НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кизлярского городского суда (Республика Дагестан) от 17.01.2020 № А-56

Дело а-56 (683)/2020г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> 17 января 2020 года

ФИО3 городской суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Магомедова У.М., при секретаре Мусаевой В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> дело по административному иску ФИО1 к УФНС России по РД и МРИ ФНИС России по РД о признании незаконными их действия (бездействия),

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к УФНС России по РД и МРИ ФНИС России по РД о признании незаконными их действия (бездействия), в обосновании производстве ФИО3 МРОСП УФССП России по РД находятся на исполнении исполнительные производства возбужденные на основании судебных приказов мирового судьи судебного участка <адрес> о взыскании не выплаченной заработной платы, компенсации пособий по временной нетрудоспособности, в отношении должника МУП «САХ <адрес>». В числе указанных производств находится и исполнительное производство -ИП о взыскании с МУП «САХ <адрес>» в ее пользу 51380 рублей не выплаченной задолженности по беременности и родам. В рамках исполнения указанных исполнительных производств судебным приставом — исполнителем наложен арест и обращено взыскание на денежные средства по счету должника открытом в ПАО Сбербанк России в пределах суммы задолженности. Обязанность по выплате страхового обеспечения, а в данном случае пособий по родам и временной нетрудоспособности, возлагается на ГУ ФСС РФ по РД, в связи с чем данным учреждением ДД.ММ.ГГГГ платежными поручениями и на счет МУП САХ <адрес> зачислены денежные средства в сумме 102924 руб. 48 коп. и 220424 руб.73 коп. соответственно. Указанные средства имели целевой характер и подлежали выплате в счет погашения задолженности предприятия по выплате страховых пособий. В подтверждение характера и природы денежных средств ГУ ФСС РФ по РД в адрес МРИ ФНС России по РД одновременно при перечислении средств направлено соответствующее уведомление. Вопреки всему вышеизложенному, МРИ ФНС России по РД со счета МУП «САХ <адрес>» произвела списание в полном объеме денежных средств перечисленных фондом социального страхования и в последующем зачислила их на погашение задолженности предприятия по уплате налогов, сборов и пени. МРИ ФНС России по РД в урегулировании данного вопроса в досудебном порядке отказалась, что подтверждается письмом исх. от ДД.ММ.ГГГГ. В этой связи она обратилась с заявлением о рассмотрении настоящего вопроса в порядке подчиненности в УФНС России по <адрес>, откуда получила ответ об отказе в удовлетворении ее требований. Прошу суд признать незаконным действия МРИ ФНС России по РД по списанию денежных средств со счета МУП «САХ <адрес>» перечисленных ГУ РФСС по РД ДД.ММ.ГГГГ платежными поручениями и на счет МУП САХ <адрес> в сумме 102924 руб. 48 коп. и 220424 руб.73 коп. соответственно; Обязать МРИ ФНС России по РД возвратить на счет МУП «САХ <адрес>» денежные средства в сумме 102924 руб. 48 коп. и 220424 руб.73 коп..

Извещенный надлежащим образом административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела в ее отсутствие не просила.

В судебное заседание представитель УФНС России по РД и МРИ ФНИС России по РД не явились, направив в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии административного ответчика и возражение в котором указали, что заявление ФИО1 инспекция считает не обоснованным и не подлежащим удовлетворению судом по следующим основаниям. Согласно ст. 19 НК РФ, налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом. Согласно п.1 ст. 45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Согласно п.1 ст. 46 НК РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) -организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Согласно данным программного комплекса АИС «Налог-3», в отношении Предприятия имеются следующие неисполненные решения о взыскании сумм налога, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах Заявителя в банках: - ДД.ММ.ГГГГ на сумму 981 453,44руб.; - ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1 681 605,07руб.; - ДД.ММ.ГГГГ на сумму 838 013,50руб.; -ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1 928 018,80руб.; - ДД.ММ.ГГГГ на сумму 422 986,55руб.; -ДД.ММ.ГГГГ на сумму 224 193,90 руб.. ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом произведено взыскание суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере 163 079,06руб., 147 754,69руб., пени в размере 12 515,46 руб. Согласно ст. 855 ГК РФ, при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности: в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также требований о взыскании алиментов; во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности; в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов; в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований; в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности. Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов. В случаях несвоевременного зачисления банком на счет клиента поступивших клиенту денежных средств либо их необоснованного списания со счета, а также невыполнения или несвоевременного выполнения указаний клиента о перечислении денежных средств со счета либо об их выдаче со счета банк обязан уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены ст. 395 ГК РФ, независимо от уплаты процентов, предусмотренных п. 1 ст. 852 ГК РФ (ст. 856 ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 60 НК РФ, банки обязаны исполнять поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (далее -поручения налогоплательщика), а также поручения налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее -поручения налогового органа) за счет денежных средств (электронных денежных средств) налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. Если иное не предусмотрено НК РФ, поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения поручения (п. 2 ст. 60 НК РФ). В силу п. 3 ст. 60 НК РФ банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика или налогового органа при наличии денежных средств на счете налогоплательщика. Согласно п.6 ст.46 НК РФ, поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится со счетов в драгоценных металлах. При недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в день получения банком поручения налогового органа на перечисление налога такое поручение исполняется по мере поступления денежных средств (драгоценных металлов) на эти счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждого такого поступления на валютные счета, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации, и не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждого такого поступления на счета в драгоценных металлах. Согласно п. 1.1 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России ДД.ММ.ГГГГ N 383-П) (далее - Положение -П) банки осуществляют переводы денежных средств по банковским счетам в соответствии с федеральными законами и нормативными актами Банка России в рамках применяемых форм безналичных расчетов на основании предусмотренных п. п. 1.10 и 1.11 Положения -П распоряжений о переводе денежных средств, составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков (далее - взыскатели средств), банками. Из содержания п. 2 ст. 855 ГК РФ в действующей редакции следует, что очередность списания средств в уплату налогов (сборов) зависит от того, списываются они в добровольном или принудительном порядке. Так, с ДД.ММ.ГГГГ платежи в бюджет, осуществляемые по поручениям налоговых органов, то есть в принудительном порядке, как и прежде, подлежат исполнению в третью очередь (абз. 4 п. 2), а платежи по налоговым обязательствам, осуществляемые на основании платежных распоряжений налогоплательщика, подлежат исполнению в пятую очередь (абз. 6 п. 2). В аналогичном порядке исполняются платежи по обязательствам в бюджеты государственных внебюджетных фондов. Таким образом, налоговый орган осуществляет взыскание денежных средств со счетов налогоплательщика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате налога. Налоговый орган, в соответствии с положениями НК РФ, не располагает сведениями о целевом назначении средств, поступающих на счет Предприятия и не осуществляет контроль за соблюдением очередности при списании денежных средств со счета должника. Следовательно, у налогового органа отсутствуют основания для возврата указанных Заявителем денежных средств. Просят суд в удовлетворении требований ФИО1 отказать.

Представитель Управления федеральной службы судебных приставов по РД, в судебное заседание не явился, суд на основании ст.150, ст.152 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему:

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий, решений, предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.

Из материалов дела следует и судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Управление с жалобой на действия должностных лиц инспекции, указав, что в отношении МУП «САХ <адрес>» исполнительное производство -ИП о взыскании в ее пользу 51380 рублей задолженности по беременности и родам. Обязанность по выплате страхового обеспечения, а в данном случае пособий по родам и временной нетрудоспособности, возлагается на ГУ ФСС РФ по РД, в связи с чем данным учреждением ДД.ММ.ГГГГ платежными поручениями и на счет МУП САХ <адрес> зачислены денежные средства в сумме 102924 руб. 48 коп. и 220424 руб.73 коп. соответственно. Указанные средства имели целевой характер и подлежали выплате в счет погашения задолженности предприятия по выплате страховых пособий. МРИ ФНС России по РД со счета МУП «САХ <адрес>» произвела списание в полном объеме денежных средств перечисленных фондом социального страхования и в последующем зачислила их на погашение задолженности предприятия по уплате налогов, сборов и пени. Просила признать действия должностных лиц Инспекции, выразившиеся в списании целевых средств, в погашение задолженности по налогам, страховым взносам, незаконными, а также вернуть указанные денежные средства на счет МУП САХ.

Решением Управление Федеральной налоговой службы по РД за @ от ДД.ММ.ГГГГ, руководствуясь ст.139.3 Налогового кодекса РФ, оставила жалобу ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, без удовлетворения.

При этом, суд исходит из того, что решение УФНС России по <адрес> за @ от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства.

Судом установлено, что в отношении МУП САХ <адрес> имеются неисполненные решения о взыскании сумм налога, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах предприятия в банках.

ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом произведено взыскание суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере 163 079,06руб., 147 754,69руб., пени в размере 12 515,46 руб.

Согласно ст. 855 ГК РФ, при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности: в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также требований о взыскании алиментов; во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности; в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов; в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований; в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности. Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

В соответствии с п. 1 ст. 60 НК РФ, банки обязаны исполнять поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (далее -поручения налогоплательщика), а также поручения налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее -поручения налогового органа) за счет денежных средств (электронных денежных средств) налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. Если иное не предусмотрено НК РФ, поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения поручения (п. 2 ст. 60 НК РФ).

Согласно п.6 ст.46 НК РФ, поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится со счетов в драгоценных металлах. При недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в день получения банком поручения налогового органа на перечисление налога такое поручение исполняется по мере поступления денежных средств (драгоценных металлов) на эти счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждого такого поступления на валютные счета, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации, и не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждого такого поступления на счета в драгоценных металлах.

Из содержания пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что очередность списания средств в уплату налогов зависит от того, списываются ли они в добровольном или принудительном порядке.

При этом пунктами 1, 8 статьи 45 и пунктами 1, 8 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по уплате налогов и пеней исполняется налогоплательщиком либо самостоятельно, либо в принудительном порядке по решению налогового органа путем обращения взыскания на денежные средства на банковских счетах, а также на электронные денежные средства этого налогоплательщика.

Из приведенных норм права следует, что платежи в бюджет, осуществляемые по поручениям налоговых органов (то есть в принудительном порядке), подлежат исполнению банком в третью очередь, а платежи по налоговым обязательствам, производимые на основании платежных распоряжений налогоплательщика, - в пятую очередь.

Из вышеизложенного следует, что кредитная организация, исполняя требования, содержащиеся в поручении налогового органа, самостоятельно оценивает правовую возможность списания денежных средств и несет ответственность за законность осуществленного списания, а сами по себе действия по списанию денежных средств со счета должника являются банковской операцией.

Налоговый орган не располагает сведениями о целевом назначении средств, поступающих на счет МУП САХ и не осуществляет контроль за соблюдением очередности при списании денежных средств со счета должника.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым в удовлетворении административного иска ФИО1 к УФНС России по РД и МРИ ФНИС России по РД о признании незаконными их действия (бездействия), отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.175 -181 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к УФНС России по РД и МРИ ФНИС России по РД о признании незаконными их действия (бездействия), отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД, через ФИО3 городской суд РД в течении месяца с момента его оглашения.

Судья У.М. Магомедов