№ 2а-4856/2022
УИД 03RS0003-01-2022-004461-61
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
город Уфа 07 июня 2022 года
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Абдрахмановой Л.Н.,
при секретаре Валиевой Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан к Аветисян Бюзанду Вазировичу о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция просит суд взыскать с Аветисян Б.В. задолженность по налогу и пени на общую сумму в размере 164 104,88 руб., в том числе: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, налог за 2017 год в размере 135 922 руб., пеня в размере 547,09 руб. по состоянию на 20.12.2018 г., транспортному налогу с физических лиц: налог за 2017 год в размере 27 525 руб., пеня в размере 110,79 руб. по состоянию на 20.12.2018г.
Представитель МИФНС России № 4 по РБ Кагирова Л.Х. в судебном заседании требования административного иска поддержала, просила взыскать с административного ответчика задолженность по налогам и пени, однако решение суда не приводить к исполнению, поскольку указанная задолженность, взысканная судебным приказом мирового судьи, впоследствии отмененного определением мирового судьи, исполнена по возбужденному исполнительному производству.
Административный ответчик Аветисян Б.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, по адресу регистрации, конверт вернулся с отметкой «Истек срок хранения».
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ в отсутствие указанного лица.
Представитель Аветисян Б.В.- Аиткужина А.А. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать.
Суд, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.
Статья 57 Конституции Российской Федерации предписывает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
В соответствии со ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Пункт 1 статьи 362 НК РФ предусматривает положение о том, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей, т.е. мощность двигателя, умноженная на налоговую ставку, пропорционально количеству месяцев владения транспортным средством в налоговом периоде.
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Башкортостан № 365-з от 27.11.2002 "О транспортном налоге", налоговые ставки на транспортные средства устанавливаются в зависимости от мощности двигателя.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 360 НК РФ, налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
В соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.
Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
Согласно сведений представленных регистрирующими органами в электронном виде в соответствии со ст. 85 НК РФ Аветисян Б.В. является (являлся) собственником объектов налогообложения, согласно справке об объектах налогообложения (учета).
Налоговый орган произвел расчет по транспортному налогу Лексус LX570, государственный регистрационный номер У316НМ102.
На основании вышеизложенного, руководствуясь действующим законодательством Российской Федерации, Аветисян Б.В. признается налогоплательщиком транспортного налога физических лиц.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории "Сириус") следующее имущество:
1) жилой дом;
2) квартира, комната;
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пункт 1 ст. 408 НК РФ предусматривает, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Аветисян Б.В. на праве собственности принадлежит: иное строение, помещение и сооружение с кадастровым номером №, площадью 757,6 кв.м., расположенный по адресу: , иное строение, помещение и сооружение с кадастровым номером №, площадью 121,2 кв.м., расположенный по адресу: .
Руководствуясь ст. ст. 11.2,32,52,57 НК РФ Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по Республике Башкортостан надлежащим образом известила Аветисяна Б.В. о сумме и сроках уплаты налога, направив налоговое уведомление № от 19.08.2019г.
На основании п. 2 ст. 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с п. 2.1 ст. 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 (транспортный налог) и пунктах 1 (земельный налог) и 2 статьи 15 (налог на имущество физических лиц) НК РФ, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ, налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационнымканалам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления. по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В указанном налоговом уведомлении содержится полный расчет налога (в том числе: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, ставка налога, налоговые периоды).
Согласно п. 6 ст. 52 НК РФ сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.
В нарушение вышеуказанных норм Аветисян Б.В. являющийся собственником объектов налогообложения согласна справке, не оплатил в установленные сроки суммы налогов.
Межрайонная ИФНС ФИО2№ по, в соответствии со ст. 69 НК РФ направила ответчику требование № по состоянию на 20.12.2018г. с установленным сроком по оплате задолженности по налогу до ДД.ММ.ГГГГ Данное требование налогоплательщиком также оставлено без исполнения.
На основании п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В связи с неуплатой налогов в установленные сроки налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней - признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривалось, что административный ответчик числился собственником вышеуказанного имущества. Таким образом, у административного ответчика возникла обязанность по уплате налога, которая им в установленный законом срок исполнена не была.
Как уже указывалось выше, обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года №381-О-П).
Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
Таким образом, в рассматриваемом деле выдача судебного приказа мировым судьей свидетельствует о наличии оснований для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогам и сборам, поскольку материалы дела подтверждают, что налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченной суммы налога и пени, в связи с чем поданы заявления о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего.
Согласно положениям пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик (налоговый агент) должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, начисление пеней непосредственно связано в несвоевременной уплатой налогов в бюджет.
Исходя из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года № 381-О-П обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Расчет пени представлен административным истцом в подробном виде, судом проверен, является верным. Подвергать сомнению данный расчет суд не находит оснований.
Разрешая спор и удовлетворяя требования налогового органа, суд исходил из того, что Аветисян Б.В. является собственником транспортного средства и объектов недвижимости.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка N 4 по Кировскому району г. Уфы РБ был вынесен судебный приказ № о взыскании с Аветисян Б.В. налоговой задолженности на общую сумму 164 104,88 руб.
ДД.ММ.ГГГГ указанный судебный приказ был отменен мировым судьей в связи с поступлением возражений от Аветисян Б.В.
Административным ответчиком мировому судье судебного участка N 4 по Кировскому району г. Уфы РБ подано заявление о повороте исполнения вышеуказанных судебного приказа
Как стало известно в ходе судебного разбирательства, мировым судьей в удовлетворении заявленных Аветисян Б.В. требований о повороте исполнения судебного приказа отказано.
Вместе с тем, ранее взысканная сумма налога и пени в общей сумме 164 104,88 руб. была зачтена налоговым органом в счет начислений по вышеуказанным налогам и пени, в связи с исполнением судебного приказа в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Установление судом того факта, что в процессе рассмотрения дела до вынесения судом решения административный ответчик перечислил на счет истца требуемую им денежную сумму, не свидетельствует о необоснованности иска и не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в данной части.
Данное обстоятельство может служить основанием для указания суда о том, что решение суда в этой части не подлежит исполнению, или о том, что уплаченные суммы подлежат зачету в счет исполнения решения об удовлетворении иска.
Вопрос о зачете выплаченных ответчиком денежных средств может быть разрешен в исполнительном производстве.
Никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривается, что в рамках исполнения судебного приказа о взыскании с Аветисян Б.В. задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения: налог за 2017 год в размере 135 922 руб., пени в размере 547,09 руб., транспортному налогу с физических лиц: налог за 2017 год в размере 27 525 руб., пени в размере 110,79 руб., требования исполнительного документа были исполнены.
В связи с изложенным, с Аветисян Б.В. подлежит взысканию в пользу Межрайонной ИФНС ФИО2№ по Республике Башкортостан задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения: налог за 2017 год в размере 135 922 руб., пеня в размере 547,09 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, транспортному налогу с физических лиц: налог за 2017 год в размере 27 525 руб., пеня в размере 110,79 руб. по состоянию на 20.12.2018г.
При этом, решение суда в указанной части, не подлежит исполнению.
На основании части 1 статьи 114 КАС РФ, статьи 333.19 НК РФ в доход местного бюджета с Аветисян Б.В. подлежит взысканию государственной пошлины за рассмотрение дела в суде в размере 4482,09 руб.
При таких обстоятельствах, заявленные требования межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № по Республике Башкортостан о взыскании задолженности подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан к Аветисян Бюзанду Вазировичу о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с Аветисян Бюзанда Вазировича в пользу Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан недоимку по налогу: на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог за 2017 год в размере 135 922 руб., пеня в размере 547,09 руб., по состоянию на 20.12.2018г., транспортному налогу с физических лиц, налог за 2017 год в размере 27 525 руб., пеня в размере 110,79 руб., по состоянию на 20.12.2018 г., всего на общую сумму 164104,88 руб.
Взыскать с Аветисян Бюзанда Вазировича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 482,09 руб.
Решение суда в части взыскания с Аветисян Бюзанда Вазировича в пользу Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог за 2017 год в размере 135 922 руб., пеня в размере 547,09 руб., по состоянию на 20.12.2018г., транспортному налогу с физических лиц, налог за 2017 год в размере 27 525 руб., пеня в размере 110,79 руб., по состоянию на 20.12.2018 г., всего на общую сумму 150495, 31 руб., в исполнение не приводить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Верховный суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Решение в окончательной форме принято 07.06.2022 г.
Судья Л.Н. Абдрахманова