НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кизлярского районного суда (Республика Дагестан) от 01.09.2010 № 2-192/2010

                                                                                    Кизлярский районный суд Республики Дагестан                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Кизлярский районный суд Республики Дагестан — Судебные акты

Дело №2-192\2010г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 сентября 2010 года г.Кизляр, РД

Федеральный суд общей юрисдикции Кизлярского района Республики Дагестан

В СОСТАВЕ:

Председательствующего судьи Коваленко И.В.,

при секретаре Хабибуллаевой П.Ш.,

С участием старшего помощника прокурора  межрайонной природоохранной прокуратуры РД Магомедова М.Н.,

Представителя ответчика ФГУ «Минмелиоводхоз РД» Ситникова В.Е.,

Представителя Средне-Кавказского Управления ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО6,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску  межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФГУ «Минмелиоводхоз РД» о признании бездействия незаконным, запрещении экологически вредной деятельности и понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФГУ «Минмелиоводхоз РД» о признании бездействия незаконным, запрещении экологически вредной деятельности и понуждении к совершению действий, и просил признать незаконным бездействие ФГУ «Минмелиоводхоз РД», выразившееся в организации безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений Таловской системы Дельтового филиала без разработки декларации их безопасности, проведения государственной экспертизы декларации безопасности, представления ее на утверждение в Управление по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по РД, получения разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений и заключения договора страхования риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. Кроме того обязать ФГУ «Минмелиоводхоз РД» осуществлять безопасную эксплуатацию находящихся в оперативном управлении гидротехнических сооружений  системы Дельтового филиала, расположенных на административной территории MP «», в соответствии с действующим законодательством путем выполнения следующих мероприятий:

-в срок до 01.11.2010 заключить договор страхования риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения;

-в срок до 01.06.2011 произвести капитальный ремонт гидротехнических сооружений, разработать декларацию безопасности гидротехнических сооружений, провести государственную экспертизу декларации безопасности, представить ее на утверждение в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по  и получить разрешение на эксплуатацию гидротехнических сооружений;

Запретить с 01.08.2011 Федеральному государственному учреждению «Минмелиоводхоз РД» осуществлять эксплуатацию находящихся оперативном управлении гидротехнических сооружений  системы Дельтового филиала «Минмелиоводхоз РД», расположенных на административной территории MP «», с нарушением природоохранного законодательства, а именно без разработки декларации их безопасности, проведения государственной экспертизы декларации безопасности, представления ее на утверждение в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по , получения разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений и заключения договора страхования риска гражданской ответственности; по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

По утверждению прокурора  межрайонной природоохранной прокуратурой РД с привлечением специалистов Управления Ростехнадзора по РД проведена проверка исполнения руководством ФГУ «Минмелиоводхоз РД» природоохранного законодательства при эксплуатации  системы Дельтового филиала ФГУ «Минмелиоводхоз РД». Проверкой установлено, что Федеральное государственное учреждение «Минмелиоводхоз РД» образовано в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 07.06.2002г. № с целью создания необходимых условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культуртехнических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий, эксплуатации мелиоративных систем.

В оперативном управлении Учреждения, наряду с другими гидротехническими сооружениями, находится Таловская система, представляющая собой комплекс взаимосвязанных каналов, гидроузлов, водовыпусков, предназначенных для мелиорации земель  и .

В состав гидротехнических сооружений  системы входят  гидроузел, гидроузел на канале  и гидроузел на канале .

Между тем из акта проверки соблюдения требований законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений от 30.04.2010 года, составленного Средне-Кавказским управлением Ростехнадзора по РД следует, что состояние гидротехнических сооружений  системы Дельтового филиала ФГУ «Минмелиоводхоз РД» аварийное. Отсутствует первичная проектная документация, декларация безопасности ГТС. Так в результате подмыва, разрушения, а впоследствии полного отсутствия железобетонной облицовки валов каналов в нижнем бьефе размыты берега, ширина каналов в нижнем бьефе превышает в несколько раз проектной ширины. Проектная пропускная способность  гидроузла составляет 30 куб м./ сек., фактически из-за заиленности каналов пропускная способность составляет 12 куб м./сек, канал  при проектной пропускной способности 35 куб. м./сек. пропускает 15 куб.м./ сек., канал  при проектной пропускной способности 27 куб. м./сек. пропускает 9 куб.м./ сек. Гидротехническое оборудование отработало нормативный срок службы, необходима замена всего подъемного электромеханического оборудования" на гидротехнических сооружениях каналов, затворов на всех пролет1 ах с винтоподъемниками в сборе и шкафов управления электрооборудованием. Необходимо разработать проекты по капитальному ремонту гидроузлов, провести работы по засыпке промытых пазух нижнего бьефа с двух сторон, устройству качественной насыпи в дамбах канала, устройству железобетонной облицовки дамб каналов, дна каналов с устройством водобойных колодцев и гасителей.

По информации администрации MP «» в  систему входит 7032 га мелиоративных земель, вдоль ее русла расположено 22 населенных пункта и на этой территории проживают 15,5 тысяч человек, в  систему входит 1000 га мелиоративных земель, вдоль ее русла расположено 3 населенных пункта и на этой территории проживают 2 тысяч человек.

Проектная пропускная способность  канала 75мЗ/сек., а фактическая-32мЗ/сек. При увеличении подачи воды начинается перелив, затапливаются леса вдоль русла, наносится ущерб фермерским хозяйствам. Существует угроза затопления селений .

Из-за постоянной нехватки воды нарушается агротехника выращивания риса, снижаются урожаи сельскохозяйственной продукции.

В случае аварии вода затопит села , где проживают около 2000 человек, 5 тыс. га сенокосов и сельхозугодий, где содержится 1,5 голов крупнорогатого скота и более 5 тыс. голов мелкого рогатого скота. Распространение воды сдержит насыпь федеральной дороги «Кавказ» и железной дороги. Послле накопления вода пойдет по руслам рек . В этом случае пострадают 15 тыс. жителей 14 сел. Вдоль русла реки  будут потоплены села  с населением 5000 человек.

Аналогичная ситуация усматривается из ответов Средне-Кавказского управления Ростехнадзора и Главного управления МЧС Росс и по РД.

Таким образом, неисполнение собственником и эксплуатирующей организацией возложенных на них законом обязанностей, не принятием мер по обеспечению безопасности ГТС, нарушаются права и интересы неограниченного круга лиц и создается угроза более существенного их нарушения.

Представитель ответчика ФГУ «Минмелиоводхоз РД» Ситников В.Е. Управления Роспотребнадзора по РД исковые требования Махачкалинского природоохранного прокурора не признал и показал, что 21.06.2010 года путем проведения открытого конкурса был заключен Государственный контракт№ на разработку Декларации безопасности гидротехнических сооружений  в . В настоящее время Декларация находится в стадии разработки. После разработки Декларации и определения размера вероятного вреда в результате аварии ГТС, будет заключен Договор обязательного страхования риска гражданской ответственности. Ремонтные работы  гидроузла по статье 226 Классификации операций сектора государственного управления Дельтового филиала ФГУ «Минмелиоводхоз РД» финансируется и в текущем году эта сумма составляет . рублей. А на содержание государственного имущества выделены денежные средства в размере  тыс. рублей. То есть, определённая работа ведется, однако, из-за недостаточного финансирования выполнить все требования не представляется возможным.

Представитель третьего лица Средне-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору Мирзоев А.А. требования прокурора поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме.

Заслушав прокурора, ответчика, представителя ТО Управления Роспотребнадзора по РД и изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что требования прокурора о незаконности бездействия ФГУ «Минмелиоводхоз РД» в области охраны окружающей среды, выразившееся в непринятии мер по созданию необходимых условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культуртехнических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий, эксплуатации мелиоративных систем, являются обоснованными.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Согласно ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ - собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.

Кроме того, в соответствии со ст.9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:

обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Статьей 10 ч.3 вышеуказанного ФЗ установлена обязанность собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации представлять декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Согласно ч.1, 3 и 4 ст.11 данного ФЗ предусмотрено, что государственная экспертиза указанной декларации безопасности проводится по инициативе собственников гидротехнических сооружений или эксплуатирующих организаций.

Постановлением Правительства РФ №1303 от 06.11.1998 года утверждено Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, где установлено, что декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. На основании утвержденной декларации безопасности гидротехническое сооружение вносится в Российский регистр гидротехнических сооружений и надзорным органом за безопасностью ГТС выдается разрешение на его эксплуатацию. Декларацию безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений представляется декларантом в орган надзора не реже одного раза в 5 лет.

На территории РД полномочия по осуществлению государственного надзора и контроля в сфере безопасности гидротехнических сооружений возложено на Средне-Кавказское управление Ростехнадзора по РД в соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору №3 от 30 января 2009 года.

Статья 15 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» предусматривает риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения. Страхователем риска гражданской ответственности за причинение вреда является собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация. Кроме того, ст. 17 ФЗ указывает, что собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения, осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.

Статья 3 этого же закона определяет безопасность гидротехнического сооружения как свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов, а обеспечение безопасности гидротехнического сооружения как разработку и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера» определено, что чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (ст.ст.1,7).

Согласно ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» - хозяйственная или иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Согласно п.7 ст.1 Водного кодекса РФ, водоотведение – это любой сброс воды, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты. Полномочия органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

Таким образом, доводы ответчика о том, что в его действиях отсутствует какие либо нарушения требований природоохранного законодательства при эксплуатации  системы Дельтового филиала ФГУ «Минмелиоводхоз РД» являются несостоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела: актом совместной проверки  Межрайонной природоохранной прокуратуры и отдела энергетического надзора и по надзору за гидротехническими сооружениями по РД Средне-Кавказского управления Ростехнадзова от 30 апреля 2010 года, справкой-заключением  Межрайонной природоохранной прокуратуры от 15 июня 2010 года об аварийном состоянии гидротехнических сооружений  системы Дельтового филиала ФГУ «Минмелиоводхоз РД».

Представителем ответчика суду не представлены доказательства того, что ими оспаривались вышеуказанные акты. Не представлены суду и доказательства принятых ответчиком решений по финансированию деятельности, направленной на выполнение требований природоохранного законодательства.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определёнными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Вместе с тем требования прокурора в части установления конкретных сроков исполнения возложенных обязанностей, подлежат отклонению ввиду того, что вопросы исполнительного производства регулируются Федеральным законом «Об исполнительном производстве» №229 от 2.10.2007г.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, 257,258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Федерального государственного учреждения «Минмелиоводхоз РД», выразившееся в непринятии мер по организации безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений  системы Дельтового филиала, разработки декларации их безопасности, проведения государственной экспертизы декларации безопасности, представления ее на утверждение в Управление по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по РД, получения разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений и заключения договора страхования риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

Обязать Федеральное государственное учреждение «Минмелиоводхоз РД» осуществлять безопасную эксплуатацию находящихся в оперативном управлении гидротехнических сооружений  системы Дельтового филиала, расположенных на административной территории MP «», в соответствии с действующим законодательством.

Заключить договор страхования риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

Произвести капитальный ремонт гидротехнических сооружений, разработать декларацию безопасности гидротехнических сооружений, провести государственную экспертизу декларации безопасности, представить ее на утверждение в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по  и получить разрешение на эксплуатацию гидротехнических сооружений;

Запретить Федеральному государственному учреждению «Минмелиоводхоз РД» осуществлять эксплуатацию находящихся в оперативном управлении гидротехнических сооружений  системы Дельтового филиала «Минмелиоводхоз РД», расположенных на административной территории MP «», с нарушением природоохранного законодательства, а именно без разработки декларации их безопасности, проведения государственной экспертизы декларации безопасности, представления ее на утверждение в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по , получения разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений и заключения договора страхования риска гражданской ответственности, по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД в течение 10 дней со дня его вынесения.

Федеральный судья

Кизлярского районного суда РД И.В. Коваленко