НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Томска (Томская область) от 27.09.2021 № 2А-2009/2021

Дело 2а-2009/2021

УИД 70RS0001-01-2020-007537-96

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2021 года Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Ю.А. Романовой,

при секретаре И.А. Сафиулиной,

помощник судьи Я.Н. Лузанова,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске с участием представителя административного истца Сиротиной Н.С., административное дело по административному исковому заявлению федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации к Государственной инспекции труда в Томской области, государственному инспектору труда (по правовым вопросам) в Томской области Смородиной Анне Васильевне, государственному инспектору труда (по правовым вопросам) в Томской области Супис Наталье Дмитриевне о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленных нарушений,

установил:

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Томской области. В обоснование требований указано, что в соответствии с распоряжением Государственной инспекции труда в Томской области от 05.11.2020 проведена проверка соблюдения трудового законодательства в отношении ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, в ходе которой установлено, что ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России в нарушение п. 81 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации произведены выплаты стимулирующего характера, предусмотренные Постановлениями Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484, от 29.08.2020 № 1312, за период с июля по сентябрь 2020 года, с удержанием налога на доходы физических лиц. Государственным инспектором труда (по правовым вопросам) в Томской области Смородиной А.В. внесено предписание об устранении выявленных нарушений от 07.12.2020. Полагает, что решение административного ответчика принято неправомерно. Работникам временного структурного подразделения ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России для обеспечения деятельности в условиях оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 произведены выплаты стимулирующего характера, предусмотренные постановлениями Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484, от 29.08.2020 № 1312 за счет собственных внебюджетных средств университета с удержанием налога на доход физических лиц, поскольку на момент осуществления выплат, средства целевой субсидии федерального бюджета не поступили. Стимулирующие выплаты произведены с удержанием налога на доход физических лиц, что соответствует требованиям налогового законодательства. Выплата оставшейся части стимулирующих выплат, удержанных в качестве налога на доходы физических лиц, произведена работникам ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России при фактическом получении средств федерального бюджета. Административный истец просит признать незаконным и отменить акт проверки от 07.12.2020 №70/8-1026-20-И/12-4258-И/72-37/57-49С-2020, предписание об устранении выявленных нарушений от 07.12.2020 №70/8-1026-20-И/12-4267-И/72-37/90 Государственной инспекции труда в Томской области, взыскать с Государственной инспекции труда в Томской области государственную пошлину в размере 2000 руб.

К участию в деле определением Кировского районного суда г.Томска от 23.12.2020 в качестве административного ответчика привлечена государственный инспектор труда (по правовым вопросам) в Томской области Смородина А.В., определением Кировского районного суда г.Томска от 14.01.2021 в качестве заинтересованных лиц привлечены Савюк Н.В., Галанова А.Э., Гришаненко О.Ю., Авсеенко Е.И., Смирнова Е.С., Дивановская С.Л., Хошимова М.А.

Решением Кировского районного суда г. Томска от 09 февраля 2021 года административные исковые требования ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России к государственной инспекции труда в Томской области, государственному инспектору труда (по правовым вопросам) в Томской области Смородиной А.В. удовлетворены. Признано незаконным предписание об устранении выявленных нарушений от 07.12.2020 № 70/8-1026-20-И/12-4267-И/72-37/90, установленных в акте проверки от 07.12.2020, государственной инспекции труда в Томской области.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 23 июля 2021 года решение Кировского районного суда г. Томска от 09 февраля 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Кировский районный суд г. Томска в связи с тем, что суд первой инстанции не привлек к участию в деле в качестве административного ответчика государственного инспектора труда (по правовым вопросам) в Томской области Супис Н.Д.

При новом рассмотрении дела определением Кировского районного суда г.Томска от 26.08.2021 в качестве административного ответчика привлечена государственный инспектор труда (по правовым вопросам) в Томской области Супис Н.Д..

Определением Кировского районного суда г.Томска от 27 сентября 2021 года прекращено производство по административному делу по административному исковому заявлению ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России к государственной инспекции труда в Томской области, государственному инспектору труда (по правовым вопросам) в Томской области Смородиной А.В., государственному инспектору труда (по правовым вопросам) в Томской области Супис Н.Д. в части требования о признании незаконным и отмене акта проверки от 07.12.2020.

