НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область) от 12.07.2021 № 2-1590/21

Дело № 2-1590/21

УИД 76RS0014-01-2021-000557-37

Изготовлено 12 июля 2021 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Ярославль 11 июня 2021 года

Кировский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Логвиновой Е.С.,

при секретаре Конаевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитина Владимира Сергеевича к Государственному учреждению – Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ярославле, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Ярославской области о возложении обязанности возвратить излишне уплаченные денежные средства, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,

у с т а н о в и л:

Никитин В.С. обратился в Кировский районный суд г.Ярославля с исковыми требованиями, предъявленными к Государственному учреждению – Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ярославле, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Ярославской области, с учетом заявленных уточнений просил:

- обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ярославле принять решение о возврате сумм излишне уплаченных денежных средств в размере 143179 рублей 02 копейки;

- обязать Государственное учреждение - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации принять решение о возврате сумм излишне уплаченных денежных средств в размере 4890 рублей;

- обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 5 по Ярославской области принять решение о возврате сумм излишне уплаченных денежных средств в размере 3 643,49 рублей (в счет налога ЕНВД), 45 678 рублей (в счет налога НДФЛ), 3002,96 рублей (в счет налога НДС), всего 52 324 (Пятьдесят две тысячи триста двадцать четыре) рубля 45 копеек;

- взыскать с ответчиков в солидарном порядке стоимость юридических услуг в размере 9000 рублей; возмещение морального вреда в размере 10000 рублей, возмещение государственной пошлины в размере 5 294 рубля.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что Никитин В.С. в период с 19.07.2004 года по 10.02.2017 года являлся индивидуальным предпринимателем. В период своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя истец в полном объеме исполнял возложенные на него в соответствии с законодательством РФ обязательства по уплате налогов и сборов. <данные изъяты> им было принято решение о прекращении статуса индивидуального предпринимателя. По состоянию на февраль 2017 года в ИП Никитин B.C. в штате состоял бухгалтер ФИО которая осуществляла все необходимые действия по ведению бухгалтерского учета и исчислению и уплате налогов и сборов. У ФИО имелась от имени Никитина В.С. нотариальная доверенность, в которой были предусмотрены, в том числе полномочия по подаче всех необходимых документов в налоговый орган для прекращения статуса индивидуального предпринимателя. На момент прекращения статуса индивидуального предпринимателя сверка расчетов доверенным лицом не была произведена. ИП Никитин B.C. полагал, что при подаче документов на прекращение статуса ИП все необходимые действия по сверке расчетов с налоговым органом по наличию задолженности и/или переплат по налогам и сборам были произведены. Кроме того, в силу положений действующего законодательства у налогового органа и ПФР, ФСС существует обязанность в течение 10 дней с момента выявления переплаты по налогам и/или сборам уведомлять об этом налогоплательщика (п. 3 ст. 78 НК РФ и ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего на момент возникновения переплаты). Так как ФНС РФ на момент прекращения Никитиным В.С. статуса индивидуального предпринимателя проводила камеральную проверку, есть основания считать, что налоговому органу было известно о существующей переплате, но истца, как налогоплательщика, ФНС не поставила в известность. О существовании переплаты Никитину В.С. стало известно из Справки №4681333 от 30 октября 2020 года о наличии переплат. Никитиным В.С. были оформлены заявления о возврате излишне уплаченных сумм, на которые были получены сообщения: от 27 ноября 2020 года №44878, 44881,44879, 44877,44880 об отказе по причине того, что переплата образовалась до 01.01.2017 года. Также истцом было подано заявление в ПФР о возврате излишне уплаченных сумм, на что также был получен отказ - Уведомление от 08.02.2021 года №1. Проведение сверки расчетов по налогам не вменено в обязанности налогоплательщику. Принимая во внимание те обстоятельства, что об образовавшейся переплате по налогам и сборам Никитин В.С. узнал только «30» октября 2020 года (Справка №4681333 от «30» октября 2020 года), считает, что в соответствии с нормами действующего законодательства и сложившейся судебной практикой, обратился за возвратом излишне уплаченных денежных средств в пределах 3 лет с момента как должен был узнать о возникшей переплате. Статьей 20 вступившего в силу с 01.01.2017 Закона № 250-ФЗ установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного закона. Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган (части 1 и 4 статьи 21 Закона № 250-ФЗ).

Кроме того, в связи с тем, что Никитин В.С. не может получить свои денежные средства, излишне уплаченные несколько лет назад, и представляющие для него значительную сумму, законным путем истец испытывает моральные страдания, просит взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей 00 копеек.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Межрайонная ИФНС России №4 по Ярославской области.

Истец Никитин В.С. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что возможно бухгалтер зарегистрировалась в личном кабинете и им пользовалась. Когда был зарегистрирован личный кабинет, не знает. О переплате узнал в 2020 году, кода дочь зашла в личный кабинет. По состоянию здоровья пользоваться личным кабинетом не мог.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности Гераскина Т.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск <данные изъяты>. Дополнительно пояснила, что Никитин В.С был зарегистрирован в отделении Фонда в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний до 10.03.2017 (регистрационный номер ). До 01.01.2017 уплата страховых вносов в государственные внебюджетные фонды регулировалась Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Последнюю отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование по форме 4-ФСС Никитин B.C. сдал в отделение Фонда 24.01.2017 за 4 квартал 2016 года. На момент сдачи отчетности за отделением Фонда числилась задолженность перед страхователем в сумме 3590 руб. 61 коп. за счет превышения страхователем расходов по страховому обеспечению. Указанная задолженность была возвращена ИП Никитину B.C. в первом квартале 2017 года до момента снятия его с учета в качестве страхователя (платежное поручение от 03.03.2017 №117444). С 01.01.2017 все полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование были переданы налоговым органам и регулируются главой 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно указанной карточке расчетов со страхователем по состоянию на 01.01.2017 задолженность за отделением Фонда на конец отчетного периода равна нулю. Кроме того, отделением Фонда не совершено действий (бездействий), которые могли бы причинить моральный вред Никитину В.С. Задолженность по ЕСН также отсутствует.

Представитель Межрайонной налоговой службы России №5 по Ярославской области (МИФНС России №5 по ЯО) по доверенности Бондаренко Т.А. в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск <данные изъяты>. Дополнительно пояснила, что налогоплательщиком представлены расчеты сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом за 2016 год. Общая сума исчисленного налога составила 152 181 руб., в том числе, за 1 квартал - 35 824 руб., за полугодие - 54316 руб., за 9 месяцев – 62041 руб. Согласно лицевой карточке «Расчеты с бюджетом» сумма уплаченного налога на доход физических лиц, исчисленных и удержанных агентом за 2016 года составила 197 859 рублей. При этом налогоплательщиком не представлен расчет сумм налога на доход физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за 12 месяцев 2016 года. Таким образом, сумма в размере 45 678 руб. – это перечисленная сумма налогоплательщиком в счет уплаты налога на доходы физических лиц за 12 месяцев 2016 года, переплатой не является и возврату не подлежит. Переплата по налогу на добавленную стоимость в сумме 3002,98 рублей образовалась в результате следующего: переплата в июле 2005 года составила 761руб, в сентябре 2005 года – 7 руб., в декабре 2005 года зачтено 84 руб. из переплаты; в феврале 2006 года переплата 220 руб., в 1 квартале 2009 года переплата 2733 руб., 18.06.2012 года переплата в размере 634 руб. была зачтена в счет уплаты другого налога. ИП Никитин В.С. состоял на учете в Межрайонной ИФНС России №4 по Ярославской области с 25.10.2004 года по 10.02.2017 года. По ЕНВД (за налоговые периоды, истекшие до 01.01.2011 года) числится переплата в сумме 3 643,49 рублей. Никитин В.С. 10.02.2017 года принял решение о прекращении предпринимательской деятельности, что подразумевает принятие мер по сверке с налоговым органом взаимных расчетов на момент окончания предпринимательской деятельности. Кроме того, Никитиным В.С. 28.09.2015 года получен доступ к сервису личный кабинет физического лица на официальном интернет портале nalog.ru. Корреспонденция от инспекции направлялась с 08.10.2016 путем выгрузки в личный кабинет налогоплательщика. Указанный факт свидетельствует о том, что налогоплательщик, начиная с 2016 года располагал информацией, размещенной в личном кабинете, в том числе относительно суммы имеющейся переплаты по налогам. Учитывая изложенное, считает, что налогоплательщик узнал о наличии переплаты по НДС и ЕНВД за пределами 3-х летнего срока, установленного для обращения в суд с соответствующими требованиями. Кроме того, до 01.01.2017 года администрирование страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которые были установлены Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", осуществляли органы Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Ответчик Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле (УПФР в г. Ярославле), извещённые о дате и времени рассмотрения гражданского дела в судебное заседание не явились, представили письменный отзыв на иск, согласно которого против удовлетворения заявленных исковых требований возражали <данные изъяты>, указали, что ИП Никитин В. С. был зарегистрирован в органах ПФР в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию. Согласно выписки из ЕГРИП № 75 от 10.02.2017 прекратил деятельность в связи с принятием соответствующего решения. По состоянию на 01.01.2016 года за Никитиным В. С. числилась задолженность за 2014-2015 гг. по страховым взносам на страховую пенсию в сумме 223267,49 руб., по пеням на страховую пенсию в сумме 9483,69 рублей. Уплачено плательщиком: 92 991,89 руб. (платеж от 01.02.2016), полностью учтен в счет обязательств за 2014 год; 148 886,40 руб. (платеж от 10.05.2016), из них 130 275,60 руб. - учтено в счет уплаты задолженности за 2015 год, выведено на переплату 18610,80 руб.; 9483,69 руб. (платежи с 01.02.2016 по 09.09.2016). В декабре 2018 года из налогового органа поступили уточненные сведения о доходах по ЕНВД за 2016 год. С учетом уточненных сведений о доходах Никитину B.C. начислено страховых взносов на страховую пенсию за 2016 год в следующих размерах: на страховую пенсию в сумме 49640,10 рублей. Уплачено плательщиком: 19 356,48 руб. (платеж от 20.12.2016), полностью учтен в счет обязательств за 2016 год; 154851,84 руб.(платеж от 20.12.2016), из них учтено в счет обязательств за 2016 год -30283,62 руб., переплата составила 124568,22 руб. По результатам камеральной проверки корректирующего расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-2 (далее Расчет) за 2016 год, завершенной 07.03.2019 выявлена переплата: по страховым взносам на страховую пенсию в фиксированном размере в сумме 143179,02 руб.; задолженность: по пеням на страховую пенсию в фиксированном размере в сумме 477,30 руб. Задолженность по пеням на страховую пенсию в сумме 477,30 руб. списана налоговым органом 29.01.2020. 29.01.2021 в Управление от Никитина В.С. поступило заявление о возврате страховых взносов на страховую пенсию в сумме 143179,02 рублей. В соответствии с п. 13 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» заявление возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Учитывая сроки уплаты страховых взносов за 2016 год, Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области принято Решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней от 08.02.2021 № 5 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 143179,02 руб., по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2017 года, в связи с истечением трех лет со дня уплаты. Также указали, что требования истца о взыскании компенсации морального вреда в сумме 10 000 руб. не подлежат удовлетворению, так как ни Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ, ни Налоговый кодекс Российской Федерации не содержат норм, которые бы допускали возможность компенсации морального вреда.

Третье лицо Межрайонная ИФНС России №4 по Ярославской области, извещенные о дате и времени рассмотрения гражданского дела, в судебном заседание своего представителя не направили.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования Никитина В.С. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Никитин В.С. в период с 19.07.2004 года по 10.02.2017 года являлся индивидуальным предпринимателем.

Никитин В.С. 19 ноября 2020 года обратился в Межрайонную ИФНС России №5 по Ярославской области с заявлением о возврате переплаты по следующим налогам и взносам:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 143179,02 руб.;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 4890 руб.;

- единый налог на вмененный доход в сумме 3643,49 руб.;

- налог на доходы физических лиц в сумме 45678 руб.;

- налог на добавленную стоимость в сумме 3002,96 руб.

В соответствии со статьями 21, 78 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пени и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренным настоящей статьей.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах.

27.11.2020 года Межрайонной ИФНС России №5 по Ярославской области в адрес Никитина В.С. были направлены сообщения об отказе в возврате переплаты вышеуказанных налогов и взносов.

В части требований о возврате переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование указано, что данные страховые взносы, образовались за расчетный периода до 01.01.2017 года, предложено обратиться с заявлением в ПФР, ФСС. <данные изъяты>

Кроме того, в возврате переплаты по единому налогу на вмененный доход в сумме 3643,49 руб., по налогу на доходы физических лиц в сумме 45678 руб., по налогу на добавленную стоимость в сумме 3002,96 рублей отказано, так как переплата образовалась до 01.01.2017 года, соответственно возврату не подлежит согласно ст.78 Налогового кодекса РФ <данные изъяты>

Доводы ответчика Межрайонной ИФНС России №5 по Ярославской области об отсутствии переплаты по налогу на доходы физических лиц подтверждены представленной карточкой «Расчеты с бюджетом» <данные изъяты>, из которой следует, что сумма уплаченного налога на доходы физических лиц, исчисленного и удержанного налоговым агентом за 2016 год, составила 197 859 руб.

При этом, доказательства, свидетельствующие о представлении налогоплательщиком расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом за 12 месяцев 2016 года, в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, сумма в размере 45678 руб. (197859 руб.-152181 руб.), перечисленная налогоплательщиком в качестве налогового агента в счет уплаты налога на доходы физических лиц за 12 месяцев 2016 года, переплатой не является, взысканию не подлежит.

Согласно карточки «Расчеты с бюджетом» по налогу на добавленную стоимость (НДС) <данные изъяты>, а также письменной позиции Межрайонной ИФНС России №5 по Ярославской области переплата по НДС в сумме 3 002,98 рублей образовалась в результате произведенных оплат в июле, сентябре 2005 года, феврале 2006 года, 1 квартале 2009 года.

Кроме того, в период с 25.10.2004 года по 10.02.2017 года Никитин В.С. состоял в Межрайонной ИФНС России №4 по ярославской области в качестве плательщика единого налога не вмененный доход.

Согласно карточки «Расчеты с бюджетом» по единому налогу на вменённый доход (ЕНВД) <данные изъяты>, а также информации, предоставленной Межрайонной ИФНС России №4 по Ярославской области переплата по данному налогу в сумме 3643,49 рублей образовалась в 2005 году.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Никитин В.С. в Межрайонную ИФНС России №5 по Ярославской области обратился с вышеуказанными заявлениями о возврате переплат по налогам и взносам по истечении 3-х лет со дня уплаты указанных сумм.

Далее, судом установлено, что ИП Никитин В. С. был зарегистрирован в органах ПФР в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию.

Из представленных в материалы дела документов, а также письменного отзыв УПФР в г. Ярославле следует, что у ИП Никитина В.С. за 2016 года образовалась переплата по страховым взносам на страховую пенсию в фиксированном размере в
сумме 143179,02 руб.

Никитин В.С. 29.01.2021 обратился в УПФР в г. Ярославле с заявлением о возврате страховых взносов на страховую пенсию в сумме 143179,02 рублей.

08.02.2021 года в адрес Никитина В.С. УПФР в г. Ярославле направлено уведомление о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней от 08.02.2021 года №5 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 143 179,02 рублей, по расчетным период, истекшим до 01.01.2017 года, в связи с истечением трех лет со дня уплаты.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона № 250-ФЗ.

В соответствии с п. 13 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» заявление возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Из материалов дела следует, что Никитин В.С. действительно обратился с заявлением о возврате переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 143 179,02 рублей по истечении трех лет со дня уплаты данной суммы.

Кроме того, Никитин В.С. был зарегистрирован в Государственном учреждении – Ярославском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний до 10.03.2017 года

До 01.01.2017 уплата страховых вносов в государственные внебюджетные фонды регулировалась Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон №212-ФЗ).

Согласно ст. 15 Федерального закона №212-ФЗ, сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Плательщик страховых взносов вправе в пределах расчетного периода зачесть сумму превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой начисленных страховых взносов по указанному виду обязательного социального страхования в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.

Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.

Плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.

Плательщики страховых взносов ежеквартально в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Последнюю отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование по форме 4-ФСС Никитиным B.C. была сдана в Государственное учреждение – Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации 24.01.2017 за 4 квартал 2016 года.

На момент сдачи отчетности за Государственным учреждением – Ярославским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации числилась задолженность перед страхователем в сумме 3590 руб. 61 коп. за счет превышения страхователем расходов по страховому обеспечению <данные изъяты>

Указанная задолженность была возвращена ИП Никитину B.C. в первом квартале 2017 года до момента снятия его с учета в качестве страхователя.

Данные обстоятельства подтверждены представленными в материалами дела платежным поручением от 03.03.2017 №117444 <данные изъяты> а также выпиской по счету, представленной ПАО «Сбербанк России» по запросу суда.

Согласно письму Фонда социального страхования РФ от 16.12.2016 N 02-09-11/04-03-28043 «Разъяснения по вопросам, связанным с бюджетным учетом и формированием отчетности, в связи с передачей функций по администрированию страховых взносов территориальным налоговым органам», отчет по форме 4-ФСС в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в территориальные органы Фонда страхователями не представляется.

Согласно представленной карточке расчетов со страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по состоянию на 01.01.2017 задолженность за Государственным учреждением – Ярославским региональным отделением Фондом социального страхования Российской Федерации на конец отчетного периода равна нулю <данные изъяты>

С 01.01.2017 все полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование были переданы налоговым органам и регулируются главой 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса Российской Федерации.

Из представленной Межрайонную ИФНС России №5 по Ярославской области карточки «Расчеты с бюджетом» по ЕСН <данные изъяты> после 01.01.2017 года вышеуказанная сумма отражена в начальном сальдо на 01.01.2016 года, после 01.01.2017 года каких-либо операций не совершалось.

Учитывая вышеизложенное, доказательств, объективно свидетельствующих о наличии переплаты по страховым взносам на обязательной медицинское страхование в сумме 4890 рублей, в материалы дела не представлено.

Далее, согласно действующего законодательства, возврат из бюджета излишне уплаченного налога носит заявительный характер; оформленная и представленная в налоговый орган налоговая декларация не заменяет письменное заявление налогоплательщика (п.6 ст.78 НК РФ).

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.06.2001 N 173-0, норма пункта 7 статьи 78 Кодекса направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.

Пропуск налогоплательщиком указанного срока не препятствует обращению в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы налога в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, бремя доказывания этих обстоятельств уважительности пропуска срока для возврата излишне уплаченного налога в силу статьи 56 ГПК РФ возлагается налогоплательщика.

Суд соглашается с доводами стороны ответчиков о пропуске истцом трехлетнего срока обращения с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов и взносов, а также пропуске срока исковой давности предъявления требований о взыскании переплаты.

Срок обращения с заявлениями о возврате излишне уплаченных налогов и взносов Никитиным В.С. пропущен без уважительных причин и, по мнению суда, восстановлению не подлежит.

Доводы истца о пропуске трёхлетнего срока по уважительным причинам являются необоснованными. Представленные в материалы выписки из медицинских документов свидетельствуют о пребывании Никитина В.С. в стационаре в период 2016 года. ИП Никитин В.С. прекратил свой статус индивидуального предпринимателя 10.02.2017 года, действуя через представителя на основании доверенности, что свидетельствует об имевшейся у истца возможности предпринять соответствующие действия по установлению и возврату переплаты.

В соответствии с пп.5.1. ст.21 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налога, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

В силу п.3 ст.78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

Никитин В.С. при прекращении статуса индивидуального предпринимателя своим правом на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налога, сборам, пеням и штрафам не воспользовался, обратился за справкой о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, лишь в октябре 2020 года через личный кабинет.

Суд считает заслуживающими внимания доводы стороны ответчика Межрайонной ИФНС России №5 по Ярославской области о том, что Никитиным B.C. 28.09.2015 получен доступ к сервису личный кабинет физического лица на официальном интернет портале nalog.ru. Корреспонденция от Межрайонной ИФНС России №5 по Ярославской области направлялась в адрес истца с 08.10.2016 путем выгрузки в личный кабинет налогоплательщика. Таким образом, налогоплательщик, начиная с 2016 года располагал информацией, размещенной в личном кабинете, в том числе относительно суммы имеющейся переплаты по налогам и взносам.

При этом, суд учитывает, что несообщение налогоплательщику налоговым органом о наличии суммы излишне уплаченного налога, не лишает налогоплательщика возможности своевременно подать заявление о зачете переплаты. Таким образом, с момента прекращения статуса индивидуального предпринимателя (10.02.2017 года) истец имел возможность получить информацию о переплате по налогам и взносам.

Учитывая вышеизложенное, оснований для исчисления течения срока для обращения с настоящим исковым заявлением в суд с 2020 года, согласно позиции истца, не имеется.

Доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиками личных неимущественных прав истца, равно как доказательств незаконного удержания ответчиками денежных средств истца в материалы дела не представлено, в связи с чем, учитывая требования ст.ст. 151, 1069, ГК РФ, оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации морального вреда судом не установлено.

С учетом положений ст.98, 100 ГПК РФ оснований для взыскания с ответчика в пользу истца судебных расходов не имеется.

Учитывая вышеизложенное, исковые требования Никитина В.С. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Никитина Владимира Сергеевича оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения через Кировский районный суд г. Ярославля.

Судья

Е.С.Логвинова