НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область) от 13.06.2017 № 2-938/2017

Дело № 2- 938/2017 Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 июня 2017 года

г. Ярославль

Кировский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Бабиковой И.Н.,

при секретаре Соколовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ярославской области, выступающего в защиту неопределенного круга лиц, к департаменту жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, Публичному акционерному обществу «ТНС энерго Ярославль» о признании действий незаконными и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав,

У С Т А Н О В И Л :

Заместитель прокурора Ярославской области обратился в суд с иском к департаменту жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов, ПАО «ТНС энерго Ярославль», просил признать незаконными действия департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области по включению в состав необходимой валовой выручки, используемой при установлении ПАО «ТНС энерго Ярославль» сбытовых надбавок, экономически необоснованных расходов в общей сумме 401 261 156 руб. по статьям «услуги по снятию показаний приборов учета» в размере 106 093 337 руб., «услуги по проверке показаний индивидуальных приборов учета» в размере 115 244 239 руб., «проценты по обслуживанию кредитов» в размере 175 229 029 руб., «услуги депозитария» в размере 256 824 руб., «членские взносы» - 3 014 718 руб., «расходы на проведение собрания акционеров» в размере 393 158 руб., «подарки детям» в размере 337 638 руб., «приобретение путевок в санатории, дома» в размере 692 213 руб.; обязать департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области определить сбытовые надбавки на 2016 год с учетом исключения из состава необходимой валовой выручки указанных экономически необоснованных расходов ПАО «ТНС энерго Ярославль», обязать ПАО «ТНС энерго Ярославль» в течение 3-х месяцев после вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет платы за потребленную электрическую энергию с учетом вновь определенных сбытовых надбавок на 2016 год после исключения экономически необоснованных расходов из состава необходимой валовой выручки.

Исковые требования мотивированы тем, что проведенной проверкой установлено, что при установлении сбытовых надбавок ПАО «ТНС энерго Ярославль» департаментом энергетики и регулирования тарифов Ярославской области допущены нарушения требований законодательства в сфере государственного регулирования тарифов в области электроэнергетики.

В судебном заседании прокурор Кузьмин А.Г. исковые требования поддержал, уточнил, что возможно восстановление нарушенных прав неопределенного круга лиц и путем возложения на департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области обязанности при определении сбытовых надбавок на 2018 год вычесть из суммы необходимой валовой выручки необоснованно учтенные при определении сбытовых надбавок на 2016 год суммы.

Представители департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области по доверенности ФИО1 и ФИО2 исковые требования не признали по мотивам, изложенным в письменном отзыве на иск.

