НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кизеловского городского суда (Пермский край) от 12.05.2010 № 2-321

                                                                                    Кизеловский городской суд Пермского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Кизеловский городской суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-321/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года Кизеловский городской суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Митраковой Т.В.,

при секретаре Горн Н.Л.,

с участием истца Корженковой Е.Ю.,

представителя ответчика ГКСУСОН «Кизеловский психоневрологический интернат» Чуриловой С.Ю., действующей на основании доверенности от 12.05.2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Корженковой Елены Юрьевны к Государственному краевому стационарному учреждению социального обслуживания населения « Кизеловский психоневрологический интернат» о взыскании задолженности по заработной плате,

У С Т А Н О В И Л:

Корженкова Е.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному краевому стационарному учреждению социального обслуживания населения «Кизеловский психоневрологический интернат» о взыскании задолженности по заработной плате за период с января 2010 года по март 2010 года включительно в размере 9 282 рубля 98 коп.

В судебном заседании истица, настаивая на удовлетворении исковых требований, пояснила, что в Кизеловском психоневрологическом интернате она работает с 21.05.2003 года в качестве санитарки - палатной на основании трудового договора на постоянной основе. Оплата ее труда производится из расчета оклад 1 639 руб., который исчисляется пропорционально отработанным сменам в месяце, с учетом всех надбавок: за ночные часы 20 % от оклада за каждый час работы с 22-00 часов до 6-00 часов; за праздничные дни- в двойном размере от оклада в зависимости от отработанных часов; за вредность-25 % от оклада, за стаж работы 30 % от оклада, за напряженность: в январе 2010 г.- 92, 5 % от оклада, в феврале 2010 г.- 130 % от оклада, в марте 2010 г.- 92,5 % от оклада, а также, в том числе и районного коэффициента, который начисляется на все суммы. За спорный период времени она отработала все смены в каждом месяце. Считает, что интернат неверно начисляет ей заработную плату, а именно: ее оклад должен доводиться до минимального размера оплаты труда 4 330 рублей, к указанной сумме должны суммироваться все надбавки, исчисляемые от оклада, после чего на полученную сумму должен начисляться районный коэффициент 15 %, о чем представила соответствующий расчет. Как исчисляет ей работодатель все надбавки к окладу: за ночные и праздничные часы, за стаж, вредность и напряженность, она не оспаривает. Все перечисленные доплаты относит к выплатам компенсационного характера, кроме стажа и вредности, которые относит к выплатам стимулирующего характера.

Представитель ГКСУСОН «Кизеловский психоневрологический интернат», юрисконсульт учреждения Чурилова С.Ю. исковые требования не признала, пояснила, что в интернате на основании Постановления Правительства Пермского края № 439-п от 08.07.2009 года разработано Положение о системе оплаты труда работников, с которым был ознакомлен каждый сотрудник под роспись, в том числе и Корженкова Е.Ю. Оплата труда сотрудников Кизеловского психоневрологического интерната включает в себя оклад и выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Оклад работникам был установлен директором учреждения на основании профессиональной подготовки и квалификации работников. К компенсационным выплатам относятся: доплаты за ночное время, праздничные дни, за работу в местностях с особыми климатическими условиями и вредность. Указанные надбавки исчисляются от оклада: за ночное время - 20 % от оклада за каждый час работы, праздничные дни оплачиваются в двойном размере от оклада исходя из отработанных часов, и вредность- 25 % от оклада. К стимулирующим доплатам относятся: стаж, который выплачивает в размере 30 % от оклада, и напряженность, которую обязательно выплачивают всем в размере 24 % от оклада плюс вредность по Распоряжением Правительства Пермского края № 21-рп, № 99-рп и № 33-п, далее происходит стимулирование. По каждому работнику собирается комиссия, которая решает вопрос по стимулированию, но, только в случае экономии фонда оплаты труда. На основании приказа директора указанная надбавка может быть выплачена в размере до 150 % от оклада плюс вредность независимо от занимаемой сотрудником должности, что предусмотрено Критериями стимулирования, разработанными как дополнение к Положению о системе оплаты труда работников интерната. Районный коэффициент является выплатой компенсационного характера, которая начислена и выплачена истице на все суммы. При исчислении заработной платы Корженковой Е.Ю. работодатель руководствовался Положением о системе оплаты труда, разработанным как на уровне учреждения, так и Правительства Пермского края, коллективным договором, индивидуальным трудовым договором, а также иными нормативными актами. Считает, что интернат как работодатель произвел оплату труда за спорный период истице правильно.

