НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область) от 05.10.2018 № 2А-3695/18

Дело № 2а-3695/18

Изгот.05.10.2018 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль

24 сентября 2018 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Доколиной А.А.,

при секретаре Похлебаловой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Цой Ксении Дмитриевны к Межрайонной ИФНС России № 7 по Ярославской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Ярославской области о признании незаконным решения,

установил:

Цой К.Д. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № 7 по Ярославской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Ярославской области о признании незаконным решения. В обоснование заявленных требований ссылается на следующее. 24.10. 2017 года ИП Цой К.Д., ИНН в порядке ч.5 ст.174 НК РФ в Межрайонную ИФНС России № 7 по Ярославской области в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота был направлен файл с декларацией по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года.

25.10.2017 года Цой К.Д. было получено электронное уведомление об отказе в приеме налоговой декларации. Основанием послужило «неправильное указание сведений о руководителе организации, индивидуальном предпринимателе, неправильное указание сведений о подписанте (ФИО, ИНН), файл с декларацией по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года направленный и подписанный неустановленным лицом от имени Цой К.Д., ».

Не согласившись с принятым решением, Цой К.Д. в установленный законом срок обжаловала решение налогового органа в УФНС России по Ярославской области. 16.05.2018 года в адрес Цой К.Д. было направлено решение, согласно которому ее жалоба на действия должностных лиц ИФНС №7 по Ярославской области была оставлена без удовлетворения, по тем же основаниям.

Цой К.Д. полагает, что действия налогового органа, связанные с отказом в принятии декларации, являются незаконными, нарушающими ее права и влекущими для нее негативные последствия в виде возможного привлечения к ответственности в порядке ст.119 НК РФ.

18.10.2017 года Цой К.Д. прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Учитывая изложенное, административный истец просит признать решение УФНС России по Ярославской области от 16.05.2018 года, решение МРИ ФНС №7 по Ярославской области от 25.10.2017 года об отказе в принятии налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года от индивидуального предпринимателя Цой К.Д. незаконным.

В судебное заседание Цой К.Д., надлежаще извещенная, не явилась, доверила представлять свои интересы Смурыгину А.Н.

Представитель административного истца по доверенности Смурыгин А.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал, в целом дал пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области Гумнова Д.В. заявленные требования не признала, дала пояснения согласно доводам письменного отзыва. Процедура приема налоговых деклараций (расчетов), представленных в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) отражена в Административном регламенте Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе и в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденном приказом Минфина России от 02.07.2012 №99н. В соответствии с пп.2 п.28 Административного регламента основанием для отказа в приеме налоговой декларации является отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица – уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации. Отсутствие в налоговой декларации подписи законного или уполномоченного представителя, подтверждающей достоверность и полноту указанных в ней сведений, равно как и не приложение (не представление) вместе с декларацией, подписанной уполномоченным представителем, доверенности, подтверждающей его полномочия, влечет отказ налогового органа в приеме такой декларации на основании п.4 ст.80 НК РФ и п.28 Административного регламента.

24.10.2017 года Цой К.Д. направила в адрес Инспекции по ТКС налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года, подписанную электронной цифровой подписью, в качестве владельца которой указана Цой К.Д. Уведомлением об отказе в приеме налоговой декларации, в связи с направлением и подписанием файла неустановленным лицом от имени Цой К.Д.

В соответствии с положениями Федерального закона от 06.04.2011 года №63-ФЗ «Об электронной подписи» заявитель вправе обратиться за получением квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи в любой аккредитованный удостоверяющий центр. Сертификат ключа проверки электронно-цифровой подписи получен не Цой К.Д. лично, а ФИО2 по доверенности от 25.09.2017 года. Согласно представленному инспекцией заключению эксперта от 31.01.2018 года №77/1-4-1.1 подписи от имени Цой К.Д. в доверенности от 25.09.2017 года выполнены не ею, а другим лицом (лицами). Таким образом, Цой К.Д. не являлась лицом, выдавшим доверенность и не имеется оснований полагать, что она самостоятельно проставляет электронную цифровую подпись на документах, отправляемых по ТКС.

Также в протоколе допроса от 31.10.2017 года Цой К.Д. отражено, что она не смогла пояснить, как выглядит ключ электронно-цифровой подписи, где он находится, где был получен, на основании каких документов составлялась налоговая декларация, какие основные контрагенты отражены в книгах покупок и продаж, как происходило подписание и отправка декларации. Таким образом, налогоплательщиком не подтвержден факт подписания спорной налоговой декларации. Напротив, установлено, что сертификат ключа проверки электронной подписи получен неуполномоченным лицом.

