НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область) от 13.07.2022 № 12-309/2022УИД760014-02-2022-000877-13

Дело № 12-309/2022 УИД 76RS0014-02-2022-000877-13

РЕШЕНИЕ

г. Ярославль 13 июля 2022 года

Судья Кировского районного суда г. Ярославля Барышева В.В., при секретаре Ляминой К.М., рассмотрев жалобу Паскипарта Леонида Германовича на постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области (МРИ ФНС РФ № 5 по ЯО) № 28/1 от 20.04.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 14.5 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях ( КоАП РФ),

у с т а н о в и л:

Постановлением начальника МРИ ФНС РФ № 5 по ЯО № 28/1 от 20.04.2022 года директор ООО «ППК» Паскипарт Л.Г. привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Из постановления следует, что в ходе проведения проверки соблюдения Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» установлено, что 22.02.2022 в 13.26 в транспортном средстве, предназначенном для перевозки пассажиров- в автобусе, следующем по маршруту № 1 г. Ярославля ( госномер АР 14834) от остановки ул. Волгоградская до остановки « 5 микрорайон» перевозчик ООО «ППК», лицензия от 03.04.2019 АСС № 78-000013, выданной Северо-Западным Управлением Государственного Автодорожного надзора, осуществлялись услуги в сфере пассажирских перевозок без применения ККТ. Сотрудником МРИ ФНС РФ № 5 по ЯО ФИО 1 получена услуга перевозки, предоставленная ООО «ППК», расчет произведен по банковской карте с применением POS-терминала на сумму 28 руб., с выдачей билета, распечатанного на печатающем устройстве от 22.02.2022. Вышеуказанный денежных расчет произведен без применения ККТ, поскольку получить кассовый чек в сети «Интернет» по ссылке, указанной на билете, не представилось возможным, в том числе и по состоянию на 24.02.2022.

В силу пункта 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных названным Федеральным законом. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, обязаны осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (пункт 1 статьи 5 Федерального закона № 54). При осуществлении расчетов водителем или кондуктором в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте обязанность по направлению покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пунктах 2, 3, 5.7 и 5.8 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем путем предоставления покупателю (клиенту) указанных документов (билетов) и талонов на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети «Интернет», кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, который должен быть сформирован в день осуществления расчета (пункт 5.9 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ). Паскипарт Л.Н., являясь директором ООО «ППК», не принял достаточных мер к соблюдению требований Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа», чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Считая постановление незаконным и необоснованным, в установленный срок Паскипарт Л.Г. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, а производство по делу об административном правонарушении – прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Указывает на то, что налоговым органом не представлено доказательств того, что кассовый чек не представилось возможным получить по причине неразмещения данного чека со стороны ООО «ППК», а не вследствие иных причин, в том числе технических сбоев в работе системы «Интернет». Должностной инструкцией водителя автомобиля, утвержденной генеральным директором ООО «ППК», трудовым договором, заключенным между ООО «ППК» и водителем, установлена обязанность водителя транспортного средства по выдаче проездных билетов и заполнению билетно-учетного листа. Таким образом Паскипарт Л.Г. не является субъектом вмененного административного правонарушения, применение контрольно-кассовой техники при производстве наличных расчетов в его обязанности не входит. Полагает, МРИ ФНС РФ № 5 по ЯО допущены существенные нарушения требований КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении: он не был надлежащим образом извещен о месте и времени составления протокола по делу об административном правонарушении, о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку налоговым органом не представлены описи вложения в заказные письма с извещениями, направленными в его адрес. Налоговым органом нарушен срок составления протокола по делу об административном правонарушении, Паскипарт Л.Г. не был извещен о проведении в отношении него проверочных мероприятий. В протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении не указаны место и время совершения административного правонарушения.

Лицо, привлекаемое к ответственности, Паскипарт Л.Г., в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела, дело рассмотрено в его отсутствие.

Представитель административного органа по доверенности Медведева А.С. против удовлетворения жалобы возражала.

Проверив представленные материалы, прихожу к следующим выводам.

Частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях.

Порядок и условия применения контрольно-кассовой техники регламентированы положениями Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

В силу пункта 1 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

На основании статьи 1.1 Закона № 54-ФЗ под расчетами понимается прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, выдача (получение) обменных знаков игорного заведения и выдача (получение) денежных средств в обмен на предъявленные обменные знаки игорного заведения, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях настоящего Федерального закона под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Согласно пункту 2 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство Российской Федерации предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению, обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем путем передачи клиенту указанного документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (бланк строгой отчетности) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа) (пункт 5.8 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ).

При осуществлении расчетов водителем или кондуктором в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте обязанность по направлению покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пунктах 2, 3, 5.7 и 5.8 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем путем предоставления покупателю (клиенту) указанных документов (билетов) и талонов на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети "Интернет", кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, который должен быть сформирован в день осуществления расчета (пункт 5.9 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ).

Таким образом, публичная обязанность применять контрольно-кассовую технику, формировать кассовые чеки и передавать фискальные документы оператору фискальных данных либо в налоговые органы, законодателем возложена на пользователей контрольно-кассовой техники.

Как следует из материалов дела, 22.02.2022 в 13.26 в транспортном средстве, предназначенном для перевозки пассажиров- в автобусе, следующем по маршруту № 1 г. Ярославля ( госномер АР 14834) от остановки ул. Волгоградская до остановки « 5 микрорайон» перевозчик ООО «ППК», лицензия от 03.04.2019 АСС № 78-000013, выданной Северо-Западным Управлением Государственного Автодорожного надзора, осуществлялись услуги в сфере пассажирских перевозок без применения ККТ. Сотрудником МРИ ФНС РФ № 5 по ЯО ФИО 1 получена услуга перевозки, предоставленная ООО «ППК», расчет произведен по банковской карте с применением POS-терминала на сумму 28 руб., с выдачей билета, распечатанного на печатающем устройстве от 22.02.2022. Вышеуказанный денежных расчет произведен без применения ККТ, поскольку получить кассовый чек в сети «Интернет» по ссылке, указанной на билете, не представилось возможным, в том числе и по состоянию на 24.02.2022.

Указанные обстоятельства подтверждены проездным билетом от 22.02.2022, актом контрольной закупки от 22.02.2022, актом от 22.02.2022 проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о применении ККТ, скриншотом с сайта https://t-karta.ru от 24.02.2022, в соответствии со сведениями которого получить кассовый чек не представляется возможным в связи с тем, что проездной билет находится в процессе фискализации.

Доказательств, опровергающих собранные налоговым органом доказательства, Паскипартом Л.Г. не представлено, в том числе не представлено сведений о том, что кассовый чек не был сформирован 24.02.2022 года по причинам, не связанным с действиями ООО «ППК».

Доводы Паскипарта Л.Г. о том, что лицом, ответственным за соблюдение требований Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ является водитель транспортного средства, не могут быть приняты во внимание, поскольку ни трудовой договор с водителем транспортного средства, ни должностная инструкция водителя им не представлены.

Утверждение о том, что генеральный директор ООО «ППК» не осуществляет контроль за исполнением сотрудниками требований ст. 1.2, ст. 5 Федерального закона 54-ФЗ, не свидетельствует об отсутствии в действиях директора ООО «ППК» Паскипарта Л.Г. состава вмененного административного правонарушения.

По смыслу 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к данной норме, под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах.

С учетом изложенного, субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, являются руководители и иные работники, на которых возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в организации, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели.

В силу положений ст. 40 Федерального закона « Об обществах с ограниченной ответственностью», генеральный директор является единоличным исполнительным органом, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции по управлению хозяйственным обществом.

Таким образом, должность директора ООО «ППК» отнесена к категории руководящих должностей, и именно он осуществляет руководство Обществом, наделен полномочиями по исполнению организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций и неисполнение которой, в части не принятия всех зависящих от него мер по надлежащему исполнению требований ст. 1.2, ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа», является основанием для привлечения его к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

При этом, у директора ООО «ППК» Паскипарта Л.Г. имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, что свидетельствует о наличии его вины в совершении вмененного ему административного правонарушения.

Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо не зависящим от должностного лица указанного Общества причинам заявителем не представлено.

Следовательно, в деянии заявителя, вопреки доводам жалобы, имеется событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

Доводы лица, привлекаемого к ответственности о том, что в ходе производства по делу об административном правонарушении были допущены существенные нарушения требований КоАП РФ, которые влекут отмену постановления по делу об административном правонарушении, не могут быть приняты во внимание.

Согласно представленным в материалы дела спискам заказных почтовых отправлений, скриншотам с сайта АО «Почта России» об отслеживании заказных почтовых отправлений, Паскипарт Л.Г. был надлежащим образом, заблаговременно извещен о месте и времени составления протокола по делу об административном правонарушении, о месте и времени рассмотрении дела об административном правонарушении.

Вопреки доводам Паскипарта Л.Г., в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении отражены место и время его совершения.

Допущенное нарушение срока составления протокола по делу об административном правонарушении не является основанием к отмене оспариваемого постановления, поскольку право Паскипарта Л.Г. на защиту не нарушает.

Поскольку проверка соблюдения требований Закона № 54-ФЗ проводилась в отношении ООО «ППК», копия акта проверки направлена проверяемому лицу- ООО «ППК».

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. назначено Паскипарту Л.Г. в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, личности виновного.

Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не имеется. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемого постановления по делу, не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области № 28/1 от 20.04.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ в отношении Паскипарта Леонида Германовича оставить без изменения, а жалобу Паскипарта Леонида Германовича без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента вынесения.

Судья В.В.Барышева