№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29.06.2020года <адрес>
Кизилюртовский районный суд РД в составе:
председательствующего судьи Магомедова А.М.,
при секретаре Магомедовой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда России по <адрес> к Магомедовой Патимат Исаевне о взыскании убытков в счет возмещения переплаты пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ГУ-ОПФР по РД обратилось в суд с иском к Магомедовой П.И. о взыскании переплаченной компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособным пенсионером в сумме 183500 рублей.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем социальной пенсии по инвалидности на основании Федерального Закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Магомедова Патимат Исаевна является получателем пенсии, как законный представитель несовершеннолетий пенсионерки ФИО1. С ДД.ММ.ГГГГ ухаживающим лицом за ФИО1, согласно Указу Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" назначен ФИО3. Выплата производилась указанному нетрудоспособному гражданину к установленной ему пенсии в период осуществления ухода за ним. В свою очередь ФИО3 при обращении за указанной выплатой взял на себя обязательство в 5-тидневный срок сообщить о поступлении на работу, назначении пенсии, пособия по безработице, то есть сообщить об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение компенсационной выплаты по уходу. Согласно решению о взыскании незаконно выплаченной суммы пенсии за период с 01.02.2010г. по 31.12.2017г., ФИО3 работал в СПК «Акнадинский», ООО «Энергострой ЛТД», ООО «Стройконтроль» в связи, с чем образовалась переплата пенсии по категории «дети-инвалиды», в период осуществления ухода. Магомедова П.И. как законный представитель, является получателем пенсии ФИО1 В силу пункта 5 статьи 26 Закона о страховых пенсиях пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии или прекращение ее выплаты. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 настоящего федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 28 Закона о страховых пенсиях). С учетом изложенного, истец просит взыскать с Магомедовой П.И. в пользу ГУ-ОПФР по РД переплаченную компенсационную выплату по уходу за инвалидом в сумме 183 500 рублей и госпошлину в размере 4870 руб.
Представитель истца ГУ-ОПФР по РД по доверенности Аршаев М.А., извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия.
Ответчик Магомедова П.И., надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась и в представленном в суд заявлении просила суд рассмотреть дело без ее личного участия, в связи с чем, суд считает возможным на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон по делу.
Суд, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности, все представленные и исследованные в судебном заседании доказательства, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми- инвалидами и инвалидами с детства I группы», предусмотрено, что в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан с ДД.ММ.ГГГГ установлены ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы: а) родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) в размере 5 500 рублей; б) другим лицам в размере 1 200 рублей (п. 1); ежемесячные выплаты производятся к установленной ребенку-инвалиду или инвалиду с детства I группы пенсии в период осуществления ухода за ним. Ежемесячные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого ребенка-инвалида или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним (п. 3).
Правилами осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы» (далее - Правила), установлено, что осуществление ежемесячной выплаты прекращается в случае выполнения лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы (п. 12); лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления ежемесячной выплаты в соответствии с п. 12 настоящих Правил (п. 13); прекращение осуществления ежемесячной выплаты производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные в п. 12 настоящих Правил (п. 14).
Таким образом, из содержания вышеприведенных норм следует, что компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, и именно на него возложена обязанность уведомить пенсионный орган о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно ст. 1109 ГК РФ не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения: зарплата и приравненные к ней платежи, пенсии. Пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Магомедова П.И. как родитель и законный представитель пенсионера ребенка–инвалида ФИО1 являлась получателем ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином.
Подтверждением тому, что ответчик приходится родителем ребенка-инвалида ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является свидетельство о его рождении, выданное ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «селение Акнада» <адрес> Республики Дагестан, где в графе «мать» указана Магомедова П.И.
Согласно заявлению, имеющемуся в пенсионном деле, ФИО3 при обращении за указанной выплатой взял на себя обязательство в 5-тидневный срок сообщить о поступлении на работу, назначении пенсии, пособия по безработице, то есть сообщить об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение компенсационной выплаты по уходу.
Как следует из представленной информации из индивидуального лицевого счета застрахованного лица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 работал в СПК «Акнадинский», ООО «Энергострой ЛТД», ООО «Стройконтроль», т.е. сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО3 подтверждают, что в спорный период работодателем произведены начисления страховых взносов на страховую пенсию ФИО3 Следовательно в указанный период, пособие по уходу за инвалидом было получено неправомерно.
Доказательств, подтверждающих извещение в установленном законом порядке ГУ-ОПФР по РД о поступлении на работу, то есть об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение компенсационной выплаты по уходу, ответчиком не представлено.
Из приложенного к делу выписки следует, что ответчица Магомедова П.И. за период с октября 2014 года по декабрь 2017 года получила 203500 рублей как ежемесячную выплату, за осуществление ухода за ребенком-инвалидом.
ДД.ММ.ГГГГ ГУ-ОПФР по РД в <адрес> и <адрес> направило Магомедовой П.И. письмо о погашении образовавшейся переплаты в размере 183500 руб. в добровольном порядке в срок до ДД.ММ.ГГГГ, которое не исполнено на момент подачи иска.