В отношении доводов о недопустимости мотивирования решения налоговым органом результатами почерковедческой экспертизы представитель ответчика пояснил, что из п.1 ст.31 НК РФ следует, что налоговому органу предоставлено право, в том числе, вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах, привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков, вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля. Кроме того, Управление является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям.

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России №7 по Ярославской области Архиереева Ю.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, представила письменный отзыв, согласно которому Цой 24.10.2017 года Цой К.Д. была направлена в адрес инспекции по телекоммуникационным каналам связи налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года. В принятии указанной декларации административному истцу было отказано в связи с тем, что файл подписан неустановленным лицом. Повторные попытки отправки налоговой декларации были предприняты Цой К.Д. 31.10.2017 года, 02.11.2017 года, 13.11.2017 года. Указанные декларации также не были приняты инспекцией по аналогичному основанию. В соответствии с проведенными мероприятиями налогового контроля у инспекции имелись основания для отказа в приеме налоговых деклараций. Цой К.Д. ИНН состояла на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя с 08.07.2016 года по 24.10.2017 года. Основной вид деятельности – прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах (52.12). Дополнительные виды деятельности – розничная торговля фруктами, овощами и картофелем (52.21), розничная торговля хлебом, хлебобулочными и кондитерскими изделиями (52.24), прочая розничная торговля пищевыми продуктами в специализированных магазинах (52.27), прочая розничная торговля в специализированных магазинах (52.48). Налоговая декларация представлена в электронном виде, в качестве подписанта указана Цой К.В. Отправка налоговых деклараций осуществлялась через оператора электронного документооборота – ООО «компания Тензор». По сообщению ООО «Компания Тензор» сертификат ключа проверки ЭЦП, владельцем которого является Цой К.Д., получен 27.09.2017 года представителем по доверенности Морозковой О.Г. Подпись, содержащая на указанной доверенности визуально отличается от подписи Цой К.Д. на регистрационных документах, в протоколе допроса от 31.10.2017 года. Факт подписания доверенности на Цой К.Д., а иным лицом, подтверждается экспертным заключением. Следовательно, доверенность о 25.09.2017 года не является доверенностью, выданной в порядке ст.185 ГК РФ и п.3 ст.29 НК РФ, и, соответственно доказательством наделения ФИО2 полномочиями на получение сертификата ключа электронной подписи, на сдачу отчетности индивидуальным предпринимателем в налоговый орган. Все действия, совершенные на основании данной доверенности, являются недействительными и не порождают правовых последствий.

Анализ расчетного счета предпринимателя свидетельствует о «транзитном» характере движения денежных средств и о выводе денежных средств на счета физических лиц. За период регистрации Цой К.Д. в качестве индивидуального предпринимателя ею было открыто 7 счетов в банках. По расчетным счетам проходят значительные обороты денежных средств с назначение платежей в различных сферах предпринимательской деятельности. При этом значительная часть денежных средств списывается на карту, держателем которой является Цой К.Д., снимается наличными, перечисляется физическим лицам в качестве подотчетных средств, либо на счета физических лиц, которые также обладают свойствами «транзитных». Несмотря на большие обороты и активном ведении хозяйственной деятельности налоговая нагрузка предпринимателя незначительна (0,04%-0,048%), что может свидетельствовать о вероятном создании формального документооборота и видимости предпринимательской деятельности.

В порядке ст.90 НК РФ начальником отдела камеральных проверок №1 ФИО1 осуществлен допрос Цой К.Д. (протокол допроса от 31.10.2017 года), в ходе которого она не смогла ответить ни на один вопрос по осуществляемой деятельности, о том, где находились торговые точки, какие первичные документы составлялись в ходе предпринимательской деятельности, какими силами осуществлялась деятельность.

06.12.2018 года Цой К.Д. отказалась от дачи пояснений со ссылкой на ст.51 Конституции РФ.

Инспекцией неоднократно осуществлялся выезд по месту регистрации Цой К.Д. с целью проведения допроса лиц, зарегистрированных по месту ее регистрации, однако установлено, что по месту регистрации она фактически не проживает. Также по адресу регистрации на проживает и ФИО2

Собранные по делу доказательства в своей совокупности свидетельствуют о том, что Цой К.Д. не является реальным участником предпринимательской деятельности, в качестве была зарегистрирована формально, от ее лица хозяйственные отношения осуществляли иные неустановленные лица, что указывает на злоупотреблении правом в сфере предпринимательской деятельности.

Заинтересованное лицо ООО «Компания Тензор», надлежаще извещенное, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, представило письменные пояснения, согласно которым ООО «Компания Тензор» является аккредитованным удостоверяющим центром, осуществляющим свою деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона №63-ФЗ «Об электронной подписи». Удостоверяющий центр создает сертификаты ключей проверки электронных подписей и выдает такие сертификаты лицам, обратившимся за их получением, при условии установления личности получателя сертификата либо полномочий лица, выступающего от имени заявителя. При соблюдении указанных требований закона удостоверяющим центром ООО «Компания Тензор» ИП Цой К.Д. был выдан сертификат ключа подписи. Сертификат получен по доверенности Морозковой О.Г. Проведение экспертизы подлинности подписи в полномочия аккредитованного удостоверяющего центра не входит.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Цой К.Д. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 08.07.2016 года по 24.10.2017 года, ИНН

24.10. 2017 года ИП Цой К.Д., ИНН в порядке ч.5 ст.174 НК РФ в Межрайонную ИФНС России № 7 по Ярославской области в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота был направлен файл с декларацией по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года.

В соответствии с п.1 ст.80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Согласно п.4 указанной статьи налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Пунктом 5 ст.80 НК РФ установлено, что Налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).

Порядок приема налоговых деклараций (расчетов), представляемых в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), регулируется Административным регламентом Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе и в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденном приказом Минфина России от 02.07.2012 №99н.

Пунктом 213 Административного регламента установлено, что При получении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС не позднее четырех часов с момента ее получения должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:

1) проверяет в налоговой декларации (расчете) подлинность усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя;

2) формирует извещение о получении налоговой декларации (расчета) с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и отправляет его заявителю;

3) проверяет наличие оснований, указанных в пунктах 28 и 194 настоящего Административного регламента.

При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пунктах 28 и 194 настоящего Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:

1) формирует уведомление об отказе в приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и указанием причин отказа или сообщение об ошибке (в случае невозможности расшифровать налоговую декларацию, расчет);

3) отправляет уведомление об отказе в приеме (сообщение об ошибке) заявителю (п.214 Регламента).

В частности, согласно п.28 Административного регламента основанием для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) является отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом; отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы.

По сообщению ООО «Компания Тензор», сертификат ключа проверки электронной цифровой подписи (ЭЦП), владельцем которой является Цой К.Д., получен 27.09.2017 года представителем по доверенности ФИО2

Как установлено заключением эксперта №77/1-4-1.1 от 31.01.2018 года, выполненное ФБУ «Ярославская лаборатория судебной экспертизы» (л.д.48-54) подписи от имени Цой К.Д. в доверенности от 25.09.2016 года б/н, выполнены на Цой К.Д. (), а другим лицом (лицами).

В соответствии со ст.185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

Учитывая изложенное, документы, подтверждающие полномочия лица, получившего сертификат ключа проверки электронной цифровой подписи (ЭЦП), владельцем которой является Цой К.Д., полномочия на подписание от имени Цой К.Д. налоговой декларации ФИО2 отсутствовали, что, в соответствии с п.28, 194 Административного регламента, является основанием для отказа в приеме налоговой декларации.

На основании изложенного, административному истцу Межрайонной ИФНС России №7 по Ярославской области правомерно было направлено электронное уведомление об отказе в приеме налоговой декларации от 25.10.2017 года.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области от 16.05.2018 года (л.д.17-21) жалоба Цой К.Д. на действия должностных лиц Межрайонной ИФНС России №7 по Ярославской области, связанные с отказом в приеме налоговой декларации, оставлена без удовлетворения.

Возражения представителя административного истца о том, что на момент вынесения обжалуемого решения налоговый орган не располагал экспертным заключением, отклоняется судом.

В соответствии с п.1 ст.82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно п.1 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов; проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом; вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах; привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков; вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.

Поскольку налоговым органом установлено наличие материалов, позволяющих сделать вывод о компетенции сертификата ключа электронной подписи и подписания налоговой декларации неуполномоченным лицом, суд приходит к выводу о том, что уведомление об отказе в приеме налоговой декларации, решение УФНС Российской Федерации по Ярославской области об отказе в удовлетворении жалобы Цой К.Д. на указанное уведомление вынесены уполномоченным органом в рамках его компетенции в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, в соответствии с п.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Уведомление об отказе в приеме налоговой декларации получено Цой К.Д. 25.10.2017 года, обращение с административным исковым заявлением в суд последовало 30 июля 2018 года, то есть, с пропуском установленного законом срока.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований Цой Ксении Дмитриевны отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Кировский районный суд г. Ярославля.

Судья

А.А.Доколина