НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область) от 14.01.2019 № 2А-4419/19УИД760014-01-2019-004001-52ИЗ

Дело № 2а-4419/2019 УИД 76RS0014-01-2019-004001-52 изг. 15.11.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 ноября 2019 года г. Ярославль

Кировский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Барышевой В.В.,

при секретаре Кохановой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Доступные метры», Чернышевой Анастасии Андреевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области о признании незаконным решения об отказе в постановке многоквартирного жилого дома на государственный кадастровый учет,

установил:

ООО «Доступные метры», Чернышева А.А. обратились с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Ярославской области о признании незаконным решения об отказе в постановке многоквартирного жилого дома на государственный кадастровый учет. В обоснование заявленных требований ссылаются на то, что в соответствии с разрешением на строительство от 17.06.2016 года ООО «Доступные метры» с привлечением денежных средств участников долевого строительства осуществляло строительство многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>. 06.03.2019 года ООО «Доступные метры» получило разрешение на вод многоквартирного жилого дома в эксплуатацию. 11.03.2019 года ООО «Доступные метры обратилось в Управление Росреестра по Ярославской области с заявлением о постановке многоквартирного жилого дома на государственный кадастровый учет. 21.03.2019 года Управлением Росреестра по Ярославской области было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствовали требованиям законодательства Российской Федерации. В период приостановления государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества ООО «Доступные метры» указанные административным ответчиком несоответствия представленных документов требованиям законодательства российской Федерации были устранены, за исключением требований о внесения изменений в проектную декларацию многоквартирного жилого дома. 23.07.2019 года решением Управления Росреестра по Ярославской области № 76/01/2019-36723 в осуществлении государственного кадастрового учета многоквартирного жилого дома по адресу <адрес> было отказано в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку в течение срока приостановления заявителем не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Федерального закона № 218-ФЗ. 20.12.2016 года между Чернышевой А.А. и ООО «Доступные метры» был заключен договор долевого участия в строительстве № 02-12-2016, в соответствии с которым застройщик ООО «Доступные метры» принял на себя обязательство по осуществлению строительства многоквартирного жилого дома по адресу <адрес> передать участнику долевого строительства объект долевого участия- квартиру в указанном многоквартирном жилом доме.07.03.2019 года после ввода многоквартирного жилого дома в эксплуатацию между Чернышевой А.А. и ООО «Доступные метры» был подписан акт приема-передачи жилого помещения. Чернышева А.А. обратилась в Управление Росреестра по Ярославской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на предмет долевого участия в строительстве, решением Управления Росреестра по Ярославской области от 18.07.2019 года Чернышевой А.А. отказано в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости- кв. <адрес> в связи с тем, что <адрес> не поставлен на государственный кадастровый учет. Таким образом, отказ административного ответчика в постановке многоквартирного жилого дома <адрес> на государственный кадастровый учет нарушает права административного истца Чернышевой А.А., препятствует осуществлению государственной регистрации права собственности на переданный ей по договору долевого участия в строительстве объект недвижимого имущества. Решение Управления Росреестра по Ярославской области об отказе в постановке многоквартирного жилого дома на государственный кадастровый учет № 76/01/2019-36723 от 23 июля 2019 года в связи с тем, что в последней редакции проектной декларации, представленной в Управление Росреестра по Ярославской области, отсутствуют сведения о нежилых помещениях в многоквартирном жилом доме, информация о внесении изменений в проектную декларацию в Управление Росреестра по Ярославской области не поступала, истцы полагают незаконным. Изменения в п.2 ст.19 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных жилых домов…», обязывающие застройщика направить внесенные изменения в проектную декларацию через его личный кабинет в единой информационной системе жилищного строительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации, были внесены Федеральным законом от 27.06.2019 № 151-ФЗ, вступили в силу с 01.10.2019 года. По состоянию на 01.10.2018 года проектная декларация многоквартирного жилого дома по <адрес> была исполнена, строительство многоквартирного жилого дома было завершено.

Административные истцы просят признать незаконным решение Управления Росреестра по Ярославской области об отказе в постановке многоквартирного жилого дома на государственный кадастровый учет № 76/01/2019-36723 от 23 июля 2019 года, возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области обязанность осуществить постановку на кадастровый учет многоквартирного жилого дома по адресу <адрес> на основании заявления от 11 марта 2019 года и представленных документов.

