НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Клинского городского суда (Московская область) от 15.03.2018 № 2-949/18

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Клин 15 марта 2018 года

Клинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего: судьи Мирошниченко А.И.,

при секретаре Овчинниковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-949/18 по иску Клинского городского прокурора в интересах неопреде­ленного круга лиц к ООО «Дюна» о приостановлении деятельности,

У С Т А Н О В И Л:

Клинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обра­тился в суд с вышеперечисленными иско­выми тре­бованиями и указал

, что городской прокуратурой проведена проверка исполнения приро­доохранного законодательства при добыче общераспространенных полезных ископаемых.

Установлено, что ООО «Дюна» осуществляет деятельность по до­быче общераспространенных полезных ископаемых - песков строитель­ных на месторождении «Раздолье» по адресу: /адрес/

Для осуществления названной деятельности ООО «Дюна» имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером /номер/ на основании договора купли-продажи от 07.06.2017 № ПР/ФР/П/2017. Указанный земельный участок имеет категорию «земли сельскохозяйственного назначения» и вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования». Впоследствии земельный участок с кадастровым номером /номер/ разделен на земельные участки с кадастровыми номерами /номер/ на основании решения собственника от 31.08.2017.

Кроме того, ООО «Дюна» арендует земельные участки с кадастро­выми номерами /номер/ по договору аренды, заключенному 03.10.2016 с ООО «Агродолина». Указанные зе­мельные участки имеют категорию «земли сельскохозяйственного назна­чения» и вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства».

В соответствии с лицензией от 31.03.2017 № МСК 80235 TP ООО «Дюна» имеет право на пользование недрами - на разведку и добычу об­щераспространенных полезных ископаемых - песков строительных на участке «Раздолье», площадью 162 га.

В соответствии со статьей 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование орга­нами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформля­ется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицен­зия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользо­вание участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Из статьи 12 Закона о недрах следует, что лицензия и ее неотъемле­мые составные части должны содержать данные о пользователе недр, по­лучившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также осно­вание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, свя­занных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспер­тизу); согласованный уровень добычи минерального сырья, право собст­венности на добытое минеральное сырье; другие данные.

В силу пункта 10 части второй статьи 22 Закона пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или со­глашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации соб­ственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками зе­мельных участков, обязаны использовать их в соответствии с целевым на­значением, принадлежностью к той или иной категории земель и разре­шенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (часть 1 статьи 78 Земель­ного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 8 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначе­ния в другую категорию допускается в исключительных случаях, приве­денных в данной статье, в том числе связанных с добычей полезных иско­паемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

В силу части 1 статьи 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» земельные участки, лесные участки, вод­ные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с граждан­ским законодательством, земельным законодательством, лесным законо­дательством, водным законодательством и названным Законом.

Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения мо­жет быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после пе­ревода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42, 78 Земельного кодекса Российской Федерации ограничен его целевым назначением.

Согласно п. 2.3. условий пользования недрами, являющихся прило­жением № 1 к лицензии № МСК 80235 ТЭ, до начала осуществления работ по разведке и добыче на участке недр, предоставленном в пользование, недропользователь (ООО «Дюна») обязан оформить документы, необхо­димые для использования соответствующего земельного участка в целях недропользования, в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством.

Запрещается проведение работ по разведке и добыче на участке недр, предоставленном в пользование, до оформления документов, необ­ходимых для использования соответствующего земельного участка в це­лях недропользования.

В ходе проведения проверки установлено, что на земельных участ­ках с кадастровыми номерами /номер/ категория земель «земли сельскохо­зяйственного назначения» и видами разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования», «для сельскохозяйственного про­изводства» обществом осуществляются работы по добыче нерудных мате­риалов. Вместе с тем, в соответствующую категорию и вид разрешенного использования до настоящего времени земельные участки не переведены. Данное обстоятельство препятствует разработке полезных ископаемых, следствием чего является нарушением недропользователем лицензионных условий.

Использование земель сельскохозяйственного назначения с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых на земельных уча­стках с категорией земель сельскохозяйственного назначения противоза­конно. ООО «Дюна» осуществляет пользование землями сельскохозяйст­венного назначения не в соответствии с их назначением и видом разре­шенного использования, а именно, осуществляет добычу общераспростра­ненных полезных ископаемых.

В этой связи заместителем Клинского городского прокурора 26.09.2017 в отношении генерального директора ООО «Дюна» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном /статья/ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно, пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами. По результатам рассмотрения назван­ного дела 13.11.2017 Министерством экологии и природопользования по Московской области генеральный директор ООО «Дюна» признан винов­ным в совершении административного правонарушения, предусмотрен­ного ч. /статья/ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначен штраф в размере 30 000 руб.

Кроме того, 24.01.2018 постановлением Клинского отдела Росрее­стра по Московской области ООО «Дюна» признано виновным в соверше­нии административного правонарушения, предусмотренного /статья/ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначен штраф в размере 280 000 руб.

Проверкой, проведенной 09.01.2018, установлено, что ООО «Дюна» осуществляет добычу строительных песков на земельных участках с када­стровыми номерами /номер/ при этом категория земельного уча­стка не переведена в иную, допускающую добычу общераспространённых полезных ископаемых.

Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть сопряжена с обеспечением охраны земли как важнейшего фактора жизнеобеспечения населения и средства производства, необходимого для функционирования всех отраслей народного хозяйства, а также как элемента окружающей среды, находящегося в сложной взаимосвязи с другими ее составляющими - водными ресурсами, лесами, животным и растительным миром. Исполь­зование земельного участка не по целевому назначению приведет к невоз­можности использования его в дальнейшем в сельскохозяйственных це­лях, что, в свою очередь, приведет к технологической деградации почвы, что является нарушением права на благоприятную окружающую среду лиц, круг которых персонифицировать невозможно.

В ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закре­плены основные принципы охраны окружающей среды, в том числе: хо­зяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказы­вающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятель­ности, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воз­действия которой непредсказуемы для окружающей среды.

В силу требований ст. 12 ГК РФ пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, являются способом защиты гражданских прав.

Согласно ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ про­курор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и за­конных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципаль­ных образований.

Истец просит:

1. Признать незаконной деятельность ООО «Дюна» по добыче не­рудных материалов на основании лицензии № /номер/ на земель­ных участках с кадастровыми номерами /номер/, относящихся к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», имеющими виды разрешенного использования «для сельскохозяйственного использо­вания», «для сельскохозяйственного производства».

2. Запретить деятельность ООО «Дюна» по добыче нерудных мате­риалов на основании лицензии № /номер/ на земельных участках с кадастровыми номерами /номер/ в границах которых расположен участок недр «Раздолье» площадью 162 га, до момента принятия уполно­моченным органом решения о переводе данных земельных участков из ка­тегории земель «земли сельскохозяйственного назначения» видов разре­шенного использования «для сельскохозяйственного использования», «для сельскохозяйственного производства» в категорию и вид, позволяющие в соответствии с законодательством осуществлять добычу полезных иско­паемых. (л.д. 2-7).

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования.

Представитель ООО «Дюна» иск не признал, представил в суд пись­менные воз­ражения на иск, где указал следующее:

1. «Незаконная деятельность общества».

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ под предпринимательской деятель­ности понимается самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказа­ния услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Согласно абз. 1 ст. 11 Закона РФ «О недрах» предостав­ление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицен­зии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложе­ния, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяю­щие основные условия пользования недрами.

Таким образом, под незаконной деятельностью будет пониматься деятельность, осуществляемая в отсутствие или с нарушением правил го­сударственной регистрации, а также в рамках ст. 14.1 КоАП РФ в отсутст­вие или с нарушением лицензии, в т.ч. и грубым, требований и условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией.

ООО «Дюна» зарегистрировано в Межрайонной инспекции ФНС № 12 по Тверской области за основным государственным регистрационным номером /номер/ находящаяся по адресу: /адрес/, на основании Распоряжения № 156-РМ от 23.03.2017 года Министерства экологии и природопользова­ния Московской области на основании Свидетельства о факте открытия месторождения № /номер/, по результатам рассмотрения за­явления от 07.03.2017 года № 1/03-2017 и приложенных к нему материа­лов предоставлено право пользования недрами для разведки и добычи об­щераспространенных полезных ископаемых - песков строительных на ме­сторождении «Раздолье» площадью 162 га, расположенном в 0,1 км запад­нее /адрес/

Ответчик надлежаще исполняет условия пользования недрами, в том числе своевременно произвел разовый платеж за пользование недрами со­гласно п.4.1. условий; до начала проведения работ по разведке и добыче оформил документы, удостоверяющие уточненные границы горного от­вода, обеспечил создание и закрепление в натуре маркшейдерской опор­ной геодезической сети на участке разработки, вынес в натуру и закрепил угловые точки горного отвода. Выполнены особые условия пользования недрами. Ответчиком соблюдены иные условия, предусмотренные п. 2.4., 2.5. 2.6. изменений в лицензию на пользования недрами от 31.03.2017 года.

