Дело № 2-119-2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Митраковой Т.В.,
с участием прокурора г. Кизел Мясниковой Е.В.,
при секретаре Черниковой Н.В.,
с участием представителей Администрации Кизеловского муниципального района Русинова И.А., действующего на основании доверенности № 15-Д от 28.01.2011 года, и Абашеевой С.П., действующей на основании доверенности № 17-Д от 01.02.2011 года,
представителя Земского Собрания Кизеловского муниципального района Гарифуллиной Н.Э., действующей на основании доверенности № 11-Зс от 24.01.2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизел гражданское дело по заявлению Администрации Кизеловского муниципального района об оспаривании решения Земского Собрания Кизеловского муниципального района от 17.12.2010 года № 122 «О бюджете Кизеловского муниципального района на 2011 год»,
У С Т А Н О В И Л:
Земским Собранием Кизеловского муниципального района 17 декабря 2010 года принято решение № 122 «О бюджете Кизеловского муниципального района на 2011 год».
Администрация Кизеловского муниципального района обратилась в суд с заявлением о признании Решения Земского Собрания Кизеловского муниципального района от 17.12.2010 года № 122 «О бюджете Кизеловского муниципального района на 2011 год» противоречащим действующему законодательству и недействующему полностью с момента его принятия, мотивируя свои требования тем, что решение опубликовано в газете «Кизел сегодня» от 24 декабря № 11-12. Данное решение является нормативным правовым актом, противоречащим Бюджетному кодексу РФ, Федеральному закону от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставу муниципального образования Кизеловский муниципальный район, Положению о бюджетном процессе Кизеловского муниципального района, утвержденному Решением Земского Собрания Кизеловского муниципального района от 22.08.2007 года № 72, принято с нарушением прав и интересов муниципальных служащих, работников учреждения «Единая дежурно-диспетчерская и хозяйственно-эксплуатационная служба», работников бюджетной сферы в целом и населения Кизеловского муниципального района, а также с превышением полномочий, что нарушает компетенцию Администрации Кизеловского муниципального района. Ст. 153 Бюджетного кодекса РФ, п. 2 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, п. 2 ч. 1 ст. 14 Устава и ст. 35 Положения о бюджетном процессе к исключительной компетенции Земского Собрания относят только утверждение местного бюджета. Муниципальным правовым актом Кизеловского муниципального района, регулирующим бюджетные правоотношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в ходе составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджета Кизеловского муниципального района и контроля за его исполнением, а также в процессе осуществления муниципальных заимствований и управления муниципальным долгом Кизеловского муниципального района, является Положение о бюджетном процессе Кизеловского муниципального района, утвержденное Решением Земского Собрания от 22.08.2007 года № 72. Проект решения о бюджете был внесен Администрацией Кизеловского муниципального района в Земское Собрание в ноябре 2010 года. 22.11.2010 года Решением Земского Собрания № 115 проект решения о бюджете Кизеловского муниципального района на 2011 год был принят в первом чтении. При принятии проекта решения в первом чтении был установлен предельный срок внесения письменных поправок субъектами нормотворческой инициативы- до 13 часов 02.12.2010 года, назначена дата публичных слушаний- 30.11.2010 года и дата рассмотрения проекта во втором чтении- 17.12.2010 года. Не согласованных вопросов по проекту бюджета не поступало. В соответствии с ч. 4 ст. 45 Положения о бюджетном процессе Распоряжением от 25.11.2010 года № 99-рк была создана согласительная комиссия. Указанным распоряжением не был определен председатель согласительной комиссии. 02.12.2010 года председателем комиссии по бюджету и налоговым сборам Ушаочжан В.Н. в Земское Собрание были направлены 7 поправок ко второму чтению бюджета Кизеловского муниципального района на 2011 год: 1. Уменьшить сумму планируемых расходов по подразделу 01 04 «Функционирование высших исполнительных органов государственной власти, местных администраций» на сумму 1 873,1 тыс. рублей. 2. Уменьшить сумму планируемых расходов по подразделу 01 13 «Другие общегосударственные расходы» на сумму 3 358,0 тыс. рублей, увеличив при этом расходы по подразделу 01 04 «Функционирование высших исполнительных органов государственной власти, местных администраций» на сумму 3 358,0 тыс. рублей необходимую для обеспечения эксплуатации административных зданий и помещений, находящихся в муниципальной собственности Кизеловского муниципального района. 3. Уменьшить сумму планируемых расходов по подразделу 01 13 «Другие общегосударственные расходы» на сумму 1 445,0 тыс. рублей. 4. Уменьшить сумму планируемых расходов о подразделу 03 09 «Защита населения и территории от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона» на сумму 332,7 тыс. рублей. 5. Распределить по бюджетополучателям денежные средства в сумме 622,0 тыс. рублей и в сумме 3 195,0 тыс. рублей, предусмотренные по подразделу 01 13 «Другие общегосударственные расходы». 6. Уменьшить сумму планируемого налога на доходы физических лиц (КБК 000 1 01 02021 01 0000 110) на 2 240 тыс. рублей и определить в сумме 35 633 тыс. рублей. 7. Увеличить сумму планируемых доходов, получаемых в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества на сумму 1 721,9 тыс. рублей. Указанные поправки были внесены без финансово-экономического обоснования, что является нарушением ч. 4 ст. 45 Положения о бюджетном процессе, так как в соответствии с указанной нормой приложение финансово-экономического обоснования к поправкам является обязательным. Поправки рассматривались согласительной комиссией 02, 07 и 15 декабря 2010 года. В результате согласительной комиссией было выработано согласованное решение по трем поправкам: поправку № 3 внести в проект бюджета на 2011 год ко второму чтению; поправки № 5 и « 7 отклонить. По остальным поправкам согласованного решения принято не было. Поправка № 3 Финансовым управлением Администрации Кизеловского муниципального района была внесена в проект решения о бюджете. С учетом внесенной поправки Ревизионной комиссией Кизеловского муниципального района было дано заключение на проект решения о бюджете Кизеловского муниципального района на 2011 год ко второму чтению, в котором Ревизионная комиссия рекомендовала проект решения «О бюджете Кизеловского муниципального района на 2011 год» к рассмотрению. 17.12.2010 года проект решения о бюджете рассматривался Земским Собранием во втором чтении. В нарушение требований ч. 3 ст. 47 Положения о бюджетном процессе 17.12.2010 года при рассмотрении проекта бюджета во втором чтении доклад о результатах рассмотрения поправок и о результатах его деятельности согласительной комиссии был сделан председателем комиссии по бюджету и налоговым сборам Ушаочжан В.Н., причем в устной форме. Текст доклада с приложением перечня поправок, принятых и отклоненных согласительной комиссией при доработке проекта, с обоснованием принятия соответствующего решения, заключений ревизионной комиссии Кизеловского муниципального района по поправкам и иные документы при рассмотрении проекта бюджета во втором чтении Земскому Собранию представлены не были. При рассмотрении проекта бюджета во втором чтении Земским Собранием в нарушение своих полномочий как участника бюджетного процесса, без финансово-экономического обоснования, без заключению ревизионной комиссии, без учета решений, принятых согласительной комиссии, были внесены в проект решения о бюджете поправки, отклоненные согласительной комиссией. Также при рассмотрении проекта бюджета во втором чтении Земским Собранием были внесены поправки не согласованные согласительной комиссией. Проект решения был принят окончательно с поправками, внесенными Земским Собранием в ходе рассмотрения проекта во втором чтении. При этом часть 2 ст. 47 Положения о бюджетном процессе содержит прямой запрет на внесение поправок в ходе рассмотрения проекта решения о бюджете во втором чтении, за исключением поправок, изменяющим доходы и расходы бюджета Кизеловского муниципального района на суммы средств, передаваемых из краевого бюджета. Следовательно, внесение указанных поправок в ходе рассмотрения проекта бюджета во втором чтении противоречит ст. 153 БК РФ, п. 2 ч. 10 ст. 35 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ, п. 2 ч. 1 ст. 14 Устава и ч. 2 ст. 47 Положения о бюджетном процессе и нарушает компетенцию Администрации Кизеловского муниципального района, определенную ч. 3 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, ст. 171 Бюджетного кодекса РФ, п. 1 ч. 2 ст. 30 Устава муниципального образования Кизеловский муниципальный район, ч. 3 ст. 35 Положения о бюджетном процессе. Кроме того, при принятии проекта решения о бюджете на 2011 год во втором чтении Земским Собранием вследствие внесения изменений в проект были изменены параметры бюджета: 1. Прогнозируемый в очередном финансовом году общий объем доходов бюджета района. 2. Дефицит (профицит) бюджета района. 3. Источники финансирования дефицита бюджета района. 4. Общий объем расходов бюджета района. 5. Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета в ведомственной структуре расходов на очередной финансовый год. Указанные параметры бюджета должны утверждаться Земским Собранием при рассмотрении проекта решения о бюджете во втором чтении в силу прямого указания ч. 2 ст. 47 Положения о бюджетном процессе. Однако, внеся изменения в проект решения о бюджете, Земское Собрание данные параметры не утвердило. Таким образом, Земское Собрание при рассмотрении проекта решения о бюджете на 2011 год во втором чтении нарушило нормы статьей 153,154,171,187 Бюджетного кодекса РФ, п. 2 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, п. 2 ч. 1 ст. 14 Устава, части 2 и 3 ст. 35, части 2 и 3 ст. 47, ч. 1 ст. 48 Положения о бюджетном процессе, нарушило компетенцию исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, тем самым создав препятствия для надлежащего исполнения полномочий по решению вопросов местного значения, а именно финансирование бюджетополучателей, возложенных на Администрацию Кизеловского муниципального района. Несмотря на то, что все расходы, предусмотренные проектом решения о бюджете, были запланированы Финансовым управлением в соответствии с Методикой планирования бюджетных ассигнований Кизеловского муниципального района, утвержденной Приказом Финансового управления Администрации Кизеловского муниципального района от 28.10.2010 года № 60, Земское Собрание, внеся свои поправки в проект решения о бюджете на 2011 год, нарушило права и законные интересы: 1. Муниципальных служащих, необоснованно уменьшив расходы на функционирование Администрации района. 2. Работников МУ «ЕДД и ХЭС», необоснованно уменьшив расходы по подразделу «Другие общегосударственные вопросы». 3. Граждан, проживающих на территории Кизеловского муниципального района, необоснованно уменьшив расходы по подразделу «Защита населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона». 4. Работников бюджетной сферы, муниципальных служащих, работников, замещающих должности муниципальной службы и осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления, необоснованно уменьшив расходы, предусмотренные на повышение оплаты труда перечисленных работников.