В судебном заседании административный истец Чернышева А.А., представитель административного истца ООО «Доступные метры» по доверенности Шатров А.В. требования административного искового заявления поддержали, пояснив, что в соответствии со ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ анализ проектной декларации на предмет соответствия требованиям Федерального закона № 214-ФЗ не входит в предмет правовой экспертизы, проводимой Управлением Росреестра при постановке введенных в эксплуатацию объектов недвижимого имущества на государственный кадастровый учет. Совершение указанных действий относится к компетенции иных органов, в том числе департамента строительства Ярославской области, которым какого-либо несоответствия проектной декларации требованиям Федерального закона № 214-ФЗ выявлено не было. В настоящее время исполнить требования Управления Росреестра по Ярославской области о направлении внесенных изменений в проектную декларацию через личный кабинет в единой информационной системе жилищного строительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в ч. 2 ст. 23 настоящего Федерального закона № 214-ФЗ невозможно, поскольку многоквартирный жилой дом введен в эксплуатацию, все жилые помещения многоквартирного жилого дома переданы участникам долевого строительства на основании актов приема-передачи, принадлежащие застройщику нежилые помещения подвала переданы в счет исполнения обязательств по оплате выполненных работ подрядным организациям.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Ярославской области по доверенности Королькова Е.П. против удовлетворения требований административного искового заявления возражала, пояснив, что 11.03.20219 представитель ГКУ ЯО «Единая служба заказчика» обратился с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу <адрес>. К заявлению были приложены разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 06.03.2019 года и технический план от 28.02.2019 № 1. 21.03.2019 в соответствии с п.7 ч.1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ Управлением вынесено решение о приостановлении действий по государственному кадастровому учету в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. П. 216 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.23017 № 278 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество» установлено, что при правовой экспертизе документов устанавливается соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства. При проведении правовой экспертизы государственным регистратором установлено, что согласно представленному техническому плану от 28.02.2019 в форме электронного документа одновременно осуществляется постановка на кадастровый учет многоквартирного жилого дома и помещений в нем- 31 квартиры и 5 нежилых помещений-кладовок. Исходя из последней редакции проектной документации, предоставленной в Управление, сведения о нежилых помещениях в данном многоквартирном жилом доме отсутствуют, декларация не размещена застройщиком в единой информационной системе жилищного строительства. Также было выявлено несоответствие сведений о кадастровом инженере в представленном XML-документе и в электронной подписи и обнаружены противоречия в чертеже подвала и помещений в нем, представленных в проектной документации и в XML-схеме: конфигурация, площади и количество помещений не соответствуют. Вид капитального строительства ( многоквартирный жилой дом) не соответствует виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером . В период приостановления государственного кадастрового учета выявленные несоответствия документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства, заявителем были устранены за исключением того замечания, что в последней редакции проектной документации, предоставленной в Управление, сведения о нежилых помещениях в данном многоквартирном жилом доме отсутствовали, декларация не размещена застройщиком в единой информационной системе жилищного строительства. 23.07.2019 в связи с неустранением в установленный срок причин, препятствующих проведению государственного кадастрового учета, указанных в уведомлении о приостановлении, государственным регистратором в соответствии со ст. 27 Федерального закона № 218-ФЗ принято решение об отказе в постановке многоквартирного жилого дома на государственный кадастровый учет. В соответствии с п.1 ч.4 ст.4, ч.1 ст. 21 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ застройщик обязан предоставить участнику долевого строительства достоверную информацию не только о потребительских свойствах и характеристиках предмета договора долевого участия в строительстве, но информацию о местоположении, площади нежилых помещений в многоквартирном жилом доме. В проектной декларации на строительство многоквартирного жилого дома, опубликованной 07.08.2016 года в графе «о составе общего имущества в объекте недвижимости, которое будет находиться в общей долевой собственности» указан, в том числе подвал. В дальнейшем в раздел 3 проектной документации «архитектурные решения» были внесены изменения, а именно включен «план подвала», в котором числится более 30 нежилых помещений (кладовок), а в техническом плане здания от 09.04.2019 в разделе « план подвала» обозначено 5 нежилых помещений (кладовок). В нарушение ч.2 ст. 23 Федерального закона № 214-ФЗ информация о внесении изменений в проектную декларацию и документацию относительно 5 нежилых помещений (кладовок) отсутствует в свободном доступе в сети Интернет.

Представитель заинтересованного лица департамента строительства Ярославской области по доверенности Волкова Л.Е. требования административного искового заявления поддержала, пояснив, что осуществление контроля за соответствием проектных деклараций строящихся многоквартирных жилых домов требованиям действующего законодательства на территории Ярославской области относится к компетенции департамента строительства Ярославской области. Департаментом строительства Ярославской области несоответствия проектной декларации строящегося многоквартирного жилого дома <адрес> выявлено не было. 06.03.2019 года департаментом строительства Ярославской области ООО «Доступные метры» было выдано разрешение № 76-301000-034-2019 на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>. При выдаче разрешения на ввод многоквартирного жилого дома в эксплуатацию проектная декларация <адрес> не исследовалась, проверка соответствия проектной декларации требованиям действующего законодательства осуществлялась в рамках иных процедур, поскольку установление данных обстоятельств касается правоотношений застройщика с участниками долевого строительства инее может являться предметом проверки при вводе многоквартирного жилого дома в эксплуатацию и при осуществлении государственного кадастрового учета многоквартирного жилого дома. Требования к составу документов, предоставляемых для государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества установлены в ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ. В силу п.1 ч.5 ст.14 Федерального закона № 218-ФЗ постановка построенного объекта капитального строительства на государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, полученного по правилам статьи 55 ГрК РФ, и приложенного к нему технического плана, соответствующего требованиям, предъявляемым к нему правовыми актами.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд полагает требования административного искового заявления обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Материалами дела установлено, что в соответствии с разрешением на строительство от 17.06.2016 года ООО «Доступные метры» с привлечением денежных средств участников долевого строительства осуществляло строительство многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>. 06.03.2019 года ООО «Доступные метры» получило разрешение на вод многоквартирного жилого дома в эксплуатацию. 11.03.2019 года ООО «Доступные метры обратилось в Управление Росреестра по Ярославской области с заявлением о постановке многоквартирного жилого дома на государственный кадастровый учет. 21.03.2019 года Управлением Росреестра по Ярославской области было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствовали требованиям законодательства Российской Федерации.

В период приостановления государственного кадастрового учета выявленные несоответствия документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства, заявителем были устранены за исключением замечания о том, что в последней редакции проектной документации, предоставленной в Управление, сведения о нежилых помещениях в данном многоквартирном жилом доме отсутствовали, декларация не размещена застройщиком в единой информационной системе жилищного строительства. Суть выявленных Управлением Росреестра по Ярославской области замечаний сводилась к тому, что в проектной декларации на строительство многоквартирного жилого дома, опубликованной 07.08.2016 года в графе «о составе общего имущества в объекте недвижимости, которое будет находиться в общей долевой собственности» указан, в том числе подвал. В дальнейшем в раздел 3 проектной документации «архитектурные решения» были внесены изменения, а именно включен «план подвала», в котором числится более 30 нежилых помещений (кладовок), а в техническом плане здания от 09.04.2019 в разделе « план подвала» обозначено 5 нежилых помещений (кладовок). В нарушение ч.2 ст. 23 Федерального закона № 214-ФЗ информация о внесении изменений в проектную декларацию и документацию относительно 5 нежилых помещений (кладовок) отсутствует в свободном доступе в сети Интернет.

23.07.2019 в связи с неустранением в установленный срок причин, препятствующих проведению государственного кадастрового учета, указанных в уведомлении о приостановлении, государственным регистратором в соответствии со ст. 27 Федерального закона № 218-ФЗ принято решение об отказе в постановке многоквартирного жилого дома на государственный кадастровый учет.

В соответствии с п.1 ч.5 ст.14 Федерального закона № 218-ФЗ постановка построенного объекта капитального строительства на государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, полученного по правилам статьи 55 ГрК РФ, и приложенного к нему технического плана, соответствующего требованиям, предъявляемым к нему правовыми актами.

В силу ч.5 ст. 18 Федерального закона № 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

Таким образом, проверка соответствия проектной декларации многоквартирного жилого дома на предмет соответствия требованиям действующего законодательства в силу положений п.1 ч.5 ст. 14, ч.5 ст. 18 Федерального закона № 218-ФЗ не может являться предметом правовой экспертизы в целях осуществления государственного кадастрового учета объекта долевого строительства- многоквартирного жилого дома.

В силу п. 3.1.5.4 Положения о департаменте строительства Ярославской области, утвержденного Постановлением Администрации Ярославской области от 20.03.2007 № 94 органом, осуществляющим контроль за соответствием застройщика и проектной декларации требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, является департамент строительства Ярославской области.

Департаментом строительства Ярославской области несоответствия построенного объекта долевого участия в строительстве проектной декларации, как установлено в судебном заседании, не выявлено, разрешение на ввод многоквартирного жилого дома <адрес> департаментом строительства Ярославской области выдано.

Вопрос о составе общего имущества многоквартирного жилого <адрес> касается исключительно взаимоотношений застройщика и участников долевого строительства многоквартирного жилого дома.

Поскольку положения Федерального закона № 218-ФЗ не предусматривают возможность постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на квартиру в многоквартирном доме при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о таком многоквартирном доме, отказ административного ответчика в постановке на кадастровый учет многоквартирного жилого дома нарушает права истицы Чернышевой А.А., как участника долевого строительства, поскольку препятствует регистрации прав истца на переданный ей предмет договора долевого участия в строительстве.

При таких обстоятельствах, поскольку иных оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета в оспариваемом решении органа кадастрового учета не приводится, имеются основания для возложения на ответчика обязанности осуществить постановку на кадастровый учет многоквартирного жилого дома по адресу <адрес> на основании заявления от 11 марта 2019 года и представленных документов.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,

решил:

Требования административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Доступные метры», Чернышевой Анастасии Андреевны удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области об отказе в постановке многоквартирного жилого дома на государственный кадастровый учет № 76/01/2019-36723 от 23 июля 2019 года.

Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области обязанность осуществить постановку на кадастровый учет многоквартирного жилого дома по адресу <адрес> на основании заявления от 11 марта 2019 года и представленных документов.

В силу ч.3 ст.227 КАС РФ Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области обязано уведомить суд и Общество с ограниченной ответственностью «Доступные метры», Чернышеву Анастасию Андреевну об исполнении решения по настоящему административному делу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ярославской областной суд в апелляционном порядке через Кировский районный суд г. Ярославля в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения.

Судья

В.В.Барышева