Дело № 2а- 3523/2019
УИД 76RS0014-01-2019-002963-62
Изготовлено 25.11.2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 11 ноября 2019 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Фокиной Т.А.,
при секретаре Казаковой Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Ярославский областной единый информационно-расчетный центр» к Государственной инспекции труда в Ярославской области об оспаривании предписания,
установил:
Административный истец - Акционерное общество «Ярославский областной единый информационно-расчетный центр» (далее по тексту АО «ЯрОбл ЕИРЦ») обратилось в суд с иском о признании незаконным и подлежащим отмене предписания №76/12-4000-19-И от 31.07.2019 года, вынесенного Государственной инспекции труда в Ярославской области (далее по тексту ГИТ в ЯО).
В обоснование иска указано, что в период с 15.07.2019 года по 31.07.2019 года в отношении АО «ЯрОбл ЕИРЦ» ГИТ в ЯО проведена внеплановая проверка, по результатам которой составлен акт проверки и вынесено предписание №76/12-4000-19-И от 31.07.2019 года. Предписанием на истца возложены следующие обязанности: 1. в соответствии со ст. 74 ТК РФ отменить уведомления об изменении условий трудового договора (изменения системы оплаты труда), выданные Дорошенко И.Е., Миролюбовой О.В., Сарамуковой Е.В., Кузнецову И.Н., Барминой Е.А., Смирновой Ю.Н., Морозовой М.М., Фроловой Е.В., Михайловой А.А., Лебедевой С.А., Волкову М.А. – срок исполнения установлен до 09.08.2019 года; 2. в соответствии со ст. ст. 130, 134 ТК РФ установить порядок индексации заработной платы – срок исполнения установлен до 17.09.2019 года. Истец считает требования ГИТ в ЯО, изложенные в предписании неправомерными и подлежащими отмене. Указывает, что ГИТ в ЯО при рассмотрении первого вопроса разрешила индивидуальный трудовой спор, то есть нарушила ст. 357, 381, 381 ТК РФ. Кроме того. При проверке ГИТ в ЯО не были приняты во внимание документы, свидетельствующие о законных действиях работодателя, изменении условий труда в организации. Также истец не согласен с п. 2 предписания, указывает, что в обществе приказом №22 от 30.04.2019 года «Об утверждении положения об оплате труда, премировании и материальном стимулировании работников Общества» определен порядок индексации заработной платы. Таким образом, нарушений трудового законодательства со стороны работодателя не допущено.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Галкина А.В. доводы иска поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные его тексту. Дополнительно указала, что на день рассмотрения иска сотрудники Миролюбова О.В., Кузнецова И.Н., Лебедева С.А. подписали соглашение об изменении условий труда, Дорошенко И.Е. уволился.
Заинтересованные лица Сарамукова Е.В., Бармина Е.А., Смирнова Ю.Н., Федорова И.О., Морозова М.М., Михайлова А.А., Камаляева Д.В. в судебном заседании полагали предписание ГИТ в ЯО законным и не подлежащим отмене, а их трудовые права нарушенными.
Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
ГИТ в Ярославской области явку в судебное заседание своего представителя не обеспечила, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Суд на основании ст.150 КАС РФ определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита.
Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст.353 ТК РФ).
При осуществлении государственного надзора за соблюдением трудового законодательства федеральная инспекция труда наделена полномочиями по проведению проверок и выдаче обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений – ст.356 ТК РФ.
В силу ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда вправе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников.
При реализации возложенных на них задач государственные инспекторы обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций) -ст.358 ТК РФ.
Согласно п.3 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, настоящим Положением и иными решениями Правительства Российской Федерации.
Судом установлено, что в период с 15.07.2019 года по 31.07.2019 года ГИТ в ЯО на основании коллективного обращения работников АО «ЯрОбл ЕИРЦ» проведена внеплановая проверка, по результатам которой оформлен акт проверки №76/12-3997-19-И от 31.07.2019 года, в котором описаны выявленные нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, внесено предписание №76-12-4000-19-И об устранении выявленных нарушений. Так, ГИТ в ЯО установлены факты незаконного изменения заработной платы работников (уменьшения в связи с изменением условий трудового договора), а также отсутствие в Обществе порядка индексации заработной платы.
Предписание обжаловано в суд в течение 10 дней с момента его вынесения.
Суд соглашается с доводами административного истца о незаконности пункта 1 предписания.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ст.361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.
В силу ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов при принятии решения, наличия оснований для принятия оспариваемого решения соответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, лежит на органе, организации, лице, наделенными государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения.
Суд считает, что предписание выдано государственным инспектором труда с превышением инспектором своих должностных полномочий.
В соответствии со ст.383 ТК РФ порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.Органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, согласно ст.382 ТК РФ, являются комиссии по трудовым спорам и суды общей юрисдикции. Государственная инспекция труда в Ярославской области не относится к органам по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Между тем, выдавая оспариваемое предписание, государственный инспектор труда фактически административным путем разрешил индивидуальный трудовой спор, понуждая работодателя в обязательном порядке отменить уведомления об изменении условий трудового договора, которыми изменяется порядок оплату труда.
Нормы ст. 357 ТК РФ не наделяют государственных инспекторов труда такими полномочиями.
В соответствии со ст.352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита.
Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст.353 ТК РФ).
При осуществлении государственного надзора за соблюдением трудового законодательства федеральная инспекция труда наделена полномочиями по рассмотрению заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, принятию мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав, по проведению проверок и выдаче обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений – ст.356 ТК РФ.
В силу ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда вправе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников.
При реализации возложенных на них задач государственные инспекторы обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций) -ст.358 ТК РФ.
Согласно ст. 10 Трудового кодекса РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.
В силу п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общих принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», международные договоры, которые имеют прямое и непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации, применимы судами, в том числе военными, при разрешении гражданских, уголовных и административных дел, в частности при рассмотрении гражданских дел, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем законом Российской Федерации, который регулирует отношения, ставшие предметом судебного рассмотрения.
Согласно п.3 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, настоящим Положением и иными решениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Конвенцией МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11.07.1947 г., ратифицированной Россией 11.04.1998 г., инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
Данный спор, согласно ст. 382 ТК РФ, подлежал рассмотрению либо в комиссии по трудовым спорам, либо в суде.
В связи с изложенным, суд считает, что пункт 1 предписания № 76/12-4000-19-И от 31 июля 2019 года, вынесенного главным государственным инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Ярославской области Горбуновой К.А., является незаконным.
Вместе с тем, оснований для признания пункта 2 предписания незаконным суд не находит по следующим основаниям.
Согласно ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются, в том числе: меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы.
В силу ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Из материалов дела следует, что приказом АО «ЯрОбл ЕИРЦ» от 30.04.2019 года №22 утверждено Положение об оплате труда работников общества. Согласно п. 1.4 обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работников осуществляется по решению генерального директора Общества.
Соответствующего решения не принято, как на момент проверки, так и на момент рассмотрения дела в суде, не представлено, соответственно, порядок индексации заработной платы (периоды, суммы, проценты и т.п.) в Обществе не определен в том виде, как требует трудовое законодательство РФ.
Данное нарушение не относится к индивидуальному трудовому спору, в связи с чем предписание в данной части суд признает законным.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Акционерного общества «Ярославский областной единый информационно-расчетный центр» к Государственной инспекции труда в Ярославской области о признании незаконным предписания №76/12-4000-19-И от 31 июля 2019 года удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить пункт 1 предписания главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Ярославской области Горбуновой К.А. № 76/12-4000-19-И от 31 июля 2019 года.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья Т.А.Фокина