В судебном заседании представитель Администрации Кизеловского муниципального района Русинов И.А. поддержал заявленные требования и доводы изложенные в заявлении, дополнительно пояснил, что проект решения о бюджете был внесен в Земское Собрание Кизеловского муниципального района 11.11.2010 года. На проект бюджета ко второму чтению было получено положительно заключение Министерства финансов по Пермском краю. Ч. 3 ст. 47 Положения о бюджетном процессе допускает внесение поправок во втором чтении, но только редакционного характера. Те поправки, которые были внесены Земским Собранием, таковыми не являются. При принятии проекта решения о бюджете на 2011 год во втором чтении Земским Собранием вследствие внесения изменений в проект были изменены параметры бюджета, связанные с распределением бюджетных ассигнований о разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации бюджета в ведомственной структуре на очередной финансовый год. При рассмотрении бюджета во втором чтении, предметом должны являться параметры бюджета, определяемые ч. 2 ст. 47 Положения о бюджетном процессе. Указанные параметры Земским Собранием во втором чтении не обсуждались и не утверждались. Считает, что аппарат Земского Собрании и Ушаочжан В.Н. умышленно ввели депутатов заблуждение при приятии проекта во втором чтении, поскольку Уаочжан В.Н. не указала в своем докладе несогласованные поправки, хотя три из них были отклонены согласительной комиссией, из-за чего депутаты находились в неведении. Это сделано умышленно с той целью, чтобы внести в проект бюджета те поправки, которые предложила Ушаочжан В.Н.
Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Абашева С.П. поддержала заявленные требования и доводы, изложенные в заявлении и представителем Администрации Кизеловского муниципального района Русиновым И.А., дополнительно пояснила, что поправка по налогу на доходы физических лиц и арендной плате не была внесена в бюджет. Проект бюджета Кизеловского муниципального района на 2011 год был сформирован в соответствии с федеральным, региональным и муниципальным бюджетным законодательством. Формирование расходов по проекту бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий в соответствии с ч. 2 ст. 172 Бюджетного кодекса РФ, а также в соответствии с Методикой формирования бюджета Кизеловского муниципального района, утвержденной Приказом начальника финансового управления № 60 от 28.10.2010 года, с приложением всех доходов и расходов, что подтверждает заключение Минфина Пермского края. В нарушение п. а ч. 4 ст. 45 Положения о бюджетном процессе на поправки, внесенные Ушаочжан В.Н., не было представлено расчетов финансового обоснования по доходам и расходам. Каждый вид расхода должен подтверждаться расчетом в соответствии с нормативными документами. Представители Финансового управления Администрации Кизеловского муниципального района, являясь специалистами, так и не поняли, как Земского Собрание вышло на такие суммы. Она не согласно с обоснованием первой поправки. Расчет Финансового управления сделан в соответствии с п. 2.2.2.1. Методики формирования бюджета, где указано, что расходы на денежное содержание муниципальных служащих планируется из численности замещающих муниципальные должности, штатной численности и других работников. Штатная численность определяется из сложившейся на 01 октября текущего года либо на основании штатных расписаний, утвержденных на очередной финансовый год до составления бюджета. Расходы на денежное содержание рассчитаны в соответствии с Методикой, что подтверждается заключением Минфина Пермского края, в котором замечаний по данным расходам не имеется. Она не согласна с обоснованием поправки № 5, поскольку это не резервные расходы, в проекте бюджета данные средства обозначены как средства на повышение оплаты труда, которые могут быть распределены после принятия решения на краевом и муниципальном уровнях по повышению оплаты труда. Депутаты предлагали распределить эти средства по бюджетополучателям (образование, здравоохранение, культура и т.д.). Однако, средства на повышение оплаты труда в бюджете Пермского края заложены одной суммой без разбивки по бюджетополучателям, Министерством финансов Пермского края даны аналогичные консультации. Поправка № 4 также не обоснована. П. 2.3.3.2. Методики расходы на обеспечение функций МУП «ЕДДС-ХЭС» определены из штатной численности 6,5 единиц, расходы по оплате труда- исходя из 21,5 месячного фонда должностных окладов согласно штатному расписанию, с учетом районного коэффициента и начислений на оплату труда. Учитывая, что базисные показатели по учреждению отсутствуют, расходы на обеспечение деятельности в 2011 году предусматриваются в соответствии со сметой расходов, согласованных Администрацией Кизеловского муниципального района. Смета была представлена, а депутаты ее взяли и рассмотрели, уменьшив оплату труда на 1 ставку диспетчера и 0,5 ставки бухгалтера. Откуда они могут знать о почтовых расходах, на связь и другое, поскольку учреждение составляет смету на основании заключенных договоров, соглашений и требований ФЗ «По ГО и ЧС». Депутатам было направлено письмо из Главного Управления по ГО и ЧС по Пермскому краю с просьбой принять данную смету. В 2010 году МУП «ЕДДС-ХЭС» пол года работало 4 диспетчера, переработка в месяц на 1 диспетчера составила 21 час, в связи с чем, необходимо предоставлять отпуска, оплачивать ночные часы, праздничные дни и сверхурочную работу в двойном размере, поэтому штатная численность была увеличена на 1 диспетчера, на 05 ставки введена должность бухгалтера, так как в каждом учреждении он должен быть, и утверждена Администрацией Кизеловского муниципального района. Согласно поправке № 2 была уменьшена сумма расходов по подразделу 0113 «Другие общегосударственные расходы» и увеличены расходы по подразделу 0104 «Функционирование местных администраций». Учредителем МПУ «ЕДДС-ХЭС» является Администрация Кизеловского муниципального района. В соответствии с Гражданским кодексом РФ устав утверждается учредителем. Согласно Устава видами деятельности данного учреждения является эксплуатация, содержание, ремонт, обслуживание, техническое состояние зданий, принадлежащих Администрации района. Решением Администрации Кизеловского муниципального района № 731 р от 20.10.2010 года в оперативное управление данного учреждения были переданы административные здания по ул. Пролетарская 104 и ул. Луначарского 19 г. Кизел. По этому учреждению были заложены расходы по содержанию, эксплуатации и обслуживанию этих зданий, а также на 15 единиц обслуживающего персонала (аутсортинг). Расходы 335 800 рублей были перенесены в расходы на содержание аппарата Администрации, что нельзя делать по бюджетной классификации. В ходе заседания 17.12.2010 года с учетом поправок было не понятно, какая будет сумма расходов и доходов по ведомственной, функциональной структуре, разделам. Голосование происходило по поправкам без учета проекта бюджета, ей как специалисту было не ясно, за что голосуют депутаты, каким образом они вышли на такие суммы. В настоящее время решение о бюджете исполняется, но поскольку неверно отнесены расходы по разделам бюджетной классификации и целевым статьям, что свидетельствует о том, что поправки составляли не специалисты, как составлять бюджетную роспись и каким образом будет отчитываться финансовое управление Администрации на сегодняшний день сказать сложно. Из-за принятия поправки № 1 в связи с тем, что депутаты считают, что в Администрации нет ставки помощника главы, начальник финансового управления, были сокращены расходы по разделу 0104 «Содержание местных администраций», но при этом не были предусмотрены денежные средства даже на начальника финансового отдела Администрации, который подписывает финансовые документы при исполнении бюджета района согласно Положению о бюджетном процессе. На согласительной комиссии поправка № 3 была согласована обеими сторонами, в связи с чем, было принято решение включить ее в проект бюджета. Три поправки № 5, 6 и 7 были отклонены. По поправкам № 1, 2 и 4 согласованного решения принято не было: депутаты проголосовали «за», а представители Администрации «против». Согласно Регламенту, утвержденному Постановлением главы Администрации Кизеловского муниципального района № 1 от 14.04.2010 года, у согласительной комиссии два сопредседателя, а согласно Положению о бюджетном процессе Кизеловского муниципального района, которое имеет большую юридическую силу, у согласительной комиссии должен быть руководитель, с доклада которого начинается второе чтение по проекту решения о бюджете. Считает, что у согласительной комиссии должен быть один руководитель, а не два. Депутаты во втором чтении голосовали по поправкам и ей, как специалисту, было не понятно за что они голосуют. Доходная и расходная часть бюджета в целом не изменилась, но изменилась распределение по разделам, подразделам, функциональная и ведомственная структура, распределение по целевым статьям. Такой проект решения о бюджете не предлагался депутатам. Считает, что проект бюджета, существующий в настоящее время, готовило Земское Собрание, которое приняло свое решение, поскольку голосование депутатов происходило по поправкам без внесенного Администрацией Кизеловского муниципального района проекта. Считает, что депутаты должны были отклонить проект бюджета или направить его на доработку. Ей никто не давал перечня несогласованных поправок и на заседании Земского Собрания вопрос об этом не поднимался.