Представитель третьего лица Агентства по управлению социальными службами Пермского края в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, направил в адрес суда письменный отзыв, в котором указал, что с исковыми требованиями Корженковой Е.Ю. не согласен. В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты ( доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Оклад (должностной оклад)- фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 4 ст. 129 ТК РФ). То есть, должностной оклад является лишь элементом, формирующим заработную плату работника. Согласно ч. 1 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Ст. 144 ТК РФ установлено, что система оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ устанавливается коллективным трудовым договором, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Положением о системе оплаты труда работников государственных учреждений социального обслуживания населения Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края № 439-п от 08.07.2009 года, установлена схема должностных окладов работников государственных учреждений социального обслуживания населения Пермского края. Оплата труда работников учреждения социального обслуживания населения включает в себя: должностные оклады; выплаты стимулирующего и компенсационного характера согласно п. 1.1 Раздела 2 Положения о системе оплаты труда и основана на положениях ч. 2 ст. 135 ТК РФ. Выплаты компенсационного характера устанавливаются в процентном отношении к должностному окладу (п. 2.2 Раздела 2 Положения о системе оплаты труда). Исчисление такой стимулирующей выплаты как стаж непрерывной работы происходит в процентном отношении к должностному окладу (п. 3.1.1 Раздел 2 Положения о системе оплаты труда). Изложенная правовая позиция о том, что выплаты компенсационного характера начисляются на должностной оклад, а не на МРОТ, подтверждаются и решениями Конституционного Суда Российской Федерации за № 1160-О-О от 01.10.2009 года, № 1557-0-0 от 17.12.2009 года, предусмотревшие установление тарифной ставки, оклада ниже этого размера. В соответствии со ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производятся в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Согласно ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором (ч. 3 ст. 147 ТК РФ). Ст. 316 ТК РФ устанавливает, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В своем письме от 23.03.1993 № 517-РБ «О начислении районных коэффициентов и северных надбавок» Министерство труда РФ разъясняет, что в соответствии с действующим законодательством районные коэффициенты и северные надбавки начисляются на фактический заработок, в состав которого включаются надбавки и доплаты к должностным окладам, а также премии, предусмотренные системой оплаты труда. Постановлением Министерства труда РФ от 11.09.1995 № 49 «Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях» установлено, что процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. В своем письме от 16.12.2009 № 169-13 «О применении районных коэффициентов и процентной надбавки к заработной плате работников Министерство здравоохранении и социального развития РФ указывает на то, что районные коэффициенты к заработной плате и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях начисляются на фактический заработок работника. Разъяснениями Министерства здравоохранении и социального развития РФ, содержащимися приказе Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822 «Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях» также установлено, что выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента РФ. Таким образом, правовое регулирование начисления выплат компенсационного и стимулирующего характера строится на основах федерального законодательства, Пермский край как субъект РФ принял соответствующий нормативный правовой акт, в котором также отразил, что указанные выплаты исчисляются в процентном отношении от должностного оклада. Позиция истицы не основывается на действующем нормативно правовом регулировании оплаты труда в бюджетных учреждениях социального обслуживания населения Пермского края, противоречит ТК РФ, определениям Конституционного суда РФ и Положению об оплате труда. Как следует из фактических обстоятельств дела оклад истицы составляет 1639 руб. Надбавки, предусмотренные трудовым договором начисляются бухгалтерией учреждения в соответствии с Положением о системе оплаты труда. В случае, если начисленная сумма меньше минимального размера оплаты труда, то происходит дополнительное начисление до МРОТ. С учетом всех, предусмотренных системой оплаты труда в учреждении и трудовым договором с истицей надбавок, начисленная заработная плата Корженковой Е.Ю. составила в январе- 5 057,33 руб., феврале- 5 513,19 руб., марте- 4 949,17 руб. Таким образом, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), составляет сумму превышающую МРОТ. Кроме того, начисленная заработная плата Корженковой Е.Ю. за январь, февраль, март 2010 года формировалась путем исчисления предусмотренных трудовым договором выплат, в том числе уральского коэффициента, следовательно, все предусмотренные выплаты уже были применены, повторное их начисление приведет к нарушению требований бухгалтерского учета.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ, заработная плата (оплата труда) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (оплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклады (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В соответствии с ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