В судебном заседании представитель административного истца Сиротина Н.С. требования поддержала, пояснила, что стимулирующие выплаты работникам с июля по сентябрь 2020 года производились за счет собственных внебюджетных средств университета, что явилось основанием для удержания НДФЛ, 18.12.2020 после поступления средств из федерального бюджета произведены выплаты стимулирующего характера в размерах удержанного ранее налога на доходы физических лиц. В дополнительных пояснениях к иску представитель административного истца указала, что акт проверки от 07.12.2020 в нарушение требований ст. 16 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" подписан только государственным инспектором Смородиной А.В. Подпись государственного инспектора Супис Н.Д. отсутствует. Руководством университета в ситуации задержки целевого федерального финансировании были предприняты максимально возможные меры по обеспечению своевременного получения работниками респираторного госпиталя дополнительных стимулирующих выплат за работу с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией с строгим соблюдением действующего законодательства, в том числе налогового.

Представитель административного ответчика государственной инспекции труда в Томской области, государственный инспектор труда по правовым вопросам Смородина А.В., государственный инспектор труда по правовым вопросам Супис Н.Д., заинтересованные лица Савюк Н.В., Галанова А.Э., Гришаненко О.Ю., Авсеенко Е.И., Смирнова Е.С., Дивановская С.Л., Хошимова М.А., представитель ИФНС России по г.Томску, извещенные о времени и месте рассмотрения спора, в суд не явились.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав представителя административного истца, изучив доводы административного иска и дополнительных пояснений к нему, возражений и отзыва на иск, суд пришел к следующим выводам.

В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Исходя из содержания ст. 46 Конституции Российской Федерации и ст. 1 КАС РФ, гражданин вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых, по его мнению, были нарушены (оспорены) его права, свободы и законные интересы.

Глава 22 КАС РФ предполагает возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Частью 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В соответствии со ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (ст. 353 ТК РФ).

Согласно ст. ст. 354, 355 ТК РФ федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда). В основные задачи федеральной инспекции труда входит обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В силу ст. ст. 356, 357 ТК РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений. В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей-физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций) (ст. 358 ТК РФ).

Таким образом, действия и решения государственного инспектора труда должны быть направлены на защиту и восстановление нарушенных прав, соответствовать требованиям закона.

Основание для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав (ст. 360 ТК РФ).

В силу ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами проверки, во исполнение поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. от 03.08.2020 № ТГ-П12-8767 кв, абз. 8 ч. 7 ст. 360 ТК РФ руководителям территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости в субъектах Российской Федерации приказано утвердить перечни медицинских учреждений, подлежащих проверке на территории соответствующего субъекта согласно представленному Минздравом России списку, обеспечить проведение внеплановых проверок медицинских учреждений, что подтверждается приказом от 06.08.2020 № 157.

Приказом Государственной инспекции труда в Томской области от 06.08.2020 № 44-ОД во исполнение поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. от 03.08.2020 № ТГ-П12-8767 кв, приказа Федеральной службы по труду и занятости от 06.08.2020 № 157 на заместителя руководителя возложена обязанность по утверждению перечня медицинских учреждений, подлежащих проверке, обеспечению проведения должностными лицами выездных проверок в отношении медицинских учреждениях в части соблюдения трудовых прав медицинских работников, работающих в условиях новой коронавирусной инфекции, связанных с оплатой труда.

Распоряжением Государственной инспекции труда в Томской области от 05.11.2020 №70/8-1026-20-И/12-4121-И/72-37/693 государственным инспектам труда (по правовым вопросам) в Томской области Смородиной А.В., Супис Н.Д. поручено проведение проверки в отношении ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением юридическим лицом обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, приказа Роструда от 06.08.2020 № 157 «О проведении внеплановых выездных проверок медицинских учреждений», в части соблюдения трудовых прав медицинских работников, работающих в условиях новой коронавирусной инфекции, связанных с оплатой труда во исполнение поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. от 03.08.2020 № ТГ-8767кв.

Также 09.10.2020 в Государственную инспекцию труда в Томской области поступило коллективное обращение работников ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России Савюк Н.В., Галановой А.Э., Гришаненко О.Ю., Авсеенко Е.И., Смирновой Е.С., Дивановской С.Л., Хошимовой М.А. о нарушении работодателем их трудовых прав, в части удержания налога на доходы физических лиц со стимулирующих выплат; проверка, проводимая на основании распоряжения Государственной инспекции труда в Томской области от 05.11.2020 №70/8-1026-20-И/12-4121-И/72-37/693, также охватывала предмет обращения указанных лиц.

