НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан) от 31.10.2023 № 2-9708/2023

Дело № 2-9708/2023

УИД: 03RS0003-01-2023-007972-20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 октября 2023 года г. Уфа

Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи И.Т.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем ССЮ,

с участием истца ССВ,

представителей истца КНВ,

представителя ответчика ХЭТ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ССВ к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании права на досрочное назначение страховой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ССВ обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании права на досрочное назначение страховой пенсии.

В обоснование исковых требований истец указала, что ей с ДД.ММ.ГГГГ назначена страховая пенсия по старости, размер пенсии составляет <данные изъяты> рублей, что является низким. Согласно записям в трудовой книжке общий трудовой стаж истца составляет 20 лет.

Истец указывает, что она является матерью С.С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Согласно справке серии МСЭ-2015 Бюро – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» ССВ повторно установлена группа инвалидности по категории ребенок-инвалид.

Также истец полагает, что имела право по достижении ДД.ММ.ГГГГ возраста 50 лет на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Между тем, Пенсионным органом не была проведена разъяснительная работа с истцом, действий по разъяснению прав истца на получение пенсии с ДД.ММ.ГГГГ не предпринял.

На основании изложенного, уточнив свои исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса, истец просит суд: признать за ССВ право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; обязать ответчика произвести расчет и выплатить компенсацию размера своевременно неполученной за период с января 2019 года по январь 2023 года суммы страховой пенсии по старости в размере <данные изъяты> рублей; взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате юридических услуг в размере 19 750 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Истец ССВ в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель истца ССВКНВ уточненные исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить иск в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика – представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан ХЭТ возражала против удовлетворения требований истца, просила отказать, указав, что назначение пенсии носит заявительный характер, с момента подачи истцом заявления в пенсионный орган заявления, истцу и была назначена досрочная страховая пенсия по старости.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закреплёнными в её статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ указано, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к этому федеральному закону).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГССВ в возрасте 53 лет обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ истцу с ДД.ММ.ГГГГ, бессрочно, назначена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированный выплаты к страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей.

Из справки по форме , выданной Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ следует, что страховая пенсия истца составляет <данные изъяты> рублей.

Исходя из ч. 2 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.

Согласно ч. 6 ст. 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

До 1 января 2022 года действовали Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 884н (далее - Правила № 884н).

Пункт 18 Правил № 884н устанавливал, что граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком.

Пунктом 19 Правил № 884н было предусмотрено, что заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

Пунктом 23 указанных Правил определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

С 1 января 2022 года вступили в действие Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2021 года № 546н (далее - Правила № 546н).

Пунктом 19 Правил № 546н определено, что решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

В п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (ст. 18 и 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе «О страховых пенсиях» содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (ст. 21, 22 названного федерального закона).

Из приведенного правового регулирования и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», по общему правилу, назначается со дня обращения за страховой пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением страховой пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину страховую пенсию со дня его обращения с заявлением в пенсионный орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения у него права на пенсию - со дня возникновения такого права.

Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона «О страховых пенсиях» обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Как следует из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации (определение от 19 июля 2016 года № 1598-О), части 1 и 2 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», указывая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) этого права и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года № 2920-О), а потому не могут расцениваться как нарушающее права граждан.

Таким образом, назначение пенсии носит заявительный характер.

Согласно пункту 3 Правил № 546н граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую (далее - установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую (в том числе с указанием в заявлении о назначении пенсии, в заявлении о переводе с одной пенсии на другую сведений о способе доставки страховой пенсии) (далее - заявление об установлении пенсии) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени (далее - заявитель).

При этом пунктом 4 Правил № 546н предусмотрена подача заявления по выбору самого гражданина как почтой, так и через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с пунктом 12 Правил № 546н граждане могут обращаться за установлением пенсии в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком.

Пунктом 5 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрен исчерпывающий перечень случаев назначения страховой пенсии ранее дня обращения за страховой пенсией, определенного частью 2 настоящей статьи, к которым относятся:

1) страховая пенсия по старости - со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;

2) страховая пенсия по инвалидности - со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца - со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела (часть 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Исходя из положений частей 1, 2 и 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Доказательств обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии ранее ДД.ММ.ГГГГ истцом суду не представлено.

Истец указывает, что пенсия ей должна была быть назначена с момента возникновения права на получение пенсии, а не с момента обращения за ее назначением, ссылаясь на то, что сотрудниками пенсионного фонда не даны ей разъяснения, тем самым нарушено ее право на назначение страховой пенсии.

По смыслу положений части 1 статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», необходимыми условиями назначения страховой пенсии являются наличие права на указанную пенсию и волеизъявление застрахованного лица, выраженное в заявлении о назначении пенсии, поданном в установленном законом порядке.

Таким образом, назначение пенсии носит заявительный характер.

Поскольку реализация права на назначение пенсии носит заявительный характер и обусловлена законодателем датой обращения за ее назначением, у суда отсутствуют предусмотренные законом основания для возложения на ответчика обязанности назначить пенсию истцу ранее ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, в пункте 1 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» возникновение права одного из родителей инвалидов с детства, воспитавшего их до достижения ими возраста 8 лет, на досрочное назначение страховой пенсии по старости для женщин законодатель связал не только с достижением возраста 50 лет, но и наличием страхового стажа не менее 15 лет.

Согласно общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях», право на пенсию возникает у застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования лиц при соблюдении всех предусмотренных законом условий. Так, обязательным условием досрочного назначения страховой пенсии по старости одному из родителей инвалида с детства является наличие у него страхового стажа установленной продолжительности.

Вместе с тем, при отсутствии обращения истца в пенсионный орган с соответствующим заявлением со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, сотрудники пенсионного органа не знали и не могли знать о возникновении у истца права на досрочное назначение страховой пенсии.

Доводы истца о том, что страховая пенсия должна быть назначена начиная с даты возникновения права на пенсию, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-I (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений и утратившего силу с 1 января 2023 года в связи с изданием Федерального закона от 14 июля 2022 года № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации»), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.

Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Исходя из изложенного выше, реализация целей социальной политики Российской Федерации является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.

Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.

Следовательно, гражданин, при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения или в связи с иными жизненными событиями имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о праве на досрочное назначение пенсии по старости, о порядке определения ее размера и условиях перерасчета, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.

Между тем доказательств обращения в пенсионный орган за разъяснениями по вопросам пенсионного обеспечения истец суду не представила.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, требования истца об обязании ответчика произвести расчет и выплатить компенсацию размера своевременно неполученной за период с января 2019 года по январь 2023 года суммы страховой пенсии по старости в размере <данные изъяты> рублей, удовлетворению также не подлежат.

Поскольку в удовлетворении основных требований истца отказано, то суда не имеется правовых оснований для удовлетворения производных требований истца о взыскании с ответчика в пользу истца расходов по оплате юридических услуг в размере 19 750 рублей, расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, в связи с чем, в указанной части суд также отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении уточненных исковых требований ССВ к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании права на досрочное назначение страховой пенсии - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда составлено 08 ноября 2023 года.

Судья И.Т.Н.