НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан) от 21.05.2020 № 2-156/20

Дело №2-156/2020

03RS0003-01-2019-010842-76

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 мая 2020 года город Уфа

Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Зайдуллина Р.Р., при секретаре Эхметзяновой Э.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нуруллиной Эльзы Назибовны к Башкирскому республиканскому союзу потребительских обществ, потребительскому обществу «Демская торговая база», наблюдателю Хазиеву Равису Абузаровичу о признании незаконными постановления и распоряжения,

УСТАНОВИЛ:

Нуруллина Э.Н. обратилась в суд с иском Башкирскому республиканскому союзу потребительских обществ, потребительскому обществу «Демская торговая база» о признании незаконными постановления и распоряжения, в обоснование указав, что истец является пайщиком потребительского общества «Демская торговая база», что подтверждается паевой книжкой №6.

23 августа 2019 года Башкирским республиканским союзом потребительских обществ принято постановление №53/1-С, в соответствии с которым назначен наблюдатель потребительских обществ - членов Башкирского республиканского союза потребительских обществ. Пунктами 2,3 указанного постановления предусмотрено уведомление потребительских обществ о назначении наблюдателя и обязанность предоставить наблюдателю в соответствии с его запросом перечень имущества, документы, касающиеся уставной деятельности, протоколы и решения общих собраний потребительских обществ союза, протоколы заседаний совета потребительского общества или союза и правления потребительского общества или союза, распоряжения, приказы, договоры, а также документы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, отражающие экономическую деятельность потребительского общества или союза за три года до назначения наблюдателя.

03.09.2019г. наблюдателем вынесено распоряжение о проведении аудиторской проверки, в соответствии с которым для проведения аудиторской проверки привлечено ООО «Финаудит и консалтинг».

Истец указывает, что в соответствии с оспариваемым распоряжением наблюдателя о назначении аудиторской проверки, ПО «Демская торговая база» (далее - Общество) понесло дополнительные расходы в размере 345 000 рублей, поскольку обязательная аудиторская проверка обществом уже была проведена, оплата повторной необоснованной проверки повлекло неполучение прибыли обществом в указанной сумме, тем самым истец лишился прав на получение кооперативных выплат с суммы, потраченной на проведение проверки, что является прямым нарушением его прав как пайщика потребительского общества.

Определением суда от 12.12.2019г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен наблюдатель Хазиев Р.А.

На основании изложенного, истец просит признать незаконным Постановление Башкирского республиканского союза потребительских обществ №53/1-С от 23.08.2019 г. о назначении наблюдателя.

Признать незаконным распоряжение наблюдателя Башкирского республиканского потребительских обществ от 03.09.2019 г. о проведении аудиторской проверки.

На судебном заседании представитель истца – Головастикова Л.В. по доверенности от 11.12.2019г. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Башпотребсоюз - Гайсин Р.М. по доверенности от 09.10.2019г. исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска.

Представитель соответчика Хазиева Р.А.- Гайсин Р.М. по доверенности от 20.01.2020г. исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска.

Представитель ответчика ПО Демская торговая база – Ахметов Д.Ф. по доверенности от 02.12.2019г., он же третье лицо Ахметов Д.Ф., исковые требования просил удовлетворить в отношении ответчиков Башпотребсоюз, наблюдателя Хазиева Р.А.

Третье лицо ТПК «Иглинский» в лице председателя Совета Имамутдинова В.Р. разрешение спора оставил на усмотрение суда.

Истец Нуруллина Э.Н., ответчик Хазиев Р.А., третьи лица Султанов Ф.М., Тимиров М.С., Ермеев Д.К. Потребительское общество «Стерлитамакская межрайонная торговая база Башпотребсоюза», Садыкова Э.М., ООО Аудиторско-консалтинговая компания "Финаудит и консатинг", ООО «БНМ-Аудит» на судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

При таком положении в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав стороны, исследовав доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность и достаточность доказательств в совокупности и каждого в отдельности, суд приходит к следующему.

Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации определяет Закон РФ от 19.06.1992 № 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации".

Согласно абзацу 3 статьи 1 Закона РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

В соответствии с абзацем 4 названной нормы, окружной, областной, краевой или республиканский союз потребительских обществ (далее также - региональный союз) - добровольное объединение потребительских обществ автономного округа, области, края или республики и (или) районных союзов потребительских обществ, созданное по территориальному признаку в целях координации деятельности потребительских обществ и районных союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, районных союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, а также для оказания потребительским обществам и районным союзам потребительских обществ правовых, информационных и иных услуг. Решения органов управления союза по вопросам, определенным в уставе данного союза, обязательны как для являющихся его членами потребительских обществ, так и для соответствующих районных союзов потребительских обществ.

Пайщик - гражданин и (или) юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы, принятые в потребительское общество в предусмотренном уставом потребительского общества порядке и являющиеся его членами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона доходы потребительского общества, полученные от его предпринимательской деятельности, после внесения обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации направляются в фонды потребительского общества для осуществления расчетов с кредиторами и (или) кооперативных выплат.

При этом под кооперативными выплатами в данном законе понимается часть доходов потребительского общества, распределяемая между пайщиками пропорционально их участию в хозяйственной деятельности потребительского общества или их паевым взносам, если иное не предусмотрено уставом потребительского общества.

Судом установлено, что Нуруллина Э.Н. с 21.02.2011. является пайщиком потребительского общества «Демская торговая база», что подтверждается паевой книжкой №6.

Согласно п.1.1. Устава потребительского общества «Демская торговая база», утвержденного решением общего собрания от 20.03.2013. №1, потребительское общество «Демская торговая база» - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Пунктом 2.3. Устава предусмотрено, что взаимоотношения Общества с Башпотребсоюзом строятся на основе Закона Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», настоящего Устава.

Решения органов управления Башпотребсоюза в пределах полномочий, установленных Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и Уставом Башпотребсоюза, обязательны для Общества.

В соответствии с ч.1,2 ст. 38.1. Закона для сбора аналитической информации, необходимой для анализа развития кооперативного движения, потребительские общества предоставляют союзам, членами которых они являются, а союзы потребительских обществ - союзам, членами которого являются такие союзы или потребительские общества таких союзов, документы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в объеме и в порядке, которые устанавливаются советом соответствующего союза.

Для защиты прав пайщиков потребительского общества - члена союза и интересов такого потребительского общества совет союза при наличии оснований, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, вправе назначить в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи наблюдателя, который проводит, в том числе с привлечением аудиторской организации (индивидуального аудитора), анализ финансового состояния потребительского общества или союза потребительских обществ и в случае необходимости созывает и проводит общее собрание потребительского общества или общее собрание представителей потребительских обществ союза. В период деятельности наблюдателя на полномочия органов управления потребительского общества или союза потребительских обществ налагаются ограничения в части совершения сделок, указанных в пункте 7 настоящей статьи.

Оплата труда наблюдателя и услуг аудиторской организации (индивидуального аудитора) осуществляется за счет средств союза, совет которого назначил наблюдателя.

Совет союза, принявший решение о назначении наблюдателя, обязан уведомить о данном назначении совет соответствующих потребительского общества или союза потребительских обществ в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Основаниями для назначения наблюдателя являются образование у потребительского общества или союза потребительских обществ убытков по итогам двух финансовых лет подряд, составляющих 10 процентов стоимости активов (за исключением инвестиционных расходов), образование убытков по итогам финансового года, составляющих 20 процентов стоимости активов, поступление жалобы пайщика потребительского общества на действия органов управления организации потребительской кооперации, непредставление документации, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи.

Как следует из дела, 23 августа 2019 года Башкирским республиканским союзом потребительских обществ принято постановление №53/1-С, в соответствии с которым Хазиев Р.А. назначен наблюдателем потребительских обществ - членов Башкирского республиканского союза потребительских обществ.