В ходе проверки установлено, что ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России выплаты стимулирующего характера, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 384 за выполнение особо важных работ за период с июля по сентябрь 2020 года, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2020 № 1312 за выполнение особо важных работ за сентябрь 2020 года произведены с удержанием НДФЛ, что следует из акта проверки от 07.12.2020.

Государственным инспектором труда (по правовым вопросам) в Томской области Смородиной А.В. вынесено предписание от 07.12.2020 № 70/8-1026-20-И/12-4267-И/72-37/90 в адрес ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России об устранении нарушений, установленных в акте проверки от 07.12.2020, которым на ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России возложена обязанность по начислению и произведению выплаты суммы удержанного налога на доход физических лиц с выплат стимулирующего характера, произведенных в сентябре 2020 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.08.2020 № 1312, в июле, августе, сентябре 2020 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 № 484 в срок до 22.12.2020.

Обращаясь с требованием о признании незаконным предписания об устранении выявленных нарушений от 07.12.2020 Государственной инспекции труда в Томской области, административный истец указывает, что источником финансового обеспечения выплат стимулирующего характера, произведенных в июле, августе, сентябре 2020 года являлись собственные внебюджетные средств университета, так как на момент их осуществления средства целевой субсидии федерального бюджета до учреждения в установленном порядке не доведены, что явилось основанием для удержания налога на доход физических лиц в соответствии с налоговым законодательством.

В соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

В силу статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами (ст. 137 ТК РФ).

Пунктом 2 статьи 223 НК РФ установлено, что при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (п.6).

Обязанность по уплате налога на доходы физических лиц в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации возлагается на налогового агента, каковым является работодатель, либо на самого работника, если такой налог не был удержан.

Согласно п. 81 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в виде выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку лицам, участвующим в выявлении, предупреждении и устранении последствий распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе оказывающим медицинскую помощь или социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, которые осуществляются на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации и источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с письмом Минфина России от 04.12.2020 № 03-04-07/106084 доходы в виде указанных выплат, которые осуществляются на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации и источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании п. 81 ст. 217 НК РФ.

При этом указанные выплаты, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета и (или) бюджета субъекта Российской, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в полной сумме, рассчитываемой на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, предусматривающих такие выплаты (в том числе, если в расчете выплаты учитываются районные коэффициенты и иные коэффициенты).

Судом установлено, что приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.05.2020 № 440 в ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России с 16.05.2020 до особого распоряжения перепрофилировано 90 коек для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на новую коронавирусная инфекцию COVID-19 в стационарных условиях.

28.09.2020 Министерством здравоохранения Российской Федерации приказано с 01.10.2020 приступить к закрытию перепрофилированных для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на новую коронавирусная инфекцию COVID-19 в стационарных условиях 90 коек в ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, что подтверждается приказом от 28.09.2020 № 1030.

Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, утвержденные постановление Правительства РФ от 12.04.2020 № 484 (далее Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 № 484) устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.

Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 № 484, распространяется на правоотношения, возникшие с 01.04.2020.

Средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иного межбюджетного трансферта, направляются на обеспечение в апреле - октябре 2020 года выплат стимулирующего характера в медицинских организациях и их структурных подразделениях (в том числе оказывающих скорую медицинскую помощь), фактически оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также в организациях, осуществляющих предоставление транспортных услуг при оказании скорой медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (п.3).

Согласно п. 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 № 484, выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах: оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 50 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу и водителям скорой медицинской помощи - 25 тыс. рублей в месяц; оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 80 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу - 50 тыс. рублей в месяц, младшему медицинскому персоналу - 25 тыс. рублей в месяц.

Локальный нормативный акт медицинской организации принимается в связи с наличием граждан, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и устанавливает: перечень наименований структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера; перечень должностей медицинских и иных работников структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера; размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью независимо от количества отработанных смен (часов), но не выше размеров, указанных в пункте 11 настоящих Правил; срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера (п.12).

Во исполнение п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 № 484, ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России приказом от 22.07.2020 № 453 утвержден Порядок установления выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, за счет средств федерального бюджета.

Пунктами 5, 6 Порядка, утвержденного приказом ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России от 22.07.2020 № 453, установлено, что выплаты осуществляются за счет и в пределах средств целевой субсидии, предоставленной в соответствии с аб. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ. Выплаты, являющиеся бюджетными ассигнованиями федерального бюджета, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц.