Согласно отзыву департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области на исковое заявление прокурора приказ № 526-ээ/сбн от 30.12.2015 г. «Об установлении сбытовых надбавок ПАО «ТНС энерго Ярославль» на территории Ярославской области на 2016 год» принят в соответствии с установленными полномочиями, прошел государственную регистрацию, опубликован в «Документ-Регион». В указанный приказ внесены изменения приказом от 29.09.2016 № 113-ви, в дальнейшем 15.12.2016 г. указанные приказы признаны утратившими силу. Возложение на департамент обязанности определить сбытовые надбавки на 2016 год означает пересмотр сбытовых надбавок и внесение изменений в нормативный правовой акт. Исполнение решения в указанной части должно будет состоять в принятии нормативного правового акта, в связи с чем, требования прокурора подлежат рассмотрению в рамках производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов. Кроме того, департамент не сможет принять нормативный правовой акт об установлении сбытовой надбавки на прошедший период регулирования-2016 г. Сам по себе перерасчет сбытовых надбавок не повлечет возникновения правовых последствий и цель по восстановлению прав неопределенного круга лиц, если они были нарушены, не будет достигнута. По существу ответчик не согласен с доводами прокурора о необоснованном включении в состав подлежащих учету расходов расходов по статьям «услуги по снятию показаний приборов учета», «услуги по проверке показаний индивидуальных приборов учета», «проценты по обслуживанию кредитов», «услуги депозитария», «членские взносы», «расходы на проведение собрания акционеров», «подарки детям», «приобретение путевок в санатории, дома». В 2015 г. и ранее на территории Ярославской области действовали «прямые» расчеты между ПАО «ТНС энерго Ярославль» и абсолютным большинством населения, независимо от выбранного способа управления многоквартирными домами. По результатам проведенного департаментом в 2016 году мониторинга установлено, что при определении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирных домах муниципальных районов Ярославской области в составе статей «Плата за управление» и «Расходы по сбору и приему платежей населения за ЖКУ (услуги банка, почты)» расходы на выставление счетов за электрическую энергию, сбор и прием платежей населения за электрическую энергию, затраты на контрольное снятие показаний общедомовых и индивидуальных приборов электрической энергии, не учтены. Отсутствие указанной части затрат в составе калькуляции по содержанию и ремонту жилья, утверждаемой органами местного самоуправления, при отсутствии разногласий между управляющими организациями и органами местного самоуправления по их включению в состав затрат, свидетельствует о том, что в соответствии со сложившимися в области договорными отношениями, указанные виды работ управляющие организации не проводят. Таким образом, «услуги по снятию показаний приборов учета» и «услуги по проверке показаний индивидуальных приборов учета» включены департаментом в сбытовую надбавку гарантирующего поставщика электрической энергии ПАО «ТНС энерго Ярославль» при установлении факта отсутствия двойного учета затрат и необходимости их выполнения в соответствии с действующим законодательством. Расходы на обслуживание кредитов приняты исходя из 1/12 прогнозной валовой выручки от продажи электрической энергии на 2015 год, рассчитанной ПАО «ТНС энерго Ярославль», и средней ставки рефинансирования в 2015 году (8,25%), увеличенной на 4 процентных пункта. Средняя процентная ставка за 1 квартал 2015 года по привлеченным заемным средствам составляет 22,306%, что на 10,056% выше ставки, учитываемой при расчете расходов на обслуживание кредитов в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными ФСТ России. Организация постоянно пользуется привлеченными кредитными средствами. При расчете сбытовой надбавки на основании представленных договоров и сводных форм бухгалтерского учета установлен целевой характер привлеченных кредитных средств, все кредитные источники привлекались для обеспечения деятельности гарантирующего поставщика. Департаментом проанализирован расчет кассового разрыва, сумма процентов по кредитам по результатам анализа должна составить 209 170 75 руб. В связи с ограничением суммы процентов за кредит (8,25% + 4%) было выбрано минимальное значение -175 229 029 руб. и принята эта сумма. При установлении сбытовых надбавок ПАО «ТНС энерго Ярославль» на 2017 год произведена оценка фактических затрат на 2015 г., департаментом скорректированы фактические расходы по статье «Расходы на обслуживание кредитов» с учетом выданных займов по формуле «проценты уплаченные – проценты полученные». Далее, в соответствии с п.1 ст.44 Главы VI Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ Общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации Общества. В соответствии с п.4 ст.97 ГК РФ обязанности по ведению реестра акционеров ПАО и исполнение функций счетной комиссии осуществляется организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию. Условия договора оказания услуг по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг с реестродержателем ПАО «ТНС энерго Ярославль» АО ВТБ Регистратор утверждены советом директоров Общества. Общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров, информировать лиц, имеющих право на участие в собрании, о проведении собрания путем направления сообщения о проведении собрания заказным письмом. Департамент полагает, что расходы на депозитарное обслуживание и проведение собрания акционеров являются обязательными, подлежат учету в необходимой валовой выручке. В составе статьи «Расходы на членские взносы» в размере 3 014 718 руб. учтены членские взносы в некоммерческое партнерство «Совет рынка» в сумме 1 438 000 руб. и некоммерческое партнерство Ассоциация «Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых компаний»- 1 369 000 руб. и индекса потребительских цен 2016 г. в 1,074%. Департамент считает, что участие в указанных некоммерческих партнерствах обоснованно и необходимо для ведения регулируемой деятельности гарантирующего поставщика. Расходы по статье «Подарки детям» приняты с учетом индекса потребительских цен 1,074% к расходам по статье, учтенным в ТБР на 2015 г. в размере 337 638 руб. (по решению ФСТ России, приказ от 27.06.2014 № 169-э/5). Факт по статье за 2014 г. с учетом индекса потребительских цен 2015 г. и 2016 г. превышает принятое значение. Расходы на приобретение путевок в санатории приняты на 2016 г. в размере 692 213 руб. (с учетом индекса потребительских цен 2015 и 2016 года к факту 2014). Сумма расходов подтверждается бухгалтерскими документами. Расходы на приобретение путевок в санатории и подарки детям обоснованы представленным коллективным договором организации и относятся к расходам на социальные нужды. На основании изложенного департамент просит суд отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика ПАО «ТНС энерго Ярославль» по доверенности ФИО3 исковые требования не признала, подтвердила доводы письменного отзыва на иск.

Согласно отзыву ПАО «ТНС энерго Ярославль» на исковое заявление прокурора ответчик также считает, что требования прокурора подлежат рассмотрению в порядке, установленном КАС РФ. Полагает, что удовлетворение требований прокурора приведет к неисполнимости принятого судебного решения. Установление сбытовых надбавок осуществляется только путем принятия органом исполнительной власти нормативного правового акта. Соответствующий нормативный правовой акт об установлении сбытовой надбавки на прошедший период регулирования -2016 г. не может быть принят. Кроме того, обязание департамента определить сбытовые надбавки на 2016 г. приведет к нарушению принципа разделения властей, в соответствии с которым суды не могут вмешиваться в нормотворческую деятельность. Удовлетворение оставшейся части требований о признании действий незаконными не приведет к восстановлению нарушенных прав неопределенного круга лиц. Полагает, что истцом избран неверный способ защиты права. Кроме того, ПАО «ТНС энерго Ярославль» не согласно с доводами прокурора о необоснованности включения указанных в исковом заявлении расходов по статьям затрат. С 2015 года и ране ПАО «ТНС энерго Ярославль» состоит в «прямых» договорных отношениях с гражданами-потребителями коммунальных услуг. В силу п.6 Правил № 354, утвержденных Постановлением Правительства РФ, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг. Договоры предоставления коммунальной услуги электроснабжение заключены между ПАО «ТНС энерго Ярославль» и потребителями Ярославской области путем совершения последними конклюдентных действий. Наличие договора подтверждается открытым лицевым счетом, который создается и хранится в базе данных расчетов с потребителями гарантирующего поставщика, а также проведением операций по счету - передача показаний, оплата. С учетом п.17 ст.12 Федерального закона № 176-ФЗ действующие договоры с гражданами-потребителями являются договорами предоставления коммунальной услуги электроснабжение, ПАО «ТНС энерго Ярославль» несет в отношении потребителей обязанности исполнителя коммунальных услуг, в том числе обязанности по снятию показаний приборов учета и по проверке состояния приборов учета. Расходы на снятие показаний приборов учета и проведение их проверок включены в НВВ на основании императивных норм Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354. Невключение данных расходов в выручку и, как следствие, невозможность проведения данных мероприятий регулируемой организацией привело бы к ущемлению прав и законных интересов конечных потребителей, в частности, права на точное и достоверное определение количества поставленного коммунального ресурса. При заключении договора поставки всего объема электрической энергии по общедомовому прибору учета с управляющей компанией, ТСЖ, ЖСК, лицевые счета в базе данных ПАО «ТНС энерго Ярославль» по конкретным потребителям закрываются, далее лицевые счета ведет управляющая организация, расходы на снятие показаний приборов учета и их проверку в данной части не включены в НВВ ПАО «ТНС энерго Ярославль» на 2016 г. По результатам проведенного департаментом в 2016 году мониторинга установлено, что при определении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирных домах муниципальных районов Ярославской области, с составе статей «Плата за управление» и «Расходы по сбору и приему платежей населения за ЖКУ (услуги банка, почты)» расходы на выставление счетов за электрическую энергию, сбор и прием платежей населения за электрическую энергию затраты на контрольное снятие показаний общедомовых и индивидуальных приборов электрической энергии не учтены. Отсутствие указанной части затрат в составе калькуляции по содержанию и ремонту жилья, утверждаемой органами местного самоуправления, при отсутствии разногласий между управляющими организациями и органами местного самоуправления по их включению в состав затрат, свидетельствует о том, что в соответствии со сложившимися в области договорными отношениями, указанные виды работ управляющие организации не производят. Отсутствие у населения «двойных» счетов за электроэнергию (от управляющей организации и от ПАО «ТНС энерго Ярославль») подтверждает однократный учет затрат на «услуги по снятию показаний приборов учета» и «услуги по проверке состояния индивидуальных приборов учета». При этом в силу п.161 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии гарантирующий поставщик, как и исполнитель коммунальной услуги, также имеет право и обязанность осуществлять контрольное снятие показаний расчетных приборов учета. То есть, указанные расходы правомерно учтены в НВВ гарантирующего поставщика. Далее, расходы на обслуживание кредитов включены в состав необходимой валовой выручки на основании п.65 Основ ценообразования, утв.Постановлением Правительства РФ № 1178 от 29.12.2011, п.22 Методический указаний Орган регулирования принял расходы на обслуживание кредитов исходя из 1/12 прогнозной валовой выручки от продажи энергии на 2015 г. и средней ставки рефинансирования в 2015 году (8,25%), увеличенной на 4 процентных пункта, то есть, 12,25% годовых. ПАО «ТНС энерго Ярославль» использует кредитные средства для цели пополнения оборотного капитала в связи с просрочкой в оплате конечных потребителей, что создает кассовые разрывы по платежам на оптовый рынок и сетевой организации. Все кредитные договоры, представленные в орган регулирования, подтверждают, что кредиты привлекались для ведения регулируемой деятельности. При этом фактически средняя процентная ставка за 1 квартал 2015 года по привлеченным заемным средствам в коммерческих банках составляла для ПАО «ТНС энерго Ярославль» 22,306%, что на 10,056% выше ставки, учитываемой при расчете расходов на обслуживание кредитов в соответствии с Методическими указаниями. Орган регулирования проанализировал расчет кассового разрыва, сумма процентов по кредитам по результатам анализа составила 209 170 705 руб. При этом по данной статье затрат в НВВ гарантирующего поставщика заключено 175 229 029 руб., то есть, меньшая сумма. При установлении сбытовых надбавок на 2017 г. в соответствии с п.7 Основ ценообразования произведена оценка фактических затрат за 2015 год, департаментом скорректированы фактические расходы по статье «Расходы на обслуживание кредитов» с учетом выданных займов по формуле «проценты уплаченные – проценты полученные». С доводами искового заявления, касающимися услуг депозитария, ответчик не соглашается. Гарантирующий поставщик, зарегистрированный в организационно-правовой форме акционерного общества, обязан обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества, то есть, данные расходы необходимы для ведения регулируемой деятельности. Без выполнения данных мероприятий невозможно функционирование регулируемой организации как юридического лица. Расходы включены в выручку обоснованно, в целях соблюдения норм п.1 ст.44 Главы VI Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ. Расходы на членские взносы приняты органом регулирования частично. Так, не приняты расходы по оплате членского взноса в НП «Экономический совет Ярославской области». Расходы приняты на основании первичных учетных документов по оплате взносов, представленных в материалы тарифного дела, и нормативного обоснования расходов. Некоммерческое партнерство «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью»- это компания, обеспечивающая организацию оптовой торговли электрической энергией и мощностью. Членский взнос в НП «Совет рынка» является необходимым условием для приема в члены партнерства и включения в списки палаты покупателей электроэнергии на оптовом рынке электроэнергии, что является обязательным условием ведения регулируемой деятельности. НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний- крупнейшее в стране некоммерческое партнерство, объединяющее гарантирующих поставщиков и энергосбытовые компании; имеется взаимосвязь между ведением регулируемой деятельности и членством в партнерстве. Гарантирующий поставщик, зарегистрированный в организационно-правовой форме акционерного общества, обязан проводить общее собрание акционеров Общества, то есть, расходы на проведение собрания акционеров, являются необходимыми, без них невозможно функционирование регулируемой организации как юридического лица. Расходы по статьям «подарки детям» и «Приобретение путевок в санатории, дома отдыха» обосновано включены в НВВ-статья «Расходы на социальные нужды» предусмотрена таблицами 2.8 и 3.5 Методических указаний, с учетом обязательности выполнения коллективного договора и обоснованностью фактических затрат. Кроме того, обращает внимание на то, что в тарифном решении на 2017 год Департаментом исключены затраты по статьям «услуги депозитария», «Членские взносы», «расходы на проведение собрания акционеров», «Подарки детям», «Приобретение путевок в санатории, дома отдыха» за 2016 год, за исключением членских взносов Ассоциации НП «Совет рынка», членство в которой является обязательным для субъектов оптового рынка электрической энергии. Учитывая, что орган регулирования реализовал предоставленные ему п.7 Основ ценообразования полномочия по исключению экономически необоснованных расходов из НВВ 2017 года, то требования истца нельзя признать обоснованными в части исключения данных расходов из выручки 2016 г.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению.

Судом установлено, что на основании приказа департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 11.02.2015 № 8-гр/зд «О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ярославской области» ПАО «ТНС энерго Ярославль» является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Ярославской области.

30.12.2015 г. департаментом энергетики и регулирования тарифов Ярославской области издан приказ № 526-ээ/сбн «Об установлении сбытовых надбавок публичному акционерному обществу «ТНС энерго Ярославль» на территории Ярославской области на 2016 год», которым установлены сбытовые надбавки ПАО «ТНС энерго Ярославль» на 2016 год.

Приказом департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 15.12.2016 г. № 307-ээ/сбн ПАО «ТНС энерго Ярославль» установлены сбытовые надбавки с 01.12.2016 г. по 31.12.2016 г., приказ от 30.12.2015 № 526-ээ/сбн, а также приказ от 29.09.2016 № 113-ви «О внесении изменений в приказ департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области» признаны утратившими силу.

Постановлением Правительства Ярославской области от 28.09.2016 г. № 1028-п с 01.01.2017 г. департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области упразднен, его правопреемником в силу названного постановления, а также постановления Правительства Ярославской области от 20.12.2016 № 1315-п является департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.

То обстоятельство, что приказ департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 30.12.2015 г. в настоящее время утратил силу, не исключает возможности судебной проверки законности установления ПАО «ТНС энерго Ярославль» сбытовых надбавок гарантирующего поставщика на 2016 год, поскольку правовые последствия его действия имеют место и в настоящее время.

Доводы ответчиков о том, что правильность установления сбытовых надбавок может быть проверена только в порядке, установленном КАС РФ, не основаны на законе. Этим доводам дана соответствующая оценка апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 20.04.2017 г.

Удовлетворяя частично исковые требования прокурора, суд исходит из следующих обстоятельств.

Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее-Федеральный закон № 35-ФЗ) установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определены полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии.

В силу п.3 ст.23.1 Федерального закона № 35-ФЗ на розничных рынках государственному регулированию подлежат, среди прочего, сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков.

Согласно п.3 ст.24 Федерального закона № 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (до 01.01.2017 г. этим органом являлся департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области), среди прочего, устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов; осуществляют региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов), регулируемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.23 Федерального закона № 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 утверждены «Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее -Основы ценообразования).

Согласно п.3 Основ ценообразования сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков входят в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

В соответствии с п.65 Основ ценообразования величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика может дифференцироваться по группам (категориям) потребителей. При расчете сбытовой надбавки учитываются величина перекрестного субсидирования, определенная в соответствии с пунктом 65(1) настоящего документа, а также экономически обоснованные расходы организации, связанные с обеспечением ее предпринимательской деятельности в качестве гарантирующего поставщика по соответствующим группам (категориям) потребителей, определяемые методическими указаниями, утвержденными Федеральной антимонопольной службой, включая:

расходы гарантирующего поставщика, связанные с организацией принятия им на обслуживание покупателей электрической энергии с применением особого порядка, включая расходы на обслуживание заемных средств;

расходы на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны покупателей электрической энергии (мощности);

иные экономически обоснованные расходы.

Расходы на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны покупателей электрической энергии (мощности), учитываются исходя из процентной ставки, не превышающей среднюю ставку рефинансирования, рассчитанную на основании установленных Центральным банком Российской Федерации на год, предшествующий расчетному периоду регулирования, увеличенную на 4 процентных пункта.

В соответствии с п.65(1) Основ ценообразования сбытовые надбавки устанавливаются для следующих групп (подгрупп) потребителей:

население и приравненные к нему категории потребителей;

сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии;

прочие потребители… При этом величина сбытовой надбавки устанавливается в зависимости от территориальных, зональных и иных параметров деятельности гарантирующих поставщиков в соответствии с методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков.

Сбытовые надбавки в отношении населения и приравненных к нему категорий потребителей устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов исходя из экономически обоснованных расходов соответствующего гарантирующего поставщика, связанных с обслуживанием указанной группы потребителей, в том числе финансируемых за счет прибыли, в порядке, предусмотренном методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, утверждаемыми в соответствии с настоящим документом.

При расчете сбытовых надбавок в отношении населения и приравненных к нему категорий потребителей, а также при определении размера доходности продаж гарантирующих поставщиков учитываются следующие расходы, связанные с обеспечением предпринимательской деятельности в качестве гарантирующего поставщика в отношении соответствующих групп (подгрупп) потребителей (покупателей):

расходы на осуществление деятельности гарантирующего поставщика и обеспечение соблюдения стандартов по качеству обслуживания потребителей (покупателей) электрической энергии, соответствующих требованиям, установленным Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, в том числе расходы на создание центров очного и заочного обслуживания потребителей, ведение баз данных потребителей в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, обеспечение размещения необходимой потребителям информации, обеспечение различных способов внесения платы и комиссионное вознаграждение за сбор платежей, а также расходы, связанные с выполнением иных обязательных требований в соответствии с законодательством Российской Федерации;

расходы гарантирующего поставщика, связанные с организацией принятия им на обслуживание покупателей электрической энергии с применением особого порядка и совершением иных действий, подлежащих исполнению в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, включая расходы на обслуживание заемных средств;

расходы на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны покупателей электрической энергии (мощности), а также кредитов, привлекаемых для целей обеспечения стандартов качества обслуживания;

расходы на формирование резерва по сомнительным долгам, а в отсутствие такого резерва - расходы по списанию задолженности, признанной безнадежной к взысканию в предшествующий период регулирования.

Расходы на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны покупателей электрической энергии (мощности), учитываются исходя из процентной ставки, не превышающей средней ставки рефинансирования, рассчитанной на основании установленных Центральным банком Российской Федерации на год, предшествующий расчетному периоду регулирования, увеличенной на 4 процентных пункта.

Из представленных в дело экспертного заключения от 23.12.2015 № 1-5-э/сбн (л.д. 22) и изменений и дополнений в экспертное заключение от 01.12.2016 № 4-э/сбн (л.д. 48) следует, что при установлении сбытовых надбавок на 2016 год в составе необходимой валовой выручки ПАО «ТНС энерго Ярославль» учтены следующие расходы, которые прокурор считает экономически не обоснованными: 1) расходы на реализацию электрической энергии (мощности), относимые за услуги гарантирующего поставщика, уменьшающие налогооблагаемую базу на прибыль, по статьям: «услуги по снятию показаний приборов учета» в размере 106 093 337 руб., в том числе, население- 106 093 337 руб.; «услуги по проверке показаний индивидуальных приборов учета» в размере 115 244 239 руб., в том числе население-115 244 239 руб. (л.д. 38, оборот), 2) внереализационные расходы, относимые на услуги гарантирующего поставщика, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, по статье «проценты по обслуживанию кредитов» в размере 175 229 029 руб. (л.д. 39), в том числе, население-35 921 194 руб.; 3) расчет необходимой прибыли по статьям: расходы на развитие производства, из них «услуги депозитария» в размере 256 824 руб., «членские взносы» -3 014 718 руб. (исходя из суммы членских взносов в НП «Совет рынка» и НП ГП) (л.д. 40, оборот), «расходы на проведение собрания акционеров» -393 158 руб. (л.д. 40), расходы на социальные нужды, а именно: «подарки детям» в размере 337 638 руб. (л.д. 41), «приобретение путевок в санатории, дома отдыха» в размере 692 213 руб. (л.д. 40, оборот).

Суд считает, что включение в состав необходимой валовой выручки при установлении ПАО «ТНС энерго Ярославль» сбытовых надбавок расходов по статьям «проценты по обслуживанию кредитов» (в учтенном размере), «услуги депозитария», «членские взносы в некоммерческое партнерство Ассоциация «Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых компаний», «расходы на проведение собрания акционеров», «подарки детям», «приобретение путевок в санатории, дома» является незаконным.

Суд соглашается с доводами прокурора о том, что при определении необходимой валовой выручки подлежат учету лишь расходы, необходимые для регулируемого вида деятельности, при этом расходы на проведение собрания акционеров, на депозитарное обслуживание, на членские взносы в некоммерческое партнерство Ассоциация «Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых компаний», на приобретение путевок в санатории, дома отдыха, на подарки непосредственно с осуществлением регулируемого вида деятельности не связаны. Суд при этом принимает во внимание следующие положения правовых актов.

В соответствии с п.п.4,5 Основ ценообразования установление регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Федеральным законом «Об электроэнергетике» и нормативными правовыми актами, в том числе устанавливающими правила функционирования оптового и розничных рынков. Регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям. При установлении регулируемых цен (тарифов) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности.

Согласно п.2 ст.23 Федерального закона №35-ФЗ при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) и другие принципы.

На основании п.12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.

В соответствии с п.п.15, 16, 17 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

Согласно данному в п.2 Основ ценообразования определению «необходимая валовая выручка» - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования;

В соответствии с п.7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся, в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов:

расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности;

учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки).

Согласно п.11 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденных Приказом ФСТ России от 30.10.2012 № 703-э (далее-Методические указания) необходимая валовая выручка гарантирующего поставщика для целей расчета сбытовой надбавки для населения на расчетный период регулирования включает расходы, относимые на регулируемую деятельность на обеспечение реализации (сбыта) в объемах потребления электрической энергии населением, и определяется исходя из предложений гарантирующего поставщика о величине экономически обоснованных расходов на расчетный период регулирования, относимых на население в соответствии с пунктом 65.1 Основ ценообразования на основании данных раздельного учета расходов гарантирующего поставщика на обслуживание населения и прочих групп потребителей, по составу прямых расходов, определяемых согласно учетной политике, принятой гарантирующим поставщиком, с их подтверждением бухгалтерской отчетностью.

Что касается расходов по статье «проценты по обслуживанию кредитов». Как пунктом 65 Основ ценообразования, так и пунктом 11 Методических указаний предусмотрено включение в состав экономически обоснованных расходов при расчете необходимой валовой выручки расходов на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны потребителей (покупателей) электрической энергии (мощности), а также кредитов, привлекаемых для целей обеспечения стандартов качества обслуживания. Согласно указанным нормам расходы на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны потребителей (населения) электрической энергии (мощности), учитываются исходя из процентной ставки, не превышающей средней ставки рефинансирования, рассчитанной на основании установленных Центральным банком Российской Федерации на базовый период регулирования, увеличенной на 4 процентных пункта. При этом в качестве достаточного размера оборотного капитала используется величина, не более одной двенадцатой части валовой выручки от продажи электрической энергии (мощности) населению на базовый период регулирования, которая определяется как произведение объема поставки электрической энергии населению за базовый период регулирования, в соответствии со сводным прогнозным балансом, на тариф на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, утвержденные регулирующим органом на базовый период регулирования в соответствии с особенностями ценообразования и структурой потребления населением.

Департаментом энергетики и регулирования тарифов Ярославской области на основании анализа кассовых разрывов включены в состав экономически обоснованных расходов проценты по обслуживанию кредитов в соответствии с положениями Основ ценообразования и названных Методических указаний. Между тем, включение в состав расходов процентов в сумме 175 229 029 руб. произведено без учета того обстоятельства, что ПАО «ТНС энерго Ярославль» в 2015 году предоставил займы, согласно исковому заявлению прокурора, в сумме 547 925 000 руб.

В силу п.7 Основ ценообразования (абз.10) к экономически обоснованным расходам относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств.

Надлежащего обоснования привлечению заемных средств при наличии собственных и учету расходов по обслуживанию кредитов в составе необходимой валовой выручки ответчиками суду дано не было.

Согласно материалам дела, объяснениям ответчиков при установлении сбытовых надбавок ПАО «ТНС энерго Ярославль» на 2017 год произведена оценка фактических затрат за 2015 год, фактические расходы по статье «расходы на обслуживание кредитов» с учетом выданных займов были скорректированы. Сам факт корректировки расходов по этой статье свидетельствует о признании ответчиком того, что принятая к учету сумма процентов экономически не обоснована.

Что касается расходов по статьям «услуги депозитария», «расходы на проведение собрания акционеров», «приобретение путевок в санатории, дома отдыха», «подарки детям» учет этих расходов Основами ценообразования и Методическими указаниями прямо не предусмотрен. Исходя из положений п.п.7,65 Основ ценообразования, ст.ст.11,22 Методических указаний данные виды расходов нельзя считать связанными с обеспечением предпринимательской деятельности ПАО «ТНС энерго Ярославль» именно в качестве гарантирующего поставщика.

Расходы на приобретение путевок в санатории и дома отдыха, приобретение подарков детям в силу характера данных расходов нельзя отнести к тем видам расходов на социальные нужды, которые могут быть учтены при расчете выручки, в соответствии с разделами «Расходы на социальные нужды» в таблицах 2.8 и 3.5 Методических указаний.

Расходы по оплате членских взносов в некоммерческое партнерство Ассоциация «Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых компаний» суд также считает экономически необоснованными. Участие в данном некоммерческом партнерстве не является необходимым условием осуществления ПАО «ТНС энерго Ярославль» деятельности гарантирующего поставщика.

Вместе с тем, включение с состав необходимой валовой выручки расходов по оплате членских взносов за участие в некоммерческом партнерстве »Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» (НП «Совет рынка») суд считает обоснованным.

Согласно п.1 ст.31 Федерального закона № 35-ФЗ в состав субъектов оптового рынка входят участники обращения электрической энергии и (или) мощности, в том числе, поставщики электрической энергии, получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В силу п.1 ст.35 Федерального закона № 35-ФЗ порядок получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии на оптовом рынке представляет собой совершение им всех установленных процедур, необходимых для начала работы на оптовом рынке, в том числе, вступление в члены совета рынка и подписание договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Согласно п.1 ст.33 Федерального закона № 35-ФЗ советом рынка является некоммерческая организация, которая образована в организационно-правовой форме ассоциации (союза) в виде некоммерческого партнерства и объединяет на основе членства субъектов электроэнергетики и крупных потребителей электрической энергии.

В соответствии с п.3.1 Устава НП «Совет рынка» целью деятельности Партнерства является, в том числе, организация на основе саморегулирования эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией, мощностью, иными товарами и услугами, допущенными к обращению на оптовом и розничных рынках, в целях обеспечения энергетической безопасности РФ, единства экономического пространства, свободы экономической деятельности и конкуренции на оптовом и розничных рынках, соблюдения баланса интересов производителей и покупателей электрической энергии и мощности, удовлетворения общественных потребностей в надежном и устойчивом снабжении электрической энергией. В силу п.п.4.1, 4.2 Устава членами Партнерства являются субъекты электроэнергетики, в том числе, продавцы электрической энергии (мощности); каждый член Партнерства входит в состав одной из Палат, в числе которых -Палата продавцов электроэнергии.

Таким образом, членство в НП «Совет рынка» в силу закона является необходимым условием деятельности гарантирующего поставщика, расходы на оплату членских взносов подлежат включению в состав необходимой валовой выручки.

Кроме того, возражения ответчиков в части отнесения прокурором к экономически необоснованным расходов по статьям «услуги по снятию показаний приборов учета» и «услуги по проверке показаний приборов учета» суд находит заслуживающими внимания.

В соответствии с п. 11 Методических указаний в составе экономически обоснованных расходов при расчете сбытовых надбавок в отношении населения учитываются расходы, связанные с обеспечением предпринимательской деятельности в качестве ГП в отношении данной группы потребителей, в частности, расходы на осуществление деятельности ГП и обеспечение соблюдения стандартов по качеству обслуживания потребителей (покупателей) электрической энергии, в том числе, выполнение обязанностей исполнителя коммунальных услуг электроснабжения в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, в случаях, когда ГП является таким исполнителем, или обязанностей ресурсоснабжающей организации в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124.

В соответствии с п.6 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (в редакции, действующей на момент принятия Приказа № 526-ээ/сбн), предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).

Согласно п.17 ст.12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» договоры, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.

Согласно п.2 Правил «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

В силу п.31 вышеуказанных Правил, исполнитель среди прочего обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца, осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).

На основании п.82 Правил исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители). Согласно п.83 Правил эти проверки должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев.

Представители ПАО «ТНС энерго Ярославль» и департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области ссылаются на то, что ПАО «ТНС энерго Ярославль» исполнял обязанности исполнителя коммунальной услуги в отношении целого ряда потребителей, фактически оказывал услуги по снятию показаний с приборов учета и по проверке приборов учета, а потому включение расходов по этим услугам в состав необходимой валовой выручки являлось правомерным.

Прокурор считает незаконным включение всей суммы расходов по этим статьям в состав необходимой валовой выручки.

По мнению прокурора, поскольку включение в состав необходимой валовой выручки расходов по этим статьям произведено в отсутствие данных, подтверждающих наличие у ресурсоснабжающей организации статуса исполнителя коммунальных услуг, такое включение в целом является необоснованным.

Между тем, из пояснений прокурора следует, что ПАО «ТНС энерго Ярославль» действительно осуществлял полномочия исполнителя коммунальных услуг в отношении части потребителей электрической энергии.

Из пояснений представителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области ФИО2, являющейся экспертом, следует, что при расчете данной статьи расходов департаментом принималась во внимание информация о количестве открытых лицевых счетов ПАО «ТНС энерго Ярославль». Наличие лицевых счетов в ПАО «ТНС энерго Ярославль» само по себе свидетельствует о том, что по отношению к лицам, у которых имеются лицевые счета в ПАО «ТНС энерго Ярославль», оно осуществляет полномочия исполнителя коммунальных услуг. При заключении договора поставки всего объема электрической энергии по общедомовому прибору учета с управляющей компанией, ТСЖ, ЖСК лицевые счета в базе данных ПАО «ТНС энерго Ярославль» по конкретным потребителям закрываются. К выводу о том, что ПАО «ТНС энерго Ярославль» реально осуществляет полномочия исполнителя коммунальных услуг не только в отношении собственников помещений в доме, принявших решение о заключении «прямых» договоров с поставщиком коммунального ресурса, не только в отношении домов с непосредственным управлением, приводит проведенный департаментом мониторинг расчета платы за содержание и ремонт жилых помещений. В процессе мониторинга установлено отсутствие разногласий между управляющими организациями и органами местного самоуправления по невключению в состав затрат затрат на контрольное снятие показаний общедомовых и индивидуальных приборов электрической энергии; установлено отсутствие выставления «двойных» счетов за электроэнергию.

Помимо этого ФИО2 пояснила, что в настоящее время проводится экспертиза по размеру сбытовой надбавки гарантирующего поставщика на 2018 год, для производства которой представлены данные об абонентах, в отношении которых ПАО «ТНС энерго Ярославль» осуществлял полномочия исполнителя коммунальной услуги. При проверке этих данных расходы по этим статьям будут безусловно корректироваться в силу п.7 Основ ценообразования и будут исключаться из состава необходимой валовой выручки на 2018 год в части неподтвержденной суммы.

Прокурором не опровергнуты доводы ответчиков о правильности расчетов по этим статьям расходов. С учетом пояснений представителя департамента суд не усматривает нарушений прав неопределенного круга лиц включением в состав необходимой валовой выручки указанного в экспертном заключении размера расходов по статьям «услуги по снятию показаний приборов учета» и «услуги по проверке показаний приборов учета».

Прокурор в целях восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц просил обязать департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области определить сбытовые надбавки на 2016 г. с учетом исключения из состава необходимой валовой выручки экономически необоснованных расходов и обязать ПАО «ТНС энерго Ярославль» в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет платы за потребленную энергию с учетом вновь определенных сбытовых надбавок.

В судебном заседании прокурор Кузьмин А.Г. согласился с тем, что возможно восстановление нарушенных прав граждан путем вычета необоснованно учтенных при определении сбытовых надбавок на 2016 год сумм из суммы необходимой валовой выручки при определении сбытовых надбавок на 2018 год.

В соответствии с п. 7 Основ ценообразования в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

В дело представлено экспертное заключение от 23.12.2016 г. № 25-9/сбн по размеру сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии- ПАО «ТНС энерго Ярославль» на 2017 год. Согласно данному экспертному заключению (страница 7) в соответствии с протоколом заседания правления департамента от 01.12.2016 № 29 при формировании НВВ сбытовых надбавок на 2017 год проанализированы и исключены учтенные в выручке 2016 года расходы на проведение собрания акционеров, расходы на депозитарное обслуживание, расходы на членские взносы (кроме взносов в НП «Совет рынка»), расходы на приобретение путевок в санатории, расходы на подарки детям, как непосредственно не связанные с осуществлением деятельности гарантирующего поставщика в сумме 3 150 139 руб. Эта сумма, вопреки утверждению прокурора, соответствует размеру необоснованно учтенных расходов по названным статьям.

Таким образом, нарушенные права неопределенного круга лиц необоснованным включением в состав необходимой валовой выручки расходов на проведение собрания акционеров, расходов на депозитарное обслуживание, расходов на членские взносы (кроме взносов в НП «Совет рынка»), расходов на приобретение путевок в санатории, расходов на подарки детям на момент рассмотрения настоящего спора восстановлены. Возможность восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц таким путем прямо предусмотрена п.7 Основ ценообразования.

Вместе с тем, судом признано незаконным включение в состав необходимой валовой выручки, используемой при установлении ПАО «ТНС энерго Ярославль» сбытовых надбавок на 2016 год, таких экономически необоснованных расходов как проценты по обслуживанию кредитов. Сумма необоснованно учтенных процентов по обслуживанию кредитов из состава необходимой валовой выручки при определении сбытовой надбавки на 2017 год не исключалась. Корректировка фактических расходов по этой статье при установлении сбытовых надбавок на 2017 год, по мнению суда, в полной мере нарушенные права неопределенного круга лиц не восстанавливает. Суд считает необходимым возложить на департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области обязанность при определении сбытовых надбавок на 2018 год вычесть из суммы необходимой валовой выручки необоснованно учтенные при определении сбытовых надбавок на 2016 год суммы процентов по обслуживанию кредитов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования заместителя прокурора Ярославской области удовлетворить частично.

Признать незаконным включение департаментом энергетики и регулирования тарифов Ярославской области в состав необходимой валовой выручки, используемой при установлении ПАО «ТНС энерго Ярославль» сбытовых надбавок на 2016 год экономически необоснованных расходов.

Возложить на департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области обязанность при определении сбытовых надбавок на 2018 год вычесть из суммы необходимой валовой выручки необоснованно учтенные при определении сбытовых надбавок на 2016 год суммы процентов по обслуживанию кредитов.

В удовлетворении остальной части требований прокурору отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославской областной суд в апелляционном порядке через Кировский районный суд г. Ярославля в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения.

Судья

И.Н.Бабикова