НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Клинцовского городского суда (Брянская область) от 04.02.2013 № 2-17/2012;2-859/2011

Дело №2-3/13

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 февраля 2013 года Клинцовский городской суд Брянской области в составе:

председательствующего - судьи Максименко А.И.,

с участием представителя заявителя – помощника прокурора г. Клинцы Брянской области Овчинникова В.В.,

представителя третьего лица межрайонной ИФНС России № 1 по Брянской области по доверенности Агеенко М.А.,

при секретаре Клыга О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Клинцы Брянской области поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Наш дом», ООО «Региональный Информационно – Расчетный Центр» об устранении нарушений жилищного законодательства Российской Федерации,

установил:

Прокурор <адрес> обратился в Клинцовский городской суд <адрес> с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Наш дом», ООО «Региональный Информационно – Расчетный Центр» об устранении нарушений жилищного законодательства Российской Федерации..

В обоснование своего искового заявления указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения жилищного законодательства в ООО «Наш дом» <адрес>. По результатам проверки установлено, что ООО «Наш дом» <адрес> допускает нарушения жилищного законодательства Российской Федерации, а именно: частью 1 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации; частью 2 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации (плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № к правилам предоставления коммунальных услуг, то есть размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:

P0.i =Si x Nt x TТ,

где:

S: -   общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном /доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

Nt   - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);

ТТ   - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

Согласно п.21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется, для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения № к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, то есть размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:

POJ=Si x Vi x TT,

где:

Si-   общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

Vi  - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);

ТТ   - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по следующей формуле:

P0.i =Si x Nt x TТ,

где:

St-   общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

Nt   - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);

TТ   - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

Приказом Комитета государственного регулирования тарифов по <адрес> №32/1-н от ДД.ММ.ГГГГ года, пункт 1, с ДД.ММ.ГГГГ утверждены нормативы потребления тепловой энергии па отопление для населения, проживающего в городе <адрес>, согласно приложению №1, а именно 0,01363 Гкал на 1 кв.м. общей площади в месяц по следующим домам <адрес>; <адрес>. 84. 90. 92, 94, 96, 98, 100, 102, 104, 106, 108, 115; <адрес>, 9, 11, 27, 29А, 29Б, 11 А; <адрес>, 39; <адрес>, д. ЗА, ЗБ, 37, 50,52, 5; <адрес>, 26, 26А, 26Б, 26В; <адрес>. 36. 38А, 51, 53. 55, 59; <адрес>, 43. 48. 53, 55, 57; <адрес>. 74; <адрес>. 20А. 22, 24, 25. 27, 30, 32, 34, 36, 38. 40, 40А, 42, 44; <адрес>, 16 <адрес>; <адрес>, 21; <адрес>; <адрес>, 15,43; <адрес>; <адрес> А, 35, 36А, 37, 39; <адрес>; <адрес>. 9, 11. 13, 15; <адрес>А, 27Б; <адрес>, 2А, 2Б. 2В; <адрес>, 29. 32А, 32Б; <адрес>, 2А, 6; <адрес>А, 2А <адрес>, 2А <адрес>; <адрес>, 27А; <адрес> (2 оч.); <адрес> коммуны, <адрес>, 86.

Согласно п. 4 Приказа Комитета государственного регулирования тарифов по <адрес> №32/1-н от ДД.ММ.ГГГГ при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета расчет размера платы за коммунальные услуги в 2011 году производится с учетом нормативов потребления, утвержденных органами местного самоуправления и действующих по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, за исключением нормативов потребления, установленных в п. 1,2 указанного Приказа.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ норматив потребления на территории Муниципального образования «Клинцовский городской округ» составлял 0.0145 Гкал на 1 кв.м. общей площади в месяц, согласно решения Клинцовского городского Совета Народных Депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ года.

Тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации Комитетом государственного регулирования тарифов по <адрес> составляет 1405.15 руб./Гкал и 845,41 руб./Гкал, согласно постановления № -т от ДД.ММ.ГГГГ и № 1т от ДД.ММ.ГГГГ года.

Согласно статьи 143 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации и индивидуальные предприниматели.

В соответствии с п.п. 29 и п.п. 30 п. 3 статьи 149 Налогового Кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), в части налога на добавленную стоимость, на территории Российской Федерации следующие операции: реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций; реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

В нарушение указанных требований законодательства Российской Федерации, управляющей организацией ООО «Наш дом» взимается плата за коммунальные услуги по статье «отопление» в обслуживаемых многоквартирных домах с учетом налога па добавленную стоимость и не по правилам предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ года.

Так по многоквартирным жилым домам <адрес>, размер платы за коммунальные услуги по статье «отопление» составляет 22 рубля 60 копеек ш 1 кв.метр, из расчета: 1405,15 руб./Гкал * 0.01363 Гкал/кв.м. * 1.18% (НДС) = 22.60 руб./ кв.м.

В отношении многоквартирных жилых домов <адрес>, 34, 36, 44, 46, 48, 50, <адрес>, 123, 127, 133, <адрес>, 27, <адрес>,50, 113, 113А, 109, <адрес>Б, <адрес>А, <адрес>, размер платы за коммунальные услуги по статье «отопление» составляет 14 рубля 46 копеек за 1 кв.метр, из расчета: 845,41 руб./Гкал * 0.0145 Гкал/кв.м. * 1.18% (НДС) =14,46 руб./ кв.м.

Обслуживание многоквартирных жилых домов управляющей организацией ООО «Наш дом» по адресам: <адрес>, 34, 36, 44, 46, 48, 50, <адрес>, 123, 127, 133, <адрес>,27, <адрес>, 50, 113, 113А, 109, <адрес>Б, <адрес>А, <адрес>, ул. МИира, <адрес>, осуществляется согласно предоставленных реестров с ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года,ДД.ММ.ГГГГ года.

ДД.ММ.ГГГГ по выявленным нарушениям жилищного законодательства Российской Федерации прокуратурой <адрес> было внесено представление генеральному директору ООО «Наш дом» Конопелько М.П. об устранение выявленных нарушений законодательства Российской Федерации.

В установленный месячный срок указанное представление было рассмотрено администрацией ООО «Наш дом» и но результатам рассмотрения ООО «Наш дом» отказалось устранить выявленные нарушения жилищного законодательства Российской Федерации.

Выявленные нарушения жилищного законодательства Российской Федерации допущенные управляющей организацией ООО «Наш дом» повлекли за собой нарушение прав и законных интересов граждан проживающих в выше указанных многоквартирных жилых домах.

Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании изложенного, руководствуясь статьями 3 и 45 ГПК РФ, статьей 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» просит признать незаконным бездействие ООО «Наш дом» выразившееся в отказе ООО «Наш дом» устранить выявленные нарушения жилищного законодательства Российской Федерации и произвести перерасчет стоимости коммунальной услуги но статье «отопление» в обслуживаемых многоквартирных домах за период обслуживания указанных в заявлении многоквартирных жилых домов. Обязать ООО «Наш дом», ООО «Региональный информационно расчетный центр» устранить выявленные нарушения жилищного законодательства Российской Федерации и произвести перерасчет стоимости коммунальной услуги по статье «отопление» в обслуживаемых многоквартирных домах за период обслуживания указанных в заявлении многоквартирных жилых домов.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Овчинников В.В. поддержал заявленные исковые требования и просил суд их удовлетворить, а также не возражал в рассмотрении дела в порядке заочного производства.

Представитель ответчика ООО «Наш дом» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был уведомлен, уважительными причинами неявки суд не располагает.

Из ранее представленных ответчиком ООО «Наш дом» возражений следует, что с ДД.ММ.ГГГГг. в соответствии с пп.29 п.3 ст. 149 Налогового кодекса РФ от налогообложения НДС освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, при условии приобретения коммунальных услуг у организаций коммунального комплекса, поставщиков электроэнергии и газоснабжающих организаций. При этом в соответствии с вышеназванной нормой НК РФ освобождение от налогообложения НДС коммунальных услуг, реализуемых управляющим организациям организациями коммунального комплекса не предусмотрено. При применении указанной нормы НК РФ следует руководствоваться п.4 ст. 154 ЖК РФ и п.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ). Пунктом 4 ст. 154 ЖК РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твёрдого топлива при наличии печного отопления). Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона. N 210-ФЗ организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твёрдых бытовых отходов, то есть коммунальные услуги, указанные в п.4 ст. 154 ЖК РФ, предоставляемые управляющими организациями, освобождаются от налогообложения НДС при условии, если данные коммунальные услуги приобретаются ими у юридических лиц, указанных в п.1 ст.2 Федерального закона №210-ФЗ, что подтверждено письмом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГг. №03-07-15/169. Суммы НДС по коммунальным услугам, предъявленные управляющим организациям организациями коммунального комплекса, поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями, включаются управляющими организациями в стоимость коммунальных услуг и вычету не подлежат, что следует из пп.1 п.2. ст. 170 НК РФ. Таким образом, от налогообложения НДС освобождается предоставление коммунальных услуг управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом НДС, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Расчет платы за тепловую энергию для жителей многоквартирных жилых домов, находящихся на обслуживании ООО «Наш дом» в 2011г. осуществлялся в соответствии с Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов <адрес> от 16.12.2010г. №25/1-1т «О тарифе на тепловую энергию для потребителей <адрес>» и Постановлением№26/8-т от 27.10.2011г.»0 внесении изменений в постановление комитета государственного регулирования тарифов <адрес>» от 16.12.2010г. - для тепловой энергии получаемой от филиала ОАО «Квадра» - «Брянская региональная генерация» (Клинцовская ТЭЦ). В соответствии с данным постановлением, тариф на тепловую энергию для населения утвержден в сумме 997,58руб. с НДС, и в соответствии с Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов <адрес> от 01.12.2010г. №22/1-т «О тарифе на тепловую энергию для потребителей <адрес>» в редакции Постановления комитета государственного регулирования тарифов №26/6-т от 27.10.2011г. - для тепловой энергии получаемой от ОАО «Брянские коммунальные системы» (котельные). В соответствии с данным постановлением, тариф на тепловую энергию для населения утвержден в сумме 1658,08руб. с НДС. На основании изложенного очевидно, что нарушения действующего законодательства в 2011 году со стороны управляющей компании - нет. 3. В 2010г. размер платы за тепловую энергию рассчитывался в соответствии с Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов <адрес> от 24.12.2009г. №22/2-т «О тарифе на тепловую энергию для потребителей <адрес>» для тепловой энергии получаемой от филиала ОАО «Территориальная генерирующая компания №4» (Клинцовская ТЭЦ). В соответствии с данным постановлением, тариф на тепловую энергию для населения утвержден в сумме: 735,14 руб. без НДС, и Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов   <адрес> от 28.12.2009г. № 24/6-т «О тарифе на тепловую энергию для   потребителей <адрес>» В соответствии с данным постановлением, тариф на тепловую энергию для населения утвержден в сумме 1224,72 руб. без НДС. В связи с этим ресурсоснабжающими организациями при предъявлении платы за тепловую энергию предъявлялась сумма НДС. Согласно правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается налогом на добавленную стоимость, в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг - управляющей организации) соответствующую сумму НДС. Поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации), судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа). Если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. Если из обстоятельств дела следует, что при утверждении размера тарифа регулирующим органом в него была включена сумма НДС, то у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания для предъявления к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) суммы НДС сверх утвержденного тарифа. Исполнитель коммунальных услуг, уплативший ресурсоснабжающей организации сумму НДС сверх тарифа, размер которого утвержден с учетом НДС, вправе требовать возврата этой суммы как неосновательно приобретенной ресурсоснабжающей организацией. (Постановление Пленума ВАС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчётами за коммунальные ресурсы»). Согласно разъяснений комитета государственного регулирования тарифов <адрес> тарифы на тепловую энергию в 2010г. утверждались для всех ресурсоснабжающих организаций без НДС.

