НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кисловодского городского суда (Ставропольский край) от 27.05.2016 № 2А-1266/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 мая 2016 года город Кисловодск

Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Клочковой М.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Кисловодску к Аджиев Р.Ш. о взыскании финансовых санкций за непредоставление в установленные сроки отчетности по страховым взносам

у с т а н о в и л:

Административный истец – ГУ–УПФ РФ по городу-курорту Кисловодску обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с административного ответчика Аджиев Р.Ш. в бюджет Пенсионного фонда РФ финансовой санкции за непредоставление в установленные сроки в территориальный орган Пенсионного фонда РФ расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, в размере <данные изъяты> рублей. При этом административный истец просил восстановить процессуальный срок на подачу настоящего административного искового заявления.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Аджиев Р.Ш., являясь в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ главой крестьянско-фермерского хозяйства, не исполнил возложенную на него законом обязанность о предоставлении в установленный срок отчетности по начисленным и уплаченным страховым взносам. На основании ч. 1 ст. 46 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» за непредоставление в установленный срок расчета ГУ – УПФ РФ по городу-курорту Кисловодску принято решение от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>2 о привлечении Аджиев Р.Ш. к ответственности в виде штрафа в размере 1000 рублей. В целях досудебного порядка урегулирования спора административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ направлялось требование о добровольной уплате финансовой санкции. Данное требование Аджиев Р.Ш. не исполнено.

В обоснование ходатайства о восстановлении процессуального срока на подачу административного искового заявления административный истец сослался на разъяснения, содержащиеся в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 года № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», и на разъяснения, содержащиеся в пункте 63 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положения раздела I части первой Гражданского Кодекса РФ». При этом административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ истек срок добровольной оплаты задолженности, а ДД.ММ.ГГГГ Управлением ПФР в Кисловодский городской суд подано административное исковое заявление о взыскании с Аджиев Р.Ш. финансовых санкций за непредоставление в установленные сроки отчетности. Копия административного искового заявления с приложенными к нему документами направлена в адрес административного ответчика заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ, но не получена Аджиев Р.Ш. в связи с неявкой на почту. Специалистом управления ПФР был произведен выезд по месту жительства Аджиев Р.Ш. по указанному в реестре индивидуальных предпринимателей адресу: <адрес>, для вручения копии административного иска. В связи с отсутствием административного ответчика по месту жительства по данному адресу копия административного искового заявления ему не вручена. Определением судьи Кисловодского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление возвращено на основании п. 7 ч. 1 ст. 129 КАС РФ в связи с непредоставлением уведомления и документов, подтверждающих факт вручения копии административного иска административному ответчику. Определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ определение Кисловодского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, а частная жалоба Управления ПФР оставлена без удовлетворения. По мнению административного истца, приведенные причины пропуска процессуального срока обращения в суд с настоящим административным иском являются уважительными.

Представитель административного истца ГУ – УПФ по городу-курорту Кисловодску ходатайствовал о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного судопроизводства.

Административный ответчик Аджиев Р.Ш. возражений против рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства (без проведения устного разбирательства) и относительно заявленных требований не представил.

Учитывая положения ст.291 КАС РФ суд пришел к выводу о рассмотрении настоящего административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются положениями Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ).

Как установлено ч.1 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: - а) организации; б) индивидуальные предприниматели; в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

В силу ч. 2 ст. 14 Закона N 212-ФЗ главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом фиксированный размер страхового взноса по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, тарифа страховых взносов в соответствующий фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 ФЗ N 212-ФЗ, если плательщики страховых взносов начинают осуществлять предпринимательскую, либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

В соответствии с ч. 6 ст. 16 Закона N 212-ФЗ физические лица, прекратившие деятельность в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства до конца расчетного периода, обязаны в двенадцатидневный срок с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (далее по тексту расчет) за период с начала расчетного периода по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства включительно. Сумма страховых взносов, подлежащих уплате в соответствии с указанным расчетом, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета.

Согласно пункту 1 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Согласно ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Из представленных административным истцом материалов видно, что административный ответчик Аджиев Р.Ш. с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, прекратившего свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Действующим законодательством на административного ответчика возложена обязанность производить оплату взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а так же в установленном порядке представлять в Управление ПФР расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Из доводов административного искового заявления и представленных суду документов следует, что в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 16 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ административный ответчик обязан был представить расчет по форме РСВ-ДД.ММ.ГГГГ год в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Данный расчет Аджиев Р.Ш. в Пенсионный фонд не представлен, что подтверждено актом камеральной проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Акт камеральной проверки и уведомление о необходимости явки в Управление ПФР по городу Кисловодску для участия в рассмотрении материалов по результатам камеральной проверки направлены в адрес Аджиев Р.Ш. по почте заказным письмом.

Возражения в отношении акта камеральной проверки от страхователя в Управление ПФР не поступили. В связи с неявкой страхователя материалы проверки рассмотрены в его отсутствие, по результатам рассмотрения ГУ-УПФ по городу Кисловодску принято решение от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>2 о привлечении Аджиев Р.Ш. к ответственности за непредоставление в установленный законом от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в ГУ-УПФ РФ по городу Кисловодску в виде штрафа в размере 1 000 рублей.

В соответствии с ч.1, 2 ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Как предусмотрено ст. 21 Федерального закона № 212-ФЗ в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

На основании ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В ходе судебного разбирательства установлено, что требование о добровольной уплате штрафа направлено Управлением Пенсионного фонда в адрес страхователя Аджиев Р.Ш.ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов административного дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом шестимесячный срок, в Кисловодский городской суд поступило административное исковое заявление ГУ – УПФР по городу-курорту Кисловодску к Аджиев Р.Ш. о взыскании финансовых санкций за непредоставление отчетности в установленные сроки.

Копия административного искового заявления направлена в адрес административного ответчика заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с квитанцией Почты России.

По данным сайта Почты России об отслеживании почтовых отправлений, направленное Аджиев Р.Ш. заказное письмо не вручено в вязи с неявкой адресата за почтовым отправлением.

Суду представлены акты выезда по месту жительства должника от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, составленные главным специалистом-экспертом юридической группы Управления ПФР по городу Кисловодску, подписанные руководителем юридической группы и начальником Управления ПФР, из которых усматривается, что по причине отсутствия Аджиев Р.Ш. по месту жительства по адресу: <адрес>, копия административного искового заявления от ДД.ММ.ГГГГ административному ответчику не вручена.

При таких обстоятельствах определением Кисловодского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление ГУ УПФ РФ по городу Кисловодску к Аджиев Р.Ш. было возвращено.

На данное определение административным истцом подавалась частная жалоба, оставленная без удовлетворения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ. Судом апелляционной инстанции определение Кисловодского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

Из адресной справки ОУФМС России по <адрес> и КЧР в городе Кисловодске видно, что административный ответчик Аджиев Р.Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, значится зарегистрированным по месту жительства по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ГУ - УПФ РФ по городу Кисловодску повторно подан административный иск к Аджиев Р.Ш. о взыскании финансовых санкций, содержащий ходатайство о восстановлении срока на его подачу.

Из материалов административного дела следует, что копия настоящего административного иска направлена Аджиев Р.Ш. заказным письмом по адресу: <адрес>, в связи с неявкой адресата за почтовым отправлением оно передано на хранение почтальону.

В пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 года № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» содержатся разъяснения о том, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.

А согласно разъяснениям пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ» по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что срок обращения в суд с административным исковым заявлением к Аджиев Р.Ш. о взыскании финансовых санкций в виде штрафа пропущен административным истцом по уважительной причине, в связи с чем этот срок подлежит восстановлению.

Административным истцом соблюдена процедура направления требования об уплате пени и обращения в суд с административным исковым заявлением. Представленные ГУ-УПФ РФ по городу-курорту Кисловодску доказательства свидетельствуют о принятии административным истцом всех возможных мер по соблюдению процессуальной обязанности о направлении административному ответчику административного искового заявления и приложенных к нему документов.

Финансовая санкция в виде штрафа в размере 1 000 рублей за непредоставление отчетности наложена на Аджиев Р.Ш. административным истцом в соответствии с положениями Федерального закона № 212-ФЗ, правильность применения финансовой санкции проверена судом, административным ответчиком не оспаривалась, обязанность по уплате штрафа административным ответчиком Аджиев Р.Ш. до настоящего времени не исполнена, доказательств обратного последним суду не представлено, представленные административным истцом доказательства не опровергнуты, в связи с чем исковые требования ГУ – УПФ РФ по городу Кисловодску подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, положениями п. 8 ч. 1 ст. 333.20, п.1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.

Руководствуясь ст.ст.175-177, 290-294 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Восстановить государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Кисловодску срок подачи административного искового заявления о взыскании с Аджиев Р.Ш. финансовых санкций за непредоставление в установленные сроки отчетности по уплате страховых взносов.

Административное исковое заявление Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Кисловодску к Аджиев Р.Ш. удовлетворить:

взыскать с Аджиев Р.Ш. в пользу ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по городу-курорту <адрес> в бюджет Пенсионного фонда РФ финансовую санкцию в виде штрафа за непредоставление в установленные сроки в территориальный орган Пенсионного фонда РФ расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.

Взыскать с Аджиев Р.Ш. в доход муниципального образования город-курорт Кисловодск государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кисловодский городской суд Ставропольского края в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья М.Ю. Клочкова