НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Киржачского районного суда (Владимирская область) от 02.01.2019 № 330002-01-2019-003922-60

Дело № 12-114/2019

УИД №33RS0002-01-2019-003922-60

РЕШЕНИЕ

Судья Киржачского районного суда Владимирской области, расположенного по адресу: <...>, Трусковская Н.С.,

с участием:

Брешева Д.Д.,

защитника Брешева Д.Д. по доверенности - Воробьева В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Полигон Неруд» Брешева Дениса Дмитриевича на постановлениеДепартамента природопользования и охраны окружающей среды Администрации Владимирской области от 09.07.2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ,

установил:

Постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды от 09.07.2019 г. генеральный директор ООО «Полигон Неруд» Брешев Д.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, генеральный директор ООО «Полигон Неруд» Брешев Д.Д. обратился в суд с жалобой, в которой просил указанное постановление признать незаконным и отменить его в полном объеме, а в случае признания вышеуказанного постановления законным, - заменить наказание в виде штрафа предупреждением или снизить размер штрафа ниже низшего предела санкции ч. 2 ст. 7.3. КоАП РФ. В жалобе он указал, что постановление вынесено с многочисленными нарушениями, является незаконным, необоснованным и подлежит отмене по следующим основаниям:

1. В связи с нарушением правил ознакомления лица с протоколом об административном правонарушении (ч. 4.1 ст. 28.2. КоАП РФ). Протокол об административном правонарушении от 14.06.2019 г. составлен в отсутствии лица, привлеченного к административной ответственности, и не направлен на адрес должностного лица Общества.

2. В связи с неправильной квалификацией правонарушения. Материалами проверки установлено нарушение срока представления отчетности за первый квартал 2019 г. Лицензионными требованиями (п. 8.3.) предусмотрена обязанность недропользователя предоставлять сведения о добыче полезного ископаемого в Департамент природопользования ежеквартально с нарастающим итогом не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Нарушение срока сдачи отчетности за первый квартал 2019 г. исчисляется с 26.04.2019 г. В постановлении указано, что нарушение совершено и обнаружено 30.04.2019 г. Предписанием Департамента природопользования и охраны окружающей среды Администрации Владимирской области об устранении нарушений законодательства от 30.04.2019г. (далее - Предписание) Обществу дан срок на устранение нарушения срока подачи указанной отчетности до 15.06.2019 г. Во исполнение указанного Предписания, отчетность сдана 13.06.2019 г. Ранее подобных нарушений не зафиксировано. Общество и генеральный директор впервые совершили указанное нарушение, устранив его в срок, предусмотренный Предписанием, что является смягчающим ответственность обстоятельством. При этом, по мнению заявителя, данное нарушение неверно квалифицировано административным органом по ч.2 ст. 7.3. КоАП, и должно квалифицироваться по ст. 8.5. КоАП РФ, которая содержит санкцию за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов. Считает, что именно эта формулировка точно отражает нарушение, вменяемое должностному лицу.

3. При назначении наказания не учтены смягчающие обстоятельства, такие как то, что правонарушение совершено впервые и устранено в сроки, определенные Предписанием; 4. Неправомерно отклонена возможность применения ст. 4.1.1. КоАП РФ. Сославшись на то, что Обществу вменяется нарушение нескольких условий лицензионных требования, Административный орган отклонил возможность применения ч. 1 ст. 4.1.1. КоАП РФ и замену штрафа на предупреждение. Считает, что в данном случае соблюдены все условия применения ч. 1 ст. 4.1.1. КоАП РФ, а именно: общество является субъектом малого и среднего предпринимательства; правонарушение совершено впервые; нарушение срока подачи ежеквартальной отчетности не привело к негативным последствиям, перечисленным в ч. 2 ст. 3.4. КоАП РФ.

В судебном заседании генеральный директор ООО «Полигон Неруд» Брешев Д.Д. жалобу поддержал, представил уточненное заявление об оспаривании решения Административного органа о привлечении его как должностного лица к административной ответственности. В данном заявлении Брешев Д.Д. указал более точные основания для признания обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении незаконным и подлежащим отмене.

Так, по мнению Брешева Д.Д., административным органом не доказана объективная сторонам вмененного ему правонарушения. Считает, что объективной стороной обжалуемого им правонарушения является пользование недрами с нарушениями условий лицензии и привлечение его к административной ответственности возможно только при условии фактического пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией. Указывает, что в материалах дела об административном правонарушении не имеется документов, свидетельствующих о том, что ООО «Полигон Неруд» на момент проведения проверки осуществляло фактическое пользование недрами, в связи с чем оно не могло ими пользоваться с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.

Обращает внимание на то, что земельный участок, в пределах которого находится горный отвод, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, на котором нельзя осуществлять недропользование, данный участок был ему предоставлен как физическому лицу по итогам аукциона для благоустройства рыбного пруда. И только потом оказалось, что на участке имеются запасы полезных ископаемых. В результате этого он создал ООО «Полигон Неруд», получил лицензию на недропользование с тем, чтобы извлечь запасы и обустроить пруд. Он, начиная с 2017 года, обращался в администрацию Киржачского района и к Главе поселения Филипповское с предложением о переводе земель из сельхозназначения в земли промышленного назначения.

Указывает, что на данном земельном участке он осуществлял не добычу ОПИ, а подготовительные и вскрышные работы по договору подряда от 14 марта 2017 года, в результате чего и образовались сыпучие материалы, состоящие из вскрышной породы. Согласно Заключению комиссии, созданной административным органом (приказ от 29 июня 2017 года) по рассмотрению проектной документации, вскрышными породами месторождения являются больные отложения в среднем глубиной залегания 1,3м (стр.4). Аналогичные обстоятельства отражены и в Заключении от 17 марта 2018 года комиссии Департамента природопользования. Данные обстоятельства, по его мнению, подтверждают отсутствие пользования недрами, то есть добычу полезного ископаемого (ОПИ).

Кроме этого, он предоставлял отчеты по форме 5гр за 2017 и 2018 годы с нулевыми показателями, что не оспаривается Административным органом. Ответом ФНС от 29 апреля 2019 года по запросу Административного органа подтверждается сдача деклараций по НДПИ с нулевыми показателями.

Считает, что Административным органом при назначении ему наказания неправомерно отклонена возможность применения ст.4.1.1. КоАП РФ, поскольку ООО, которым он руководит, является субъектом малого и среднего предпринимательства; в отношении ООО впервые ведется производство по делу об административном правонарушении; материалы дела не содержат доказательств причинения действия Общества вреда или возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде.

Защитник Брешева Д.Д. по доверенности - Воробьев В.А. поддержал доводы заявителя, при этом не оспаривал законность процедуры привлечения Брешева Д.Д. к административной ответственности. С его позицией в этой части в судебном заседании согласился и сам заявитель.

Представитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения жалобы был извещен надлежащим образом (л.д.131).

Судья, признав явку представителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды необязательной, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Административного органа.

Исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав Брешева Д.Д. и его защитника Воробьева В.А., судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том, числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.

Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использования и охраной недр, территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды лиманов и озер, регулируются Федеральным законом от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах».

Из положений ст. 9 Закона «О недрах» следует, что пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица; права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Согласно положениям статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, определяющий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

В соответствии с п. 10 ст. 22 Закона «О недрах», пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

В соответствии со ст. 49 Закона «О недрах», лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, является формальным, и административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния безотносительно от наступивших последствий.

Из материалов дела следует, что в отношении общества с ограниченной ответственностью «Полигон Неруд» (далее ООО «Полигон Неруд») проведена внеплановая документальная проверка соблюдения требований законодательства «О недрах». В ходе проведения внеплановой документальной проверки, проведенной в период с 3 по 30 апреля 2019 года на основании приказа Департамента природопользования и охраны окружающей среды Администрации Владимирской области от 28 марта 2019 года, выявлено, что ООО «Полигон Неруд» допущено нарушение требований законодательством о недропользовании и охране окружающей среды, а именно: согласно отчету, добыча строительного песка в 2018 году не осуществлялась, что является нарушением п.2.2 лицензионных условий; в ходе проверки установлено, что геолого-маркшейдерский контроль за разработкой участка недр не обеспечен, что является нарушением п. 7.2 лицензионных условий; отсутствие согласованного в установленном порядке плана развития горных работ (ПРГР) за 2017 год является нарушением п.7.1 лицензионных требований; организацией в установленный срок не представлен в Департамент природопользования ежеквартальный отчет о добыче, реализации и уплате налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) за 1 квартал 2019 год; налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) организацией не вносился (л.д.53-55).

Из предписания Департамента природопользования и охраны окружающей среды Администрации Владимирской области от 30 апреля 2019 года следует, что ООО «Полигон Неруд» обязано устранить нарушения законодательства в области недропользования, выявленные в ходе внеплановой документальной проверки, проведенной Департаментом природопользования (л.д.56).

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц от 26 апреля 2019 года генеральным директором ООО «Полигон Неруд» является Брешев Д.Д., учредителем (участником) юридического лица является ФИО4 Адрес местонахождения ООО «Полигон Неруд»: <...>, лит. А, эт. 1, пом. 31 (л.д.47-52). Основной вид деятельности - добыча камня, песка и глины (л.д.68). Место нахождения участка недр - <данные изъяты> (л.д.72-78).

ООО «Полигон Неруд» в лице генерального директора Брешева Д.Д. имеет лицензию Департамента природопользования и охраны окружающей среды Администрации Владимирской области, полученную 15 июля 2016 года, на пользование недрами с целевым назначением и видами работ в виде разведки и добычи строительных песков на участке недр местного значения <данные изъяты> участок недр имеет статус горного отвода, дата окончания действия лицензии - на срок отработки (л.д.70).

Решением Департамента от 28 декабря 2017 года в подпункт б) пункта 2.2 лицензионных условий, касающихся начала промышленной добычи строительных песков, внесены изменения. Срок добычи установлен - не позднее 2018 года, то есть не позднее 31 декабря 2018 года (л.д.71). Годовой уровень добычи п.5 лицензионных условий установлен в объеме 50 тысяч кубических метров (л.д.72-78).

В силу п.7.2 лицензионных условий юридическое лицо обязано организовать и осуществлять геолого-маркшейдерский контроль за разработкой участка недр и авторский надзор за реализацией проектных решений; обеспечить ведение геологической, маркшейдерской документации в процессе пользования недрами в соответствии с действующими нормативными документами и утвержденными проектными решениями; сохранность документации (л.д.72-78).

В Департамент природопользования от юридического лица 23 января 2019 года поступил отчет по форме 5-гр за 2018 год. Данный отчет направлен одним из участников ООО «Полигон Неруд» ФИО5 (л.д.79-81). Согласно отчету, по заказу указанного лица проведены геолого-маркшейдерские работы по замеру ранее добытых объемов ОПИ за 2017 год. Информация представлена в отчете как исправление ошибок прошлых лет за 2017 год. За указанный отчетный период года добыто 64,6 тысяч кубических метров строительных песков, потери при добыче составили 0,7 тысяч кубических метров. Балансовые запасы с учетом добытого на 01.01.2019 г. составляют 3374,7 тысяч кубических метров. Добыча в 2018 году не осуществлялась. Добытые объемы ОПИ находятся на территории участка недр <данные изъяты> что подтверждается выездом от 19 марта 2019 года. Геолого-маркшейдерские работы проведены специализированной организацией ООО <данные изъяты>.

4 февраля 2019 года в Департамент природопользования от генерального директора ООО «Полигон Неруд» Брешева Д.Д. поступил второй вариант отчета по форме 5-гр за 2018 год. Согласно отчету, в 2018 году добыча твердых полезных ископаемых (строительного песка) не осуществлялась (л.д.85-87). Вместе с тем, корректировка данных о добыче за 2017 год не проведена. В Департамент направлено обращение, которым предлагается не считать добытый в 2017 году сыпучий материал в объеме 64,6 тысяч кубических метров, находящийся на участке, строительным песком. Данное обращение не подкреплено какими-либо заключениями экспертных организаций о качестве добытого материала. Проведение добычных работ сопряжено с обязательным согласованием ежегодного плана развития горных работ (ПРГР) с Ростехнадзором, в данном случае в 2017 году. Такая обязанность предусмотрена п.7.1 лицензионных требований. На основании сведений, представленных центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, план развития горных работ (ПРГР) на 2017 и 2018 год не согласовывался, писем и обращений от юридического лица не поступало (л.д.39).

Согласно п.8.3 лицензионных условий, недропользователь обязан ежеквартально с нарастающим итогом предоставлять в Департамент природопользования не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, сведения о добыче полезного ископаемого, объеме реализации и цене реализации. Указанный отчет за 1 квартал 2019 года в установленные сроки не представлен.

По факту выявленных нарушений в отношении генерального директора ООО «Полигон Неруд» - Брешева Д.Д. 14 июня 2016 года составлен протокол об административном правонарушении , предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, с последующим привлечением его к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ является пользование недрами с нарушениями условий лицензии и привлечение к административной ответственности по данной норме закона возможно только при условии фактического пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Виды пользования недрами определены в ст.6 Закона о недрах, согласно которой недра предоставляются в пользование, в частности, для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (п.3).

Вышеуказанный участок недр был предоставлен ООО «Полигон Неруд» для пользования недрами, 15 июля 2016 года была выдана лицензия на срок отработки, с началом промышленной добычи строительных песков не позднее 2018 года (л.д.70, 71), были разработаны и приняты Департаментом природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области и генеральным директором ООО «Полигон Неруд» Брешевым Д.Д. лицензионные условия пользования участком недр местного значения (л.д.72-78).

Из протокола об административном правонарушении и постановления о привлечении Брешева Д.Д. к административной ответственности следует, что ООО «Полигон Неруд» в период с 2018 года по 30 апреля 2019 года не велась добыча строительных песков (л.д.100-101; 109-111), то есть в указанный период Общество не осуществляло пользование недрами.

Также материалами административного дела не установлены какие-либо иные факты пользования ООО «Полигон Неруд» в указанный период недрами на отведенном участке.

Поскольку на момент проверки (30 апреля 2019 года) ООО «Полигон Неруд» не осуществлялось пользование недрами, то оно не могло ими пользоваться с нарушением условий, предусмотренных лицензией Департамента природопользования от 15 июля 2016 года, поэтому у административного органа отсутствовали правовые основания для привлечения Брешева Д.Д., генерального директора данного Общества, к административной ответственности

В связи с изложенным, судья приходит к выводу о том, что административным органом не доказано наличие объективной стороны в действиях Брешева Д.Д. как должностного лица административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, поскольку такая административная ответственность возможна только при условии фактического пользования недрами.

При этом заявитель и его защитник пояснили в судебном заседании, что, несмотря на наличие лицензии и договора подряда от 14 марта 2017 года, ООО «Полигон Неруд» не могло добывать полезные ископаемые, в частности, строительный песок, без перевода указанного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленного назначения. С данным вопросом Брешев Д.Д. обращался в 2017 году в администрацию Киржачского района и к Главе Сельского поселения Филипповское, однако указанный земельный участок, находящийся в пользовании ООО «Полигон Неруд» до настоящего времени сохранил категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения», что подтверждается кадастровой картой данного земельного участка от 8 ноября 2019 года.

Таким образом, в действиях Брешева Д.Д. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, поэтому жалоба Брешева Д.Д. на постановление по делу об административном правонарушении является обоснованной.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

При таких обстоятельствах постановление Департамента природопользования и охраны окружающей среды Администрации Владимирской области от 9 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Полигон Неруд» Брешева Дениса Дмитриевича - подлежит отмене в связи с отсутствием в действиях последнего состава административного правонарушения, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Жалобу Брешева Дениса Дмитриевича на постановление Департамента природопользования и охраны окружающей среды Администрации Владимирской области от 9 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, - удовлетворить.

Постановление Департамента природопользования и охраны окружающей среды Администрации Владимирской области от 9 июля 2019 года о привлечении Брешева Дениса Дмитриевича к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, в отношении Брешева Дениса Дмитриевича - прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Киржачский районный суд в течение 10 суток дня получения решения.

Судья: Н.С. Трусковская