Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Клин 15 марта 2018 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего: судьи Мирошниченко А.И.,
при секретаре Овчинниковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-949/18 по иску Клинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Дюна» о приостановлении деятельности,
У С Т А Н О В И Л:
Клинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеперечисленными исковыми требованиями и указал
, что городской прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при добыче общераспространенных полезных ископаемых.
Установлено, что ООО «Дюна» осуществляет деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых - песков строительных на месторождении «Раздолье» по адресу: /адрес/
Для осуществления названной деятельности ООО «Дюна» имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером /номер/ на основании договора купли-продажи от 07.06.2017 № ПР/ФР/П/2017. Указанный земельный участок имеет категорию «земли сельскохозяйственного назначения» и вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования». Впоследствии земельный участок с кадастровым номером /номер/ разделен на земельные участки с кадастровыми номерами /номер/ на основании решения собственника от 31.08.2017.
Кроме того, ООО «Дюна» арендует земельные участки с кадастровыми номерами /номер/ по договору аренды, заключенному 03.10.2016 с ООО «Агродолина». Указанные земельные участки имеют категорию «земли сельскохозяйственного назначения» и вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства».
В соответствии с лицензией от 31.03.2017 № МСК 80235 TP ООО «Дюна» имеет право на пользование недрами - на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых - песков строительных на участке «Раздолье», площадью 162 га.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Из статьи 12 Закона о недрах следует, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; другие данные.
В силу пункта 10 части второй статьи 22 Закона пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (часть 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 8 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
В силу части 1 статьи 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и названным Законом.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42, 78 Земельного кодекса Российской Федерации ограничен его целевым назначением.
Согласно п. 2.3. условий пользования недрами, являющихся приложением № 1 к лицензии № МСК 80235 ТЭ, до начала осуществления работ по разведке и добыче на участке недр, предоставленном в пользование, недропользователь (ООО «Дюна») обязан оформить документы, необходимые для использования соответствующего земельного участка в целях недропользования, в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством.
Запрещается проведение работ по разведке и добыче на участке недр, предоставленном в пользование, до оформления документов, необходимых для использования соответствующего земельного участка в целях недропользования.
В ходе проведения проверки установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами /номер/ категория земель «земли сельскохозяйственного назначения» и видами разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования», «для сельскохозяйственного производства» обществом осуществляются работы по добыче нерудных материалов. Вместе с тем, в соответствующую категорию и вид разрешенного использования до настоящего времени земельные участки не переведены. Данное обстоятельство препятствует разработке полезных ископаемых, следствием чего является нарушением недропользователем лицензионных условий.
Использование земель сельскохозяйственного назначения с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых на земельных участках с категорией земель сельскохозяйственного назначения противозаконно. ООО «Дюна» осуществляет пользование землями сельскохозяйственного назначения не в соответствии с их назначением и видом разрешенного использования, а именно, осуществляет добычу общераспространенных полезных ископаемых.
В этой связи заместителем Клинского городского прокурора 26.09.2017 в отношении генерального директора ООО «Дюна» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном /статья/ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно, пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами. По результатам рассмотрения названного дела 13.11.2017 Министерством экологии и природопользования по Московской области генеральный директор ООО «Дюна» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. /статья/ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначен штраф в размере 30 000 руб.
Кроме того, 24.01.2018 постановлением Клинского отдела Росреестра по Московской области ООО «Дюна» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного /статья/ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначен штраф в размере 280 000 руб.
Проверкой, проведенной 09.01.2018, установлено, что ООО «Дюна» осуществляет добычу строительных песков на земельных участках с кадастровыми номерами /номер/ при этом категория земельного участка не переведена в иную, допускающую добычу общераспространённых полезных ископаемых.
Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть сопряжена с обеспечением охраны земли как важнейшего фактора жизнеобеспечения населения и средства производства, необходимого для функционирования всех отраслей народного хозяйства, а также как элемента окружающей среды, находящегося в сложной взаимосвязи с другими ее составляющими - водными ресурсами, лесами, животным и растительным миром. Использование земельного участка не по целевому назначению приведет к невозможности использования его в дальнейшем в сельскохозяйственных целях, что, в свою очередь, приведет к технологической деградации почвы, что является нарушением права на благоприятную окружающую среду лиц, круг которых персонифицировать невозможно.
В ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплены основные принципы охраны окружающей среды, в том числе: хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
В силу требований ст. 12 ГК РФ пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, являются способом защиты гражданских прав.
Согласно ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Истец просит:
1. Признать незаконной деятельность ООО «Дюна» по добыче нерудных материалов на основании лицензии № /номер/ на земельных участках с кадастровыми номерами /номер/, относящихся к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», имеющими виды разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования», «для сельскохозяйственного производства».
2. Запретить деятельность ООО «Дюна» по добыче нерудных материалов на основании лицензии № /номер/ на земельных участках с кадастровыми номерами /номер/ в границах которых расположен участок недр «Раздолье» площадью 162 га, до момента принятия уполномоченным органом решения о переводе данных земельных участков из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» видов разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования», «для сельскохозяйственного производства» в категорию и вид, позволяющие в соответствии с законодательством осуществлять добычу полезных ископаемых. (л.д. 2-7).
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования.
Представитель ООО «Дюна» иск не признал, представил в суд письменные возражения на иск, где указал следующее:
1. «Незаконная деятельность общества».
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ под предпринимательской деятельности понимается самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Согласно абз. 1 ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Таким образом, под незаконной деятельностью будет пониматься деятельность, осуществляемая в отсутствие или с нарушением правил государственной регистрации, а также в рамках ст. 14.1 КоАП РФ в отсутствие или с нарушением лицензии, в т.ч. и грубым, требований и условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией.
ООО «Дюна» зарегистрировано в Межрайонной инспекции ФНС № 12 по Тверской области за основным государственным регистрационным номером /номер/ находящаяся по адресу: /адрес/, на основании Распоряжения № 156-РМ от 23.03.2017 года Министерства экологии и природопользования Московской области на основании Свидетельства о факте открытия месторождения № /номер/, по результатам рассмотрения заявления от 07.03.2017 года № 1/03-2017 и приложенных к нему материалов предоставлено право пользования недрами для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых - песков строительных на месторождении «Раздолье» площадью 162 га, расположенном в 0,1 км западнее /адрес/
Ответчик надлежаще исполняет условия пользования недрами, в том числе своевременно произвел разовый платеж за пользование недрами согласно п.4.1. условий; до начала проведения работ по разведке и добыче оформил документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, обеспечил создание и закрепление в натуре маркшейдерской опорной геодезической сети на участке разработки, вынес в натуру и закрепил угловые точки горного отвода. Выполнены особые условия пользования недрами. Ответчиком соблюдены иные условия, предусмотренные п. 2.4., 2.5. 2.6. изменений в лицензию на пользования недрами от 31.03.2017 года.
Таким образом, ответчик не признает правомерным заявление истца, о том, что деятельность ответчика является незаконной.
2. «Смена категории земли».
Во исполнение пункта 2.3. Условий пользования недрами к Лицензии МСК 80235 ТЭ от 31.03.2017 г. (Приложение № 1 к Лицензии) ответчик приступил к процедуре перевода земельного участка площадью 1267357 (+/- 394 кв.м), кадастровый /номер/, принадлежащий Недропользователю на праве собственности, о чем в ЕГРН внесена запись /номер/ от 15.09.2017 г., расположенного в 0,1 км. западнее /адрес/ (далее - «земельный участок»), из земель сельскохозяйственного назначения в категорию, допускающую геологическое изучение, разведку и добычу общераспространённых полезных ископаемых.
Согласно Регламенту рассмотрения вопросов перевода земель из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности...», утвержденному постановлением Правительства Московской области от 19.03.2015г. /номер/ Недропользователем 02.10.2017г. было подано ходатайство на имя Губернатора Московской области о переводе земельного участка из категории сельскохозяйственных земель в земли промышленности... (Приложение № 1).
Министерством экологии и природопользования Московской области был рассмотрен представленный Недропользователем пакет документов, проведена юридическая экспертиза и направлены запросы в Министерство инвестиций и инноваций Московской области, Министерство сельского хозяйства Московской области и Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области для подготовки необходимых заключений о возможности перевода земельного участка в испрашиваемую категорию.
Однако, в ходе подготовки документов стало известно, что в проекте Генерального плана сельского поселения Воронинское запрашиваемая территория отнесена к зоне СХ -1 (зона сельскохозяйственных угодий).