Представитель Земского Собрания Кизеловского муниципального района Гарифуллина Н.Э. считает, что в удовлетворении требований Администрации Кизеловского муниципального района следует отказать, в письменном отзыве на заявление указала, довод администрации района, что исключительной компетенцией Земского собрания является только утверждение местного бюджета неоснователен. Согласно ст. 153 Бюджетного кодекса РФ определены бюджетные полномочия представительных органов. В соответствии с ч. 1 статьи 153 БК РФ представительные органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации. Статьей 265 БК РФ определены формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами. В соответствии с ч. 1 статьи 265 БК РФ представительные органы осуществляют следующие формы финансового контроля: предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам; текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами; последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении а бюджетов. Статьей 187 БК РФ определено, что порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения определяется для: федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - настоящим Кодексом; бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса; местного бюджета - муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. Муниципальным правовым актом Кизеловского муниципального района, регулирующим бюджетные правоотношения является Положение о бюджетном процессе в Кизеловском муниципальном районе, утвержденное решением Земского собрания от 22.08.2007 г № 72 (в ред. от 28.10.2010). Таким образом, исходя из норм закрепленных законодательством, Земское собрание Кизеловского муниципального района вправе не только утверждать местный бюджет, но и рассматривать, обсуждать, а также осуществлять предварительный контроль формирования бюджета Кизеловского муниципального района. В соответствии с ч. 1 ст. 154 БК РФ исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. В соответствии с ч. 2 статьи 154 БК РФ финансовые органы составляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. Таким образом, Финансовое управление, как орган местной администрации, осуществляет полномочия по непосредственному составлению проекта местного бюджета. Исходя из изложенного, администрация Кизеловского муниципального района, как исполнительной орган, обеспечивает в лице Финансового управления как органа местной администрации, составление проекта бюджета и вносит его с необходимыми документами и материалами на утверждение Земского собрания Кизеловского муниципального района. Земское собрание Кизеловского муниципального района, как представительный орган, осуществляет предварительный контроль за формированием проекта бюджета, рассматривает, обсуждает и коллегиально принимается решение. Согласно ч. 3 ст. 13 Устава муниципального образования Кизеловский муниципальный район состоит из 15 депутатов (в настоящее время состав Земского собрания 14 человек). В соответствии с ч. 3 ст. 43 Устава района бюджет рассматривается и утверждается в соответствии с Положением о бюджетном процессе Кизеловского муниципального района. Решение о принятии проекта решения о бюджете Кизеловского муниципального района в первом и во втором чтении либо о его отклонении принимается большинством голосов от установленной численности депутатов Земского собрания. Довод администрации района, что поправки внесены без финансово-экономического обоснования, не соответствует действительности: в самом тексте представленных поправок ко второму чтению бюджета Кизеловского муниципального района на 2011 год (прилагается) каждая поправка имеет обоснование. Указания заявителя, что при рассмотрении проекта бюджета во втором чтении доклад о результатах рассмотрения поправок и о результатах деятельности согласительной комиссии был сделан председателем комиссии по бюджету и налоговым сборам Ушаочжан В.Н. в устной форме, также не основателен. С докладом при рассмотрении бюджета во втором чтении выступала Ушаочжан В.Н. как председатель согласительной комиссии, председатель постоянной комиссии Земского собрания по бюджету и налоговым сборам. Согласно п. 2.2-2.3. статьи 3 Регламента работы согласительной комиссии по бюджету Кизеловского муниципального района, утвержденного Постановлением главы муниципального района от 14.04.2010 г. № 1 (в ред. от 16.04.2010 г.), сопредседатели комиссии определены - от Земского собрания председатель постоянно действующей комиссии по бюджету и налоговым сборам, со стороны администрации - начальник Финансового управления администрации Кизеловского муниципального района. Просим обратить внимание, что в ч.3 ст. 47 Положении о бюджетном процессе Кизеловского муниципального района, утвержденного решением Земского собрания от 22.08.2007 г. № 72 (в ред. от 28.10.2010г.), не конкретизируется в какой форме представляется доклад. Доклад, с которым выступала Ушаочжан В.Н., был предварительно составлен в письменной форме. Все необходимые документы, согласно ч. 3 статьи 47 Положения о бюджетном процессе, как указано в заявлении администрации, представлены не были, также не соответствует действительности. Документы прилагались и были озвучены при принятии бюджета во втором чтении. Решения согласительной комиссии подписаны сопредседателями: Абашевой С.П. - от администрации района, Ушаочжан В.Н. - от Земского собрания, заключение Ревизионной комиссии на второе чтение, перечень согласованных и несогласованных поправок также прилагались. В отношении довода администрации, что при рассмотрении проекта во втором чтении Земским собранием были внесены поправки не согласованные согласительной комиссией, сообщаем следующее. Депутатами рассматривались поправки, внесенные в согласительную комиссию между первым и вторым чтением, имеющие финансово-экономическое обоснование. Так как согласительная комиссия не является субъектом права норматворческой инициативы и согласно абз. 9 ч. 3 ст. 47 Положения о бюджетном процессе поправка считается принятой, если за нее проголосовало большинство от установленной численности депутатов Земского собрания Кизеловского муниципального района, то окончательное решение о принятии или отклонение поступивших поправок было принято после голосования депутатами по каждой поправке. Следуя требованиям БК РФ и Положения о бюджетном процессе, перед рассмотрением поправок, депутаты проголосовали о принятии проекта решения за основу. Далее было проведено голосование по каждой поправке. Просим обратить внимание, при рассмотрении бюджета во втором чтении депутаты Земского собрания голосуют за поправки. Данные поправки внесены в установленные сроки раннее, между первым и вторым чтением, 02.12.2010 года. В результате голосования были приняты следующие поправки: 1.Уменьшить сумму планируемых расходов по подразделу 01 04 «Функционирование высших исполнительных органов государственной власти местных администраций» на сумму 1 873,1 тыс.рублей. Высвободившиеся средства необходимо направить в фонд софинансирования расходов. 2. Уменьшить сумму планируемых расходов по подразделу 01 13 «Другие общегосударственные расходы» на сумму 3 358,0 тыс.рублей, увеличив при этом расходы по подразделу 01 04 «Функционирование высших исполнительных органов государственной власти местных администраций» на сумму 3 358,0 тыс.рублей необходимую для обеспечения эксплуатации административных зданий и помещений, находящихся в муниципальной собственности Кизеловского муниципального района. 3. Уменьшить сумму планируемых расходов по подразделу 01 13 «Другие общегосударственные расходы» на сумму 1 445,0 тыс.рублей. Высвободившиеся средства необходимо направить в фонд софинансирования расходов. 4. Уменьшить сумму планируемых расходов по подраздел 03 09 «Защита населения и территории от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона» на сумму 332,7 тыс.рублей. Высвободившиеся средства необходимо направить в фонд софинансирования расходов. 5. Проект бюджета на 2011 год по подразделу 01 13 «Другие общегосударственные расходы» предусматривает средства на повышение оплаты труда муниципальных служащих Кизеловского муниципального района, работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления Кизеловского муниципального района, централизованных бухгалтерий при отделах администрации, муниципальных учреждениях "Кадастровая палата", "Управление по капитальному строительству и ремонту", "Единая дежурно-диспетчерская и хозяйственно- эксплуатационная служба" в сумме 622 тыс.рублей (с учетом вносимых поправок), и средства на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в сумме 3 195 тыс.рублей. Создание резервов на бюджетные расходы помимо резервного фонда не предусмотрены бюджетным законодательством, поэтому данные средства необходимо распределить по бюджетополучателям. Поправки № 6 и 7 депутатами Земского собрания не приняты. По окончании голосования по поправкам было проведено голосование о принятии проекта решения во втором чтении, результат голосования единогласно (13 депутатов) принять проект бюджета Кизеловского муниципального района на 2011 год с учетом основы, внесенного проекта и поправок, за которые проголосовали. В результате принятых поправок, в сравнении с первым чтением бюджета, не изменились: прогнозируемый объем доходов бюджета (поправки об изменении доходной части бюджета не были приняты); общий объем расходов бюджета (принятые поправки предполагают уменьшение одних расходов и в то же время увеличение других расходов, что не оказало влияния на общий объем расходов); дефицит бюджета (общие суммы доходов и расходов не изменились, соответственно и дефицит не изменился); источники финансирования дефицита бюджета, т.е. те показатели, которые согласно ч. 3 статьи 45 Положения о бюджетном процессе Кизеловского муниципального района являются предметом рассмотрения проекта бюджета в первом чтении и утверждены решением Земского собрания от 22.11.2010 года № 115. Таким образом, решение о бюджете Кизеловского муниципального района на 2011 год было принято в соответствии с требованиями БК РФ, Устава муниципального образования Кизеловский муниципальный район, Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 и Положения о бюджетном процессе Кизеловского муниципального района. В соответствии с требованиями ч. 4 статьи 43 Устава муниципального района решение «О бюджете Кизеловского муниципального района на 2011 год» 24.12.2010 года было официально опубликовано и вступило в законную силу.
По доводу заявителя о нарушении прав и законных интересов муниципальных служащих, о необоснованно уменьшении расходов на функционирование администрации района, сообщаем следующее, в соответствии с ч. 5 ст. 28 Устава в структуру администрации муниципального района (изм. Решением ЗС № 42 от 26.06.2009, вступила в силу после истечения срока полномочий Земского собрания 4 созыва) входят: глава муниципального района возглавляет администрацию муниципального района; первый заместитель главы администрации муниципального района; заместитель главы администрации муниципального района; управляющий делами администрации муниципального района; помощник главы администрации муниципального района; отделы, сектора аппарата администрации муниципального района; функциональные органы: финансовое управление; отдел опеки и попечительства; отраслевые органы: управление образования; отдел здравоохранения. В соответствии с ч.1 ст. 46 Устава должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления муниципального района, которая образуется в соответствии с Уставом муниципального района, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления муниципального района или лица, замещающего муниципальную должность. Если рассматривать в совокупности нормы, предусмотренные ч. 5 ст. 28 и ч. 1 ст. 46 Устава, то становится очевидным, что Уставом обозначена одна должность заместителя главы администрации муниципального района без указания сферы вопросов местного значения, по решению которых он наделен. Однако, Постановлением главы Кизеловского муниципального района от 16.09.2009 г. № 414 «Об утверждении перечня должностей муниципальной службы Кизеловского муниципального района» в перечень высших должностей муниципальной службы включена должность - заместитель главы администрации муниципального района, начальник финансового управления. Этим же Постановлением в перечне ведущих должностей муниципальной службы обозначена должность - помощник главы муниципального района, ч. 5 ст. 28 Устава такая должность не определена. Таким образом, в нарушение ч. 5 ст. 28 Устава муниципального образования Кизеловский муниципальный район Постановлением главы Кизеловского муниципального района от 16.09.2009 года № 414 «Об утверждении перечня должностей муниципальной службы Кизеловского муниципального района» включены должности: заместитель главы администрации муниципального района, начальник финансового управления; помощник главы муниципального района. Решением Земского собрания Кизеловского муниципального района от 19.12.2008 г. № 108 (с учетом изменений) «Об утверждении структуры администрации Кизеловского муниципального района» в структуру администрации введены должности: заместитель главы администрации муниципального района, начальник финансового управления; заместитель главы администрации; помощник главы муниципального района по правовым вопросам и общественной безопасности; помощник главы администрации муниципального района по связям с общественностью и СМИ. В силу ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального района является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального района. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования. Следовательно, в нарушение ч. 5 ст. 28 Устава района в структуру администрации Кизеловского муниципального района включены: две высшие должности муниципальной службы (заместитель главы администрации муниципального района, начальник финансового управления, заместитель главы администрации); две ведущие должности муниципальной службы (помощник главы муниципального района по правовым вопросам и общественной безопасности, помощник главы администрации муниципального района по связям с общественностью и СМИ). Согласно ч. 9 ст. 28 Устава района размер расходов на содержание администрации муниципального района утверждается Земским собранием. Таким образом, необходимо привести структуру администрации Кизеловского муниципального района и перечень должностей муниципальной службы Кизеловского муниципального района в соответствие Уставу и расчет потребности бюджетных ассигнований в 2011 году следует уменьшить: по высшим должностям на 2 единицы в сумме 1190, 8 тыс.рублей; по ведущим должностям на 2 единицы в сумме 682,3 тыс.рублей. (Из приложенния к заключению на проект бюджета Кизеловского муниципального района на 2011 год.) По подразделу 01 04 «Функционирование высших исполнительных органов государственной власти местных администраций»: 1. Согласно расчетов бюджетных ассигнований на 2011 год ФОТ составил высшие должности 5 единиц - 2 977, 0 тыс. руб., ведущие должности 15 единиц - 5117,0 тыс. руб. 2. К уменьшению ФОТ: 2 единиц по высшим должностям 2 977: 5 x 2= 1190, 8 тыс.руб., 2 единиц по ведущим должностям 5 117 : 15 x 2 = 682, 3 тыс.руб. По доводу администрации о том, что нарушены права работников МУ «ЕДД и ХЭС», необоснованно уменьшены расходы по подразделу «Другие общегосударственные вопросы» - обоснование изложено в письменных поправках: Постановлением главы КМР от 15.06.2010 года № 289 создано МУ «Единая диспетчерская и хозяйственно-эксплуатационная служба» - в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 20.10.2006 года № 52-п и во исполнение решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Пермского края от 21.12.2007 года «Создание и функционирование единых дежурно-диспетчерских служб на территории Пермского края». Правительством Пермского края (распоряжение от 05.07.2010 года № 100-рп) рекомендовано создать, организовать и обеспечить деятельность органов повседневного управления территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пермского края на муниципальном уровне в соответствии с нормативными требованиями. При этом для руководства в работе направлен ГОСТ Р 22.7.01-99 «ЕДДС», где установлены задачи, структура и порядок функционирования ЕДДС. Постановлением главы Кизеловского муниципального района от 27.06.2007 года № 348 утверждено Положение о ЕДДС, где целью создания службы определено повышение оперативности реагирования на угрозу или возникновение ЧС, информированности населения и организаций о фактах их возникновения и принятых по ним мерах, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств в постоянной готовности и слаженности их совместных действий. Уставом МУ «ЕДДС и ХЭС» основной вид деятельности определен как предупреждение и профилактика пожаров, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение безопасности людей на водных объектах и территории городского округа. Также, в числе видов деятельности предусмотрены эксплуатация, содержание, ремонт и обслуживание здании и помещений, принадлежащих Администрации КМР, приобретение хозяйственных и канцелярских товаров по заявкам структурных подразделений Администрации (п. 2.4. Устава МУ), что не предусмотрено нормативными документами, являющимися основополагающими при создании Единой диспетчерской службы. Включение видов деятельности, не соответствующих предмету и виду деятельности учреждения, предусмотренные п.2.2. Устава МУ (деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению службами города при возникновении, ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также их предупреждению), а также цели создания ЕДДС (согласно Положению о ЕДДС) ставит под сомнение эффективность деятельности созданного учреждения. Поэтому, включенные в п.2.4. Устава МУ вышеуказанные виды деятельности учреждения не соответствуют основополагающим нормативным документам по созданию Единой дежурно-диспетчерской службы, а передача штата и финансовых средств в учреждение нецелесообразно и неэффективно. Учитывая вышесказанное, были уменьшены расходы по подразделу «Другие общегосударственные вопросы». Но при этом сумма необходимая для обеспечения эксплуатации административных зданий и помещений, находящихся в муниципальной собственности Кизеловского муниципального района, в том числе и на оплату труда работников осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления не уменьшена и нашла свое отражение в подразделе 01 04 «Функционирование высших исполнительных органов государственной власти местных администраций». Довод заявителя, что нарушены права граждан, проживающих на территории Кизеловского муниципального района, необоснованно уменьшены расходы по подразделу «Защита населения и территории от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона»» - обоснования указаны к письменной поправке № 4. Решением Земского собрания Кизеловского муниципального района от 20.05.2010 г. № 62 «О внесении изменений в бюджет Кизеловского муниципального района на 2010 год» были выделены бюджетные средства на содержание Единой дежурно-диспетчерской службы Кизеловского муниципального района (ЕДДС) в сумме 675,3 тыс.рублей, из них на оплату труда 5 ставок - 508,9 тыс.рублей: 1 ставка руководителя ЕДДС (старшего диспетчера) и 4 ставки диспетчеров. Однако, с 01.07.2010 года в штатном расписании утвержденным директором ЕДДС Ламиным А.А. числится 5,5 ставок, из них 1 ставка директора, 4 ставки диспетчера и 0,5 ставки бухгалтера. При формировании бюджета фонд оплаты труда сформирован исходя из 6,5 ставок, из них 1 ставка директора, 1 ставка главного бухгалтера и 4,5 ставки диспетчеров. Учитывая, что Кизеловский муниципальный район является высокодотационным, поэтому считаем нецелесообразным на 4 ставки диспетчеров, содержать управленческий аппарат из директора и главного бухгалтера, а при формировании расходов на ФОТ следует руководствоваться численностью указанной при внесении изменений в бюджет (решение ЗС от 20.05.2010 г. № 62). Материальные расходы по ЕДДС также следует формировать исходя из реальной потребности. Таким образом, расходы уменьшены исходя из необходимости экономного и эффективного расходования бюджетных средств. Права и интересы граждан, проживающих на территории Кизеловского муниципального района, не нарушены, так как сэкономленные средства были направлены в фонд софинансирования расходов, то есть на ремонт школ, больниц, детских садов. По нарушению прав работников бюджетной сферы, муниципальных служащих, работников, замещающих должности, не являющихся должностями муниципальной службы и осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления, необоснованно уменьшены расходы, предусмотренные на повышение оплаты перечисленных работников. Данные средства не уменьшены, а напротив, для обеспечения защищенности работников, из подраздела 01 13 «Другие общегосударственные расходы» распределены по главным распорядителям бюджетных средств. Исходя из изложенного, принятый бюджет Кизеловского муниципального района на 2011 год принят Земским собранием с учетом следующего: изменившейся структуры администрации района ч. 5 ст.28 Устава Кизеловского муниципального района, которая вступила в законную силу после истечения срока полномочий Земского собрания 4 созыва. Данная норма Устава действует, и имеет полную юридическую силу, ни кем не отменена и не оспорена в судебном порядке. Кизеловский муниципальный район является высокодотационным, расходы уменьшены исходя из необходимости экономного и эффективного расходования бюджетных средств муниципального района. Также просит обратить внимание, что согласно ч. 5 статьи 251 ГПК заявление об оспаривании нормативного нормативного правового акта должно соответствовать требованиям ст. 131 ГПК РФ, а также содержать данные, перечисленные в частях 5 и 6 статьи 251. В нем, в частности, должны быть указано, какие права и свободы заявителя нарушаются этим актом или его частью. Депутаты Земского собрания, принимая бюджет Кизеловского муциниципального района на 2011 год, строго руководствовались требованиями законодательства, исходили из предоставленных им полномочий - защищать и отстаивать интересы всего населения Кизеловского муниципального района; а также принятый бюджет Кизеловского муниципального района 2011 г. в настоящее время исполняется, претензий в нарушении прав и законных интересов от указанных заявителем лиц в адрес Земского собрания не поступало.
В судебном заседании представитель Земского Собрания Кизеловского муниципального района Гарифуллина Н.Э. дополнительно пояснила, что Ушаочжан В.Н. является председателем согласительной комиссии на основании Регламента, председатель и сопредседатель это одно и то же лицо. Считает, что представленное обоснование по поправкам является финансово-экономическим, у Ушаочжан В.Н. есть все расчеты со ссылкой на нормативные акты. В заключении Минфина Пермского края нет замечаний по поводу превышения фонды оплаты труда сотрудников Администрации Кизеловского муниципального района. Одного решения согласительной комиссии о согласовании включаемой в проект одной поправки достаточно. Заседание согласительной комиссии по несогласованным поправкам повторно не назначалось, документы на доработку в Администрацию Кизеловского муниципального района не возвращались, так как Администрация района представила свое обоснование по всем поправкам, и такое заседание не является обязательным. Она готовила перечень несогласованных поправок. Поправки и доклад для Ушаочжан В.Н. готовил аппарат Земского Собрания совместно с депутатами. На заседании Земского Собрания по проекту бюджета во втором чтении в докладе Ушаочжан В.Н. речь о несогласованных поправках не велась, но их перечень и мотивированная позиция обеих сторон были розданы депутатам. Указанный вопрос и позиция обеих сторон на заседании 17.12.2010 года не обсуждался, так как у депутатов не возникло вопросов. Поправки, внесенные во втором чтении в проект решения о бюджете, не являются редакционными или поправками, которые изменяют доходы и расходы бюджета на суммы средств передаваемых району из краевого бюджета. В протоколе заседания Земского Собрания не отражено, что обсуждались параметры бюджета, но данный вопрос обсуждался. Внесение поправок во втором чтении в проект решения о бюджете не допускается, шло голосование по поправкам, которые были внесены между первым и вторым чтением, при этом Земское Собрание при принятии поправок руководствовалось целесообразностью и финансово-экономическим обоснованием. Для того, чтобы проверить соответствие проекта бюджета БК РФ необходимо заключение ревизионной комиссии, которое при этом на поправки не требуется. Считает, что согласно ст. 47 Положения о бюджетном процессе Кизловского муниципального района сначала принимается бюджет, проект которого представила Администрация Кизеловского муниципального района с учетом принятых поправок согласительной комиссией. Затем депутаты голосуют по всем внесенным между первым и вторым чтением в установленные сроки поправкам, независимо от решения согласительной комиссии, которое носит рекомендательный характер.
Заинтересованное лицо Лошаков А.А. считает, что требования Администрации Кизеловского муниципального района удовлетворению не подлежат, поскольку поправки принимаются именно депутатами, а не согласительной комиссией, решение которой носит рекомендательный характер. Согласно ст. 47 Положения о бюджетном процессе Кизеловского муниципального района после приятия основы проекта бюджета идет голосование по поправкам. Депутаты голосовали по всем поправкам, пять из которых были приняты, а две нет. Доходная и расходная часть бюджета в общем не изменилась. Считает, что депутаты вправе голосовать по поправкам во втором чтении проекта решения о бюджете, поскольку чтения только два. Сопредседатель согласительной комиссии является ее руководителем. Поскольку вопрос о принятии проекта решения о бюджете Кизеловского муниципального района Земским Собранием, поэтому с докладом выступала Ушаочжан В.Н. как сопредседатель согласительной комиссии со стороны Земского Собрания. Во втором чтении проекта решения о бюджете поправки не вносились. Законодательством не предусмотрено внеочередное заседание Земского Собрания для рассмотрения поправок.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора г. Кизел Мясниковой Е.В. пришел к следующему.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Из смысла ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ вытекает, что предметом судебного обжалования могут выступать нормативные правовые акты, которые на время рассмотрения заявленных требований по существу являются действующими и влекущими нарушение гражданских прав и свобод, требующее судебного пресечения.
Как следует из материалов дела, оспариваемое решение Земского Собрания Кизеловского муниципального района от 17 декабря 2010 года № 122 «О бюджете Кизеловского муниципального района на 2011 год» устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные им. Оспариваемое решение опубликовано в газете «Кизел Сегодня» № 11-12 от 14 декабря 2010 года. Поэтому оспариваемое решение является нормативным правовым актом, и может быть предметом обжалования в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 14 Устава муниципального образования Кизеловский муниципальный район, в исключительной компетенции Земского собрания Кизеловского муниципального района находятся утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.
Таким образом, суд считает, что Земским Собранием Кизеловского муниципального района соблюдена компетенция принятия оспариваемого решения.
Согласно статье 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.
Нормативные правовые акты, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить настоящему Кодексу. В случае противоречия между настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами, предусмотренными частью первой настоящей статьи, применяется настоящий Кодекс.
Статьей 154 Бюджетного кодекса РФ определены бюджетные полномочия исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 154 Бюджетного кодекса РФ исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение представительных органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение представительных органов, обеспечивают управление муниципальным долгом, осуществляют иные полномочия, определенные Бюджетным кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Бюджетного кодекса РФ финансовые органы составляют проект соответствующего бюджета, представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в представительный орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
В соответствии со статьей 171 Бюджетного кодекса РФ составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива местных администраций муниципальных образований. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют финансовые органы муниципальных образований.
Статьей 153 Бюджетного кодекса РФ определены бюджетные полномочия представительных органов.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Бюджетного кодекса РФ представительные органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации. Пункт 2 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и пункт 2 части 1 статьи 14 Устава к исключительной компетенции Земского собрания также относят утверждение местного бюджета.
В соответствии с частью 1 статьи 185 Бюджетного кодекса РФ местные администрации муниципальных образований вносят на рассмотрение представительного органа проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, не позднее 15 ноября текущего года.
В соответствии со статьей 187 БК РФ порядок рассмотрения проекта решения о бюджете и его утверждения определяется для местного бюджета - муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса.
В соответствии с ч. 3 Устава Кизеловского муниципального района порядок формирования, утверждения, исполнения местного бюджета муниципального района и контроль за его исполнением осуществляются в соответствии с муниципальным правовым актом, принимаемым Земским Собранием муниципального района с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также законами субъекта Российской Федерации.
Муниципальным правовым актом Кизеловского муниципального района, регулирующим бюджетные правоотношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в ходе составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджета КМР и контроля за его исполнением, а также в процессе осуществления муниципальных заимствований и управления муниципальным долгом КМР, является Положение о бюджетном процессе в КМР, утвержденное решением ЗС КМР от 22 августа 2007 года № 72, (в ред. решений ЗС КМР от 19.10.2007 N 91, от 29.11.2007 N 109, от 21.03.2008 N 23, от 18.09.2009 N 80, от 30.04.2010 № 59, от 28.10.2010 № 110).
В соответствии с ч.1 и 2 ст. 44 Положения о бюджетном процессе Кизеловского муниципального района Администрация Кизеловского муниципального района вносит на рассмотрение Земского Собрания, проект решения о бюджете Кизеловского муниципального района в срок не позднее 15 ноября текущего года. Одновременно с проектом бюджета в Земского Собрание Кизеловского муниципального района представляются документы и материалы в соответствии со статьей 43 настоящего решения.
Судом установлено, что проект решения «О бюджете Кизеловского муниципального района на 2010 год» был внесен администрацией Кизеловского муниципального района в Земское Собрание Кизеловского муниципального района 11 ноября 2010 года. Одновременно с проектом бюджета в Земское Собрание Кизеловского муниципального района представлены документы и материалы в соответствии со статьей 43 Положения о бюджетном процессе в КМР, в том числе пояснительная записка к проекту бюджета с приложениями; основные направления бюджетной и налоговой политики; предварительные итоги социально-экономического развития Кизеловского муниципального района за 9 месяцев 2010 года и ожидаемые итоги социально-экономического развития района за 2010 год; прогноз социально-экономического развития Кизеловского муниципального района; среднесрочный финансовый план Кизеловского муниципального района на 2011 -2013 годы, утвержденный постановлением главы Кизеловского муниципального района от 03.11.2010 г. № 521; приказ начальника финансового управления Администрации Кизеловского муниципального района от 28.10.2010 г. № 60 «Об утверждении Методики планирования бюджетных ассигнований Кизеловского муниципального района»; методики и расчеты распределения межбюджетных трансфертов; верхний предел муниципального долга на конец 2011 года (указан в ст. 27 проекта решения); проект программы муниципальных внутренних заимствований на 2011 год (приложение № 10 к решению); проект программы муниципальных гарантий на 2011 год и перечень муниципальных гарантий на 2011 год (приложение №№ 11,12 к решению); оценка ожидаемого исполнения бюджета за 2010 год; постановление главы Кизеловского муниципального района от 29.10.2009 г. № 514; расчет поступлений по собственным доходным источникам к бюджету на 2011 год; расчет бюджетных ассигнований на 2011 год.
В соответствии п. 3 ст.44 Положения о бюджетном процессе в Кизеловского муниципального района, проект решения о бюджете Кизеловского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период после его регистрации в течение трех дней направляется председателем Земского Собрания Кизеловского муниципального района в комиссии Земского Собрания Кизеловского муниципального района, Ревизионную комиссию Кизеловского муниципального района для подготовки заключений.
Установлено, что проект решения о бюджете Кизеловского муниципального района на 2011 год после его регистрации в течение трех дней был направлен в комиссии Земского Собрания Кизеловского муниципального района и Ревизионную комиссию Кизеловского муниципального района.
В соответствии с п. 4 ст. 44 Положения о бюджетном процессе Кизеловского муниципального района, комиссии Земского Собрания Кизеловского муниципального района, Ревизионная комиссия Кизеловского муниципального района рассматривают проект решения о бюджете Кизеловского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период на заседаниях и в течение пяти дней направляют свои заключения и замечания председателю Земского Собрания Кизеловского муниципального района.
Установлено, что 19.11.2010 года Ревизионная комиссия Кизеловского муниципального района после рассмотрения проекта решения о бюджете Кизеловского муниципального района на 2011 года, направило свое заключение в Земское Собрание Кизеловского муниципального района, то есть с нарушением установленного п. 4 ст. 44 Положения о бюджетном процессе пятидневного срока, поскольку проект решения о бюджете был получен комиссией 13.11.2010 года.
18.11.2010 года комиссии Земского Собрания дали совместное заключение с замечаниями по представленному проекту, которое направили председателю Земского Собрания Кизеловского муниципального района, однако, в нарушение п. 4 ст. 44 Положения о бюджетном процессе указанное заключение комиссией по бюджету и налоговым спорам, комиссией по социально-экономическому развитию территорий и комиссией по правовым вопросам Земского Собрания Кизеловского муниципального района было дано совместно.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Положения о бюджетном процессе Кизеловского муниципального района, первое чтение проекта решения о бюджете проводиться не позднее двенадцати дней после его внесения в Земское Собрание Кизеловского муниципального района.
Установлено, что первое чтение проекта решения о бюджете проведено 22.11.2010 года, то есть в течение двенадцати дней после его внесения в Земское Собрание Кизеловского муниципального района.
В соответствии с п. 2 ст. 45 Положения о бюджетном процессе Кизеловского муниципального района, при рассмотрении проекта решения о бюджете Кизеловского муниципального района в первом чтении заслушиваются: доклад начальника финансового управления Кизеловского муниципального района об основных характеристиках бюджета района, содоклад председателя бюджетной комиссии Земского Собрания Кизеловского муниципального района, а также доклад председателя Ревизионной комиссии Кизеловского муниципального района.
Установлено, что на заседании Земского Собрания Кизеловского муниципального района 22.11.2010 года при рассмотрении проекта решения о бюджете Кизеловского муниципального района ан 2011 года в первом чтении в установленном порядке выступили начальник Финансового управления Администрации Кизеловского муниципального района Абашева С.П., председатель комиссией по бюджету и налоговым спорам Земского Собрания Кизеловского муниципального района Ушаочжан В.Н. и председатель Ревизионной комиссии Собрания Кизеловского муниципального района Царегородцева Л.П.
В соответствии с п. 4 ст. 45 Положения о бюджетном процессе Кизеловского муниципального района, при принятии по итогам обсуждения решения о принятии проекта решения в первом чтении, устанавливается предельный срок внесения письменных поправок субъектами права законодательной инициативы, назначается дата рассмотрения проекта закона во втором чтении и дата публичных слушаний. В случае возникновения несогласованных вопросов по проекту решения о бюджете Кизеловского муниципального района распоряжением главы муниципального района может создаваться согласительная комиссия, в которую входит равное количество представителей администрации Кизеловского муниципального района и Земского Собрания Кизеловского муниципального района. Согласительная комиссия рассматривает спорные вопросы в период между первым и вторым чтением проекта решения о бюджете Кизеловского муниципального района в соответствии с регламентом, утвержденным постановлением главы муниципального района. Поправки к проекту решения о бюджете района на очередной финансовый год и плановый период на всех этапах работы над ним вносятся субъектами права законодательной инициативы с обязательным приложением финансово-экономического обоснования.
Установлено, что Земским Собранием Кизеловского муниципального района при принятии проекта решения о бюджете в первом чтении был установлен предельный срок внесения письменных поправок субъектами нормотворческой инициативы, была назначена дата рассмотрения проекта решения во втором чтении. Распоряжением от 25.11.2010 года № 99-рк и Постановлением главы Кизеловского муниципального района от 14.04.2010 года № 1 была создана согласительная комиссия Земского Собрания Кизеловского муниципального района и был утвержден регламент ее работы.
30.11.2010 года в соответствии со ст. 46 Положения о бюджетном процессе в Кизеловском муниципальном районе были проведены Публичные слушания по проекту решения о бюджете Кизеловского муниципального района на 2011 год.
В соответствии ч.2 ст. 47 Положения о бюджетном процессе Кизеловского муниципального района, до рассмотрения проекта закона о бюджете района во втором чтении в согласительную комиссию субъектами права нормотворческой инициативы могут вноситься письменные поправки по позициям, оговоренным в пункте 2 настоящей статьи.
Согласно п.2 ст. 2 Регламента работы согласительной комиссии по бюджету Кизеловского муниципального района, утвержденному Постановлением главы Кизеловского муниципального района № 1 от 14.04.2010 года, комиссия полномочна рассматривать поправки к проекту решения о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, внесенных субъектами права законодательной инициативы, на всех этапах работы над проектом бюджета до второго чтения проекта решения о бюджете. Решения, по которым не достигнуто соглашение сторон, возвращаются на доработку в администрацию Кизеловского муниципального района и могут быть рассмотрены повторно на следующем заседании комиссии. В случае повторного непринятия согласованного решения по вопросам повестки дня заседания мотивированные позиции обеих сторон выносятся на рассмотрение Земским собранием Кизеловского муниципального района. (п.п. 15,16 ст. 4).
В соответствии с п. 4 ст. 45 Положения о бюджетном процессе Кизеловского муниципального района, подготовка текста проекта решения о бюджете к рассмотрению во втором чтении в недельный срок осуществляется финансовым управлением администрации Кизеловского муниципального района с учетом решений согласительной комиссии. Проект решения, подготовленный к рассмотрению во втором чтении, направляется в ревизионную комиссию Земского Собрания Кизеловского муниципального района для подготовки в пятидневный срок заключений о его соответствии решениям, принятым согласительной комиссией. При подготовке текста проекта решения о бюджете к рассмотрению во втором чтении финансовое управление администрации Кизеловского муниципального района самостоятельно уточняет показатели проекта решения о бюджете Кизеловского муниципального района, вытекающие из поправок, принятых согласительной комиссией. Решение о представлении проекта решения к рассмотрению во втором чтении принимается согласительной комиссией с учетом заключений ревизионной комиссии Земского Собрания Кизеловского муниципального района.
В соответствии с п. 3 ст. 47 Положения о бюджетном процессе Кизеловского муниципального района, второе чтение проекта решения о бюджете Кизеловского муниципального района проводится не позднее чем через 30 дней после принятия его в первом чтении. Рассмотрение проекта во втором чтении начинается с доклада руководителя согласительной комиссии, который сообщает о результатах рассмотрения поправок, заключений и о результатах деятельности согласительной комиссии. По окончании доклада председательствующий выясняет, имеются ли возражения или вопросы депутатов по поправкам, принятым или отклоненным согласительной комиссией. Если возражения имеются, то депутату предоставляется слово для краткого обоснования. Докладчик обязан ответить на имеющиеся вопросы и возражения депутатов.
Судом установлено, что 02.12.2010 года председатель комиссии по бюджету и налоговым спорам Земского Собрания Кизеловского муниципального района Ушаочжан В.Н. внесла семь письменные поправок к проекту решения о бюджете с приложением обоснования. В частности предлагалось: 1. Уменьшить сумму планируемых расходов по подразделу 01 04 «Функционирование высших исполнительных органов государственной власти, местных администраций» на сумму 1 873,1 тыс. рублей. 2. Уменьшить сумму планируемых расходов по подразделу 01 13 «Другие общегосударственные расходы» на сумму 3 358,0 тыс. рублей, увеличив при этом расходы по подразделу 01 04 «Функционирование высших исполнительных органов государственной власти, местных администраций» на сумму 3 358,0 тыс. рублей необходимую для обеспечения эксплуатации административных зданий и помещений, находящихся в муниципальной собственности Кизеловского муниципального района. 3. Уменьшить сумму планируемых расходов по подразделу 01 13 «Другие общегосударственные расходы» на сумму 1 445,0 тыс. рублей. 4. Уменьшить сумму планируемых расходов о подразделу 03 09 «Защита населения и территории от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона» на сумму 332,7 тыс. рублей. 5. Распределить по бюджетополучателям денежные средства в сумме 622,0 тыс. рублей и в сумме 3 195,0 тыс. рублей, предусмотренные по подразделу 01 13 «Другие общегосударственные расходы». 6. Уменьшить сумму планируемого налога на доходы физических лиц (КБК 000 1 01 02021 01 0000 110) на 2 240 тыс. рублей и определить в сумме 35 633 тыс. рублей. 7. Увеличить сумму планируемых доходов, получаемых в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества на сумму 1 721,9 тыс. рублей.
Однако в судебное заседание финансово-экономического обоснования представлено не было. Как показала допрошенная в качестве свидетеля Ушаочжан В.Н., что она производила расчеты согласно сметы МУП «ЕДДЭС» и проекту бюджета представленному Администрацией Кизеловского муниципального района к первому чтению, но каким образом были сделаны эти расчеты для понимания лиц, участвующих по делу, объяснить не смогла.
Кроме того, судом установлено, что финансовое управление Администрации Кизеловского муниципального района при формировании проекта бюджета района на 2011 год руководствовалось Методикой формирования бюджета Кизеловского муниципального района, утвержденной Приказом Финансового управления администрации Кизеловского муниципального района от 28.10.2010 № 60, с учетом потребностей бюджетополучателей. По заключению Министерства финансов Пермского края на бюджет 2011 года превышения нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, в том числе на МУП «ЕДДС и ХЭС», не выявлено.
На заседаниях согласительной комиссии Земского Собрания Кизеловского муниципального района 02.12.2010 года, 07.12.2010 года и 12.12.2010 производилось обсуждение и голосование по вышеуказанным поправкам. Были приняты следующее согласованные решения: поправку № 3 включить в проект решения о бюджете ко второму чтению, поправки №№ 5,6 и 7 отклонить, по поправкам № 1,2 и 4 согласованного решения по спорной норме принято не было. По результатам заседания 07.12.2010 года по поправке № 3 согласованная позиция обеих сторон была оформлена в виде решения, после чего финансовым управлением Администрации Кизеловского муниципального района с учетом указанного решения в недельный срок был подготовлен текст проекта решения о бюджете на 2011 год к рассмотрению во втором чтении. На указанный проект в пятидневный срок было получено положительное заключение Ревизионной комиссии Земского Собрания Кизеловского муниципального района. На заседании согласительной комиссии 12.12.2010 года было принято единогласное решение о рекомендации рассмотреть во втором чтении проект решения о бюджете Кизеловского муниципального района на 2011 год с учетом заключения Ревизионной комиссии. Однако, по поправкам № 1, 2 и 4 согласованное решение не принималось, данный вопрос на доработку в администрацию Кизеловского муниципального района не возвращался, повторное заседание не назначалось, таким образом, повторного непринятия согласованного решения комиссией не имелось.
Установлено, что 17 декабря 2010 года на заседании Земского Собрания Кизеловского муниципального района состоялось рассмотрение проекта бюджета во втором чтении. Заседание началось с доклада Ушаочжан В.Н., председателя комиссии по бюджету и налоговым сборам Земского Собрания Кизеловского муниипального района, так же являющейся сопредседателем согласительной комиссии по бюджету Кизеловского муниципального района в нарушение п. 3 ст. 47 Положения о бюджетном процессе в Кизеловском муниципальном районе, поскольку Распоряжением от 25.11.2010 года № 99-рк было назначено два сопредседателя согласительной комиссии. Доказательств того, что именно Ушаочжан В.Н. была назначена руководителем данной комиссии суду не представлено. Пояснения представителей Земского Собрания Кизеловского муниципального района и самой Ушаочжан В.Н. сводятся к тому, что данное право было предоставлено именно ей Земским Собранием, которое полномочно принимать решение о бюджете района.
По указанным выше поправкам в нарушение требований ч. 3 ст. 47 Положения о бюджетном процессе в Кизеловском муниципальном районе Ушаочжан В.Н. не сообщила о результатах деятельности согласительной комиссии и не приобщила перечень поправок, согласованных, в том числе отклоненных, и не согласованных поправок согласительной комиссией при доработке проекта бюджета. Суду представлен перечень несогласованных поправок, в который входят также поправки № 5,6 и 7, которые были отклонены согласительной комиссией по бюджету Кизеловского муниципального района, то есть согласованы. Кроме того, по несогласованным поправкам № 1, 2 и 4 мотивированные позиции обеих сторон на рассмотрение Земского Собрания Кизеловского муниципального района не выносились и не обсуждались.
Как пояснил в судебном заседании представитель Земского Собрания Кизеловского муниципального района пакет документов, в том числе перечень несогласованных поправок и позиция обеих сторон по данному вопросу, был разослан до заседания 17.12.2010 года. Позиция Администрации Кизеловского муниципального района и Земского Собрания Кизеловского муниципального района не обсуждалась при рассмотрении проекта решения о бюджете во втором чтении, поскольку у депутатов не возникло вопросов. Представитель же Администрации Кизеловского муниципального района Абашева С.П., присутствующая на данном заседании, пояснила, что подобных документов она не получала и не имела о них понятия. По мнению суда достоверных доказательств того, что 17.12.2010 года результаты работы согласительной комиссии были доведены до сведения депутатов и позиции сторон обсуждались на заседании Земского Собрания Кизеловского муниципального района в этот день не имеется. Указанные обстоятельства также подтверждаются просмотренной в судебном заседании записью.
Решением Земского Собрания Кизеловского муниципального района от 17.12.2010 года № 122 был принят проект бюджета района на 2011 год. Судом установлено, что сначала председательствующий на заседании предложил депутатам проголосовать за основу проекта бюджета, содержащего согласованную поправку № 3. В последующем было проведено голосование по всем предложенным семи поправкам, а по включенной в бюджет поправке № 3 повторно. Таким образом, бюджет Кизеловского муниципального района на 2011 год был принят Земским Собраниям Кизеловского муниципального района со следующими поправками: 1. Уменьшить сумму планируемых расходов по подразделу 01 04 «Функционирование высших исполнительных органов государственной власти, местных администраций» на сумму 1 873,1 тыс. рублей. 2. Уменьшить сумму планируемых расходов по подразделу 01 13 «Другие общегосударственные расходы» на сумму 3 358,0 тыс. рублей, увеличив при этом расходы по подразделу 01 04 «Функционирование высших исполнительных органов государственной власти, местных администраций» на сумму 3 358,0 тыс. рублей, необходимую для обеспечения эксплуатации административных зданий и помещений, находящихся в муниципальной собственности Кизеловского муниципального района. 3. Уменьшить сумму планируемых расходов по подразделу 01 13 «Другие общегосударственные расходы» на сумму 1 445,0 тыс. рублей. 4. Уменьшить сумму планируемых расходов о подразделу 03 09 «Защита населения и территории от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона» на сумму 332,7 тыс. рублей. 5. Распределить по бюджетополучателям денежные средства в сумме 622,0 тыс. рублей и в сумме 3 195,0 тыс. рублей, предусмотренные по подразделу 01 13 «Другие общегосударственные расходы». 6. Уменьшить сумму планируемого налога на доходы физических лиц (КБК 000 1 01 02021 01 0000 110) на 2 240 тыс. рублей и определить в сумме 35 633 тыс. рублей.
Согласно частям 2 и 3 ст. 47 Положения о бюджетном процессе в Кизеловском муниципальном районе, внесение поправок субъектами права нормотворческой инициативы в ходе второго чтения не допускается. В ходе второго чтения субъекты права нормотворческой могут вносить письменные поправки только редакционного характера. Решение о принятии к рассмотрению поправок, внесенных в ходе второго чтения, принимается большинством голосов от установленной численности депутатов Земского Собрания Кизеловского муниципального района. Перед рассмотрением поправок председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии проекта решения за основу. Решение принимается большинством голосов от установленной численности депутатов Земского Собрания Кизеловского муниципального района.
При рассмотрении проекта решения о бюджете Кизеловского муниципального района во втором чтении утверждаются:
прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов бюджета района;
перечень главных администраторов доходов бюджета;
перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
дефицит (профицит) бюджета Кизеловского муниципального района;
источники финансирования дефицита бюджета Кизеловского муниципального района;
оборотная кассовая наличность бюджета Кизеловского муниципального района;
общий объем расходов бюджета Кизеловского муниципального района;
распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов;
распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов на очередной финансовый год и плановый период;
верхний предел муниципального внутреннего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода, с указанием в том числе верхнего предела долга по муниципальным гарантиям Кизеловского муниципального района;
объем финансирования долгосрочных целевых программ в разрезе программ, распределение расходов на финансирование долгосрочных целевых программ по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов;
распределение расходов на финансирование ведомственных целевых программ по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов;
общий объем дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений, направляемых на выравнивание расчетной бюджетной обеспеченности и общий объем иных дотаций поселениям;
распределение дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений по поселениям;
распределение иных межбюджетных трансфертов бюджетам поселений Кизеловского муниципального района;
программа муниципальных заимствований на очередной финансовый год и плановый период;
абзац исключен. - Решение Земского Собрания Кизеловского муниципального района от 28.10.2010 N 110;
программа предоставления бюджетных кредитов на очередной финансовый год и плановый период;
текстовые статьи.
При рассмотрении проекта решения о бюджете Кизеловского муниципального района во втором чтении доходы и расходы бюджета Кизеловского муниципального района изменяются на суммы средств, передаваемых из краевого бюджета.
Таким образом, во втором чтении проект решения о бюджете Кизеловского муниципального района принимается окончательно, при этом проведение согласительных процедур и повторного чтения проекта бюджета не предусмотрено. В нарушение указанных требований Положения о бюджетном процессе в Кизеловском муниципальном районе Земское Собрание Кизеловского муниципального района провело повторное голосование за проект бюджета во втором чтении, включив в него поправки не редакционного характера, три из которых № 1,2 и 4 были не согласованы, а одна № 5- была отклонена согласительной комиссией, без наличия подготовленного финансовым управлением Администрации Кизеловского муниципального района с учетом указанного решения текста проекта решения о бюджете на 2011 год к рассмотрению во втором чтении и положительного заключения Ревизионной комиссии, при этом обязательные параметры бюджета на заседании не обсуждались и голосование по ним не проводилось, что отражено в протоколе и записи указанного заседания, фактически депутаты провели голосование не за решение проекта бюджета, а за поправки, инициированные Ушаоджан В.Н.
Суд считает, что доводы представителя Земского Собрания Администрации Кизеловского муниципального района о том, что Администрация района не вправе оспаривать указанное решения, являются не состоятельными, поскольку совокупностью собранных по делу доказательств достоверно установлено, что в результате принятия Земским Собранием 17.12.2010 года Решения № 122 «О бюджете Кизеловского муниципального района» были уменьшены расходы на функционирование Администрации Кизеловского муниципального района, в том числе, выразившиеся в уменьшении заработной платы муниципальных служащих и других работников администрации, в том числе бюджетной сферы, таким образом, имеются реальные препятствия по исполнению полномочий по реализации вопросов местного значения, в частности финансирование бюджетополучателей, что является одной из непосредственных обязанностей Администрации Кизеловского муниципального района.
В связи с тем, что Земским собранием Кизеловского муниципального района на стадиях рассмотрения проекта бюджета Кизеловского муниципального района на 2011 год, допущены нарушения требований Положения о бюджетном процессе в Кизеловском муниципальном районе, регулирующего в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Уставом КМР, процедуру принятия бюджета Кизеловского муниципального района на очередной финансовый год, оспариваемое решение следует признать противоречащим федеральному законодательству, Уставу Кизеловского муниципального района, Положению о бюджетном процессе в Кизеловском муниципальном районе, утвержденному решением Земского Собрания Кизеловского муниципального района от 22.08.2007 № 72, имеющим большую юридическую силу, и недействующим с момента его принятия, без исследования других обстоятельств по делу.
Руководствуясь ст. 194-197, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать Решение Земского Собрания Кизеловского муниципального района Пермского края от 17 декабря 2010 года № 122 «О бюджете Кизеловского муниципального района на 2011 год» противоречащим действующему законодательству и недействующим полностью со дня его принятия, с 17 декабря 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий