Бобковой А.А. информации в качестве нарушающих Федеральный закон от 09.02.2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федерального закона от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". При этом Бобкова А.А. представила суду и обосновала, какие конкретно ее права были нарушены оспариваемым бездействием, а административный ответчик не представил суду доказательств законности отказа в предоставлении копии постановления Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 28.04.2015 года № 143-П. Таким образом, действия административного ответчика, отказавшего в предоставлении заявителю копии выше приведенного постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 28.04.2015 года № 143п, не основаны на законе. То обстоятельство, что копия постановления Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 28.04.2020 года № 143п направлялась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Клинцы, на период, когда административный истец исполняла обязанности руководителя указанного подразделения, имелась в материалах гражданского дела, рассматриваемого Советским районным судом г.Брянска по заявлению Бобковой А.А. к УПФ РФ о восстановлении на работе, а также била предложена Бобковой А.А. во время судебного разбирательства, не имеет правового значения, поскольку не освобождает административного ответчика от обязанностей по исполнению требований закона. Факт прекращения трудовой деятельности Бобковой А.А. на период возникновения спорных правоотношений, также не влечет возможность отказа административным ответчиком в предоставлении информации. Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела установлена, административные исковые требования подлежат удовлетворению. Принимая во внимание, что обращение административного истца с иском о защите своих прав состоялось в установленный ст. 319 КАС РФ срок, суд отклоняет довод о его пропуске, заявленный административным ответчиком.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Бобковой Аллы Анатольевны к Пенсионному Фонду Российской Федерации о признании незаконными бездействия и возложении обязанностей по выполнению действий -удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие Пенсионного фонда Российской Федерации, выразившиеся в отказе предоставить Бобковой Алле Анатольевне запрошенные сведения - постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 28 апреля 2015 года № 143П «О реорганизации некоторых территориальных органов ПФР в Брянской области».
Обязать Пенсионный фонд Российской Федерации в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения в полном объеме, обеспечив заявителю Бобковой А.А. доступ к информации, путем направления надлежащим образом заверенной копии постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 28 апреля 2015 года № 143П « О реорганизации некоторых территориальных органов ПФР в Брянской области».
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Клинцовский городской суд Брянской области в течение одного месяца со дня изготовления в мотивированном виде.
В резолютивной части решение оглашено 20 сентября 2021 года.
Мотивированное решение изготовлено 25 сентября 2021 года.
Судья Н.В. Данченко