Таким образом, очевидно, что суммы НДС по коммунальным услугам, предъявленные управляющим организациям организациями коммунального комплекса, включаются управляющими организациями в стоимость коммунальных услуг и вычету не подлежат. На основании изложенного считает исковые требования не основанными на нормах действующего законодательства и не подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика ООО «Региональный Информационно - Расчетный Центр» в судебном заседании не явился, но представил письменное ходатайство, в котором генеральный директор Титова Ю.В. в связи с большим объемом выполняемой работы и занятостью специалистов, ООО «РИРЦ» <адрес> не имеет возможности обеспечить явку представителя, для участия в назначенное время. Просят рассмотреть данное дело в их отсутствие. Исковые требования прокурора <адрес> не признают в полном объеме.

В соответствии с п. 5 ст. 167 ГПК РФ, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

В соответствии с письмом за № 06-04/39909В от ДД.ММ.ГГГГ межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> усматривается, что в Едином государственном реестре юридических лиц регистрация ООО «Бежицкий Расчетно-Информационный Центр» прекращена ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией общества по решению его учредителей.

Таким образом, на момент рассмотрения дела ответчик юридическое лицо ООО «Бежицкий Расчетно-Информационный Центр» ликвидировано.

Представитель третьего лица межрайонной ИФНС России № по <адрес> Агеенко М.А. в судебном заседании не возражала в рассмотрении дела в порядке заочного производства, а также показала, что со стороны ответчика ООО «Наш дом» нарушений действующего налогового законодательства не усматривается.

Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в порядке ст. 233 ГПК РФ.

Выслушав доводы истца, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.157 ЖК РФ, следует, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии п.п.29 и п.п.30 ст.149 Налогового Кодекса РФ, не подлежат налогообложению, в части НДС, на территории РФ следующие операции: реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций; реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

Согласно ст.154 Налогового Кодекса РФ, следует, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Согласно п.13 ст.40 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

В силу пунктов 1, б ст.168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров соответствующую сумм НДС. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма НДС включается в цены (тарифы).

Из ст. 346.11 НК РФ следует, что упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с договором на оказание услуг расчетно - сервисного обслуживания №136, заключенного между ОАО «Брянские коммунальные системы» (Заказчик) и ООО «Региональный Информационно - Расчетный центр» <адрес> (Исполнитель), ООО «РИРЦ» обязан вести учет начисления за оказанные коммунальные услуги с ведением базы данных по лицевым счетам Плательщиков, согласно документов, предоставленных ОАО «БКС» и исполнителем коммунальных услуг в соответствии с тарифными решениями, постановлениями муниципальных образований. Кроме этого, ООО «РИРЦ» осуществляет расчет стоимости оказанных коммунальных услуг плательщикам, выполняет расчет и перерасчет размера платы за оказанные коммунальные услуги. Также, РИРЦ получает от плательщиков платежи за оказанные коммунальные услуги, поступившие в кассу или на расчетный счет Исполнителя и перечисляет их Заказчику.

Из деятельности ООО «Наш дом»  следует, что указанное юридическое лицо осуществляет следующие виды деятельности: управление недвижимым имуществом, управление эксплуатацией жилого и не жилого фонда, чистка и уборка производственных и жилых помещений и оборудования, уборка территории, восстановление после загрязнения.