25.10.2017 г. ответчиком был получен ответ Министерства инвестиций и инноваций Московской области /номер/ исх-/номер/, в котором указано, что возможность перевода указанного земельного участка в категорию «земли промышленности» следует рассматривать после учета данной территории, как производственной зоны в проекте Генерального плана сельского поселения Воронинское Клинского муниципального района Московской области.
Для решения возникшей проблемы ответчик 01.11.2017 г. направил ходатайство Главе администрации Клинского муниципального района А.Д. Сокольской о внесении необходимых изменений в документы территориального планирования (Генеральный план) в части испрашиваемого участка.
В ответ на ходатайство ответчика было получено письмо от заместителя Руководителя Администрации Клинского муниципального района В.В. Кондратьева /номер/ от 15.11.2017 г., согласно которому в соответствии с утвержденным Генеральным планом сельского поселения Воронинское рассматриваемый земельный участок с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» расположен в зоне земель сельскохозяйственного назначения - зоне сельскохозяйственных угодий, в связи с чем вопрос внесения изменений в Генеральный план возможен к рассмотрению после изменения категории данного земельного участка.
Исходя из противоречивых ответов, полученных от Министерства инвестиций и инноваций Московской области и Администрации Клинского муниципального района Московской области, ответчику был неясен процесс перевода земель из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности...», что является первоначальным: внесение изменений в Генеральный план (изменение вида разрешенного использования) или изменение категории земельного участка.
04.12.2017 г. ответчик направил обращение Министру экологии и природопользования Московской области А.Б. Когану с просьбой оказать содействие в решении сложившейся ситуации, с указанием на последовательность действий, которые Недропользователь обязан совершить для перевода земельного участка в испрашиваемую категорию, в установленный Лицензией срок.
Ответом Министерства экологии и природопользования Московской области от 28.12.2017 года № /номер//номер/ указало на обязанность в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» не допускается в случае несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденными документами территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
15.01.2018 года в соответствии с рекомендациями Министерства экологии и природопользования Московской области о внесении изменений в документы территориального планирования (Генеральный план сельского поселения Воронинское Клинского района Московской области) и отнесения земельного участка с кадастровым номером 50:03:0020280:1612 к производственной зоне с основным видом разрешенного использования «недропользование».
Ответом Главного управления Архитектуры и градостроительства Московской области /номер//номер/ от 06.02.2018 года указано, что в связи с принятием закона Московской области № 148/2017-03 «Об организации местного самоуправления на территории Клинского муниципального района» «территории городского поселения Высоковск, г/п. Клин, г/п. Решетниково, с/п Воздвиженское, с/п Воронинское, с/п Зубовское, с/п Нудольское, с/п Петровское объединены в городской округ Клин, без изменения границ Клинского муниципального района. Государственной программой Московской области «Архитектура и градостроительство Подмосковья» на 2017-2021 года, планируется разработка и утверждение в 2018 году генерального плана городского округа Клин. Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области в период с февраля по март 2018 года планируется подготовка распорядительного акта о разработке проекта генерального плана городского округа Клин Московской области.
Необходимо обратить внимание, что, согласно Предписанию Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО Клинского отдела государственного земельного надзора об устранении правонарушения земельного законодательства по делу № 3725-Ю-2017, в порядке осуществления государственного земельного надзора в соответствии с /статья/ КоАП РФ, выразившегося в использовании земельного участка не по целевому назначению обязало устранить допущенное правонарушение в срок до /дата/, с взысканием штрафа в размере 280 000.00 руб.
Ранее, согласно Постановлению /номер/ Министерства экологии и природопользования /адрес/ от /дата/ ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения в соответствии с ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, также выразившегося в использовании земельного участка не по целевому назначению, с взысканием штрафа в размере 300 000,00 руб.
Часть 5 ст. 4.1. КоАП РФ устанавливает, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
При этом, условиями пользования недрами предусмотрено, что недропользователь обязан выйти на проектную мощность в соответствии с установленным ежегодным уровнем добычи полезного ископаемого, равно как и несет обязанность по соблюдению установленного срока выхода на проектную мощность (п. 2.16 и 2.17 условий).
3. «Вред окружающей среде».
Ответчик осуществляет свою деятельность согласно утвержденного Министерством экологии и природопользования проекта разработки и рекультивации участка недр местного значения «Раздолье» № GSP/16-11/03.ПЗ, состоящий из Том 1 «Пояснительная записка», Том-2 «Рекультивация земель нарушенных горными работами» и Том 3 «Охрана окружающей среды», утвержденный распоряжением Министерства экологии и природопользования /номер/-РМ от /дата/.
Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от /дата/ (п. 27): «Рассматривая споры об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, суд должен соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач, с другой.
Суд вправе отказать в иске об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам (абзац 2 пункта 2 статьи 1065 ГК РФ).»
При этом, в соответствии с условиями пользования недрами (п. 11.13.) ответчик участвует в социально-экономическом развитии региона посредством привлечения предприятий Московской области (подрядная организация ООО «СПУТНИК», зарегистрированная по адресу: /адрес/, которая, в свою очередь, привлекает компании перевозчиков Клинского и Тверского районов Московской области). Также месторождение «Раздолье» является экономически выгодным в рамках строительства, содержания и ремонта платной скоростной автомобильной дороги М-11 «Москва - Санкт-Петербург» на участках км 58-км 97 и км 97-км 149 (1 и 2 этап строительства), что подтверждается письмом № ТСМ/01-238 от 15.11.2016 г. от ООО «Трансстроймеханизация».
Ответчик также является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых и, тем самым, перечислил в бюджет сумму налога в размере 5 541 602,55 руб, что подтверждается платежными поручениями. (л.д. 83-86).
В исковом заявлении в качестве третьего лица указано Министерство экологии и природопользования Московской области, которое своевременно уведомлено о месте и времени судебного заседания, представитель в судебное заседание не явился.
Проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с абзацами 1, 2 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно п. 1 ст. 78 Земельного кодекса, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Согласно п. 4 указанной статьи, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.
В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса, перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
ООО «Дюна» является собственником двух земельных участков с кадастровым номером /номер/ общей площадью 1267357+/-394 кв.м, с кадастровым номером /номер/, общей площадью 47170+/-76 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, расположенных по адресу: /адрес/, на основании договора купли-продажи земельного участка от 07.06.2017, решения собственника о разделе земельного участка от 31.08.2017 и государственной регистрации права от 15.09.2017. (л.д. 17-21).
В выписке из ЕГРН указано, что границы данных земельных участков пересекают границу земельного участка с кадастровым номером /номер/л.д. 17, 20).
Истец указал, что земельные участки с кадастровыми номерами /номер/ образовались в результате раздела земельного участка с К/номер/ на основании решения собственника от 31.08.2017.
По договору аренды земельных участков от 17.08.2016 г. ООО «Дюна» арендует у ООО «Агродолина» три земельных участка с кадастровыми номерами /номер/, площадью 289 600 кв.м каждый, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенные по адресу: /адрес/
Министерство экологии и природопользования Московской области выдало ООО «Дюна» лицензию на пользование недрами: серия МСК, номер 80235, вид лицензии ТЭ, с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых - песков строительных на месторождении «Раздолье». Участок недр расположен в 0,1 км западнее /адрес/. Лицензия зарегистрирована 31.03.2017 г. Дата окончания лицензии 01.01.2030 года. (л.д. 23-24).
Согласно п. 2.1 Приложения 1 к лицензии, недропользоваатель имеет право осуществлять пользование недрами с целью разведки и добычи общерастространенных полезных ископаемых песков строительных на месторождении «Раздолье» площадью 162 га, расположенном в 0,1 км западнее /адрес/, до 01 января 2030 года. Срок действия лицензии исчисляется со дня ее государственной регистрации. (л.д. 28).
В соответствии с п. 2.3 Приложения 1 к лицензии, запрещается проведение работ по разведке и добыче на участке недр, предоставленном в пользование, до оформления документов, необходимых для использования соответствующего земельного участка в целях недропользования. (л.д. 28).
01 июня 2017 года Министерством экологии и природопользования Московской области внесены изменения в лицензию. (л.д. 109-120).
В п. 2.3 указано, что до начала проведения работ по разведке и добыче на участке недр, предоставленном в пользование, Недропользователь обязан оформить правоустанавливающие документы, необходимые для использования земельного участка для разведки и добычи.
Копии документов представить в Министерство не позднее 30 дней с момент а их получения.