В соответствии с п. 7 Порядка, утвержденного приказом ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России от 22.07.2020 № 453, выплата стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в стационарных условиях, устанавливается на период май-август текущего года.

Пунктом 10 Порядка, утвержденного приказом ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России от 22.07.2020 № 453, установлено, что выплата осуществляется в отношении работников, которые (при необходимости) осуществляют свои должностные обязанности, в помещении респираторного госпиталя, оказывающего помощь пациентам с COVID-19. Условием для выплаты является трудоустройство в респираторный госпиталь, факт привлечения к осуществлению деятельности. Срок, на который устанавливается выплата - с момента трудоустройства в респираторный госпиталь (с начала оказания медицинской помощи) на весь период осуществления трудовой деятельности в респираторном госпитале, но не более срока, определенного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484.

Положением о порядке осуществления выплат стимулирующего характера за интенсивность труда и выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам при содействии организации лечебного процесса при оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, утвержденным ректором ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России 25.06.2020, определены условия и порядок установления выплаты стимулирующего характера за интенсивность труда работникам в связи с особыми условиями труда и дополнительной нагрузкой при содействии организации лечебного процесса при оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, а также выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам.

Судом установлено, что 02.06.2020 между Министерством здравоохранения Российской Федерации и ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России заключено соглашение №056-02-202-645 о предоставлении из федерального бюджета в 2020 году субсидии в целях реализации мероприятий по борьбе с эпидемиями.

Пунктом 2.1.1 соглашения от 02.06.2020 № 056-02-202-645, с учетом дополнительного соглашения от 02.07.2020 № 056-02-202-645/1, установлено, что средства, предоставленные ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России в рамках субсидии направляются на обеспечение в мае - июне 2020 года выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 в медицинских организациях и их структурных подразделениях, перепрофилировавших коечный фонд в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 844-р и от 24.04.2020 № 1131-р и фактически оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.

В соответствии с п. 2.2 соглашения от 02.06.2020 № 056-02-202-645, с учетом дополнительного соглашения от 02.07.2020 № 056-02-202-645/1, субсидия предоставляется ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России в 2020 году в размере 19 934 000 руб.

Согласно приложению № 2 к соглашению от 02.06.2020 № 056-02-202-645, с учетом дополнительного соглашения от 02.07.2020 № 056-02-202-645/1, субсидия в размере 19 934 000 руб. предоставляется в срок до 24.07.2020.

Согласно п. 4.3.7 соглашения от 02.06.2020 № 056-02-202-645 ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России обязалось использовать субсидию на обеспечение выплат стимулирующего характера медицинским и иным работникам, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с п. 3.1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 976-р.

20.08.2020 между Министерством здравоохранения Российской Федерации и ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России заключено дополнительное соглашение № 056-02-2020-645/2 к соглашению от 02.06.2020 № 056-02-202-645, которым п. 2.1.1 соглашения от 02.06.2020 № 056-02-202-645 изложен в следующей редакции: средства, предоставляемые в рамках субсидии, в сумме 19934000 руб. направляются на обеспечение в мае-августе 2020 года выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 в медицинских организациях и их структурных подразделениях, перепрофилировавших коечный фонд в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 844-р и от 24.04.2020 № 1131-р и фактически оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 в соответствии с размером выплат и категориями персонала, предусмотренными п. 3.1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 976-р; в сумме 992164, 40 руб. направляются на оплату отпусков и выплату компенсации за неиспользованные отпуска медицинским работникам и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 10.07.2020 № 1792-р; п. 1.1.2 – субсидия в 2020 году в размере 19934000 руб. увеличена на 992164, 40 руб. со сроком перечисления до 31.12.2020.

Как следует из объяснений представителя административного истца ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, что согласуется с письмами ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России в адрес Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.08.2020 № 2639, от 05.06.2020 № 1818, в адрес администрации Томской области от 11.06.2020 № 1866, субсидия из федерального бюджета на финансовое обеспечение выплат за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 № 484, за июль-сентябрь 2020 года до административного истца не доведена на момент необходимости произведения выплат.

Указанные обстоятельства также подтверждаются платежными поручениями от 18.11.2020 № 701238, из которых следует, что УФК по Томской области (ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России) получены денежные средства от Межрегионального операционного УФК (Минздрав России) в размере 67170398,69 руб. (из них 25899100 руб. на обеспечение в июле-августе 2020 года выплат стимулирующего характера) 18.11.2020; от 26.12.2020 № 61940, из которого следует, что УФК по Томской области (ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России) получены денежные средства от Межрегионального операционного УФК (Минздрав России) в размере 16 066 323,19 руб. (из них 12645800 руб. на обеспечение в 2020 году выплат стимулирующего характера) 26.12.2020.

Письма от 11.08.2020 № 2639, 24.09.2020 № 3285, 05.11.2020 № 4026 направлялись ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России в адрес Министерства здравоохранения Российской Федерации в целях получения субсидии на выплату стимулирующих выплат.

Постановлением администрации Томской области от 03.07.2020 № 307а ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России предоставлена субсидия из областного бюджета на 2020 год на финансовое обеспечение мероприятий, направленных на осуществление выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекции; утвержден Порядок определения объема и предоставления субсидии из областного бюджета на 2020 год ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России на финансовое обеспечение мероприятий, направленных на осуществление выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.

В соответствии п. 6 Порядка, утвержденного Постановлением администрации Томской области от 03.07.2020 № 307а, с учетом постановлений администрации Томской области от 07.08.2020 № 382а, от 07.09.2020 № 429а, средства субсидии направляются получателю субсидии на обеспечение выплат стимулирующего характера медицинским работникам получателя субсидии, оказывающим в мае-августе 2020 года медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией в следующих размерах: врачам, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях – 42098 руб. в месяц, среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условия – 21049 руб. в месяц; младшему медицинскому персоналу, участвующему в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях – 12630 руб. в месяц; врачам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь – 33678 руб. в месяц; среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании первичной медико-санитарной помощи – 16839 руб.; младшему медицинскому персоналу, участвующему в оказании первичной медико-санитарной помощи – 8420 руб. в месяц.

Пунктом 10 Порядка, утвержденного Постановлением администрации Томской области от 03.07.2020 № 307а, установлено, что в случае принятия решения о предоставлении субсидии Департамент здравоохранения Томской области в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения заключает соглашение с получателем субсидии.

Размер субсидии определятся в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных свободной бюджетной росписью областного бюджета н 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов на цель, указанную в п.2 настоящего Порядка, в соответствии с перечнем затрат на использование субсидии, согласованным с Департаментом здравоохранения Томской области.

Порядком установления выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за счет средств целевой субсидии областного бюджета, утвержденным приказом ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России от 06.07.2020 № 417 установлено, что выплата стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за счет средств целевой субсидии областного бюджета осуществляется медицинским работником, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19 и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией. Также указанные выплаты устанавливаются медицинским работникам, контактирующим в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19 и работа которых связана с биоматериалом зараженных COVID-19 (п.6).

В соответствии с п. 10 Порядка, утвержденного постановлением администрации Томской области от 03.07.2020 № 307а, 07.07.2020 между Департаментом здравоохранения Томской области и ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета в 2020 году ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России на финансовое обеспечение мероприятий, направленных на осуществление выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекции.

Согласно п. 1.2 соглашения от 07.07.2020 субсидия предоставляется в целях реализации ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, на территории Томской области: осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.

Пунктом 2.1 соглашения от 07.07.2020, с учетом дополнительного соглашения № 1 от 08.09.2020, установлен размер субсидии, предоставляемый из областного бюджета, составляет в 2020 году – 22300000 руб.

В соответствии с п. 4.1 соглашения от 07.07.2020 перечисление субсидии осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня заключения соглашения в соответствии с Порядком предоставления субсидий, но не позднее 25.12.2020.

При этом как следует из объяснений представителя административного истца, размер субсидии рассчитывался с таким расчетом, чтобы при удержании налога на доходы физических лиц с работников суммы к выплате были аналогичными выплатам, которые получили бы работники в случае доведения субсидии из федерального бюджета.

В связи с отсутствием целевого финансирования за счет средств федерального бюджета ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России вынесен приказ от 24.08.2020 № 497 об осуществлении выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 за июль 2020 года по источнику финансирования внебюджет ВО, КБК 0706 47 2 02 90059. Источником финансирования выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работником, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в июле 2020 года считать средства целевой субсидии для следующих сотрудников: Камылина Н.Ю., Мийзановой М., Чудоимовой А.Л., Батеневой К.Ю., Жирновой А.С., Лисицкому Н.С., Панфиловой Н.В., Сискевич М.И., Степановой К.М., Ульянову В.В., Хохрякова М.С.

В связи с отсутствием дополнительного целевого финансирования за счет средств федерального бюджета ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России вынесен приказ от 09.09.2020 № 541 об осуществлении выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работником, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, за август 2020 года по источнику финансирования внебюджет ВО, КБК 0706 47 2 02 90059 сотрудникам респираторного госпиталя. Источником финансирования выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в августе 2020 года считать средства целевой субсидии для следующих сотрудников: Кирющенко А.А., Сидневой О.Ю., Даниленко О.А., Москалевой С.А.

30.09.2020 ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России приказано осуществить выплату стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, за сентябрь 2020 года по источнику финансирования внебюджет ВО, КБК 0706 47 2 02 90059, что подтверждается приказом от 30.09.2020 № 588.

Таким образом, выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 № 484 в июле-сентябре 2020 года сотрудникам ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России производились не за счет ассигнований федерального бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации, а за счет средств от приносящей доход деятельности ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России.

Постановлением Правительства РФ от 29.08.2020 № 1312, действующим с 12.09.2020 по 23.11.2020, устанавливались в 2020 году выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в следующих размерах: врачам скорой медицинской помощи, в том числе в составе специализированных выездных бригад - 80 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики; среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи (фельдшеры скорой медицинской помощи, медицинские сестры, медицинские сестры - анестезисты) - 40 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики; фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 20 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики; врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием подразделений, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (в том числе врачам-инфекционистам, врачам общей практики (семейным врачам), врачам-педиатрам, врачам-педиатрам участковым, врачам-терапевтам, врачам-терапевтам участковым, врачам-пульмонологам) - 80 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики; среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании первичной медико-санитарной помощи, в том числе среднему медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских пунктов, фельдшерских здравпунктов - 40 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики; младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания первичной медико-санитарной помощи - 20 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики; врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях (в том числе врачам-инфекционистам, врачам-анестезиологам-реаниматологам) - 100 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики; среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях - 50 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики; младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях - 30 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.

Пункт 4 постановления Правительства РФ от 29.08.2020 № 1312 предусматривал, что финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществлялся за счет и в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых из резервного фонда Правительства Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти на осуществление выплат стимулирующего характера.

Выплаты стимулирующего характера осуществлялись за период с 01.04.2020, но не ранее даты регистрации на территории субъекта Российской Федерации подтвержденного случая новой коронавирусной инфекции, за фактически отработанное время (п.5).

Порядок установления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку за счет средств федерального бюджета установлен приказом ректора ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России от 03.12.2020 № 751.

Дополнительным соглашением от 10.11.2020 № 056-02-2020-645/3 в соглашение от 02.06.2020 № 056-02-2020-645 внесены изменения: п. 2.1.1 дополнен словами «средства, предоставленные ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России в рамках субсидии в сумме 41 271 298, 69 руб., направляются на обеспечение выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.08.2020 № 2199-р; средства, предоставленные ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России в рамках субсидии, в объеме 25 899 100 руб. направляются на обеспечение в июле-августе 2020 выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 №2432-р».; сумма субсидии, указанная в п. 2.2 увеличена на 67 170 398, 69 руб. Добавлен п. 4.3.8, в соответствии с которым ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России обязалось использовать субсидию в размере 41 271 298,69 руб. на обеспечение выплат стимулирующего характера медицинским и иным работникам, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2020 № 1312-р.

Сторонами согласовано условие о сроке перечисления субсидии до 31.12.2020 (приложение № 2 к дополнительному соглашению от 10.11.2020 № 056-02-2020-645/3).

Дополнительным соглашением от 24.12.2020 № 056-02-2020-645/5 в соглашение от 02.06.2020 № 056-02-2020-645 внесены изменения, п. 2.1.1 дополнен словами: средства, предоставленные Учреждению в рамках субсидии, в объеме 12645800 руб. направляются на обеспечение выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 976-р (с учетом изменений от 23.09.2020 № 2432-р и от 03.11.2020 № 3072-р); средства, предоставленные ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России в рамках субсидии в сумме 3420523,19 руб., направляются на оплату отпусков и выплату компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.07.2020 № 1792-р.

Как следует из объяснений представителя административного истца ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, которые согласуются с письмами ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, в адрес Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.09.2020 № 3285, от 05.11.2020 № 4026, платежным поручением от 26.12.2020 № 61940, субсидия из федерального бюджета на финансовое обеспечение выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за сентябрь до административного истца не доведена на момент необходимости проведения выплат.

Письма от 24.09.2020 № 3285, от 05.11.2020 № 4026 направлялись ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России в адрес Министерства здравоохранения Российской Федерации в целях получения субсидии на выплату стимулирующих выплат.

01.10.2020 ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России приказано осуществить выплату стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам респираторного госпиталя за сентябрь 2020 года по источнику финансирования внебюджет ВО, КБК 0706 47 2 02 90059, что следует из приказа от 01.10.2020 № 590.

Таким образом, выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.08.2020 № 1312 в сентябре 2020 года сотрудникам ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России производились не за счет субсидии из федерального бюджета, а за счет средств от приносящей доход деятельности ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России.

Судом учитывается, что субсидия из федерального бюджета на финансовое обеспечение выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.08.2020 № 1312, за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 № 484, на момент необходимости произведения выплат не доведена до ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России.

Финансовым источником выплат стимулирующего характера, предусмотренных Постановлениями Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484 за июль-сентябрь 2020 года, от 29.08.2020 № 1312, за сентябрь 2020 года являлись собственные средства учреждения от приносящей доход деятельности, в связи с чем, правовых оснований для освобождения указанных выплат от обложения налогом на доходы физических лиц в соответствии с п. 81 ст. 217 НК РФ не имелось, поскольку источником финансового обеспечения указанных выплат не являлись бюджетные ассигнования федерального бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации.

Указанные обстоятельства согласуются с ответом на обращение Савюк Н.В., Галановой А.Э., Гришаненко О.Ю., Авсеенко Е.И., Смирновой Е.С., Дивановской С.Л., Хошимовой М.А. прокурора Кировского района г.Томска от 13.11.2020, предоставленным по результатам прокурорской проверки, из которого следует, что стимулирующие выплаты ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России производились за счет собственных средств, удержание с указанных выплат налога на доходы физических лиц соответствует требованиям налогового законодательства.

Как следует из платежных поручений от 23.12.2020, 31.12.2020, списков перечисляемой в банк заработной платы от 22.12.2020, 30.12.2020, ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России произведено перечисление выплат стимулирующего характера медицинским работникам, предусмотренных Постановлениями Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484, от 29.08.2020 № 1312, за июль-сентябрь в размерах удержанного размера налога на доходы физических лиц.

Доводы административного ответчика о том, что на момент вынесения предписания от 07.12.2020 ФГБОУ ВО СибГМУ располагало достаточными средствами для осуществления выплат, подлежат отклонению при оценке законности указанного решения, так как основанием для издания оспариваемого предписания явились обстоятельства, установленные в ходе проведения проверки – незаконное удержание налога за особые условия труда и дополнительную нагрузку, а также за выполнение особо важных работ в период с июля по сентябрь 2020 года, а не иные обстоятельства.

Кроме того, согласно ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах, в котором указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

Исходя из изложенных требований законодательства, полномочиями по проведению проверки обладают те должностные лица, которые непосредственно указаны в распоряжении или приказе органа государственного контроля (надзора), и только эти лица вправе по результатам соответствующей проверки составлять акт проверки и выдавать предписание. Проведение проверки должностными лицами, которые не указаны в распоряжении или приказе органа государственного контроля (надзора), противоречит ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Как следует из распоряжения Государственной инспекции труда в Томской области от 05.11.2020 №70/8-1026-20-И/12-4121-И/72-37/693 проведение проверки в отношении ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России поручено государственному инспектору труда (по правовым вопросам) в Томской области Смородиной А.В., Супис Н.Д.

В рамках проверки государственным инспектором труда в Томской области Супис Н.Д. в адрес ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России направлялись запросы о предоставлении расчетных листов работников респираторного госпиталя ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, пояснений от 03.12.2020 № 17951, от 22.10.2020 № 13353.

Вместе с тем, в акте проверки от 07.12.2020 в качестве должностного лица, проводящего проверку, указана только Смородина А.В.

Согласно копии приказа Государственной инспекции труда в Томской области от 24.11.2020 № 54-ОД, государственный инспектор труда Супис Н.Д. переведена на дистанционную работу, за ней сохранены должностные обязанности в полном объеме и в соответствии с должностным регламентом.

Довод государственного инспектора труда (по правовым вопросам) в Томской области Смородиной А.В. о том, что Супис Н.Д. не могла подписать акт проверки из-за перевода на дистанционную работу, подлежит отклонению, поскольку из приказа от 24.11.2020 № 54-ОД следует, что должностные обязанности за ней в полном объеме были сохранены.

Согласно п. 109 Приказа Роструда от 13.06.2019 № 160 "Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (далее Административный регламент), оформление акта проверки по результатам внеплановой проверки осуществляется уполномоченными должностными лицами Роструда или его территориального органа в порядке, установленном пунктами 67 - 79 Административного регламента.

На основании п. 75 Административного регламента, акт проверки оформляется в двух экземплярах уполномоченными должностными лицами Роструда или его территориального органа, проводившими проверку, непосредственно после ее завершения, но не позднее установленного срока проведения проверки. При проведении выездной проверки и оформлении акта проверки по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности, акт проверки с копиями приложений вручается полномочным представителям проверяемого лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки (п. 76).

В распоряжении о проведении проверки от 05.11.2020 №70/8-1026-20-И/12-4121-И/72-37/693 указан срок ее проведения: с 10.11.2020 по 07.12.2020, однако с актом и.о. ректора ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России ознакомлен 08.12.2020, то есть на следующий день после окончания срока проведения проверки.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что при проведении проверки в отношении ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России Государственной инспекции труда в Томской области допущены нарушения, выразившиеся в несвоевременном ознакомлении проверяемого лица с ее результатами, а также не подписании государственным инспектором труда Супис Н.Д. акта проверки от 07.12.2020.

При таких обстоятельствах, суд считает, что предписание Государственной инспекции труда в Томской области от 07.12.2020 № 70/8-1026-20-И/12-4267-И/72-37/90 является незаконным.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из ст. 357 ТК РФ, предписание государственного инспектора труда может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Поскольку положения данной нормы устанавливают специальный срок для оспаривания работодателем предписаний государственной инспекции труда, то общий срок обращения в суд, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, применению не подлежит.

Оспариваемое предписание от 07.12.2020 №70/8-1026-20-И/12-4267-И/72-37/90 вручено ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России 08.12.2020, о чем свидетельствует подпись и.о. ректора Пелых Н.И., с административным иском учреждение обратилось 16.12.2020, то есть в пределах срока, предусмотренного ч. 2 ст. 357 ТК РФ.

В административном исковом заявлении ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России просит признать незаконным и отменить предписание об устранении выявленных нарушений от 07.12.2020 №70/8-1026-20-И/12-4267-И/72-37/90 Государственной инспекции труда в Томской области.

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемого решения незаконным.

Приведенной нормой, а равно иными положениями процессуального законодательства не предусмотрено вынесение судом решения об отмене незаконного решения публичного органа или о возложении на такой орган обязанности отменить свое решение. Понуждение административного ответчика к совершению указанных действий не является предусмотренным законом ограничением права административного органа на самостоятельное решение вопросов в пределах предоставленных законодательством полномочий.

Таким образом, административное исковое заявление подлежит удовлетворению в части признания незаконным предписания об устранении выявленных нарушений от 07.12.2020 № 70/8-1026-20-И/12-4267-И/72-37/90 Государственной инспекции труда в Томской области.

На основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела (ч. 1 ст. 103 КАС РФ).

Поскольку при обращении в суд административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 2 000 руб., что подтверждается платежным поручением от 14.12.2020 № 653358, она подлежит взысканию с государственной инспекции труда в Томской области в пользу ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России в соответствии с п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации к Государственной инспекции труда в Томской области, государственному инспектору труда (по правовым вопросам) в Томской области Смородиной А.В., государственному инспектору труда (по правовым вопросам) в Томской области Супис Н.Д. удовлетворить частично.

Признать незаконным предписание об устранении выявленных нарушений от 07.12.2020 № 70/8-1026-20-И/12-4267-И/72-37/90 Государственной инспекции труда в Томской области.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Взыскать с Государственной инспекции труда в Томской области в пользу федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации государственную пошлину в размере 2000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г. Томска в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья -подпись- Ю.А. Романова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 06.10.2021.

Копия верна: судья

Секретарь А.С. Макарова