Из пояснения на исковое заявление прокурора <адрес> предоставленного Комитетом государственного регулирования тарифов <адрес> следует, что ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» установлено, что при регулировании тарифа на тепловую энергию органом государственного регулирования комитетом государственного регулирования тарифов <адрес> – должны учитываться затраты энергоснабжающих организаций, в том числе расходы на обеспечение оборотных средств, исходя из порядка расчетов за тепловую энергию. При этом установленный тариф должен обеспечивать безубыточность работы предприятия. Согласно положению о комитете государственного регулирования тарифов <адрес>, утвержденному постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 561, тарифы на тепловую энергию, установленные на 2011 год для ресурсоснабжающих организаций, обеспечивали их безубыточную деятельность. С ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Правления комитета от ДД.ММ.ГГГГ № 22/1-т установлен тариф на тепловую энергию, выработанную котельными ОАО «Брянские коммунальные системы», в размере 1405 руб. 15 коп. за Гкал (без учета НДС). Постановлением Правления комитета от 16.12,2010 года № 25/1-1т с ДД.ММ.ГГГГ установлен тариф на тепловую энергию, произведенную в режиме комбинированной выработки и поставляемую потребителям <адрес> филиалом ОАО «Квадра» - «Брянская региональная генерация», в размере 845 руб. 41 коп. за Гкал (без учета НДС). Данные тарифы установлены комитетом едиными для всех категорий потребителей, в том числе для населения и обеспечивают покрытие всех понесенных затрат энергоснабжающей организации. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» оплата тепловой энергии производится по тарифам установленным органом государственного регулирования тарифов. При этом в соответствии с нормами действующего налогового законодательства освобождение коммунальных услуг, реализуемых ресурсоснабжающими организациями управляющим компаниям, от налогооблажения (НДС) не предусмотрено. Таким образом, ресурсоснабжающие организации дополнительно к тарифу предъявляют к оплате потребителю соответствующую сумму по налоговой ставке 18%. При этом суммы НДС по коммунальным услугам, предъявленные управляющим организациями поставщиками энергоресурсосв, включаются упраляющими организациями в стоимость коммунальных услуг и вычету не подлежат (пп. 1 п. 2 ст. 170 Налогового Кодекса РФ).

Из Постановления Комитета государственного регулирования тарифов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, в редакции Постановления от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что тарифы населению на тепловую энергию (горячая вода) указаны с учетом НДС.

В определении от ДД.ММ.ГГГГ №5-г10-95 Верховный Суд РФ дал оценку нормам ст.143, ст. 146, п.п.29 п.З ст. 149, п.2 ст.170 НК РФ, в совокупности с положениями ст.ст.154, 155, п.2 ст.161 ЖК РФ, а также ст.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организацией коммунального комплекса» и нормами п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №307.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ООО «Наш дом» и ООО «Региональный Информационно расчетный Центр», при реализации коммунальных услуг населению по государственным тарифам, без включения в них НДС, правомерно предъявлял к оплате покупателю этих услуг и сумму НДС (ст.168 НК РФ). Ставка НДС была включена в тариф на тепловую энергию Комитетом государственного регулирования тарифов <адрес> лишь от ДД.ММ.ГГГГ года, до этого момента НДС не включался в данный тариф. Кроме того, судом было установлено, что денежные средства, за оказанные коммунальные услуги поступают на расчетный счет ОАО «Брянские коммунальные системы», а не в ООО «Наш дом» и в ООО «Региональный Информационно расчетный Центр». Ответчики, фактически, как посредники, передают их населению по ценам (тарифам) ресурсоснабжающей организации, куда также включен НДС.

В соответствии со ст.149 Налогового кодекса Российской Федерации, суд полагает, что при предоставлении коммунальных услуг населению действующее налоговое законодательство содержит положения как обязывающие организации включать налог на добавленную стоимость в стоимость реализации, так и предоставляющие соответствующие налоговые льготы. В связи с чем, организация может реализовать данное право либо отказаться от этого, по своему усмотрению. Данная позиция отражена также и в определении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №5-Г10-95.

Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

С учетом изложенных выше обстоятельств дела суд находит исковые требования прокурора <адрес> к ООО «Наш дом» и ООО Региональный Информационно расчетный Центр» не обоснованными.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 195 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора <адрес> поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Наш дом», ООО «Региональный Информационно – Расчетный Центр» об устранении нарушений жилищного законодательства Российской Федерации оставить без удовлетворения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в суд апелляционной инстанции судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: А.И. Максименко