НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кисловодского городского суда (Ставропольский край) от 26.11.2020 № 2А-1675/20

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 ноября 2020 года город Кисловодск

Кисловодский городской суд в составе:

председательствующего судьи Стойлова С.П.

секретаре Якимовой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кисловодского городского суда по адресу 35774, г. Кисловодск, пр. Ленина, 22, тел/факс (87937) 2-61-23, Е-mail: kislovodsky.stv@sudrf.ru административное дело по административному исковому заявлению Коробского А.И к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кисловодску Ставропольского края, Управлению Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю, Федеральной налоговой службе России о признании решений об отказе в предоставлении имущественного вычета незаконными, возложении обязанности предоставить налоговый вычет,

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец Коробской А.И. обратился в Кисловодский городской суд с административным иском к Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> края, Управлению Федеральной налоговой службы по <адрес>, Федеральной налоговой службе, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он купил у гр. Тимиргалиева Ф.И. объект недвижимости садовый дом, площадью 126,1 кв.м., год завершения строительства 2015, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>

В дальнейшем, адрес был изменен на <адрес>

Он подал документы в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> с целью регистраций в Едином государственном реестре недвижимости вышеуказанного объекта.

ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о регистрации за . выписка дана на объект жилой дом, с вышеуказанными характеристиками.

Административный истец ходил на прием в Управление Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю в г. Кисловодске с целью получения налогового вычета по вышеуказанной сделки, где ему порекомендовали сделать документы подтверждающие, что купленный им объект является жилым домом.

Он также обратился в НП «Палату Судебных экспертиз» Бессонову Д.В., С, которые произвели экспертизу, установив, что техническое состояние вышеописанного объекта, допускает его использование (эксплуатацию) в качестве индивидуального жилого дома, данное строение - не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Соответствует строительным, санитарно-эпидемиологическим, пожарным, экологическим и иным нормам и правилам предъявляемым к жилым домам.

Купленный объект признан жилым помещением, как особо разъяснено в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3, 4 ст. 15 ЖК РФ) и в настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

Обратившись в ИФНС с налоговой декларацией он просил предоставить имущественный вычет на сумму приобретения, однако в этом ему было отказано со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих, что приобретён именно дом жилой. Это решение истец считает незаконным, поскольку в Едином государственно реестре прав на недвижимость садовый домик отражён как жилой.

В том случае, если нежилое помещение соответствует предусмотренным для жилых помещений требованиям и признано жилым домом на основании заключения межведомственной комиссии, его владелец вправе получить имущественный налоговый вычет. Данную позицию подтвердил и Конституционный суд, который указал, что в случае переоформления нежилого помещения в жилой дом отказ в имущественном вычете будет неправомерен. Пункт 5 Постановления КС РФ от 14.04.2008 N 7-П. указывает на то, что, если жилое строение (например, дачный дом) будет признано пригодным для постоянного проживания и переоформлено в жилой дом, отказ в имущественном вычете будет неправомерен.

Отказ Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю в г. Кисловодске в предоставлении налогового вычета он обжаловал в соответствии с законодательством РФ в Управление федеральной налоговой службы по СК. Решением от ДД.ММ.ГГГГ Управление федеральной налоговой службы по СК отказало ему в удовлетворении жалобы.

В соответствии с действующим законодательством, руководствуясь главой 19 НК РФ, Коробской А.И. обжаловал вышеуказанные решения в Федеральную налоговую службу. ДД.ММ.ГГГГ получил отказ в удовлетворении жалобы.

В соответствии с вышеизложенным, административный истец просил суд: признать незаконными решения Федеральной налоговой службы России, Управления Федеральной налоговой службы по <адрес>, Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> края об отказе Коробскому А.И. в предоставлении имущественного вычета и возложить обязанности на инспекцию Федеральной налоговой службы по <адрес> края, Управление Федеральной налоговой службы по <адрес>, Федеральную налоговую службу России предоставить налоговый вычет в сумме 63 867 рублей от приобретения жилого дома расположенного по адресу: <адрес>

В судебном заседании административный истец Коробской А.И. поддержал заявленные исковые требования, по доводам, изложенным в иске, просил удовлетворить иск в полном объёме.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> – Газарян О.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, поддержав доводы, изложенные в возражениях, приобщенных к материалам дела. Просила отказать в удовлетворении иска.

Административные ответчики ИФНС по <адрес> СК, Федеральная налоговая служба России в судебное заседание своих представителей не направили, о дате, времени, месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причин уважительности неявки суду не представили, об отложении дела слушанием не просили, их явка судом обязательной не признана.

На основании ч. 8,9, ч. 6 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, с учетом мнения явившихся лиц, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административных ответчиков.

Выслушав административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии со ст.137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

В силу ч. 1 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

В судебном заседании установлено, что в соответствии договором купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ заключенным между Тимиргалиевым Ф.И. и Коробским А.И., истец приобрел в собственность садовый дом, назначение - нежилое, площадью 126 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ негосударственными экспертами С, Бессоновым Д.В. НП «Палата судебных экспертов» составлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым нежилое здание садовый дом, расположенное по адресу: <адрес>, садовое товарищество Тюльпан, <адрес> соответствует строительным, санитарно-эпидемиологическим, пожарным, экологическим и иным нормам и правилам, предъявляемым к жилым домам, техническое состояние допускает безопасное использование (эксплуатацию) в качестве индивидуального жилого дома, данное строение не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Из уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение от ДД.ММ.ГГГГ следует, что решением межведомственной комиссии, отраженным в протоколе межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам при администрации города-курорта Кисловодска ., садовый дом, назначение нежилое, площадью 126 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, садовое товарищество Тюльпан, <адрес> переведен из нежилого в жилое.

Согласно выписке из ЕГРН от 02.05.2017г. за Коробским А.И. зарегистрировано право собственности на жилой дом площадью 126,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, дата завершения строительства 2015г., регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ, документы основания: сведения не предоставляются.

ДД.ММ.ГГГГ Коробской А.И. представил в Инспекцию ФНС по <адрес> края, декларации по НДФЛ за 2014, 2015, 2017 годы, в которых заявил имущественный налоговый вычет в размере фактически произведенных расходов на приобретение садового дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>

Решением инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ Коробскому А.И. отказано в предоставлении имущественного вычета, поскольку последним приобретен садовый дом, нежилое здание, который не входит в круг объектов недвижимости за который налоговым законодательством предусмотрены имущественные вычеты.

В последующем, вышеуказанное решение налогового органа обжаловано Коробским А.И. в порядке подчиненности, однако, решением Федеральной налоговой службы России от 03.02., Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Коробскому А.И. отказано в удовлетворении его жалоб, по аналогичным основаниям.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов, предоставляемых с учетом особенностей и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, а именно: на имущественный налоговый вычет в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.

Подпунктом 6 пункта 3 статьи 220 Кодекса определено, что для подтверждёния права на имущественный налоговый вычет по НДФЛ налогоплательщик представляет в налоговый орган: договор о приобретении жилого дома или доли (долей) в нем, документы, подтверждающие право собственности налогоплательщика на жилой дом или долю (доли) в нем, - при строительстве или приобретении жилого дома или доли (долей) в нем; документы, подтверждающие право собственности налогоплательщика на земельный участок или долю (доли) в нем, и документы, подтверждающие право собственности на жилой дом или долю (доли) в нем, - при приобретении земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.

Из Определения Конституционного Суда РФ от 06.06.2017 N 1164-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К на нарушение его конституционных прав положением подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации" следует, что в отношении федерального налога на доходы физических лиц Налоговый кодекс Российской Федерации называет в качестве объекта налогообложения доходы, полученные налогоплательщиком, и определяет основные их виды (статьи 208 и 209); в силу его статей 208 - 210 налогообложению подлежат все доходы, получаемые физическим лицом в течение налогового периода, независимо от их формы - денежной, натуральной или в виде материальной выгоды. Этот Кодекс предусматривает также льготы по названному налогу, включая право на получение налоговых вычетов (стандартных, социальных, инвестиционных, имущественных, профессиональных и др.) при определении налоговой базы (статьи 218 - 221). В частности, абзац второй подпункта 2 пункта 1 его статьи 220 (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 202-ФЗ) предусматривал, что налогоплательщик, который израсходовал собственные денежные средства на приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, вправе получить имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных расходов на приобретение соответствующего жилого помещения. Такой вычет, согласно, в частности, Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П, предназначен для стимулирования физических лиц к строительству и самостоятельному приобретению жилья на территории России.

Из постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 года N 5-П, от 28 марта 2000 года N 5-П и др. следует также, что льготное адресное освобождение от уплаты налогов представляет собой исключение из общих правил налогообложения (принципов всеобщности и равенства) на условиях, установленных в порядке законодательной прерогативы. Льготы не относятся к обязательным элементам налога, поименованным в пункте 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации; по смыслу пункта 2 той же статьи, основания их использования налогоплательщиками определенной категории могут быть установлены законодательством о налогах и сборах в случаях, когда это представляется необходимым и целесообразным; отсутствие льгот для других категорий налогоплательщиков само по себе не влияет на оценку правомерности установления налога (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2001 года N 162-О, от 7 февраля 2002 года N 37-О, от 3 апреля 2012 года N 600-О и др.).

До вступления в силу Федерального закона от 23 июля 2013 года N 212-ФЗ "О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", изложившего статью 220 Налогового кодекса Российской Федерации в новой редакции, подпункт 2 пункта 1 этой статьи предусматривал, что имущественный налоговый вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты им денежных средств (абзац двадцать четвертый); для подтверждения права на такой вычет налогоплательщик должен представить договор о приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме, акт о передаче квартиры, комнаты, доли (долей) в них налогоплательщику или документы о праве собственности на квартиру, комнату или долю (доли) в них (абзацы двадцатый и двадцать второй).

Приведенные законоположения, в том числе предусмотренный ими состав документов, необходимых для предоставления налогового вычета, предполагают поощрение налоговой льготой именно строительства и приобретения гражданами жилья, а не перевода уже принадлежащих им нежилых помещений в объекты жилой недвижимости, который по содержанию и правовым последствиям не равнозначен строительству жилых помещений или их приобретению по договору. Это само по себе не исключает установления законом иных налоговых льгот на иных условиях, нежели имущественный налоговый вычет, предоставляемый в связи со строительством или приобретением жилья, и вместе с тем не ставит под сомнение конституционность оспариваемых законоположений, которые предусматривают именно такой налоговый вычет.

Налоговом кодексе РФ не определено понятие "жилой дом", поэтому в силу п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Согласно статье 16 ЖК РФ к жилым помещениям относится жилой дом, которым признается индивидуально-определенное здание, состоящее из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. При этом в силу пункта 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Следовательно, для получения имущественного налогового вычета в связи с приобретением в собственность жилого строения последнее должно представлять собой здание, состоящее из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, а также быть пригодным для постоянного проживания граждан (то есть отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Отказывая в оспариваемых решениях в предоставлении имущественного налогового вычета Коробскому А.И. налоговые органы, всех уровней исходили из того, что последний не предоставил какие - либо доказательства, свидетельствующие о том, что приобретенный по договору купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ садовый дом соответствовал характеристикам жилого дома на момент исполнения договора купли - продажи, как и на регистрации права собственности, в то время как имущественный налоговый вычет предоставляется по расходам на приобретение жилого дома или доли (долей) в нем и не предусматривает предоставление имущественного налогового вычета по НДФЛ при переводе уже принадлежащих нежилых помещений в объекты жилой недвижимости.

С учётом вышеприведенных норм права, обстоятельств, установленных в судебном заседании, суд приходит к выводу, что отсутствуют предусмотренные законом основания для удовлетворения административного иска Коробского А.И. о признании незаконными решения Федеральной налоговой службы России от 03., Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Коробскому А.И. в предоставлении имущественного вычета, возложении обязанности на инспекцию Федеральной налоговой службы по <адрес> края, Управление Федеральной налоговой службы по <адрес>, Федеральную налоговую службу России предоставить налоговый вычет в сумме 63 867 рублей от приобретения жилого дома расположенного по адресу: <адрес> поскольку истец не представил ни в налоговый орган, ни в суд доказательств того, что на момент приобретения по договору купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ спорного садового дома, он относился к категории объектов недвижимости, которые в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 220 НК РФ предоставляют право налогоплательщику на получение имущественного налогового вычете по НДФЛ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175 – 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска Коробского А.И к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кисловодску Ставропольского края, Управлению Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю, Федеральной налоговой службе о признании решений об отказе в предоставлении имущественного вычета незаконными, возложении обязанности предоставить налоговый вычет – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кисловодский городской суд.

Судья С.П.Стойлов