Пунктами 2,3 указанного постановления предусмотрено уведомление потребительских обществ о назначении наблюдателя и обязанность предоставить наблюдателю в соответствии с его запросом перечень имущества, документы, касающиеся уставной деятельности, протоколы и решения общих собраний потребительских обществ союза, протоколы заседаний совета потребительского общества или союза и правления потребительского общества или союза, распоряжения, приказы, договоры, а также документы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, отражающие экономическую деятельность потребительского общества или союза за три года до назначения наблюдателя.

Наблюдателем Хазиевым Р.А. 03 сентября 2019 г. вынесено распоряжение о проведении аудиторской проверки потребительских обществ - членов Башкирского республиканского союза потребительских обществ за 2018 год, в соответствии с которым для проведения аудиторской проверки привлечено ООО АКК «Финаудит и консалтинг».

Между ПО «Демская торговая база» (заказчик) и ООО АКК «Финаудит и консалтинг» (исполнитель) заключен договор оказания аудиторских услуг от 12.09.2019. №64/ОА, по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за период с 01.01.2018. по 31.12.2018.

Пунктом 6.1. указанного договора стоимость услуг определена сторонами в размере 99 000 руб., которые оплачены ПО «Демская торговая база» исполнителю платежным поручением от 25.09.2019. №527.

Дополнительным соглашением сторон от 31.10.2019. предусмотрен срок окончания аудиторских услуг - по 15.11.2019.

Между ПО «Демская торговая база» и ООО «Финаудит и консалтинг» заключен договор на оказание информационно-консультационных услуг от 25.09.2019. №69.

Пунктом 2.1. указанного договора стоимость услуг определена сторонами в размере 48 000 руб., которые оплачены ПО «Демская торговая база» исполнителю платежным поручением от 25.09.2019. №530.

Дополнительным соглашением сторон от 31.10.2019. предусмотрен срок окончания информационно-консультационных услуг - по 15.11.2019.

Уведомлением от 15.11.2019. ООО АКК «Финаудит и консалтинг» известило заказчика о завершении услуг по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за период с 01.01.2018. по 31.12.2018.

29.11.2019. письмом №279 заказчик предложил исполнителю расторгнуть указанный договор.

25.12.2019. исполнитель направил для подписания акт об оказанных услугах.

26.12.2019. ПО «Демская торговая база» в ООО АКК «Финаудит и консалтинг» направлены возражения на акт об оказанных услугах, в которых потребительское общество заявило о расторжении договора в связи с существенным нарушением условий договора и просило осуществить возврат аванса в размере 99 000 руб.

Согласно Аудиторскому заключению независимого аудитора от 15.11.2019. №40-АЗ-ОА, составленному АКК ООО «Финаудит и консалтинг», общество провело аудит прилагаемой бухгалтерской (финансовой) отчетности Потребительского общества «Демская торговая база», состоящей из бухгалтерского баланса по состоянию на 31 декабря 2018 года, отчета о целевом использовании средств за 2018 год, приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств, в том числе отчета о финансовых результатах за 2018 год, отчета об изменениях капитала за 2018 год, отчета о движении денежных средств за 2018 год и пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств за 2018 год, включая краткий обзор основных положений учетной политики.

По мнению общества, за исключением влияния вопросов, изложенных в разделе «Основание для выражения мнения с оговоркой» заключения, прилагаемая бухгалтерская (финансовая) отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение ПО «Демская торговая база» по состоянию на 31 декабря 2018 года, а также его финансовые результаты и движение денежных средств за 2018 год, в соответствии с правилами составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленными в Российской Федерации.

В нарушение п. 1 статьи 13, п. 2 статьи 14 Федерального закона № 402-ФЗ, абзаца 2 п.6 и абзаца 2 п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) показатели отчета о целевом использовании средств ПО «Демская торговая база» за 2018 год имеют «нулевые» значения, что не позволяет сформировать достоверное и полное представление об остатке целевых средств на начало и конец 2018 года и об их поступлении и использовании за 2018 год.

Возможное влияние искажения на бухгалтерскую (финансовую) отчетность признано существенным, однако количественная оценка показателей отчета о целевом использовании средств, а также их влияния на взаимосвязанные с ними показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности не могла быть произведена с достаточной надежностью.В нарушение Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (примечание 6 к бухгалтерскому балансу) и п.17 Информации об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2015) на сумму созданного фонда потребления неправомерно завышена статья «Прочие обязательства» раздела V «Краткосрочные обязательства» и, соответственно, занижена статья «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» бухгалтерского баланса по состоянию на 31.12.2018 г. в размере 4 436 тыс. руб.

В нарушение п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. №34н на сумму не созданного резерва по сомнительным долгам по дебиторской задолженности, которая не погашена в сроки, установленные договором, по которой имеется решение суда о взыскании задолженности, принятое в 2015 году и отсутствуют соответствующие гарантии, завышены статья «Дебиторская задолженность» и, соответственно, завышена статья «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток» (наименование статьи указано в соответствии с наименованием статей бухгалтерского баланса ПО «Демская торговая база») бухгалтерского баланса по состоянию на 31.12.2018 г. в размере 6 886 тыс. руб.

В связи с непредставлением подтверждающих документов, общество не имело возможности получить достаточно надлежащие аудиторские доказательства в отношении суммы, отраженной по статье «Переоценка внеоборотных активов» в размере 4 808 тыс. руб.

В нарушение Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (примечание 6 к бухгалтерскому балансу) раздел III бухгалтерского баланса ПО «Демская торговая база» по состоянию на 31.12.2018 г. неправомерно именован «Капиталы и резервы» вместо «Целевое финансирование».

В связи с чем, в бухгалтерской (финансовой) отчетности не раскрыта информация по следующим статьям на следующие суммы (с учетом обстоятельств, отраженных в п. 2, п.3 и п.4. настоящего Аудиторского заключения):

- «Паевой фонд» в размере 3 505 тыс. руб.;

- «Целевые средства» в размере 129 722 тыс. руб.;

- «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества» в размере 17 628 тыс. руб.;

- «Резервный и иные целевые фонды» в размере 4 436 тыс. руб.

При этом в нарушение п. 6, п. 24 Положения по ведению бухгалтерского учета «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств в текстовой форме (далее - пояснительная записка) не раскрыт состав сумм, отраженных по следующим статьям раздела «Капиталы и резервы» бухгалтерского баланса по состоянию на 31.12.2018 г.:

- «Уставный капитал» на сумму 3 550 тыс. руб.;

- «Переоценка внеоботных активов» на сумму 4 808 тыс. руб.;

- «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» на сумму 154 191 тыс. руб.

В нарушение следующих нормативных документов: Положения по ведению бухгалтерского учета «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (п.24, п. 27, п. 31); Положения по ведению бухгалтерского учета «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02) (п.25); Положения по ведению бухгалтерского учета «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) (п. 17), в пояснительной записке за 2018 неправомерно не раскрыта следующая существенная информация:

1) о составе (фамилии и должности) членов исполнительных и контрольных органов организации;

2) об аффилированных лицах;

3) о сумме условного расхода по налогу на прибыль;

4) о суммах постоянных и временных разницах, возникших в отчетном периоде и повлекших корректирование условного расхода по налогу на прибыль в целях определения текущего налога на прибыль;

5) о суммах постоянного налогового актива, отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства;

6) об основных принятых при формировании учетной политики способах ведения бухгалтерского учета, которые необходимы пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.

Ранее, между ПО «Демская торговая база» (заказчик) и ООО «БНМ-аудит» (исполнитель) был заключен договор оказания аудиторских услуг от 08.04.2019., по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за период с 01.01.2018. по 31.12.2018.