Таким образом, ответчик не признает правомерным заявление истца, о том, что деятельность ответчика является незаконной.

2. «Смена категории земли».

Во исполнение пункта 2.3. Условий пользования недрами к Лицен­зии МСК 80235 ТЭ от 31.03.2017 г. (Приложение № 1 к Лицензии) ответ­чик приступил к процедуре перевода земельного участка площадью 1267357 (+/- 394 кв.м), кадастровый /номер/, принад­лежащий Недропользователю на праве собственности, о чем в ЕГРН вне­сена запись /номер/ от 15.09.2017 г., распо­ложенного в 0,1 км. западнее /адрес/ (далее - «земельный участок»), из земель сельскохозяйственного назначения в категорию, допускающую геологиче­ское изучение, разведку и добычу общераспространённых полезных иско­паемых.

Согласно Регламенту рассмотрения вопросов перевода земель из ка­тегории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности...», утвержденному постановлением Правительства Мо­сковской области от 19.03.2015г. /номер/ Недропользователем 02.10.2017г. было подано ходатайство на имя Губернатора Московской области о переводе земельного участка из категории сельскохозяйствен­ных земель в земли промышленности... (Приложение № 1).

Министерством экологии и природопользования Московской об­ласти был рассмотрен представленный Недропользователем пакет доку­ментов, проведена юридическая экспертиза и направлены запросы в Ми­нистерство инвестиций и инноваций Московской области, Министерство сельского хозяйства Московской области и Главное управление архитек­туры и градостроительства Московской области для подготовки необхо­димых заключений о возможности перевода земельного участка в испра­шиваемую категорию.

Однако, в ходе подготовки документов стало известно, что в проекте Генерального плана сельского поселения Воронинское запрашиваемая территория отнесена к зоне СХ -1 (зона сельскохозяйственных угодий).

25.10.2017 г. ответчиком был получен ответ Министерства инвести­ций и инноваций Московской области /номер/ исх-/номер/, в котором указано, что возможность перевода указанного земельного участка в кате­горию «земли промышленности» следует рассматривать после учета дан­ной территории, как производственной зоны в проекте Генерального плана сельского поселения Воронинское Клинского муниципального рай­она Московской области.

Для решения возникшей проблемы ответчик 01.11.2017 г. направил ходатайство Главе администрации Клинского муниципального района А.Д. Сокольской о внесении необходимых изменений в документы терри­ториального планирования (Генеральный план) в части испрашиваемого участка.

В ответ на ходатайство ответчика было получено письмо от замести­теля Руководителя Администрации Клинского муниципального района В.В. Кондратьева /номер/ от 15.11.2017 г., согласно которому в со­ответствии с утвержденным Генеральным планом сельского поселения Воронинское рассматриваемый земельный участок с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использо­вания «для сельскохозяйственного использования» расположен в зоне зе­мель сельскохозяйственного назначения - зоне сельскохозяйственных уго­дий, в связи с чем вопрос внесения изменений в Генеральный план возмо­жен к рассмотрению после изменения категории данного земельного уча­стка.

Исходя из противоречивых ответов, полученных от Министерства инвестиций и инноваций Московской области и Администрации Клин­ского муниципального района Московской области, ответчику был неясен процесс перевода земель из категории «земли сельскохозяйственного на­значения» в категорию «земли промышленности...», что является первона­чальным: внесение изменений в Генеральный план (изменение вида раз­решенного использования) или изменение категории земельного участка.

04.12.2017 г. ответчик направил обращение Министру экологии и природопользования Московской области А.Б. Когану с просьбой оказать содействие в решении сложившейся ситуации, с указанием на последова­тельность действий, которые Недропользователь обязан совершить для перевода земельного участка в испрашиваемую категорию, в установлен­ный Лицензией срок.

