НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кизлярского городского суда (Республика Дагестан) от 29.06.2020 № 2А-329/20

Дело № 2а-329/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Кизляр, РД 29 июня 2020 года

Кизлярский городской суд Республики Дагестан, в составе председательствующего судьи Морозова В.Н., при секретаре ФИО3,

рассмотрев дело по административному иску ФИО2 к Межрайонной инспекции ФНС России по <адрес> о признании невозможной к взысканию задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование,

У С ТА Н О В И Л :

ФИО2 обратилась в суд с указанным административным иском, в обоснование своих требований указав, что она обратилась в МРИ ФНС России по РД с просьбой о признании безнадежной к списанию налоговой задолженности по налогам, пеням, штрафам, связанными с осуществлением предпринимательской деятельностью. Ответным письмом инспекции было отказано о признании безнадежной к взысканию, по тем мотивам, что его задолженность не подпадает под действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Она состояла в качестве индивидуального предпринимателя на налоговом учёте в МРИ ФНС России по <адрес> и являлась плательщиком страховых взносов. С ДД.ММ.ГГГГ деятельность ее прекращена. Согласно выписке из лицевого счета налогоплательщика по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за истцом числится задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в размере 19504.3 руб. и пени 13 284,1 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 3825,77 руб. и пени в размере 1437,42 руб.

Согласно ч. 2. ст. 11 Налогового кодекса РФ, недоимка - сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Согласно ч. 2. ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. В силу ч.6, ст.69 НК РФ, требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Согласно ч.1. ст.70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требования об уплате налога она не получала, тем самым считает, что инспекцией нарушен досудебный порядок урегулирования задолженности.

Также в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации, а также Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено списание налоговой задолженности для следующих категорий налогоплательщиков. Согласно ч. 1 ст. 11 -Ф3 установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой. Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности. В соответствии с ч. 1 ст. 59 НК РФ, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам. Согласно ч. 3 ст. 124 КАС РФ, административное исковое заявление содержит требования о принятии решения по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца. Согласно с п.п. 3 п. 2 ст. 138 НК РФ акты ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действия или бездействие его должностных лиц обжалуются в судебном порядке.

Просит суд признать действия (бездействия) Межрайонной ИФНС России по РД по отказу о списании налогов, пеней, штрафов незаконными. Признать безнадежной к взысканию и списать задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в размере 19 504,3 руб. и пени 13 284,1 руб., страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 3825,77 руб. и пени в размере 13 284,1 руб.

Судебное разбирательство, в связи с неявкой административного истца надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, заявившего ходатайство о рассмотрении заявления в ее отсутствие, проведено без ее участия.

Представитель административного ответчика Межрайонной инспекции ФНС России по <адрес>ФИО4 в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении административного дела без их участия.

В соответствии ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно статье 59 Налогового кодекса, в установленных законодательством случаях, в отношении задолженности по налогам (пени, штрафам), числящейся за отдельными налогоплательщиками, допускается признание ее безнадежной к взысканию.

Институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию предполагает существование юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов).

Списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.

Судом установлено, что ФИО2 до ДД.ММ.ГГГГ являлась индивидуальным предпринимателем и плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации соответственно.

Истцом не отрицается, что у нее имеется задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (за периоды до ДД.ММ.ГГГГ) в размере 19 504,3 руб. и пени 13 284,1 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 3825, 77 руб. и пени в размере 13 284,1 руб.

В связи с принятием Федерального закона № 436-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в части 1 и 2 Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в МРИ ФНС по РД с заявлением о списании образовавшейся у нее задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 отказано налоговым органом в списании образовавшихся недоимок по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование. В обоснование отказа указано, что с ДД.ММ.ГГГГ на налоговые органы возлагаются следующие функции контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов, прием от плательщиков страховых взносов расчетов по страховым взносам, начиная с представления расчета по страховым взносам за отчетный период, взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникшей до ДД.ММ.ГГГГ, зачет (возврат) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, предоставление отсрочки (рассрочки) по страховым взносам. До ДД.ММ.ГГГГ администрирование страховых взносов на пенсионное страхование, а также медицинское страхованием осуществлялось Пенсионным фондом РФ. Меры взыскания по несвоевременно уплаченным суммам страховых взносов за периоды до ДД.ММ.ГГГГ также должны были приниматься органом государственного внебюджетного фонда. На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

Согласно статье 20 Федерального закона № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Задолженность по страховым взносам у истца образовалась в результате начисления фиксированных платежей по страховым взносам. По вышеуказанной причине числящаяся задолженность не подпадает под требования вышеотмеченного Закона и соответственно не подлежит списанию. ФИО2 рекомендовано обратиться в суд.

Вместе с тем, указанная в ответе на обращение истца причина отказа не соответствует и противоречит принятому ДД.ММ.ГГГГ Федеральному закону № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты ФИО1 Федерации».

Так, согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 436-ФЗ, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой. Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.

Таким образом, вне зависимости от того, являлся ли налоговый орган администратором по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, обязанность по списанию образовавшейся у налогоплательщиков до ДД.ММ.ГГГГ задолженности, возложена на налоговый орган по месту жительства должника, в данном случае лица, которое на дату списания соответствующих сумм утратила статус индивидуального предпринимателя.

В силу ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Судом установлено, что требование об уплате страховых взносов МРИ ФНС по РД истцу не направляла, срок для обращения в суд с исковым заявлением о принудительном взыскании задолженности пропустила.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175 -181 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ФИО2 о признании незаконными действий (бездействий) Межрайонной инспекции ФНС России по <адрес> по отказу в списании задолженности по взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование и обязании устранить нарушение, удовлетворить.

Признать безнадежной к взысканию и списать задолженность ФИО2 по:

- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ) в размере 19504.3 рублей и пени в размере 13 284,1 рублей;

- страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в размере 3825,77 рублей и пени в размере 1437,42 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение пятнадцати дней со дня получения копии решения, через Кизлярский городской суд РД.

Судья В.Н. Морозов