Недропользователь обязан осуществлять разведку и добычу на оформленных земельных участках, допускающих их использование по целевому назначению.
Запрещается проведение работ по разведке и добыче на участке недр, предоставленном в пользование, до оформления правоустанавливающих документов, необходимых для использования земельных участков в целях разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых - песков строительных. (л.д. 113).
Факт использования земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности ООО «Дюна», не по целевому назначению подтверждается:
1. Актом проверки от 14.09.2017 г., составленным сотрудниками Клинской городской прокуратуры, государственным инспектором Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления по г. Москва, Московской и Тульской областям, начальником ТО № 2 Госадмтехнадзора по МО, сотрудником муниципального земельного контроля администрации Клинского муниципального района, заместителем заведующего отделом Управления регионального государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и др. видов техники Министерства сельского хозяйства и природопользования МО, в котором сказано, что на земельном участке с кадастровым номером /номер/ (земли сельскохозяйственного назначения) производятся хозяйственные, в том числе земляные работы, со снятием и перемещением плодородного слоя почвы со стороны ООО «Дюна», местоположение земельного участка: /адрес/, площадь 1314527+/-401 кв.м (л.д. 48-49).
2. Постановлением № /номер/ от 13.11.2017 г., вынесенным старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Московской области, которым генеральный директор ООО «Дюна» Шубин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного /статья/ КоАП РФ, выразившимся в пользовании недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и требований ст. 42. ч. 1 ст. 78 Земельного кодекса, п. 10 ст. 22, п. 1 ст. 25.1 Закона РФ «О недрах», п. 8 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». (л.д. 51-55).
3. Актом административного обследования объектов земельных отношений № 23-Ю-2017 от 20.11.207, составленным государственными инспекторами по использованию и охране земель Клинского района, в котором указано, что ООО «Дюна» использует земельные участки с кадастровыми номерами /номер/ для выемки и перемещения пескогрунта, работает спецтехника (экскаваторы, грузовые машины). Данная деятельность не соответствует разрешенному использованию обследованных земельных участков (для сельскохозяйственного использования, производства). (л.д. 56-63).
4. Актом проверки от 22.12.2017 г., составленным подразделением государственного земельного надзора Клинского отдела Управления Росреестра по Московской области, в котором сказано, что на земельных участках по адресу: МО, Клинский район, Воронинское сельское поселение, с кадастровыми номерами /номер/ ведется выемка и перемещение пескогрунта, работает спецтехника (экскаваторы, грузовые машины). Данная деятельность не соответствует разрешенному использованию обследованных земельных участков (для сельскохозяйственного использования). (л.д. 64-65);
В статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды, изложены основные принципы охраны окружающей среды, в том числе, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ):
1. Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
2. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
Разрешая настоящий спор, учитывая установленные по делу обстоятельства, оценив в совокупности представленные доказательства, руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд исходит из того, что, в нарушение требований вышеуказанной лицензии на пользование недрами МСК 80235 ТЭ, абзацев 1, 2 ст. 42, п. 1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации, ответчик осуществляет использование земельных участков не в соответствии с их целевым назначением: земли сельскохозяйственного назначения, и видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, для сельскохозяйственного производства, а именно, производит выемку и перемещение пескогрунта, что наносит вред окружающей среде, и приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и их удовлетворении, и не находит оснований для отказа в иске, согласно абзацу 2 п. 2 ст. 1065 ГК РФ.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ,
суд
Р Е Ш И Л:
1. Иск - удовлетворить.
2. Признать незаконной деятельность ООО «Дюна» по добыче нерудных материалов на основании лицензии МСК 80235 ТЭ на земельных участках с кадастровыми номерами /номер/, относящихся к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», имеющими виды разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования», «для сельскохозяйственного производства».
3. Запретить деятельность ООО «Дюна» по добыче нерудных материалов на основании лицензии МСК 80235 ТЭ на земельных участках с кадастровыми номерами /номер/, в границах которых расположен участок недр «Раздолье» площадью 162 га, до момента принятия уполномоченным органом решения о переводе данных земельных участков из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» видов разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования», «для сельскохозяйственного производства» в категорию и вид, позволяющие в соответствии с законодательством осуществлять добычу полезных ископаемых.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Мособлсуд через Клинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья -