НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Томска (Томская область) от 24.09.2021 № 700001-01-2021-003370-03

Дело № 2-2029/2021

УИД № 70RS0001-01-2021-003370-03

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 сентября 2021 года Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего А.Р. Корниенко,

при секретаре О.В. Малковой,

помощник судьи В.В. Шакирова,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Струка А. В. к Департаменту здравоохранения Томской области, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику,

установил:

Струк А.В. обратился в суд с указанным исковым заявлением к Департаменту здравоохранения Томской области, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, в котором просит взыскать: с Департамента здравоохранения Томской области - долю единовременной компенсационной выплаты по договору /________/ о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику от 05.08.2016 в размере 400 000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 5 280 руб.; с Федерального фонда обязательного медицинского страхования - долю единовременной компенсационной выплаты по договору /________/ о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику от 05.08.2016 в размере 600 000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 7 920 руб.

В обоснование иска указано, что после получения высшего медицинского образования, в 2014 году он (Струк А.В.) переехал в сельскую местность - /________/, где с 03.04.2014 работает в должности врача-/________/ в ОГБУЗ «Первомайская районная больница» по основному месту работы, на основании трудового договора. В 2015 году Департамент здравоохранения Томской области отказал ему в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. Решением Кировского районного суда г. Томска от 02.06.2016, вступившим в законную силу 08.07.2016, на Департамент возложена обязанность заключить с ним (истцом) договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, который и заключен 05.08.2016 под /________/, согласно которому Департамент обязался в течение 30 календарных дней со дня заключения настоящего договора перечислить единовременную компенсационную выплату на лицевой счет истца в размере 1000000 руб. Письмом Департамента /________/ от 22.08.2016 он (Струк А.В.) уведомлен о том, что поскольку финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2016 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов РФ в соотношении 60 и 40 процентов, а Федеральный фонд обязательного медицинского страхования отказался выделять иные межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного финансирования по договору /________/ от 05.08.2016, последний не может быть исполнен надлежащим образом. Однако, вступившим в законную силу решением суда установлено право истца на получение единовременной компенсационной выплаты, которое не было реализовано в результате незаконного отказа Департамента в заключении соответствующего договора. Несвоевременное заключение договора не может явиться основанием для отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику. В данной ситуации нарушаются права истца на получение установленной законом компенсационной выплаты.

Истец Струк А.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, направил представителя.

Представитель истца Чемерзов Д.Н., действующий на основании ордера /________/ от 02.09.2021, в судебном заседании исковые требований поддержал по изложенным основаниям. Дополнительно суду пояснил, что возражает протии заявления относительно пропуска срока исковой давности, т.к. Департамент должен был перечислить единовременную компенсационную выплату медицинскому работнику Струку А.В. не позднее 5 календарных дней со дня поступления иных межбюджетных трансфертов из бюджета Территориально фонда обязательного медицинского страхования Томской области в областной бюджет. В материалах дела отсутствуют доказательства перечисления указанных межбюджетных трансфертов на протяжении уже 5 лет, в связи с чем, право истца на получение единовременной компенсационной выплаты по договору /________/ от 05.08.2016 нарушено с момента, когда в последний год действия указанного договора иных межбюджетных трансфертов на предоставление единой компенсационной выплаты перечислено не было. При таких обстоятельствах, полагал, что срок исковой давности не может исчисляться ни с момента получения Струком А.В. письма Департамента /________/ от 22.08.2016, ни по истечении 30 календарных дней со дня заключения договора, т.е. с 05.09.2016. В силу изложенных причин, срок исковой давности не истек, а потому ходатайства ответчиков о его применении не подлежат удовлетворению.

В судебном заседании представитель ответчика Департамента здравоохранения Томской области – Пинясова Е.Л., действующая на основании доверенности /________/ от 21.10.2020 сроком на 1 год, исковые требования не признала. Представила письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому, федеральным законодательством предусмотрен обязательный для органов исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения порядок предоставления единой компенсационной выплаты медицинским работникам. Департаментом была направлена заявка в ТФ ОМС в августе 2016 года, на которую был получен отказ в предоставлении денежных средств. На основании полученного ответа Департамент уведомил истца о невозможности предоставления денежных средств по единовременной компенсационной выплате в сентябре 2016 года. Более истец не предъявлял требований к Департаменту. Ссылалась на то, что по своей правовой природе договор, заключенный между Струком А.В. и Департаментом является двусторонней сделкой, к обязательствам по которой применяется общий срок исковой давности. В соответствии с п.2.2 договора /________/ от 05.08.2016 выплата истцу должна была быть произведена в течение 30 календарных дней со дня заключения договора. В связи с чем, полагала, что срок исковой давности начал течь 05.09.2016 и закончился 05.09.2019. На основании изложенного, просила применить последствия пропуска срока исковой давности и отказать в удовлетворении исковых требований Струка А.В.

Ответчик - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил. Представитель ответчика Шомахов А.Э., действующий на основании доверенности от 27.01.2021 сроком по 31.12.2021, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя, в удовлетворении исковых требований - отказать. Указал, что после заключения договора между истцом с Департаментом 05.08.2016 и уведомления истца 22.08.2016 об отказе в предоставлении единовременной компенсационной выплаты, никаких заявлений в Федеральный фонд ОМС от Струка А.В. не поступало. Кроме того, финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам за счет средств Федерального фонда ОМС Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ не предусмотрено. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640 утверждена государственная программа РФ «Развитие здравоохранения», срок действия которой с 2018 по 2024 годы. Согласно паспорту Государственной программы ответственным исполнителем является Министерство здравоохранения РФ. Субсидии медицинским работникам предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства здравоохранения РФ как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидий на установленные цели. Субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Министерством здравоохранения РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Контроль за соблюдением субъектами РФ условий предоставления субсидий осуществляется Министерством здравоохранения РФ и уполномоченным органом государственного финансового контроля. Возложение каких-либо полномочий и обязанностей на Федеральный фонд ОМС не предусмотрено. Кроме того, к данным правоотношениям применяется общий срок исковой давности, который подлежит исчислению с того момента, когда заявителю стало известно о невозможности предоставления единовременной компенсационной выплаты, т.е. с даты получения письма Департамента /________/ от 22.08.2016, соответственно, срок исковой давности Струком А.В. пропущен.

Заслушав лиц, участвующих в деле, определив на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, изучив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.

Согласно части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ, в 2012 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 настоящей статьи (далее - договор). В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2012 году из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчета один миллион рублей на одного указанного медицинского работника. В 2013 - 2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 - 2014 годах осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В 2016 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2016 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.

Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, предусмотренных частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ, из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд) бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в части 12.2 названной статьи.

В частности, частью 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих:

предоставление медицинским работникам (в том числе указанным в части 12.1 настоящей статьи), имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки (пункт 1 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ);

установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда ежемесячно представлять в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, по форме, установленной Федеральным фондом (пункт 2 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ);

установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:

обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения (подпункт А пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ);

порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (подпункт Б пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ);

установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществлять контроль за соблюдением установленных настоящей статьей условий для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (пункт 4 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ).

В соответствии со статьей 12.4 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ предоставление иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов осуществляется в соответствии с заявками уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных Правительством Российской Федерации, при условии предоставления отчетности по форме и в порядке, которые установлены Федеральным фондом.

Контроль за использованием средств, предусмотренных на финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, осуществляется Федеральным фондом, территориальными фондами, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, Счетной палатой Российской Федерации (статья 12.5 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ, в целях организации работ по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам Администрацией Томской области принято от 13.04.2016 № 111а «О мерах по реализации статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (вместе с Порядком заключения Департаментом здравоохранения Томской области договоров с медицинскими работниками, имеющими право на получение единовременных компенсационных выплат).

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Томской области по заключению договоров с медицинскими работниками, имеющими право на получение единовременных компенсационных выплат, предусмотренных частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а также единовременных компенсационных выплат, предусмотренных пунктом 2 постановления, является Департамент здравоохранения Томской области (п.3).

Департаменту здравоохранения Томской области, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Томской области постановлено ежемесячно представлять в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования заявки на получение иных межбюджетных трансферов по форме, установленной Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (п.6).

Также Департамент здравоохранения Томской области должен заключать договоры с медицинскими работниками, имеющими право на получение единовременных компенсационных выплат, предусмотренных частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а также единовременных компенсационных выплат, предусмотренных пунктом 2 настоящего постановления, в порядке, определенном в приложении к настоящему постановлению; осуществлять финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период (п.7).

С февраля 2017 года Департамент здравоохранения Томской области обязан осуществлять контроль за соблюдением установленных статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» условий для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам.

Из приведенного нормативного правового регулирования отношений по предоставлению медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее медицинское образование и прибывшим на работу в учреждение здравоохранения, расположенное в сельской местности на территории Томской области, единовременной компенсационной выплаты в размере 1000 000 рублей следует, что единовременная компенсационная выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулировать их переезд на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, расположенные на территории Томской области, направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населенных пунктах и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами. Данная выплата носит единовременный характер, то есть предоставляется медицинским работникам, переехавшим на работу в сельские населенные пункты, однократно в течение их трудовой деятельности.

Единовременная компенсационная выплата предоставляется медицинскому работнику, осуществляющему трудовую деятельность в сельской местности Томская область, на основании заключенного договора между медицинским работником и Департаментом здравоохранения Томской области.

Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу в сельскую местность, осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджета субъекта Российской Федерации – Томской области. Иные межбюджетные трансферты предоставляются из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджет субъекта Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих условия и порядок предоставления Департаментом здравоохранения Томской области, как уполномоченным органом, медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты.

Так, решением Кировского районного суда г. Томска от 02.06.2016, вступившим в законную силу 08.07.2016, исковые требования Струка А.В. к Департаменту здравоохранения Томской области удовлетворены. На Департамент здравоохранения Томской области возложена обязанность заключить со Струком А.В. договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, в соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Во исполнение названного решения суда от 02.06.2016, вступившего в законную силу 08.07.2016, между Департаментом здравоохранения Томской области и Струком А.В. 05.08.2016 заключен договор /________/, по условиям которого Департамент обязался предоставить медицинскому работнику, имеющему право на получение единой компенсационной выплаты, обязавшемуся работать непрерывно в течении 5 лет со дня подписания настоящего договора по основному месту работы в /________/ на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным им с областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Первомайская районная больница», единовременную компенсационную выплату в размере 1000000 руб., обеспечить перечисление за медицинского работника, получившего единую компенсационную выплату, налогов в соответствии с действующим законодательством.

В силу п.2.2 указанного договора /________/, Департамент обязался в течение 30 календарных дней со дня заключения настоящего договора перечислить единую компенсационную выплату на лицевой счет медицинского работника, открытый в кредитной организации, по приведенным реквизитам.

В случае, если из бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области не перечислены в областной бюджет иные межбюджетные трансферты на предоставление единой компенсационной выплаты в течении 25 календарных дней со дня заключения настоящего договора, Департамент обязался перечислить единую компенсационную выплату на лицевой счет медицинского работника, открытый в кредитной организации, в течении 5 календарных дней со дня поступления иных межбюджетных трансфертов на предоставление единой компенсационной выплаты из бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области в областной бюджет.

В п.5.1 договора /________/ установлено, что настоящий договор считается заключенным со дня его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.

Из материалов дела следует, что после заключения означенного договора /________/ от 05.08.2016, Департамент здравоохранения Томской области направил в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Томской области заявку на получение иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на единовременную компенсационную выплату медицинскому работнику – Струку А.В. на сентябрь 2016 года.

Согласно ответу Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.09.2016, в заявку включен медицинский работник Струк А.В., который заключил трудовой договор с медицинским учреждением Томской области в 2014 году, тогда как по законодательству РФ условием для получения единой компенсационной выплаты в 2016 году является прибытие на работу в сельскую местность, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, в 2016 году. В связи с чем, в целях недопущения нарушения установленных нормативными правовыми актами условий предоставления иных межбюджетных трансфертов и порядка их финансирования, указанная заявка была возвращена.

О данном факте было сообщено Струку А.В. письмом Департамента здравоохранения Томской области /________/ от 22.09.2016.

Вместе с тем, отказывая в предоставлении единой компенсационной выплаты Струку А.В., ответчиками не учтено, что и в 2014 и в 2015 году он обращался в Департамент здравоохранения Томской области для заключения договора о предоставлении единой компенсационной выплаты, однако, ему было неправомерно отказано в этом, в связи с чем, данный вопрос был разрешен в судебном порядке.

Так, указанным выше решением Кировского районного суда г. Томска от 02.06.2016, вступившим в законную силу 08.07.2016, установлено, что 29.10.2014 истец обращался в Департамент здравоохранения Томской области с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, но в заключении договора о предоставлении такой выплаты ему уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ 24.02.2015 отказано на основании п.8 Порядка, в качестве основания для такого отказа указано на то, что Струком А.В. представлены копии не всех страниц паспорта, отсутствуют сведения о регистрации в установленном порядке по месту жительства или месту пребывания на территории Первомайского района в период 2013-2014 годов.

Также судом было установлено, что после устранения перечисленных выше недостатков Струк А.В. 17.02.2015 повторно обращался в Департамент Здравоохранения Томской области, но в заключении договора о предоставлении компенсационной выплаты ему отказано на основании п.8 Порядка, на основании того, что в 2015 году невозможно заключить договор с медицинским работником, трудоустроившимся в 2014 году.

В рассмотренном случае судом не было установлено наличие какого-либо из оснований, перечисленных в п. 8 Порядка, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 19.02.2014 № 48а, которое позволило бы стороне ответчика отказать в заключении со Струком А.В. искомого им договора.

Исследованные заявления Струка А.В. и приложенных к ним документов не оставили у суда сомнений, что в заявлениях истца о предоставлении единовременной компенсационной выплаты указаны в полном объеме сведения и к нему приложены в полном объеме документы, обязательные в силу п.п. 3, 4 указанного выше Порядка, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 19.02.2014 № 48а.

В связи с чем, имело место виновное поведение Департамента здравоохранения Томской области в несвоевременном заключении договора с медицинским работником – Струком А.В. на предоставление единовременной компенсационной выплаты.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 года № 1868-О, от 27 октября 2015 года № 2483-О).

Таким образом, при наличии у медицинского работника, прибывшего на работу в сельскую местность для осуществления на основании трудового договора трудовой деятельности в учреждении здравоохранения, права на получение единовременной компенсационной выплаты в соответствии с положениями Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» произвольный отказ от исполнения субъектом Российской Федерации публично-правовых обязательств по материальной поддержке таких работников является недопустимым.

Право медицинских работников в установленном возрасте, имеющих высшее медицинское образование, на предоставление им единовременной компенсационной выплаты связано в силу приведенного выше правового регулирования с фактом прибытия медицинского работника в сельскую местность, расположенную на территории Томской области, с целью осуществления в этой местности трудовой деятельности в учреждении здравоохранения на основании трудового договора, и обращения такого работника в установленный срок с приложением необходимых документов в Департамент здравоохранения Томской области с заявлением о заключении с ним договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

Истцом соблюдены все условия для получения спорной выплаты, установленные нормативными правовыми актами, ввиду этого вывод ответчиков о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», не соответствует подлежащим применению нормам права и юридически значимым установленным при рассмотрении дела судом обстоятельствам, а потому является неправомерным.

Суд учитывает, что Струк А.В. в соответствии с положениями части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» как медицинский работник, прибывший в 2014 году на работу на основании трудового договора в учреждение здравоохранения, расположенное в сельской местности на территории Томской области, приобрел право на предоставление единовременной компенсационной выплаты, следовательно был вправе рассчитывать на получение спорной выплаты в 2016 году ввиду позднего заключения договора по не зависящим от него обстоятельствам.

Согласно ответу ОГБУЗ «Первомайская районная больница» /________/ от 24.09.2021, Струк А.В. с 03.04.2014 и до настоящего времени работает в данном учреждении здравоохранения врачом – /________/.

То обстоятельство, что Департамент здравоохранения Томской области, обязанный осуществлять контроль за соблюдением установленных статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» условий для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, не предпринял иных мер для получения межбюджетных трансфертов, не может являться препятствием к реализации предоставленного истцу права на предоставление ему единовременной компенсационной выплаты и не освобождает уполномоченное лицо от обязанности предпринять необходимые меры по обеспечению Струка А.В. такой выплатой.

Право Струка А.В. на получение единовременной компенсационной выплаты, установленной Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и нормативными правовыми актами Томской области, не может быть поставлено в зависимость от даты заключения договора на получение единой компенсационной выплаты или отсутствия бюджетных средств.

Довод Федерального фонда ОМС о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку на него не возложено каких либо полномочий и обязанностей по выплате единовременной компенсационной выплаты, является не обоснованным, так как обязанность последнего по финансовому обеспечению единовременной компенсационной выплаты медицинского работника предусмотрена Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», не исполнение которого нарушает право истца на получение гарантированной ему единовременной компенсационной выплаты.

В силу изложенного, исковые требования Струка А.В. о взыскании во исполнение договора /________/ от 05.08.2016 денежных средств является обоснованным.

Поскольку финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат осуществляется в процентном соотношении (60 и 40) за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и средств бюджетов субъектов РФ с Департамента здравоохранения Томской области подлежит взысканию 400 000 рублей, с Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 600 000 рублей.

Представителя ответчиков заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.

Оценивая данные заявления и сочтя их не обоснованными, суд исходит из следующего.

В силу ст. 195 ГК Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 196 ГК Российской Федерации).

Согласно п. 2 ст. 199 ГК Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 ГК Российской Федерации).

Из договора /________/ от 05.08.2016 следует, что он действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.

Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства исполнения обязательств Департаментом здравоохранения Томской области по перечислению Струку А.В. денежных средств в размере 1000000 руб. в качестве единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику, то названный договор является действующим в настоящее время, а потому нельзя счесть, что истец не позднее сентября 2016 года узнал о нарушении его права, при том, что основание, по которому истцу отказано в выплате единовременной компенсации, не основано на законе, в связи с чем доводы представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности отклоняются.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Истцом при подаче иска в суд уплачена государственная пошлина в размере 13 200 рублей, что подтверждается чеком-ордером от 16.07.2021.

С учетом удовлетворения исковых требований в полном объеме, в пользу Струка А.В. с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина, а именно с Департамента здравоохранения Томской области подлежит взысканию – 5 280 рублей (40%), с Федерального фонда ОМС – 7 920 рублей (60%).

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,

решил:

исковые требования Струка А. В. к Департаменту здравоохранения Томской области, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику - удовлетворить.

Взыскать в пользу Струка А. В. с Федерального фонда обязательного медицинского страхования долю единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику в размере 600000 руб.

Взыскать в пользу Струка А. В. с Департамента здравоохранения Томской области долю единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику в размере 400 000 руб.

Взыскать в пользу Струка А. В. с Федерального фонда обязательного медицинского страхования расходы по уплате государственной пошлины в размере 7920 руб.

Взыскать в пользу Струка А. В. с Департамента здравоохранения Томской области расходы по уплате государственной пошлины в размере 5280 руб.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение месяца с момента изготовление решения суда в окончательной форме.

Судья -подпись- А.Р. Корниенко

Верно.

Судья А.Р. Корниенко

Секретарь О.В. Малкова

Решение принято в окончательной форме 01.10.2021.