В соответствии с ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ ( в редакции Федеральных Законов от 30.06.2006 года № 90-ФЗ, от 20.04.2007 года № 54-ФЗ, вступившего в силу с 1 сентября 2007 года) месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда ( трудовые обязанности ) не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В соответствии с Федеральным Законом от 24.06.2008 года № 91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», с 01 января 2009 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4 330 рублей.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 146 Трудового кодекса РФ, оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

В соответствии с частями 1 и 3 ст. 147 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах с вредными и (или опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 настоящего Кодекса для принятии локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

В соответствии со ст. 148 Трудового кодекса РФ, оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В соответствии со ст. 315 Трудового кодекса РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В соответствии со ст. 317 Трудового кодекса РФ, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

В соответствии со ст. 316 ТК РФ, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящим в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 19.09.1959 года № 1120 (для производственных отраслей) и постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 года № 403/20 - 155 (для непроизводственных отраслей) утверждены районные коэффициенты к заработной плате на территории Пермской области (ныне края) - 1,15 (кроме Гайнского района Коми - Пермяцкого автономного округа, Красновишерского и Чердынского районов области, где коэффициент установлен в размере 1,20).

В соответствии со ст. 149 Трудового кодекса РФ при выполнении работ в условиях отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещения профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производится соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективными договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 153 Трудового кодекса РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада(должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 154 Трудового кодекса РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии со ст. 96 Трудового кодекса РФ ночным является время работы с 22 часов до 6 часов.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 554 от 22.06.2008 года «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» в соответствии со ст. 154 ТК РФ установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время ( с 22 часов до 6 часов) составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада ) должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

Согласно ч. 2 ст. 6 и ч. 3 ст. 7 Закона Пермского края «Об оплате труда работников бюджетных учреждений Пермского края» № 291-ПК от 03.09.2008 года выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективным договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Общие условия и порядок установления стимулирующих выплат определяются нормативными правовыми актами Правительства Пермского края.

По Положению о системе оплаты труда работников государственных учреждений социального обслуживания населения Пермского края, утвержденному Постановлением Правительства Пермского края № 439-п от 08.07.2009 года, оплата труда работников учреждения включает должностные оклады, выплаты стимулирующего и компенсационного характера. Оплата труда работников осуществляется на основе схемы должностных окладов согласно приложению к настоящему Положению, которое определяет минимальные и максимальные размеры должностных окладов работников учреждения на основе отнесения занимаемых ими должностей к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп. Размеры должностных окладов работников учреждения устанавливаются руководителем учреждения в соответствии с требованиями к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема выполняемой работы работника. Работникам учреждения могут быть установлены следующие виды выплат компенсационного характера: выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, в соответствии со ст. 147 ТК РФ; выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями, которые предусматриваются в виде районного коэффициента; выплаты на работу в условиях отклоняющихся от нормальных: работу в ночное время в соответствии со ст. 154 ТК РФ и Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. № 554; работу в выходные и нерабочие праздничные дни в соответствии со ст. 153 ТК РФ, и иные выплаты компенсационного характера. Выплаты компенсационного характера устанавливаются в процентном соотношении к должностному окладу, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Работникам учреждения могут быть установлены следующие виды выплат стимулирующего характера: ежемесячная выплата к должностному окладу за стаж непрерывной работы: от 3 до 5 лет- 20% от оклада и свыше 5 лет- 30 %; выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, а также иные выплаты стимулирующего характера. Выплаты стимулирующего характера производятся при наличии средств на эти цели в пределах установленного фонда оплаты труда работников учреждения и максимальными размерами не ограничиваются.

В соответствии с пунктами 1., 1.1., 2.1. Приложения № 3 «Общие условия и порядок установления выплат компенсационного характера работника учреждений здравоохранения» к Положению о системе оплаты труда работников бюджетных учреждений здравоохранения Пермского края», утвержденному Постановлением Правительства Пермского края от № 513 -п от 03.08.2009 года, за работу с вредными и опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда к должностным окладам работников учреждений здравоохранения производятся доплаты в виде установления 25 процентов работникам психиатрических (психоневрологических) и наркологических учреждений.

На основании Распоряжений Правительства Пермского края № 21-рп от 20.02.2008 года «Об исполнении распоряжения губернатора Пермского края от 18.02.2008 № 10-Р «Об увеличении фонда оплаты труда», № 99-рп от 08.09.2008 года «Об увеличении фонда оплаты труда», № 33-п от 29.01.2009 года «Об увеличении фонда оплаты труда работников бюджетных учреждений Пермского края и муниципальных учреждений, финансируемых за счет субвенций из бюджета Пермского края» всем работникам ГКСУСОН «Кизеловский психоневрологический интернат» выплачивается надбавка на напряженность в размере 24 % от суммы установленного оклада и доплаты за вредность.

Судом установлено, что истица с 21.05.2003 года работает в ГКСУСОН «Кизеловский психоневрологический интернат» в должности санитарки-палатной, что подтверждается трудовым договором л.д.5). ГКСУСОН «Кизеловский психоневрологический интернат» является некоммерческим специализированным медико-социальным учреждением Пермского края, обладает всеми правами и обязанностями юридического лица, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета, печать с полным наименованием учреждения. Государственное краевое стационарное учреждение социального обслуживания населения «Кизеловский психоневрологический интернат» создано на основании распоряжения Пермского облисполкома от 31.05.1985 года № 04-466. Учредителем Учреждения является Пермский край в лице Агентства по управлению социальными службами Пермского края, из бюджетных средств которого, внебюджетных источников, а также за счет средств учреждения, поступающих от выполнения платных работ и услуг, осуществляется финансирование учреждения. Изложенное подтверждается представленным уставом с изменениями к нему (л.д. 20-30). Учреждение самостоятельно определяет порядок использования бюджетных и внебюджетных средств, включая определение их доли, направляемой на оплату труда, материально стимулирование работников в соответствии с законодательством Российской Федерации, региональным законодательством и настоящим Уставом, устанавливает заработную плату работников, определяет порядок и размеры их премирования, а также доплат и надбавок к должностным окладам, с учетом ограничений, установленных федеральными и региональными нормативами (пункты 3.2 и 3.6 Устава).

Из представленных справок, копии дополнительного соглашения к трудовому договору, положения о системе оплаты труда работников ГКСУСОН «Кизеловский психоневрологический интернат» следует, что оклад истицы составляет 1639 руб., с учетом компенсационных и стимулирующих выплат, в том числе и районного коэффициента 15 %, заработная плата Корженковой Е.Ю. за январь 2010 года составила 5 057, 33 рубля, в феврале 2010 года - 5 513, 19 рубля, в марте 2010 года - 4 949,17 рублей.(л.д. 8-13, 99, 31-41).

Согласно представленному коллективному договору ГКСУСОН «Кизеловский психоневрологический интернат», нерабочими праздничными днями в соответствии со ст. 112 ТК РФ являются: 1,2,3,4 и 5 января- Новогодние каникулы; 7 января -Рождество христово, 23 февраля- День Защитника отечества; 8 марта- Международный женский день и другие. Оплата за работу в праздничный день производится в двойном размере. л.д. 42-50). По Положению о системе оплаты труда работников ГКСУСОН «Кизеловский психоневрологический интернат», зарегистрированному 28.08.2009 года и согласованному с профсоюзным комитетом трудового коллектива, оплата труда работников учреждения включает должностные оклады, выплаты стимулирующего и компенсационного характера. Оплата труда работников осуществляется на основе схемы должностных окладов согласно приложениям к настоящему Положению, которое определяет минимальные и максимальные размеры должностных окладов работников учреждения на основе отнесения занимаемых ими должностей к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп. Размеры должностных окладов работников учреждения устанавливаются руководителем учреждения в соответствии с требованиями к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема выполняемой работы работника. Работникам учреждения могут быть установлены следующие виды выплат компенсационного характера: выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, в соответствии со ст. 147 ТК РФ; выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями, которые предусматриваются в виде районного коэффициента; выплаты на работу в условиях отклоняющихся от нормальных: работу в ночное время в соответствии со ст. 154 ТК РФ и Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. № 554; работу в выходные и нерабочие праздничные дни в соответствии со ст. 153 ТК РФ, и иные выплаты компенсационного характера. Выплаты компенсационного характера устанавливаются в процентном соотношении к должностному окладу, если иное не предусмотрено действующим законодательством. С момента введения новых систем оплаты труда применяются следующие виды выплат стимулирующего характера: выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет: от должностного оклада от 3 до 5 лет- 20% и свыше 5 лет- 30 %; выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, а также иные выплаты стимулирующего характера. Выплаты стимулирующего характера производятся при наличии средств на эти цели в пределах установленного фонда оплаты труда работников учреждения и максимальными размерами не ограничиваются. л.д. 31-41). Согласно представленным Критериям стимулирования работников, являющихся дополнением к выше указанному положению сотрудники интерната могут быть простимулированы до 150 % л.д. 102). С указанным Положением о системе оплаты труда Кизеловского психоневрологического интерната были ознакомлены все работники, в том числе и Корженкова Е.Ю. л.д. 40). Согласно трудовому договору истице установлена надбавка за вредность в размере 25 %. Из представленных приказов ГСУСОН «Кизеловский психоневрологический интернат» видно, что истица за расширенную зону обслуживания и увеличения объема работ за январь 2010 года была установлена стимулирующая надбавка в размере 50 % от основного оклада, за февраль 2010 года - 30 % и 50 %, за март 2010 года- 50 % (л.д. 108-111).

Учитывая изложенное, судом установлено, что истице за январь 2010 года были установлены и начислены следующие выплаты компенсационного характера- за работу в ночное время- 20 % от оклада за каждый час работы; за работу с опасными для здоровья и иными особыми условиями труда- 25 % от оклада; за работу в праздничные дни- 50 % от оклада пропорционально отработанным часам в месяце и районный коэффициент- 15 % от суммы всех начисленных выплат в месяце; а также выплаты стимулирующего характера: за стаж работы в учреждении более 6-ти лет- 30 % от должностного оклада; за интенсивность и высокие результаты работы- 24 % от суммы должностного оклада и надбавки за вредность, и проведено стимулирование: в январе 2010 г. - 50 % от суммы должностного оклада и надбавки за вредность работы; феврале 2010 г. - 30 % и 50 % от суммы должностного оклада и надбавки за вредность; в марте 2010 г.- 30 % от суммы должностного оклада и надбавки за вредность работы. Указанные обстоятельства подтверждается как объяснения сторон, так и представленными расчетными листами и карточками-справками.

Определение понятия «минимальная заработная плата» уточняет, что в величину минимального размера оплаты труда не входят компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты, следовательно, он должен определяется без учета этих выплат.

В соответствии с ч. 4 ст. 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается: организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации,- за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской деятельности.

В соответствии с ч. 4 ст. 144 Трудового кодекса РФ система оплаты труда ( в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации- коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 130 Трудового кодекса РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников, в том числе включаются: величина минимального размера оплаты труда и меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы.

Статья 135 Трудового кодекса РФ устанавливает следующее соотношение трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашение, локального нормативного акта и трудового договора в регулировании условий оплаты труда. Закон устанавливает низший предел для коллективного договора (соглашения, локального нормативного акта), который в свою очередь, определяет такой предел для трудового договора. Иначе говоря, условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленным законом, коллективным договором, соглашением, а последние, в свою очередь, не могут быть ухудшены по сравнению с законом и иными нормативными правовыми актами.

Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ, заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Установление минимального размера оплаты труда регламентировано ст. 133 ТК РФ, которой предусмотрено, что: минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья). Согласно частям 1 и 2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. При этом, как следует из содержания частей 2-5 ст. 129 ТК РФ, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Поэтому, именно размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой ст. 133 Трудового кодекса, также без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.

В соответствии со ст. 144 Трудового кодекса РФ профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Из положений ст. 144 Трудового кодекса РФ следует, что нормы труда, оплата труда в повышенном размере работников, занятых в особых условиях труда, в условиях отклоняющихся от нормальных, а также порядок аттестации рабочих мест работников, устанавливаются федеральными законами.

Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право: поощрять работников за добросовестный эффективный труд.

Согласно приведенным положениям закона для работников государственных и муниципальных учреждений установлена соответствующая система оплаты труда и стимулирования, порядок которой устанавливается Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а для муниципальных учреждений- органами местного самоуправления. При этом системы оплаты и стимулирования труд, в том числе тарифные, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Суд приходит к выводу, что при начислении заработной платы истице, которая полностью отработала все смены в каждом месяце за спорный период времени, ответчиком установленный ей оклад 1 639 рублей не доводился до минимального размера оплаты труда 4 330 рублей, что противоречит требованиям трудового законодательства, которое имеет превалирующее действие по отношению к коллективному трудовому договору, локальным нормативным актам, изданным в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, однако, компенсационные и стимулирующие выплаты были исчислены ей в процентном соотношении от размера установленного оклада в соответствии с соответствующими нормативными актами субъекта РФ- Пермского края, основанных на нормах федерального законодательства, в том числе Трудового кодекса Российской Федерации, принятых в их исполнение соответствующих локальных актов работодателем для работников государственных учреждений данного типа субъекта Российской Федерации в зависимости от сложности работ и требований к квалификации сотрудников, в том числе районный коэффициент был начислен на сумму всех причитающихся выплат.

В соответствии со ст. 136 Трудового кодекса РФ размер районного коэффициента и порядок его применения должны быть установлены Правительством Российской Федерации. Однако, такого нормативно-правового акта в настоящее время не принято, в связи с чем до его принятия учитываются районные коэффициенты, установленные Постановлением Совмина РСФСР от 04.02. 1991 г. № 76, в соответствии с которым ( п. 13) предоставлено право Советом Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

Таким образом, районный коэффициент устанавливается именно к заработной плате и на ее соответствующий размер, в состав которой включаются надбавки и доплаты к должностным окладам, а также премии. Иного порядка применения районного коэффициента действующее законодательство не содержит. Иное толкование статьей 129, 133, 146, 148 Трудового Кодекса РФ привело бы к уравниванию оплаты труда работников за аналогичный труд в местностях с особыми климатическими условиями и без таковых, что не является социально справедливым.

Следовательно, оклад Корженковой Е.Ю. в спорный период времени не может быть меньше чем минимальный размер оплаты труда, к размеру которого подлежат суммированию все причитающиеся ей выплаты, после чего на фактический заработок работника должен быть начислен районный коэффициент 1,15.

Исходя из размера начисленной и выплаченной истице заработной платы за спорный период недоплата за январь 2010 года составляет 1 639 руб. (оклад) + 2 691 руб. (МРОТ 4 330 руб.-1 639) + доплата за ночные часы 98,34 руб. ( 1 639 : 108 (отработанные часы в месяце) х 32 (отработанные ночные часы в месяце) х 20 %) + доплата за праздничные дни 242,81 руб. (1 639 : 108 х 16 (отработанные праздничные часы в месяце) + доплата за вредность 409,75 руб. (1 639 х 25%) + доплата за стаж 491,70 руб.( 1 639 х 30 %) + доплата за напряженность 1 516,08 руб. ( (1 639+ 409,75 (надбавка за вредность) х 24 % + стимулирование (1639 + 409,75) х 50 %) = 7 088,68 руб. + районный коэффициент (7 088,68 руб. х 15 %) = 8 151,99 руб.- 5 053, 33 руб. (начисленных истцу)= 3 094,66 руб.

Суд, проверив представленный Корженковой Е.Ю. расчет за январь, февраль и март 2010 года, находит его достоверным, кроме того, суммы выплат компенсационного и стимулирующего характера, за исключением величины районного коэффициента, истицей, а также представителем ответчика, не оспариваются. Таким образом, общая задолженность ответчика перед истцом за указанный период времени составила 9 283, 98 рубля.

Поскольку по отношению к истцу работодателем является ГКСУСОН «Кизеловский психоневрологический интернат», то именно на указанное учреждение следует возложить обязанность по перерасчету и взысканию задолженности по заработной плате Корженковой Е.Ю.

Таким образом, суд взыскивает с ГКСУСОН «Кизеловский психоневрологический интернат» в пользу истца задолженность по заработной плате в сумме 9 282 рубля 98 коп., а также в силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ и п. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ государственную пошлину в размере 400 рублей в доход государства, от уплаты которой истец освобожден при подаче искового заявления.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Государственного краевого стационарного учреждения социального обслуживания населения «Кизеловский психоневрологический интернат» в пользу Корженковой Елены Юрьевны задолженность по заработной плате за период с января 2010 года по март 2010 года включительно в сумме 9 282 рубля 98 копеек ( девять тысяч двести восемьдесят два рубля девяносто восемь копеек).

Взыскать с Государственного краевого стационарного учреждения социального обслуживания населения «Кизеловский психоневрологический интернат» государственную пошлину в доход государства в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий