НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область) от 28.02.2022 № 12-875/2021

Дело № 12-875/2021,

УИД 76RS0016-01-2021-007944-14

РЕШЕНИЕ

город Ярославль 28 февраля 2022 года

Судья Кировского районного суда города Ярославля Соболевский М.Г. при секретаре Гасишвили Т.К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора департамента финансов Ярославской области Долгова Алексея Николаевича на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Ярославской области от 17 декабря 2021 года №34-18/42-2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства Ярославской области (далее также – УФК по Ярославской области) ФИО 1 от 17.12.2021 №34-18/42-2021 директор департамента финансов Ярославской области Долгов А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

Из постановления следует, что Долгов А.Н., являясь должностным лицом, директором департамента финансов Ярославской области в 2020 году, в рамках исполнения Дополнительного Соглашения от 28.08.2020 № 5/5/5/5/5 к Соглашениям от 05.08.2016 № 01-01-06/06-152, от 29.12.2016 № 01-01-06/06-392, от 09.03.2017 № 01-01-06/06-95, от 14.12.2017 № 01-01-06/06-335, от 25.12.2017 № 01-01-06/06-391 не обеспечил соблюдение условий принятия субъектом Российской Федерации обязательств предоставления в 2017 году бюджетных кредитов, в том числе предусмотренного подпунктом «а» пункта 11, подпунктом «в» пункта 11, подпунктом «л» пункта 11, подпункта «б» пункта 12 (1) Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 № 1531, подпункта а) подпункта в) подпункта д) пункта 5 Д/с № 5/5/5/5/5 к Соглашениям от 05.08.2016 № 01-01-06/06-152, от 29.12.2016 № 01-01-06/06-392, от 09.03.2017 № 01-01-06/06-95, от 14.12.2017 № 01-01-06/06-335, от 25.12.2017 № 01-01-06/06-391.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Долгов А.Н. в установленный срок обратился в суд г с жалобой, в которой просит постановление от 17.12.2021 №34-18/42-2021 отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указаны следующие доводы.

Для обеспечения роста налоговых и неналоговых доходов Правительством Ярославской области проведены все мероприятия, предусмотренные планом по оздоровлению государственных финансов. При этом, бюджетный эффект от реализации указанного плана не достигнут в связи с замедлением темпов роста поступления налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет из-за осложнения экономической ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции и принятия мер налоговой поддержки на федеральном и региональном уровнях для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в отраслях, наиболее пострадавших в условиях пандемии.

Так, по сравнению с 2019 годом значительно сократилось поступление в бюджет налога на прибыль в результате сокращения прибыли, полученной в 2020 году крупнейшими налогоплательщиками области. В результате фактическое поступление налога на прибыль меньше первоначально утвержденной в бюджете суммы на 3,8 млрд. рублей. Акцизы на нефтепродукты в областной бюджет поступили в сумме 4 426,6 млн. рублей, что на 530 млн. рублей меньше первоначально утвержденного бюджета.

По расчетам общая сумма дополнительных налоговых льгот, предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям в условиях распространения коронавирусной инфекции, по итогам деятельности в 2020 году составила около 500 млн. рублей.

Согласно письму Минфина России от 19.03.2020 № 24-06-06/21324 распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, поэтому является обстоятельством непреодолимой силы.

Показатель по уровню государственного долга Ярославской области на 01.01.2021 относительно доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений не выполнен в связи с сокращением поступлений в областной бюджет налоговых и неналоговых доходов по вышеуказанным причинам. При поступлении в областной бюджет налоговых и неналоговых доходов в первоначально утвержденной законом о бюджете сумме указанный показатель был бы исполнен.

Целью согласования с Министерством финансов Российской Федерации изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации, приводящих к изменению дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, является установление соответствия показателей бюджета субъекта Российской Федерации целевым показателям, которые определены соглашениями, заключенными с Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 19.02.2020 № 06-03-05/71/11651 уточненный бюджет Ярославской области был согласован без дефицита.

При этом, бюджет Ярославской области на 2020 год в редакции закона Ярославской области от 05.03.2020 г. № 8-з «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2020 годов» был утвержден с дефицитом в сумме 92,1 млн. рублей, который в полном объеме покрывался за счет снижения остатков средств на счете областного бюджета и не отразился на увеличении государственного долга области.

В соответствии подпунктом «а» пункта 12(1) Правил реструктуризации утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и сложившийся по данным годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации в 2020 году, дефицит бюджета субъекта Российской Федерации может превысить показатель, установленный соглашением, на сумму поступлений, предусмотренных абзацем третьим пункта 2 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе, на сумму снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.

С учетом изложенного, по мнению Долгова А.Н., в данном случае согласование с Министерством финансов Российской Федерации указанных изменений в областной бюджет не требовалось.

Кроме того, автор жалобы указывает, что должностными лицами УФК по Ярославской области дается необоснованно широкое толкование ч.2 ст.15.15.2 КоАП РФ, нарушение правил реструктуризации не является объективной стороной указанного состава административного правонарушения.

Долгов А.Н., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки не предоставил.

В судебном заседании представители УФК по Ярославской области на основании доверенностей Кирик О.В., Парусова Е.В. против удовлетворения жалобы.

Выслушав участников судебного заседания, изучив доводы жалобы, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Частью 2 статьи 15.15.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст.1 Бюджетного кодекса Российской федерации к бюджетным правоотношениям относятся, в том числе, отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга

В силу положений ч.1 ст.93.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации денежные обязательства (задолженность по денежным обязательствам) перед публично-правовым образованием могут быть урегулированы следующими способами:

- основанные на соглашении изменение условий исполнения денежного обязательства (погашения задолженности по нему), связанное с изменением сроков (в том числе с предоставлением отсрочки или рассрочки) исполнения денежного обязательства (погашения задолженности по нему), изменение величины процентов за пользование денежными средствами и (или) иных платежей (далее - реструктуризация денежного обязательства (задолженности по денежному обязательству) перед публично-правовым образованием);

- основанное на соглашении прекращение первоначального обязательства с заменой его другим обязательством между теми же лицами, предусматривающее иной предмет или способ исполнения (далее - новация денежного обязательства перед публично-правовым образованием);

- иные способы, предусмотренные бюджетным и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.

Частью 3 ст.93.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что правила (основания, условия и порядок) реструктуризации денежных обязательств (задолженности по денежным обязательствам) перед публично-правовым образованием устанавливаются соответственно актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации или уполномоченных ими финансовых органов соответствующего публично-правового образования, которые вправе устанавливать дополнительные условия реструктуризации денежных обязательств (задолженности по денежным обязательствам) перед соответствующим публично-правовым образованием, в том числе критерии, которым должны соответствовать должники, имеющие право на реструктуризацию денежных обязательств (задолженности по денежным обязательствам) перед публично-правовым образованием.

Управлением Федерального казначейства по Ярославской области на основании приказа от 03.08.2021№243 «О назначении плановой выездной проверки в департаменте финансов Ярославской области», в соответствии с п.26 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Ярославской области в финансово-бюджетной сфере на 2021 год проведена плановая выездная проверка исполнения соглашений о предоставлении бюджетных кредитов в части выполнения условий дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, заключенных в 2017-2020 годах за период: с 01.01.2020 по 31.12.2020 в отношении департамента финансов Ярославской области.

В ходе проверки выявлены следующие допущенные департаментом финансов Ярославской области нарушены условия реструктуризации обязательств по бюджетным кредитам в 2020 году на общую сумму 13 065 013 800 рублей:

- в нарушение положений частей 1, 3 ст.93.8 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, подпункта «а» п.11 Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерацией от 13.12.2017 №1531, подпункта а) п.5 Д/с № 5/5/5/5/5 к Соглашениям от 05.08.2016 № 01-01-06/06-152, от 29.12.2016 № 01-01-06/06-392, от 09.03.2017 № 01-01-06/06-95, от 14.12.2017 № 01-01-06/06-335, от 25.12.2017 № 01-01-06/06-391 департаментом финансов Ярославской области не обеспечена реализация высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов субъекта Российской Федерации, включающего мероприятия, направленные на рост доходов бюджета субъекта Российской Федерации и сокращение государственного долга субъекта Российской Федерации за 2020 год более чем на 25%;

в нарушение положений частей 1, 3 ст.93.8 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, подпункта «в» пункта 11, подпункта «б» пункта 12 (1) Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 № 1531, подпункта «в» п.5 Д/с № 5/5/5/5/5 к Соглашениям от 05.08.2016 № 01-01-06/06-152, от 29.12.2016 № 01-01-06/06-392, от 09.03.2017 № 01-01-06/06-95, от 14.12.2017 № 01-01-06/06-335, от 25.12.2017 № 01-01-06/06-391 департаментом финансов Ярославской области не обеспечено выполнение обязательства по ограничению на 01.01.2021 доли общего объема государственного долга субъекта Российской Федерации не более 62% суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2020 год, фактически доля общего объема государственного долга субъекта Российской Федерации к доходам бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2020 год на 01.01.2021 составила 67,83 % и превысила принятые предельные значения обязательства на 5,83% или на 1 949 115 566 рублей 70 копеек.

в нарушение положений частей 1, 3 ст.93.8 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, подпункта «л» пункта 11 Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 № 1531, подпункта д) пункта 5 Д/с № 5/5/5/5/5 к Соглашениям от 05.08.2016 № 01-01-06/06-152, от 29.12.2016 № 01-01-06/06-392, от 09.03.2017 № 01-01-06/06-95, от 14.12.2017 № 01-01-06/06-335, от 25.12.2017 № 01-01-06/06-391 Департаментом не обеспечено выполнение обязательства по направлению Кредитору и согласованию с ним до внесения в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации предполагаемых изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации в случае, если указанные изменения приводят к изменению дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, то есть изменения, внесенные Законом ЯО от 05.03.2020 № 8-з в Закон ЯО от 20.12.2019 № 80-з, повлекшие изменение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в 2020 году, произведены без согласования с Минфином России.

В проверяемый период должностным лицом, ответственным за соблюдение условий реструктуризации обязательств по бюджетным кредитам в 2020 году в 2020 году на сумму 13 065 013 800 рублей в департаменте финансов Ярославской области являлся Долгов А.Н., который с 01.01.2020 по 09.08.2020 исполнял обязанности директора данного департамента, с 10.08.2020 замещает должность директора данного департамента.

Таким образом, Долгов А.Н. в рамках исполнения Дополнительного Соглашения от 28.08.2020 № 5/5/5/5/5 к Соглашениям от 05.08.2016 № 01-01-06/06-152, от 29.12.2016 № 01-01-06/06-392, от 09.03.2017 № 01-01-06/06-95, от 14.12.2017 № 01-01-06/06-335, от 25.12.2017 № 01-01-06/06-391 не обеспечил соблюдение условий принятия субъектом Российской Федерации обязательств предоставления в 2017 году бюджетных кредитов, в том числе предусмотренного подпунктом «а» пункта 11, подпунктом «в» пункта 11, подпунктом «л» пункта 11, подпункта «б» пункта 12 (1) Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 № 1531, подпункта а) подпункта в) подпункта д) пункта 5 Д/с № 5/5/5/5/5 к Соглашениям от 05.08.2016 № 01-01-06/06-152, от 29.12.2016 № 01-01-06/06-392, от 09.03.2017 № 01-01-06/06-95, от 14.12.2017 № 01-01-06/06-335, от 25.12.2017 № 01-01-06/06-391.

Учитывая специфику правоотношений, регулируемых Бюджетным кодексом Российской Федерации, предусмотренные законодательством повышенные меры охраны данных правоотношений (срок давности привлечения к административной ответственности, наличие в качестве одного из видов наказания, предусмотренных санкцией ч.2 ст.15.15.2 КоАП РФ, дисквалификации), оснований для признания совершенного Долговым А.Н. правонарушения малозначительным не усматриваю.

Административное наказание назначено Долгову А.Н. с соблюдением общих правил назначения наказания с учетом характера совершенного правонарушения, положений ч.2 ст.3.4, частей 1, 2 ст.4.1.1 КоАП РФ. Назначенное наказание является справедливым.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ, для данной категории дел не истек.

Нарушений требований КоАП РФ при рассмотрении дела не допущено.

С учетом изложенного, постановление должностного лица административного органа является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения не имеется.

Доводы жалобы о том, что условия, изложенные в Дополнительном соглашении, являются условиями реструктуризации, а не условиями предоставления кредита, являются несостоятельными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Ярославской области от 17 декабря 2021 года №34-18/42-2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Долгова Алексея Николаевича – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья М.Г. Соболевский