НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кизеловского городского суда (Пермский край) от 22.12.2009 № 2-553/2009

Дело № 2-553/2009

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кизел ДД.ММ.ГГГГ

Кизеловский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Кириенко Е.В.,

при секретаре Наумовой Н.Н.,

с участием истицы ,

представителя Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 23 , действующей на основании Устава МДОУ «Детский сад №23»,

представителя Управления образования администрации Кизеловского муниципального района ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску к Управлению образования Администрации Кизеловского муниципального района, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детскому саду № 23 о взыскании задолженности по заработной плате,

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в суд с иском к ответчикам о взыскании задолженности по заработной плате.

В судебном заседании истица настаивает на требованиях о взыскании задолженности по заработной плате, пояснила, что работает в Муниципальном дошкольном учреждении «Детский сад № 23» администрации Кизеловского муниципального района со ДД.ММ.ГГГГ воспитателем с оплатой труда по 12 разряду ЕТС. Заработная плата после всех удержаний составляет (с учётом всех надбавок, в том числе и уральского коэффициента) руб. коп. в месяц. В бухгалтерии администрации Управления образования Кизеловского муниципального района ей пояснили, что при начислении заработной платы районный коэффициент включен в состав минимального размера оплаты труда, с чем она не согласна. Считает, что заработная плата начисляется ответчиком неверно, районный коэффициент должен начисляться на минимальный размер оплаты труда, а не включаться в его состав. Поскольку ответчиком неверно производилось начисление заработной платы, ею, истицей, недополучено за ДД.ММ.ГГГГ года руб. коп. Просит взыскать с МДОУ «Детский сад №23» недополученную сумму заработной платы, обязать МДОУ «Детский сад №23» с ДД.ММ.ГГГГ производить оплату труда с начислением уральского коэффициента на минимальный размер оплаты труда. Исковые требования к Управлению образования Кизеловского муниципального района о взыскании задолженности по заработной плате и возложении обязанности производить оплату труда с начислением районного коэффициента на минимальный размер оплаты труда не поддерживает. Доверяет расчёту суммы задолженности по заработной плате, представленному Управлением образования администрации Кизеловского муниципального района.

Представитель ответчика Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №23» исковые требования признала в полном объёме, пояснив, что истица действительно состоит в трудовых отношениях с МДОУ «Детский сад №23», принята на полную ставку. МДОУ «Детский сад №23» является юридическим лицом, его деятельность финансируется учредителем - Администрацией Кизеловского муниципального района. Считает, что районный коэффициент следует начислять на предусмотренный законом минимальный размер оплаты труда. С размером задолженности, рассчитанной Управлением образования администрации Кизеловского муниципального района, согласна.

Представитель ответчика Управления образования администрации Кизеловского муниципального района в судебном заседании исковые требования истицы не признала, пояснила, что между Управлением образования и Муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 23» заключен договор на ведение бухгалтерского учёта, согласно которому бухгалтерия Управления образования производит начисление заработной платы работникам МДОУ «Детский сад №23», но заработную плату не выплачивает, её выплачивает работодатель. Управление образования администрации Кизеловского муниципального района не является работодателем истицы.

Третье лицо Администрация Кизеловского муниципального района в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещёны надлежащим образом, представила ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Кизеловского муниципального района и поясняет, что районный коэффициент должен включаться в состав минимального размера оплаты труда, поскольку он не является социальной выплатой. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица администрации Кизеловского муниципального района.

Выслушав стороны, проанализировав представленные доказательства, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования истицы к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 23» в части взыскания задолженности по заработной плате.

Часть 3 ст. 37 Конституции РФ гарантирует каждому работнику вознаграждение за труд не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда.

Статьёй 22 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные стимулирующие выплаты). Согласно ст. 130 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации включена в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.

Положениями ч.1 ст. 133 ТК РФ предусмотрено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения.

В соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ (в редакции федеральных законов от 30.06.2006 № 90-ФЗ и от 20.04.2007 № 54-ФЗ, вступивших в силу с 01.09.2007 года), месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Федеральным законом от 24.06.2009 года от № 91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2009 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4330 рублей в месяц.

Согласно ч. 2 ст. 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. В соответствии с требованиями ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Районные коэффициенты имеют целью компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты в связи с работой и проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях и представляют собой показатели относительного увеличения заработной платы для установления равенства в оплате за равный труд в зависимости от степени тяжести таких условий. Размер коэффициента (от 1,15 до 2) показывает, на какую величину должен быть увеличен заработок работников в соответствующем районе.

Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. В соответствии со ст. 136 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения должны быть установлены Правительством РФ. Однако такого нормативного правового акта в настоящее время не принято, в связи с чем суд считает необходимым учитывать районные коэффициенты, установленные Постановлением Совмина РСФСР от 04.02.1991 года № 76, в соответствии с которым (п.13) предоставлено право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам, исполкомам Советов народных депутатов устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размерах этих коэффициентов.

Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 19.09.1959 года № 1120 (для производственных отраслей) и постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 года № 403/20-155 (для непроизводственных отраслей) утверждены районные коэффициенты к заработной плате на территории Пермской области (ныне края) - 1,15 (кроме Гайнского района Коми-Пермяцкого автономного округа, Красновишерского и Чердынского районов области, где коэффициент установлен 1,20).

Таким образом, из анализа указанных нормативных актов следует, что районный коэффициент устанавливается именно к заработной плате, при этом, если она не должна быть менее установленного минимального размера оплаты труда, то районный коэффициент устанавливается на соответствующий размер.

Судом установлено, что истица работает в МДОУ «Детский сад № 23» с ДД.ММ.ГГГГ года в должности воспитателя с оплатой труда по 12 разряду ЕТС, что подтверждается записями в трудовой книжке (л. д. 4-5), трудовым договором (л. д. 12-13), приказом о приёме . на работу (л. д. 11). Согласно Устава Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в установленном порядке для учёта операций по исполнению расходов муниципального бюджета, а также для учёта средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности; печать и штамп со своим наименованием; учредителем МДОУ «Детский сад № 23» является администрация Кизеловского муниципального района Пермского края; МДОУ «Детский сад № 23» финансируется учредителем; источником формирования финансовых ресурсов МДОУ «Детский сад № 23» являются: собственные средства учредителя, бюджетные и внебюджетные средства, имущество, закреплённое за МДОУ собственником; средства родителей; средства, поступающие от реализации платных услуг; добровольные пожертвования и целевые взносы других физических и юридических лиц, другие источники в соответствии с законодательством РФ (л. д. 18, 28). Согласно трудового договора заработная плата истицы состоит из должностного оклада, надбавки к должностному окладу до 20%, надбавки за сложность и напряжённость в работе согласно Положению об установлении системы надбавок сотрудникам ДОУ, районного коэффициента 15%. Из представленной Управлением образования администрации Кизеловского муниципального района справки о доходах (л. д. 14) следует, что истице в ДД.ММ.ГГГГ года за 22 смены начислено коп.= (основная заработная плата руб. + доплата до МРОТ коп.+ уральский коэффициент коп.); в ДД.ММ.ГГГГ г. за 22 смены начислено коп = (основная заработная плата руб. + доплата до МРОТ коп.+ уральский коэффициент коп.).

Из представленных доказательств следует, что при начислении заработной платы истцу районный коэффициент ответчиком включен в состав ежемесячного минимального размера заработной платы, что противоречит действующему законодательству. Основываясь на вышеуказанных нормативных актах суд считает, что районный коэффициент нельзя включать в состав минимального месячного размера заработной платы, так как согласно требований статьи 315 ТК РФ, районный коэффициент начисляется на общую сумму заработной платы, включая все надбавки и компенсации, предусмотренные ст. 129 ТК РФ. Указанное означает, что минимальная месячная заработная плата, определенная в порядке ст. 148 ТК РФ, не должна быть менее МРОТ с учётом районного коэффициента, начисленного на минимальный размер оплаты труда. Иное толкование ст.ст. 129, 133, 146 и 148 ТК РФ привело бы к уравнению оплаты труда работников за аналогичный труд в местностях с особыми климатическими условиями и без таковых, что не является социально справедливым.

Проверив расчёты взыскиваемой суммы задолженности по заработной плате, суд принимает во внимание расчёт, произведённый Управлением образования, как наиболее верный и обоснованный. Таким образом, в пользу истца следует взыскать сумму заработной платы, недополученную за ДД.ММ.ГГГГ года в размере коп.= ДД.ММ.ГГГГ г.( х 1,15) - коп.) + ДД.ММ.ГГГГ ( х 1,15) - руб. коп.).

Учитывая, что состоит в трудовых отношениях с Муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад №23», которое выступает работодателем по отношению к истице, именно работодатель обязан выплачивать заработную плату в полном объёме в порядке и в сроки, предусмотренные ТК РФ, трудовым договором, коллективным договором, поэтому сумма задолженности по заработной плате подлежит взысканию с МДОУ «Детский сад № 23».

Обязанность производить оплату труда истицы с начислением районного коэффициента на минимальный размер оплаты труда следует возложить также на МДОУ «Детский сад № 23». Поскольку Управление образования по отношению к истице не выступает работодателем, а также в связи с тем, что в судебном заседании истица исковые требования к Управлению образования администрации Кизеловского муниципального района не поддержала, в удовлетворении исковых требований к Управлению образования администрации Кизеловского муниципального района о взыскании задолженности по заработной плате и возложении обязанности производить оплату труда истицы с начислением районного коэффициента на минимальный размер оплаты труда следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске к Управлению образования администрации Кизеловского муниципального района о взыскании задолженности по заработной плате и возложении обязанности производить оплату труда с начислением районного коэффициента на минимальный размер оплаты труда ОТКАЗАТЬ.

Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 23» в пользу задолженность по заработной плате в сумме коп.( копеек).

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад № 23» производить оплату труда с начислением районного коэффициента на минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ года.

Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 23» государственную пошлину в доход государства в размере рублей.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней.

Судья: подпись.

Верно.

Судья Е.В.Кириенко