Ответом Министерства экологии и природопользования Московской области от 28.12.2017 года № /номер//номер/ указало на обязанность в со­ответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О пере­воде земель или земельных участков из одной категории в другую» не до­пускается в случае несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденными документами территори­ального планирования и документации по планировке территории, земле­устроительной документации.

15.01.2018 года в соответствии с рекомендациями Министерства эко­логии и природопользования Московской области о внесении измене­ний в документы территориального планирования (Генеральный план сельского поселения Воронинское Клинского района Московской области) и отнесения земельного участка с кадастровым номером 50:03:0020280:1612 к производственной зоне с основным видом разре­шенного использования «недропользование».

Ответом Главного управления Архитектуры и градостроительства Московской области /номер//номер/ от 06.02.2018 года указано, что в связи с принятием закона Московской области № 148/2017-03 «Об органи­зации местного самоуправления на территории Клинского муниципаль­ного района» «территории городского поселения Высоковск, г/п. Клин, г/п. Решетниково, с/п Воздвиженское, с/п Воронинское, с/п Зубовское, с/п Нудольское, с/п Петровское объединены в городской округ Клин, без из­менения границ Клинского муниципального района. Государственной программой Московской области «Архитектура и градостроительство Подмосковья» на 2017-2021 года, планируется разработка и утверждение в 2018 году генерального плана городского округа Клин. Главным управле­нием архитектуры и градостроительства Московской области в период с февраля по март 2018 года планируется подготовка распорядительного акта о разработке проекта генерального плана городского округа Клин Московской области.

Необходимо обратить внимание, что, согласно Предписанию Управ­ления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и кар­тографии по МО Клинского отдела государственного земельного надзора об устранении правонарушения земельного законодательства по делу № 3725-Ю-2017, в порядке осуществления государственного земельного над­зора в соответствии с /статья/ КоАП РФ, выразившегося в использова­нии земельного участка не по целевому назначению обязало устранить до­пущенное правонарушение в срок до /дата/, с взысканием штрафа в размере 280 000.00 руб.

Ранее, согласно Постановлению /номер/ Министерства экологии и природопользования /адрес/ от /дата/ ответчик признан виновным в совершении административного пра­вонарушения в соответствии с ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, также выразившегося в использовании земельного участка не по целевому назначению, с взы­сканием штрафа в размере 300 000,00 руб.

Часть 5 ст. 4.1. КоАП РФ устанавливает, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же администра­тивное правонарушение.

При этом, условиями пользования недрами предусмотрено, что не­дропользователь обязан выйти на проектную мощность в соответствии с установленным ежегодным уровнем добычи полезного ископаемого, равно как и несет обязанность по соблюдению установленного срока вы­хода на проектную мощность (п. 2.16 и 2.17 условий).

3. «Вред окружающей среде».

Ответчик осуществляет свою деятельность согласно утвержденного Министерством экологии и природопользования проекта разработки и ре­культивации участка недр местного значения «Раздолье» № GSP/16-11/03.ПЗ, состоящий из Том 1 «Пояснительная записка», Том-2 «Рекульти­вация земель нарушенных горными работами» и Том 3 «Охрана окру­жающей среды», утвержденный распоряжением Министерства экологии и природопользования /номер/-РМ от /дата/.

Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от /дата/ (п. 27): «Рассматривая споры об ограничении, приостанов­лении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением за­конодательства в области охраны окружающей среды, суд должен соблю­дать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач, с другой.

Суд вправе отказать в иске об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодатель­ства в области охраны окружающей среды, в случае, если ее приостанов­ление либо прекращение противоречит общественным интересам (абзац 2 пункта 2 статьи 1065 ГК РФ).»

При этом, в соответствии с условиями пользования недрами (п. 11.13.) ответчик участвует в социально-экономическом развитии региона посредством привлечения предприятий Московской области (подрядная организация ООО «СПУТНИК», зарегистрированная по адресу: /адрес/, которая, в свою очередь, привлекает компании перевозчиков Клинского и Тверского рай­онов Московской области). Также месторождение «Раздолье» является экономически выгодным в рамках строительства, содержания и ремонта платной скоростной автомобильной дороги М-11 «Москва - Санкт-Петер­бург» на участках км 58-км 97 и км 97-км 149 (1 и 2 этап строительства), что подтверждается письмом № ТСМ/01-238 от 15.11.2016 г. от ООО «Трансстроймеханизация».

Ответчик также является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых и, тем самым, перечислил в бюджет сумму налога в размере 5 541 602,55 руб, что подтверждается платежными поручениями. (л.д. 83-86).

В исковом заявлении в качестве третьего лица указано Министер­ство экологии и природопользования Московской области, которое свое­временно уведомлено о месте и времени судебного заседания, представи­тель в судебное заседание не явился.

Проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с абзацами 1, 2 статьи 42 Земельного кодекса Рос­сийской Федерации (далее - Земельный кодекс) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обя­заны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назна­чением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно п. 1 ст. 78 Земельного кодекса, земли сельскохозяйствен­ного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследова­тельских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производ­ством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Согласно п. 4 указанной статьи, земельные участки из земель сель­скохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.

В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из од­ной категории в другую», перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйст­венного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвер­жденного проекта рекультивации земель.

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса, перевод зе­мель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собст­венности, из одной категории в другую осуществляется органами испол­нительной власти субъектов Российской Федерации.

ООО «Дюна» является собственником двух земельных участков с кадастровым номером /номер/ общей площадью 1267357+/-394 кв.м, с кадастровым номером /номер/, общей площадью 47170+/-76 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначе­ния, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного исполь­зования, расположенных по адресу: /адрес/, на основании договора купли-продажи земельного участка от 07.06.2017, решения собственника о разделе зе­мельного участка от 31.08.2017 и государственной регистрации права от 15.09.2017. (л.д. 17-21).

В выписке из ЕГРН указано, что границы данных земельных участ­ков пересекают границу земельного участка с кадастровым номером /номер/л.д. 17, 20).

Истец указал, что земельные участки с кадастровыми но­мерами /номер/ образовались в результате раздела земельного участка с К/номер/ на основании реше­ния собст­венника от 31.08.2017.

По договору аренды земельных участков от 17.08.2016 г. ООО «Дюна» арендует у ООО «Агродолина» три земельных участка с кадастро­выми номерами /номер/, площадью 289 600 кв.м каждый, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенные по адресу: /адрес/

Министерство экологии и природопользования Московской об­ласти выдало ООО «Дюна» лицензию на пользование недрами: серия МСК, но­мер 80235, вид лицензии ТЭ, с целевым назначением и видами ра­бот: раз­ведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых - песков строительных на месторождении «Раздолье». Участок недр распо­ложен в 0,1 км западнее /адрес/. Лицензия зарегистрирована 31.03.2017 г. Дата окон­чания лицензии 01.01.2030 года. (л.д. 23-24).

Согласно п. 2.1 Приложения 1 к лицензии, недропользоваатель имеет право осуществлять пользование недрами с целью разведки и до­бычи общерастространенных полезных ископаемых песков строительных на месторождении «Раздолье» площадью 162 га, расположенном в 0,1 км западнее /адрес/, до 01 января 2030 года. Срок действия лицензии исчисляется со дня ее государственной регистрации. (л.д. 28).

В соответствии с п. 2.3 Приложения 1 к лицензии, запрещается про­ведение работ по разведке и добыче на участке недр, предоставленном в пользование, до оформления документов, необходимых для использования соответствующего земельного участка в целях недропользования. (л.д. 28).

01 июня 2017 года Министерством экологии и природопользования Московской об­ласти внесены изменения в лицензию. (л.д. 109-120).

В п. 2.3 указано, что до начала проведения работ по разведке и до­быче на участке недр, предоставленном в пользование, Недропользователь обязан оформить правоустанавливающие документы, необходимые для использования земельного участка для разведки и добычи.

Копии документов представить в Министерство не позднее 30 дней с момент а их получения.

Недропользователь обязан осуществлять разведку и добычу на оформленных земельных участках, допускающих их использование по це­левому назначению.

Запрещается про­ведение работ по разведке и добыче на участке недр, предоставленном в пользование, до оформления правоустанавли­вающих документов, необходимых для использования земельных участков в целях разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых - песков строительных. (л.д. 113).

Факт использования земель сельскохозяйственного назначения, на­ходящихся в собственности ООО «Дюна», не по целевому назначению подтверждается:

1. Актом проверки от 14.09.2017 г., составленным сотрудниками Клинской городской прокуратуры, государственным инспектором Феде­ральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управле­ния по г. Москва, Московской и Тульской областям, начальником ТО № 2 Госадмтехнадзора по МО, сотрудником муниципального земельного кон­троля администрации Клинского муниципального района, заместителем заведующего отделом Управления регионального государственного над­зора в области технического состояния самоходных машин и др. видов техники Министерства сельского хозяйства и природопользования МО, в котором сказано, что на земельном участке с кадастровым номером /номер/ (земли сельскохозяйственного назначения) произво­дятся хозяйственные, в том числе земляные работы, со снятием и переме­щением плодородного слоя почвы со стороны ООО «Дюна», местополо­жение земельного участка: /адрес/, площадь 1314527+/-401 кв.м (л.д. 48-49).

2. Постановлением № /номер/ от 13.11.2017 г., вынесенным старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Московской области, которым генеральный директор ООО «Дюна» Шубин А.В. признан виновным в совершении административного право­нарушения, предусмотренного /статья/ КоАП РФ, выразившимся в пользовании недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и требований ст. 42. ч. 1 ст. 78 Земельного ко­декса, п. 10 ст. 22, п. 1 ст. 25.1 Закона РФ «О недрах», п. 8 ч. 1 ст. 7 Феде­рального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земель­ных участков из одной категории в другую». (л.д. 51-55).

3. Актом административного обследования объектов земельных от­ношений № 23-Ю-2017 от 20.11.207, составленным государственными ин­спекторами по использованию и охране земель Клинского района, в кото­ром указано, что ООО «Дюна» использует земельные участки с кадастро­выми номерами /номер/ для выемки и перемещения песког­рунта, работает спецтехника (экскаваторы, грузовые машины). Данная деятельность не соответствует разрешенному использованию обследован­ных земельных участков (для сельскохозяйственного использования, про­изводства). (л.д. 56-63).

4. Актом проверки от 22.12.2017 г., составленным подразделением государственного земельного надзора Клинского отдела Управления Рос­реестра по Московской области, в котором сказано, что на земельных уча­стках по адресу: МО, Клинский район, Воронинское сельское поселение, с кадастровыми номерами /номер/ ведется выемка и перемещение пескогрунта, работает спецтехника (экскаваторы, грузовые машины). Данная деятельность не соответствует разрешенному использованию обследованных земельных участков (для сельскохозяйст­венного использования). (л.д. 64-65);

В статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды, изложены основные принципы охраны окру­жающей среды, в том числе, запрещение хозяйственной и иной деятельно­сти, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деграда­ции естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истоще­нию природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

В соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ):

1. Опасность причинения вреда в будущем может явиться основа­нием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

2. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, ко­торая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекра­тить соответствующую деятельность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в при­остановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потер­певших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Разрешая настоящий спор, учитывая установленные по делу обстоя­тельства, оценив в совокупности представленные доказатель­ства, руково­дствуясь вышеуказанными нормами права, суд исходит из того, что, в на­рушение требований вышеуказанной лицензии на пользование недрами МСК 80235 ТЭ, абзацев 1, 2 ст. 42, п. 1 ст. 78 Земельного кодекса Россий­ской Федерации, ответчик осуществляет использование земельных участ­ков не в соответствии с их целевым назначением: земли сельскохозяйст­венного назначения, и видом разрешенного использования: для сельскохо­зяйственного использования, для сельскохозяйственного производства, а именно, производит выемку и перемещение пескогрунта, что наносит вред окружающей среде, и приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и их удовлетворении, и не находит оснований для от­каза в иске, согласно абзацу 2 п. 2 ст. 1065 ГК РФ.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ,

суд

Р Е Ш И Л:

1. Иск - удовлетворить.

2. Признать незаконной деятельность ООО «Дюна» по добыче не­рудных материалов на основании лицензии МСК 80235 ТЭ на земельных участках с кадастровыми номерами /номер/, относящихся к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», имеющими виды разрешен­ного использования «для сельскохозяйственного использования», «для сельскохозяйственного производства».

3. Запретить деятельность ООО «Дюна» по добыче нерудных мате­риалов на основании лицензии МСК 80235 ТЭ на земельных участках с кадастровыми номерами /номер/, в границах которых расположен участок недр «Раздо­лье» площадью 162 га, до момента принятия уполномоченным органом решения о переводе данных земельных участков из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» видов разрешенного исполь­зования «для сельскохозяйственного использования», «для сельскохозяй­ственного производства» в категорию и вид, позволяющие в соответствии с законодательством осуществлять добычу полезных ископаемых.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Мос­облсуд через Клинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья -