НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область) от 05.10.2020 № 2А-2529/20

Дело № 2а-2529/2020

76RS0014-01-2020-001902-60

Изготовлено 05.10.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль1 октября 2020 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Воробьевой В.В.,

при секретаре Ховриной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гасанова Камила Алибарат оглы к Департаменту по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля о признании отказа в принятии к исполнению исполнительного документа незаконным,

установил:

Гасанов К.А.о. обратился в суд с иском к Департаменту по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля о признании отказа в принятии к исполнению исполнительного документа по делу №2-190/2007 незаконным.

В обоснование требований указано, что Красноперекопским районным судом Ярославской области по делу №2-190/2007 Гасанову Камилу Алибарат оглы выдан исполнительный лист № 4 от 11 апреля 2007 года согласно которому, суд решил: обязать территориальную администрацию Красноперекопского района мэрии г. Ярославля с 1 апреля 2007 года ежемесячно выплачивать денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в размере 5 447 руб. 21 коп. в пользу Гасанова К.А.о. с последующей индексацией, согласно действующего законодательства (на настоящий период с учетом уровня инфляции) из средств федерального бюджета. Решение суда по делу № 2-190/2007 от 29 марта 2007 года вступило в законную силу 10 апреля 2007 года. Гасанов К.А.о. предъявил исполнительный лист для исполнения в территориальный отдел по социальной поддержке населения Ленинского района Департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля. Мэрия города Ярославля в лице Департамента по социальной поддержке населения и охране труда направила в адрес истца исполнительный лист по делу № 2-190/2007 и письменный отказ от 7 апреля 2020 года № 01-13-143/1, ссылаясь на то, что Департамент не является стороной по делу № 2-190/2007, поскольку должником по исполнительному листу, на момент его выдачи, является территориальная администрация Красноперекопского района мэрии г. Ярославля. Заявитель не согласен с отказом Департамента в принятии к исполнению исполнительного листа, учитывая положения ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ. Данный закон содержит закрытый перечень оснований для возвращения исполнительного документа взыскателю.

Административный истец в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца по доверенности Клюкина С.Н. в судебном заседании административный иск поддержала по доводам, изложенным в нем, ссылаясь на Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ и обязательность исполнения решения суда. Также обращала внимание, что Департамент по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля является структурным подразделением мэрии г. Ярославля.

Представитель административного ответчика по доверенности Лопатина М.В. возражала против удовлетворения требований Гасанова К.А.о., указывая на то, что Департамент по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля не является должником по исполнительному документу.

Заинтересованное лицо территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля своего представителя в судебное заседание не направила, просила рассмотреть дело без участия своего представителя.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Гасанова К.А.о.

Суд установил, что 29 марта 2007 года Красноперекопский районный суд г. Ярославля рассмотрел иск Гасанова К.А.о. к территориальной администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля о взыскании сумм в возмещение вреда здоровью. Суд решил, помимо прочего, обязать территориальную администрацию Красноперекопского района мэрии г. Ярославля с 1 апреля 2007 года ежемесячно выплачивать денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере 5 447 руб. 21 коп. в пользу Гасанова К.А.о. <данные изъяты> с последующей индексацией, согласно действующего законодательства на настоящий период с учетом уровня инфляции из средств федерального бюджета. Решение вступило в законную силу 10 апреля 2007 года.

Гасанов К.А.о. предъявил к исполнению исполнительный лист, выдланный на основании указанного решения суда, в Департамент по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля.

7 апреля 2020 года Гасанову К.А.о. Департамент по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля дал ответ №01-13-143/1 о возврате исполнительного листа. В ответе указано следующее.

В исполнительном листе должником указано Территориальная администрация Красноперекопского района мэрии г. Ярославля расположенная по адресу: г. Ярославль ул. Большая Федоровская, д.43.

В связи со сменой адреса Вашего места жительства (<адрес>) по территориальности, выплата должна осуществляться Департаментом по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля. В соответствии с Положением о департаменте, утверждённым решением муниципалитета города Ярославля от 02.10.2014 № 398, департамент реализует систему мер по предоставлению гарантированных государством, а также установленных нормативными правовыми актами органов городского самоуправления дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. Местом нахождения департамента является: 150000, г. Ярославль, ул. Нахимсона, д. 15.

При рассмотрении дела № 2-190/2007 департамент не являлся стороной по делу, поэтому в настоящее время не может являться должником.

На основании изложенного департамент сообщает, что не может принять исполнительный лист по данному делу к исполнению и возвращает оригинал исполнительного листа. Кроме того, департамент просит Гасанова К.А.о. выйти в суд самостоятельно с заявлением о процессуальном правопреемстве на стадии исполнительного производства (о замене должника).

Указанный ответ получен административным истцом 14 апреля 2020 года.9 июля 2020 года Гасанов К.А.о обратился в суд с настоящим иском в пределах срока, установленного ст. 219 КАС РФ.

Суд в свою очередь полагает ответ Департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля №01-13-143/1 от 7 апреля 2020 года законным и обоснованным, а доводы Гасанова К.А.о и его представителя по доверенности несостоятельными. Суд, делая данный вывод, учитывает следующее.

Согласно ст.ст. 428, 429 ГПК РФ исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Выдача судебного приказа для исполнения осуществляется по правилам, предусмотренным статьей 130 настоящего Кодекса.

По каждому решению суда выдается один исполнительный лист. Однако если решение принято в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, а также если исполнение должно быть произведено в различных местах, суд по просьбе взыскателя должен выдать несколько исполнительных листов с точным указанием места исполнения или той части решения, которая по данному листу подлежит исполнению.

На основании решения или приговора суда о взыскании денежных сумм с солидарных ответчиков по просьбе взыскателя должно быть выдано несколько исполнительных листов, число которых соответствует числу солидарных ответчиков. В каждом исполнительном листе должна быть указана общая сумма взыскания и должны быть указаны все ответчики и их солидарная ответственность.

В силу ч. 1 и ч. 4 ст. 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме ста тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, производят индексацию периодических платежей, выплачиваемых в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других установленных законом случаях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. О такой индексации указанные лица обязаны издать приказ (распоряжение).

Исполнительный лист выдан Гасанову К.А.о в отношении должника Территориальной администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля. Департамент по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля стороной гражданского дела не являлся.

Согласно пп. 35 п.3.1 Положения о территориальной администрации мэрии города Ярославля, утв. Решением муниципалитета г. Ярославля от 12.09.2006 N 307 (первоначальная редакция), территориальная администрация в соответствии с возложенной на нее задачей осуществляет следующие основные функции: осуществляет в установленном порядке мероприятия по социальной поддержке жителей города Ярославля (в том числе организует списки лиц, нуждающихся в социальной поддержке, и различные выплаты указанным лицам), по решению вопросов охраны труда и социального партнерства, устраивает нуждающихся граждан в учреждения социального обеспечения.

В дальнейшем в указанный нормативный правовой акт вносились изменения, осуществлялось совершенствование структуры мэрии г. Ярославля – Решение муниципалитета г. Ярославля от 12.02.2007 N 390 "Об утверждении Положения об управлении по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля", Постановление мэра г. Ярославля от 07.11.2008 N 3141 "О вопросах управления отраслью "Социальная политика" в городе Ярославле", Решение муниципалитета г. Ярославля от 02.10.2014 N 398 "О совершенствовании структуры мэрии города Ярославля".

В настоящее время структура мэрии г. Ярославля изменена. Согласно решению муниципалитета г. Ярославля от 02.10.2014 N 398 "О совершенствовании структуры мэрии города Ярославля" преобразовано с 20.01.2015 управление по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля в департамент по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля. Данным решением утверждено Положение о департаменте по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля.

В силу п. 1.1, 1.2 Положения департамент по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля (далее - Департамент) является структурным подразделением мэрии города Ярославля, осуществляющим реализацию государственных полномочий Ярославской области, отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти Ярославской области, в сферах социальной поддержки населения, оказания социальной помощи и предоставления социального обслуживания, охраны труда и социально-трудовых отношений, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан, а также по осуществлению дополнительных мер социальной поддержки жителей города Ярославля и иных полномочий в сфере социальной поддержки, охраны здоровья в соответствии с законодательством и муниципальными правовыми актами.

Департамент является структурным подразделением мэрии города Ярославля, обладает правами юридического лица, имеет лицевые счета в департаменте финансов мэрии города Ярославля, органе федерального казначейства, текущий счет в банке, круглую печать, а также другие необходимые для своей деятельности штампы и бланки со своим наименованием, самостоятельно выступает истцом или ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных судах и у мировых судей.

В установленной сфере деятельности Департамент представляет интересы города Ярославля, органов городского самоуправления в судах общей юрисдикции, арбитражных судах и у мировых судей в соответствии с муниципальными правовыми актами.

В силу п. 2.1, 3.1, 3.2, 3.35 Положения основными задачами Департамента являются: организация исполнения на территории города Ярославля государственных полномочий Ярославской области, отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти Ярославской области, в сферах социальной поддержки населения, оказания социальной помощи и предоставления социального обслуживания, охраны труда и социально-трудовых отношений, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан.

В соответствии с возложенными задачами Департамент осуществляет следующие основные функции:

Реализует систему мер по предоставлению гарантированных государством, а также установленных нормативными правовыми актами органов городского самоуправления дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

Совершенствует систему управления в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан, охраны труда, регулирования социально-трудовых отношений, разрабатывает, осваивает и применяет новые методы и технологии.

Организует и контролирует исполнение судебных актов по вопросам, относящимся к компетенции Департамента и подведомственных ему муниципальных учреждений.

Учитывая изложенное, а также положения ст.ст. 2, 3, 5.1 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановления Губернатора ЯО от 13.06.2007 N 540

"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных катастроф", Приказа Департамента труда и социальной поддержки населения ЯО от 27.07.2012 N 94-12, Приказа Департамента труда и социальной поддержки населения ЯО от 27.07.2012 N 95-12, исполнение судебного акта в настоящее время должен осуществлять Департамент по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля. Однако, сведения о том, что в установленном порядке произошла замена стороны по исполнительному производства с Территориальной администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля на Департамент по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля, суду не представлены.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 52 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.

Судебный пристав-исполнитель производит замену стороны исполнительного производства: 1) на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом; 2) на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих выбытие стороны исполнительного производства, по исполнительному документу, выданному иным органом или должностным лицом, в случае, если такое правопреемство допускается законодательством Российской Федерации, с передачей правопреемнику прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.

Из разъяснений Верховного Суда РФ, данных в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", следует, что в случае выбытия взыскателя или должника в исполнительном производстве, возбужденном на основании выданного судом исполнительного документа (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в правоотношениях), вопрос о правопреемстве подлежит разрешению судом (статья 44 ГПК РФ, статья 44 КАС РФ, статья 48 АПК РФ, пункт 1 части 2 статьи 52 Закона об исполнительном производстве).

По вопросу правопреемства в суд могут обратиться: судебный пристав-исполнитель, стороны исполнительного производства, лицо, считающее себя правопреемником выбывшей стороны исполнительного производства.

Рассмотрение судом вопроса о правопреемстве выбывшей стороны исполнительного производства осуществляется применительно к правилам, установленным статьей 440 ГПК РФ, в соответствии со статьей 358 КАС РФ, статьей 324 АПК РФ в судебном заседании с извещением судебного пристава-исполнителя, сторон исполнительного производства и лица, указанного в качестве правопреемника.

При этом действующее законодательства не предусматривает обязанности лица, считающего себя правопреемником выбывшей стороны исполнительного производства, обратиться в суд с заявлением о правопреемстве.

Кроме того, суд отмечает, что Департамент по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля, как и Территориальная администрация Красноперекопского района мэрии г. Ярославля, является структурным подразделением мэрии города Ярославля, обладает правами юридического лица, имеет лицевые счета в департаменте финансов мэрии города Ярославля, органе федерального казначейства, текущий счет в банке. Департамент по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля является самостоятельным участником правоотношений, учитывая Положения департамент по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля.

Таким образом, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска Гасанова К.А.о.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 228, 298 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Гасанова Камила Алибарат оглы оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.

Судья В.В. Воробьева