Пунктом 6.1. указанного договора стоимость услуг определена сторонами в размере 70 000 руб., которые оплачены ПО «Демская торговая база» исполнителю платежными поручениями от 26.08.2019. №466, от 24.10.2019. №586.

Актом приёма-передачи аудиторских услуг от 24.10.2019. ООО «БНМ-аудит» передано заказчику аудиторское заключение за 2018г., согласно которому прилагаемая годовая бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение ПО «Демская торговая база» по состоянию на 31 декабря 2018, финансовые результаты его деятельности и движение денежных средств за 2018 год в соответствии с правилами составления бухгалтерской отчетности, установленными в Российской Федерации.

Абзацем 2 пункта 8 статьи 38.1 Закона о потребкооперации установлено, что для анализа рисков пайщиков потребительского общества и потребительского общества или союза потребительских обществ органы управления потребительского общества или союза обязаны предоставлять наблюдателю информацию, касающуюся деятельности потребительского общества или союза, а также аудиторское заключение.

Как следует из сообщения №04637242 в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений ПО «Демская торговая база» 31.12.2019. опубликовало сведения об аудиторском заключении ООО «БНМ-аудит» за 2018г.

Таким образом, на дату назначения наблюдателя потребительского общества в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности отсутствовала информация о проведенной аудиторской проверке ПО «Демская торговая база» за 2016-2018 годы.

Обращаясь с настоящим иском, истец указывает, что в соответствии с оспариваемым распоряжением наблюдателя о назначении аудиторской проверки, ПО «Демская торговая база» понесло дополнительные расходы, поскольку обязательная аудиторская проверка обществом уже была проведена, оплата повторной необоснованной проверки повлекло неполучение прибыли обществом в указанной сумме, тем самым истец лишился прав на получение кооперативных выплат с суммы, потраченной на проведение проверки, что является прямым нарушением его прав как пайщика потребительского общества.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из следующего.

В статье 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

Частью 1 статьи 3 и частью 1 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязательным условием реализации права на судебную защиту является нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2014 г. N 998-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы К. на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 части первой статьи 134, статьями 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", часть первая статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина предусматривает, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Тем самым в нормах гражданского процессуального законодательства, конкретизирующих положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, находит свое отражение общее правило, согласно которому любому лицу судебная защита гарантируется исходя из предположения, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат и были нарушены (либо существует реальная угроза их нарушения).

Кроме того, выбор способа защиты нарушенного права должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса. При этом избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению.

Согласно п. 1 ст. 11 Закона "О потребительской кооперации, (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" пайщики потребительского общества имеют право:

вступать в потребительское общество и выходить из него на добровольной основе;

участвовать в деятельности потребительского общества, избирать и быть избранными в органы управления и органы контроля, вносить предложения об улучшении деятельности потребительского общества, устранении недостатков в работе его органов;

получать кооперативные выплаты в соответствии с решением общего собрания потребительского общества;

приобретать (получать) преимущественно перед другими гражданами товары (услуги) в организациях торговли и бытового обслуживания потребительского общества, осуществлять на основе договоров гарантированный сбыт изделий и продукции личного подсобного хозяйства и промысла через организации потребительского общества;

пользоваться льготами, предусмотренными для пайщиков общим собранием потребительского общества. Эти льготы предоставляются за счет доходов, получаемых от предпринимательской деятельности потребительского общества;

сдавать организациям потребительского общества в первоочередном порядке сельскохозяйственные продукцию и сырье для переработки, в том числе на давальческих началах;

быть принятыми в первоочередном порядке на работу в потребительское общество в соответствии с их квалификацией и с учетом потребности в работниках;

получать направления на обучение в образовательные организации потребительской кооперации;

пользоваться объектами социального назначения на условиях, определяемых общим собранием потребительского общества;

получать информацию от органов управления и органов контроля потребительского общества об их деятельности;

обращаться к общему собранию потребительского общества с жалобами на неправомерные действия других органов управления и органов контроля потребительского общества;

обжаловать в судебном порядке решения органов управления потребительского общества, затрагивающие их интересы.

Структура органов управления определена в статье 15 Закона о потребкооперации.

Согласно пункту 1 статьи 15 Закона о потребкооперации, управление потребительским обществом осуществляют общее собрание потребительского общества, совет и правление потребительского общества.

Высшим органом потребительского общества является общее собрание потребительского общества (пункт 2 статьи 15 Закона о потребкооперации).

В период между общими собраниями потребительского общества управление в потребительском обществе осуществляет совет, который является представительным органом (пункт 3 статьи 15 Закона о потребкооперации).

Исполнительным органом потребительского общества является правление потребительского общества (пункт 4 статьи 15 Закона о потребкооперации).

Исходя из содержания пункта 1 статьи 11 Закона о потребкооперации, пайщики потребительского общества имеют право обжаловать в судебном порядке решения только органов управления потребительского общества, определенных статьей 15 Закона о потребкооперации.

В свою очередь, наблюдатель не относится к структуре органов управления потребительского общества, а является уполномоченным лицом, ответственным за осуществление советом союза потребительских обществ определенных настоящим Законом функций защиты прав пайщиков потребительских обществ и интересов потребительских обществ (статья 1 Закона о потребкооперации).

Доводы истца о том, что ПО «Демская торговая база» понесло дополнительные расходы на проведение аудиторской проверки, тем самым истец лишился прав на получение кооперативных выплат с суммы, потраченной на проведение проверки, судом отклоняются, поскольку оплата труда наблюдателя и услуг аудиторской организации (индивидуального аудитора) осуществляется за счет средств союза, совет которого назначил наблюдателя (п.1 ст. 38.1. Закона).

В случае, если по итогам проверки выявлены нарушения прав пайщиков потребительского общества - члена союза потребительских обществ, интересов такого потребительского общества, затраты на проведение аудиторской проверки компенсируются таким потребительским обществом или союзом потребительских обществ (п. 9 ст. 38.1. Закона).

Пунктом 11 ст. 38.1. Закона обязанность проводить анализ финансового состояния потребительского общества или союза потребительских обществ, в том числе с привлечением аудиторской организации (индивидуального аудитора), возложена на наблюдателя.

Суд отмечает, что ни в постановлении Башкирского республиканского союза потребительских обществ №53/1-С от 23.08.2019 г., ни в распоряжении наблюдателя Башкирского республиканского потребительских обществ от 03.09.2019 г., не были предусмотрены обязанности ПО «Демская торговая база» по заключению договора оказания аудиторских услуг по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности с ООО АКК «Финаудит и консалтинг» за период с 01.01.2018. по 31.12.2018., а также по оплате оказанных услуг.

Договоры на оказание аудиторских услуг, от имени ПО «Демская торговая база» были подписаны председателем совета общества Ермеевым Д.К., и согласно преамбулам соответствующих договоров, при подписании договоров председатель совета действовал на основании Устава, а не на основании обжалуемого постановления Башпотребсоюза и/или распоряжения наблюдателя потребительского общества.

Таким образом, при заключении договора на оказание аудиторских услуг была выражена согласованная воля как со стороны заказчика услуг - ПО «Демская торговая база», так и со стороны исполнителя услуг - ООО АКК «Финаудит и консалтинг».

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд не установил факта нарушения каких-либо прав истца как пайщика ПО «Демская торговая база», поскольку фактически требования истца, заявленные в рамках настоящего гражданского дела, не направлены на восстановление нарушенных прав истца.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Нуруллиной Эльзы Назибовны к Башкирскому республиканскому союзу потребительских обществ, потребительскому обществу «Демская торговая база», наблюдателю Хазиеву Равису Абузаровичу о признании незаконными постановления и распоряжения, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы.

Данное решение в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» подлежит опубликованию в сети Интернет.

Председательствующий Р.Р. Зайдуллин

Решение суда принято в окончательной форме 25.05.2020.