Таким образом, установлено, что незаконная выплата произошла в связи с тем, что в нарушение требований пунктов 13 Правил, в течение 5 суток орган, осуществляющий компенсационную выплату к пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение указанной компенсации, не был извещен. При надлежащем исполнении обязанности по извещению истца об осуществлении трудовой деятельности, закрепленной в п.13 Правил с момента трудоустройства ФИО3 компенсационная выплата не должна была производиться.
Согласно пункта 5 статьи 26 Закона о страховых пенсиях, пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии или прекращение ее выплаты.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 настоящего федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 28 Закона о страховых пенсиях).
Таким образом, за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась переплата в размере 183500 рублей.
Пенсионный фонд несет ответственность за целевое расходование средств, предназначенных для выплаты дополнительного обеспечения. Невыполнение гражданином – получателем ежемесячного дополнительного материального обеспечения, требований закона влечет за собой перерасход бюджетных средств, выделяемых на выплату ежемесячного дополнительного материального обеспечения гражданам, имеющим право на его получение, чем нарушаются права и законные интересы граждан, имеющих право на своевременное и в полном объеме получение установленных государством выплат и выполняющих требования закона, касающиеся порядка получения этих выплат.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Пенсионному фонду РФ причинен ущерб, выразившийся в незаконном получении в спорный период дополнительного ежемесячного материального обеспечения, который подлежит возмещению ответчиком в полном объеме.
В соответствии со ст. 1109 ГК не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения пенсии, пособия и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Как видно из представленной информации из индивидуального лицевого счета застрахованного лица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 работал в СПК «Акнадинский», ООО «Энергострой ЛТД», ООО «Стройконтроль».
Следовательно, сокрытие им данной информации уже свидетельствует об отсутствии добросовестности в действиях данного лица, что в свою очередь, является основанием для взыскания компенсационных выплат в качестве неосновательного обогащения.
Ответчиком Магомедовой П.И. заявлено о применении срока исковой давности.
В силу п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.
Пунктом 2 ст. 199 ГК РФ предусмотрено, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения (абз. 1).
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (абз. 2).
В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, нашедшей свое отражение в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абз. 2 п. 2 ст. 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Из анализа вышеизложенных норм с учетом разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, следует, что начало течения срока исковой давности по общему правилу закон связывает с моментом, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, то есть начало течения срока исковой давности совпадает с моментом возникновения у заинтересованной стороны права на иск и возможности реализовать его в судебном порядке.
Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.
Абзацем 3 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусмотрено, что страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрено, что страхователи - юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. В целях настоящего Федерального закона органы службы занятости в отношении безработных, а также организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию «страхователь» (абз. 4 ст. 1);
индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, сведений о трудовой деятельности для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице (абз. 8 ст. 1).
Сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган ПФ РФ сведения (за исключением сведений, предусмотренных п. 2.3 ст. 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы (п. 1 ст. 8).
Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются ПФ РФ (п. 2 ст. 8).
Страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом (абз. 3 ч. 2 ст. 15)
Страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) (п. 2.2 ст. 11).
Указанные сведения предоставляются страхователями по форме, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах».
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. п. 2 - 2.2 ст. 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (ч. 3 ст. 17).
Как следует из материалов дела, истец не отрицает тот факт, что страхователем своевременно производились начисления страховых взносов на страховую пенсию ответчика в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, с даты поступления указанных страховых взносов, пенсионный орган должен был узнать о трудоустройстве ФИО3
Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2122-I (далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (пункт 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает, в том числе, контроль за правильным и рациональным расходованием его средств (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Исходя из приведенных норм Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, на Пенсионный фонд Российской Федерации возложена функция контроля за правильным и рациональным расходованием его средств, формируемых, в том числе, за счет ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам.
Нормативные положения, регулирующие полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации по контролю за правильным и рациональным расходованием его средств, суду первой инстанции необходимо было учитывать во взаимосвязи с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о сроке исковой давности при разрешении вопроса об исчислении срока исковой давности по настоящему иску.
Иск в суд предъявлен ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, с ответчика может быть взыскана выплата не ранее ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что размер компенсационной выплаты за один месяц составляет 5500 рублей, с ответчика за период с ДД.ММ.ГГГГ по декабрь 2017 года подлежит взысканию компенсационная выплата в размере 62150 рублей. В удовлетворении остальной части иска подлежит отказу.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче искового заявления истцом оплачена государственная пошлина в размере 4870 рублей. В связи с частичным удовлетворением исковых требований с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2064,50 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Главного управления - Отделения Пенсионного фонда России по <адрес> к Магомедовой Патимат Исаевне о взыскании убытков в счет возмещения переплаты пенсии удовлетворить частично.
Взыскать с Магомедовой Патимат Исаевны в пользу Главного управления - Отделения Пенсионного фонда России по РД переплаченную компенсационную выплату по уходу за нетрудоспособным пенсионером в размере 62150 (шестьдесят две тысячи сто пятьдесят) рублей.
Взыскать с Магомедовой Патимат Исаевны в пользу Главного управления - Отделения Пенсионного фонда России по РД уплаченную государственную пошлину в размере 2064,50 (две тысячи шестьдесят четыре) рубля 50 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его вынесения через Кизилюртовский районный суд Республики Дагестан.
Председательствующий: судья А.М. Магомедов
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.