НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Томска (Томская область) от 22.04.2022 № 2-531/2022

ДЕЛО (УИД) 70RS0001-01-2022-000179-86

№ 2-531/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22.04.2022 Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Ершовой Е.Ю.,

при секретаре Власовой В.В.,

помощник судьи Шакирова В.В.,

с участием представителя истца Курасова И.В., действующего на основании ордера от 02.02.2022 №2,

представителя ответчика ГУ-ОПФ РФ по Томской области Слепаковой С.В., действующей на основании доверенности от 01.10.2021 сроком по 31.12.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Абдульменовой Н.Ш. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области о признании права на досрочное назначении пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии по старости,

установил:

Абдульменова Н.Ш. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области (далее - ГУ-ОПФ РФ по Томской области), в котором с учетом уточнения просила обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 в льготном исчислении один год работы за один год девять месяцев периоды работы с 08.06.1992 по 05.10.1992 в должности медсестры в травмпункте в Центральной районной больнице Ленинского района Республики Таджикистан продолжительностью в льготном исчислении 6 месяцев 16 дней, с 01.09.1995 по 01.08.1996 в должности врача-интерна в интернатуре СГМУ на кафедре хирургических болезней № 9 продолжительностью 11 месяцев 01 день, с 30.01.1997 по 10.01.2000, с 01.02.2000 по 05.04.2000, с 07.05.2000 по 08.10.2000 в должности врача-хирурга хирургического отделения стационара, врача-хирурга экстренной помощи стационара в ОГАУЗ «Томская районная больница» (внутреннее совместительство) суммарной продолжительностью в льготном исчислении 06 лет 2 месяца 19 дней; один год работы за один год три месяца периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 06.04.2000 по 06.05.2000, с 02.09.2003 по 15.11.2003, с 01.09.2008 по 08.11.2008, с 05.04.2010 по 17.04.2010, с 16.09.2013 по 26.11.2013, с 25.05.2015 по 06.06.2015 в должности врача-хирурга в хирургическом кабинете поликлиники ОГАУЗ «Томская районная больница» суммарной продолжительностью в льготном исчислении 11 месяцев 06 дней, с 09.10.2000 по 19.01.2001 в должности врача-хирурга в ГБУЗ Архангельской области «Архангельская городская клиническая поликлиника № 1» продолжительностью 3 месяца 19 дней, с 21.11.2011 по 05.02.2013 в должности врача-хирурга в хирургическом кабинете поликлиники ОГАУЗ «Томская районная больница» продолжительностью в льготном исчислении 1 год 06 месяцев 04 дня; с 17.11.2017 по 08.11.2018 в должности врача-хирурга ООО «ЛДЦ» продолжительностью 11 месяцев 22 дня; назначить досрочную пенсию по старости с 17.04.2019 в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013, возместить расходы на оплату государственной пошлины в размере /________/ руб.

В обоснование заявленных требований указано, что 17.04.2019 истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика /________/ от 25.10.2019 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа необходимой продолжительности. Указанным решением истцу засчитано в специальный стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения 22 года 6 месяцев 4 дня. В специальный стаж не засчитаны, вышеуказанные спорные периоды. Полагает, что оснований для отказа во включении указанных периодов в специальный стаж работы в льготном исчислении не имеется.

Истец Абдульменова Н.Ш., надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, для представления своих интересов в суде направила в судебное заседание своего представителя.

Представитель истца Курасов И.В. в судебном заседании исковые требования, с учетом их уточнения, поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области Слепакова С.В. исковые требования не признала, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление. Считала, что решение, принятое пенсионным органом /________/ от 25.10.2019 в отношении истца, является законным и обоснованным, так как оно вынесено в полном соответствии с действующим законодательством.

Заслушав объяснения представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, определив на основании ст. 167 ГПК РФ о рассмотрении дела в отсутствие истца, исследовав и оценив представленные сторонами письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Принцип равенства всех перед законом закреплен в статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах.

В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст.39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.

Статьей 39 (ч. 2) Конституции Российской Федерации провозглашено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Реализуя свои полномочия, законодатель принял Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Статьей 4 названного закона установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, возраст, страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент.

В соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Пунктом 20 ч. 1 ст. 30 закона установлено право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, на страховую пенсию по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В силу ч. 1.1 ст. 30 закона (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с п. 21 ч. 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.

Таким образом, с 01.01.2019 страховая пенсия по старости лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, может быть назначена только через определенный период времени после выработки специального стажа необходимой продолжительности. Данный период в 2019 году составляет 12 месяцев и далее увеличивается на 12 месяцев ежегодно до достижения в 2023 году 60 месяцев.

Согласно ч. 3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков

В соответствии с ч. 2, 3, 4 ст. 30 названного Федерального закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В судебном заседании установлено, что Абдульменова Н.Ш. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 10.01.1999.

17.04.2019 Абдульменова Н.Ш. обратилась в клиентскую службу (на правах отдела) в Кировском районе г. Томска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В подтверждение права на досрочную страховую пенсию Абдульменовой Н.Ш. представлены: трудовая книжка серии /________/, заполненная 31.08.1988 на имя Абдульменовой Н.Ш.; уточняющая справка /________/ от 30.04.2019, выданная ОГАУЗ «Томская районная больница»; копия приказа ОГАУЗ «Томская районная больница» № /________/ от 16.11.2011; копия приказа ОГАУЗ «Томская районная больница» № /________/ от 18.11.2011; уточняющая справка /________/ от 21.08.2015, выданная ГБУЗ Архангельской области «Архангельская городская клиническая поликлиника № 1»; сообщение от 07.08.2019 /________/ ГБУЗ «Архангельская городская клиническая поликлиника № 1»; уточняющая справка /________/ от 20.05.2019, выданная ОГБУЗ «Медико-Санитарная часть № 2»; свидетельство о рождении ребенка /________/ г.р.

Решением ГУ – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области № 1 (в настоящее время ГУ-ОПФ РФ по Томской области) от 25.10.2019 /________/ Абдульменовой Н.Ш. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием специального стажа необходимой продолжительности. В специальный стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения засчитано 22 года 6 месяцев 4 дня. Исключено из специального стажа в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения 3 года 10 месяцев 1 день.

Из содержания решения пенсионного органа следует, что в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не включены периоды работы с 08.06.1992 по 05.10.1992 в должности медсестры в травмпункте в Центральной районной больнице Ленинского района Республики Таджикистан, периоды курсов повышения квалификации с 06.04.2000 по 06.05.2000, с 02.09.2003 по 15.11.2003, с 01.09.2008 по 08.11.2008, с 05.04.2010 по 17.04.2010, с 16.09.2013 по 26.11.2013, с 25.05.2015 по 06.06.2015, с 14.09.2000 по 19.01.2001 - в должности врача-хирурга в ГБУЗ Архангельской области «Архангельская городская клиническая поликлиника № 1», с 21.11.2011 по 05.02.2013 в должности врача-хирурга в хирургическом кабинете поликлиники ОГАУЗ «Томская районная больница», с 17.11.2017 по 08.11.2018 в должности врача-хирурга ООО «ЛДЦ».

Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.1992 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

В силу п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2014 № 665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (ред. от 26.05.2009) утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости этим лицам.

Пунктами 1-3 Правил предусмотрено, что они регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п.а 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516. В стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Таким образом, названным нормативным актом регулируется порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в должностях и учреждениях, указанных в соответствующем списке, при соблюдении определенных условий.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П, исчисление стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет медицинских работников, может производиться по условиям и нормам, установленным в нормативных актах, действовавшим до вступления в силу Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления.

В соответствии с Правилами от 06.09.1991, право на льготное исчисление специального стажа – один год работы за один год и шесть месяцев предоставляется врачам хирургам всех наименований отделений (палат) хирургического профиля стационаров. При подсчете продолжительности специального стажа применяется перечень отделений хирургического профиля, утвержденный п. 3.3.5.1 приказа Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 № 377 «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения», которым предусмотрено хирургическое отделение.

Согласно Списками и Правилами № 1066 от 22.09.1999, № 781 от 29.10.2022, право на льготное исчисление стажа лечебной деятельности (один год работы за один год и шесть месяцев) имеют оперирующие врачи-специалисты всех наименований, работающие в отделениях хирургического профиля стационаров, поименованных в Перечне, который является приложением к Правилам, к которым в том числе относится хирургическое отделение.

Как следует из Правил от 22.09.1999, право на льготное исчисление стажа лечебной деятельности (один год работы за один год и шесть месяцев) имеют оперирующие врачи-специалисты всех наименований, работающие в отделениях хирургического профиля стационаров, поименованных в Перечне, который является приложением к названным Правилам, к которым в числе прочих относится хирургическое отделение. Право на льготное исчисление стажа лечебной деятельности (один год работы за один год и три месяца) имеют врачи и средний медицинский персонал, работающий в сельской местности или поселке городского типа.

В соответствии с Правилами от 29.10.2002, право на льготное исчисление стажа лечебной деятельности (один год работы за один год и шесть месяцев) имеют оперирующие врачи-специалисты всех наименований, работающие в отделениях хирургического профиля стационаров, поименованных в Перечне, который является приложением к названным Правилам, к которым в числе прочих относится хирургическое отделение.

Согласно п. 4 Правил от 29.10.2002 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 01.11.1999, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течении неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объем работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (п.5).

Согласно п. 5 Правил от 29.10.2002 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца; б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.

Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

В силу п.1 Правил от 1999 года в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно - медицинской академии, военно - медицинских институтов и медицинских научных организаций, в центральной консультационно - диагностической поликлинике Военно - медицинской академии, медико - санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), санитарно - эпидемиологических лабораториях, санитарно - контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско - акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно - учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.

В соответствии с п. 6 Правил от 29.10.2002 в специальный стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций; в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии; в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений; в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

Как разъяснено в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Пунктом 15 названного постановления разъяснено, что перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости». При этом обращено внимание судов на то, что в соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.)

В соответствии с положениями ст. 66 ТК РФ и пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от /________//________/, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Из представленной в материалы дела трудовой книжки истца /________/, заполненной 31.08.1988, следует, что с 30.08.1988 Абдульменова Н.Ш. принята в Республиканский онкодиспансер на должность санитарки (запись № /________/); 14.02.1989 уволена (запись № /________/); 03.05.1989 принята в Ленинскую центральную районную больницу в должности санитарки родильного отделения (запись № /________/); 01.09.1989 уволена (запись № /________/); 08.06.1992 принята в Ленинскую центральную районную больницу в должности медсестры (запись № /________/); 05.10.1992 уволена (запись № /________/); 01.09.1995 зачислена на первый курс лечебного факультета Томского медицинского института; 26.06.1995 отчислена в связи с окончанием; 01.09.1995 зачислена в интернатуру СГМУ; 01.08.1996 отчислена; 21.10.1996 принята в Томскую Центральную районную больницу в должности врача-хирурга (запись № /________/); 08.10.2000 уволена (запись № /________/); 09.10.2000 принята на работу в МУ Городская поликлиника № 1 в должности врача-хирурга; 19.01.2001 уволена; 23.07.2001 принята в Томскую Центральную районную больницу в должности врача-хирурга; 23.06.2017 уволена; 17.11.2017 принята в ООО «Лечебно-диагностический центр» на должность врача-хирурга; 16.11.2018 уволена; 12.12.2018 принята в ОГБУЗ МСЧ №2 на должность врача-хирурга; 09.01.2019 уволена; 03.06.2019 принята в ООО «Центр консультаций и медицинских осмотров» в должности врача-хирурга.

Разрешая требования истца о включении периода работы в страховой стаж в льготном исчислении с 08.06.1992 по 05.10.1992 в травмпункте в Центральной районной больнице Ленинского района Республики Таджикистан в должности медсестры, суд соглашается с выводами пенсионного органа в данной части и полагает, что спорный период не подлежит включению в страховой стаж в льготном исчислении, исходя из следующего.

В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Взаимные обязательства стран Содружества о социальных и правовых гарантиях в области пенсионного обеспечения, предусмотрены Соглашением между государствами - участниками СНГ от 13.03.1992 о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

Как следует из преамбулы Соглашения от 13.03.1992, правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.

Согласно ст.11 Соглашения, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

В силу ч. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Учитывая изложенное, в целях определения права на досрочную страховую пенсию, устанавливаемую в Российской Федерации с учетом периодов работы в Таджкистане после 13.03.1992 необходимо: соотнести выполняемую работу на территории Республики Таджикистан с условиями (критериями), установленными законодательством Российской Федерации для досрочных пенсий, и подтвердить документально периоды этой работы; получить подтверждение компетентного органа иностранного государства о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочную пенсию, по законодательству Республики Таджикистан.

Пунктом 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (приложение N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего ССР" от 22.06.2004 N 99р) предусмотрено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Таджикистан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж лечебной деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2022 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности - (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Во исполнение Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, в рамках обращения истца пенсионным органом направлялись запросы в орган, в компетенцию которого входит подтверждение периодов работы, а также уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование) на территории Республики Таджикистан - Государственного агентство социального страхования и пенсий Министерства труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан, Межведомственный архив по личному составу при местном органе государственной власти района Рудаки об истребовании сведений о возможности включения периода работы истца с 08.06.1992 по 05.10.1992 в травмпункте Центральной районной больнице Ленинского района Республики Таджикистан в должности медсестры при назначении досрочной пенсии по старости, в соответствии с действующим на территории Республики Таджикистан законодательством.

В ответ на запросы пенсионным органом получены архивные справки, однако сведений о включения спорного периода при назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с действующим на территории Республики Таджикистан законодательством не представлено. Согласно ответу Межведомственного архива по личному составу при местном органе государственной власти района Рудаки от 26.07.2019, Абдульменова Н.Ш. 08.06.1992 принята в районную Больницу Ленинского района Таджикской ССР в должности медсестры (приказ от 05.06.1992 /________/), 05.10.1992 уволена (приказ от 06.10.1992 /________/).

В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям ст. 59, 60 ГПК РФ. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу ст. 56 ГПК РФ является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

При отсутствии доказательств, подтверждающих факт работы истца в спорный период, дающий право на страховую пенсию по старости ранее достижения установленного возраста, согласно п.20 ч.1 ст. 30 ФЗ №400 от 28.12.2013, с учетом ответа Государственного агентства социального страхования и пенсий Министерства труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан /________/ от 16.09.2019, а также ответа на запрос Агентства социального страхования и пенсии при Правительстве республики Таджикистан /________/ от 11.02.2022, правовых оснований для включения данного периода в страховой стаж в льготном исчислении не имеется.

При разрешении требований истца о включении периода работы с 01.09.1995 по 01.08.1996 в должности врача-интерна на кафедре хирургических болезней /________/ в интернатуре СГМУ в страховой стаж в льготном исчислении, суд исходит из следующего.

Согласно п. 7 ст. 6 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», действовавшего по 31.08.2013, освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является основанием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, основанием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.

В силу п. 2 ст. 25 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», действовавшего по 31.08.2013, послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и интернатуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии, и при обучении в форме ассистентуры-стажировки в указанных образовательных учреждениях, а также в докторантуре, создаваемой в указанных образовательных учреждениях и научных организациях.

В соответствии с п. 1 Положения об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утв. Минздравом СССР 12.01.1982, Минвузом СССР 20.01.1982, одногодичная специализация (интернатура) является обязательной формой последипломной подготовки выпускников лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, по окончании которой врачам-интернам присваивается квалификация врача-специалиста.

Интернатура - продолжение первичной специализации, начатой на выпускном курсе медицинского института, медицинского факультета университета, и проводится на базе учреждений здравоохранения по типовым учебным планам и программам, утвержденным Министерством здравоохранения СССР (п.3).

Выпускники медицинских институтов и медицинских факультетов университетов проходят интернатуру в соответствии с назначением комиссии по персональному распределению молодых специалистов на основе Положения о межреспубликанском, межведомственном и персональном распределении (п.4).

Заработная плата врачам-интернам в течение всего периода прохождения интернатуры выплачивается за счет базовых учреждений здравоохранения, в которых они проходят одногодичную специализацию, в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа, в порядке, предусмотренном Инструкцией «О порядке выплаты заработной платы врачам, проходящим одногодичную специализацию (интернатуру), и дополнительной оплаты заведующим отделениями городских (центральных районных), областных, краевых и республиканских больниц, осуществляющих непосредственное обучение указанных врачей», утвержденной Приказом Министерства здравоохранения СССР от 16.08.1972 N 669 (п.9).

Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности. Норма обслуживания для врачей-интернов по каждой специальности устанавливается типовыми учебными планами и программами (п.16).

Согласно приказу Минздрава СССР от 16.08.1972 N 669 «Об утверждении Инструкции о порядке выплаты заработной платы врачам, проходящим одногодичную специализацию (интернатуру)» врачам, проходящим интернатуру, выплачивается заработная плата в течение всего периода прохождения специализации, учитывая очередной отпуск, в размере, предусмотренном действующим законодательством по той должности, на которую зачислен врач в учреждение здравоохранения на штатную должность для прохождения интернатуры. При определении размера заработной платы врачу-интерну учитывается специальность, должность, стаж работы, наличие профессиональной вредности, опасности и других условий труда, учитываемых при определении размера заработной платы (коэффициенты, надбавки и другое).

С учетом изложенного, период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей-специалистов может быть засчитан в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста.

Приказом /________/ от 18.09.1995 Абдульменова Н.Ш. зачислена с 01.09.1995 в интернатуру Сибирского медицинского университета на кафедру хирургических болезней. Приказом /________/ от 02.06.1996 Абдульменова Н.Ш. с 01.08.1996 отчислена из интернатуры Сибирского медицинского университета в связи с окончанием интернатуры.

Как следует из ответа на запрос суда ФГБОУ ВО «СибГМУ Минзрава России /________/ от 22.03.2022, приказы о направлении ТОКБ, сведения о заработной плате, карточки кадрового учета формы Т-2, дневник врача-интерна Абдульменовой Н.Ш. в архиве не обнаружены.

Материалы личного дела Абдульменовой Н.Ш., представленного в ответ на запрос суда ФГБОУ ВО «СибГМУ Минзрава России, указанных сведений также не содержат, как не содержат сведений о выполнении врачом-интерном Абдульменновй Н.Ш. функциональных обязанностей по должности врача-специалиста.

Из ответа ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница» /________/ от 12.04.2022 на запрос суда следует, что сведения на Абдульменову (Гордееву) Н.Ш., /________/ г.р., касающиеся должности, по которой выполнялись обязанности врача-интерна в интернатуре СибГМУ на кафедре хирургических болезней ТОКБ по специальности «хирургия» в период с 01.09.1995 по 01.08.1996; выплаты заработной платы при выполнении обязанностей врача-интерна в интернатуре СибГМУ на кафедре хирургических болезней ТОКБ, в архиве ОГАУЗ «ТОКБ» отсутствуют.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем, доказательств осуществления истцом функциональных обязанностей врача-хирурга на ставку заработной платы (в период прохождения интернатуры с 01.09.1995 по 01.08.1996) материалы дела не содержат, в связи с чем оспариваемый Абдульменовой Н.Ш. период обоснованно не был учтен пенсионным органом при расчете страхового стажа в льготном исчислении и не подлежит включению в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

Давая оценку исковым требованиям Абудульменовой Н.Ш. в части включения периода работы с 30.01.1997 по 10.01.2000, с 01.02.2000 по 05.04.2000, с 07.05.2000 по 08.10.2000 в должности врача-хирурга хирургического отделения стационара, врача-хирурга экстренной помощи стационара в ОГАУЗ «Томская районная больница» в льготном исчислении один год работы за один год и девять месяцев, суд исходит из следующего.

Согласно уточняющей справке ОГАУЗ «Томская районная больница» № /________/ от 30.04.2019, Абдульменова Н.Ш. 21.10.1996 принята на должность врача-хирурга поликлиники на 1,0 ставку (приказ от 17.10.1996 /________/), 30.01.1997 принята по внутреннему совместительству на должность врача-хирурга хирургического отделения на 0,5 ставки (приказ от 30.01.1997 /________/), 21.05.1997 принята во внутреннему совместительству на должность врача-хирурга экстренной помощи с оплатой за фактически отработанное время (приказ от 18.06.1997 /________/), 08.10.2000 уволена (приказ от 19.09.2000 /________/), 23.07.2001 принята на должность врача-хирурга в хирургический кабинет поликлиники на 1,0 ставку (приказ от 23.07.2001 /________/), 23.06.2017 уволена (приказ от 22.06.2017 /________/). За время работы в ОГАУЗ «Томская районная больница» Абдульменова Н.Ш. находилась в отпуске по уходу за ребенком с 01.11.2011 по 31.08.2014 (приказ от 16.11.2011 /________/), отозвана из отпуска по уходу за ребенком с 21.11.2011 на 0,75 ставки (приказ от 18.11.2011 /________/), приступила к исполнению служебных обязанностей на 1 ставку с 06.02.2013 (приказ от 04.02.2013 № /________/); находилась в отпуске без сохранения заработной платы с 11.01.2000 по 31.01.2000 (приказ от 14.01.2000 № /________/), с 14.07.2016 по 17.06.2016 (приказ от 12.07.2016 № /________/). ОГАУЗ «Томская районная больница» расположено в сельском населенном пункте: с.Тимирязевское городского округа «Город Томск».

Как следует из ответов архивного отдела администрации Томского района, ОГБУЗ «Томская районная больница» на запрос суда от 22.03.2022, 01.04.2022, 05.04.2022 журналы записи оперативных вмешательств в стационар за 2000 год Муниципального учреждения «Томская центральная районная больница» с.Тимирязевское Томского района Томской области за 2000 год на хранение в архивный отдел Управления делами администрации Томского района не поступали. В просмотренных журналах записи оперативных вмешательств Муниципального учреждения «Томская центральная районная больница» с.Тимирязевское Томского района Томской области за 2000 год документы, подтверждающие проведение оперативных вмешательств врачом-хирургом Абдульменовой (Гордеевой) Н.Ш. не обнаружены. При этом на основании имеющихся в архивном фонде ОГАУЗ «Томская районная больница» книг, приказов и лицевых счетов Абдульменова Н.Ш. была принята по внутреннему совместительству на должность врача- хирург хирургического отделения до 0,5 ставки с оплатой за фактически отработанное время с 30.01.1997 на период вакантной ставки; приказа об увольнении с внутреннего совместительства нет; с 21.05.1997 принята по внутреннему совместительству на должность врача-хирурга экстренной помощи с оплатой за фактически отработанное время. Кроме того, документы, представленные Томской центральной больницей больше похожи на черновики, т.к. фамилии основных специалистов и должности написаны не разборчиво, очень много сокращений в фамилиях, отсутствуют инициалы и подписи специалистов, выполнявших оперативные вмешательства, это рукописные тексты на 50 % написаны карандашом, содержание которых в большей части не читаемы, большая часть текстов выполнена ручками и тексты плохо читаемы.

Вместе с тем, как следует из решения пенсионного органа от 25.20.2019 /________/ при расчете специального стажа истца учтены периоды работы в ОГАУЗ «Томская районная больница» с 21.10.1996 по 29.01.1997 в должности врача-хирурга поликлиники, с 21.05.1997 по 10.01.2000 в должности врача-хирурга экстренной помощи, с 01.02.2000 по 05.04.2000 в должности врача-хирурга экстренной помощи, с 07.05.2000 по 08.10.2000 в должности врача-хирурга экстренной помощи, с 30.01.1997 по 20.05.1997 в должности врача-хирурга хирургического отделения (по внутреннему совместительству) в льготном порядке исчисления как один год работы за один год и три месяца за работу в сельской местности; с 30.01.1997 по 20.05.1997 в должности врача-хирурга хирургического отделения на 0,5 ставки по внутреннему совместительству в льготном порядке исчисления как один год работы за один год и шесть месяцев. Периоды нахождения истца в отпуске без сохранения заработной платы в ОГАУЗ «Томская районная больница» с 11.01.2000 по 31.01.2000, с 14.07.2016 по 16.07.2016 на основании п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, не включены в страховой стаж в льготном исчислении.

С учетом абз. 2 подп. «б» п. 5 Правил №781 от 29.10.2002, исчисление с применением льготного порядка как один год и девять месяцев предусмотрен только Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в связи с чем при его применении учитывается работа в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях, предусмотренных перечнем, утвержденным указанными Правилами.

Ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих факт работы истца в ОГАУЗ «Томская районная больница» в должности оперирующего врача-специалиста в отделениях хирургического профиля стационаров, предусмотренной Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002, оснований для зачета указанных периодов работы в испрашиваемом льготном порядке исчисления не имеется.

Кроме того, в соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона №400-ФЗ периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Как указано ранее, Абдульменова Н.Ш. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 10.01.1999. Согласно сведениям лицевого счета застрахованного лица, по вышеуказанным спорным периодам работы истца работодателем индивидуальные сведения представлены с кодом льготы ЗП81ГД, 28-СМ, 27-СМ («лечебная и иная работа по охране здоровья населения в сельской местности»), что не может подтвердить работу истца в эти периоды в должности в структурном подразделении, дающем право на льготное исчисление стажа как один год работы за один год и девять месяцев.

Таким образом, исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.

Разрешая требования о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периодов прохождения курсов повышения квалификации с 06.04.2000 по 06.05.2000, с 02.09.2003 по 15.11.2003, с 01.09.2008 по 08.11.2008, с 05.04.2010 по 17.04.2010, с 16.09.2013 по 26.11.2013, с 25.05.2015 по 06.06.2015, суд приходит к следующему.

Согласно п.п. 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (ч. ч. 1, 4 ст. 196 ТК РФ).

В соответствии со ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 187 ТК РФ (действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 02.07.2013 N 185-ФЗ) при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Аналогичную норму содержит и ныне действующая редакция названной статьи.

Согласно требованиям ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (действовавших в периоды прохождения курсов повышения квалификации), Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.08.2001 N 314 «О порядке получения квалификационных категорий», повышение квалификации для медицинского работника является обязательным и на основании ст. 187 ТК РФ эти периоды подлежат включению в стаж, поскольку за работником в указанный период сохраняется место работы, и производятся выплаты, предусмотренные законодательством, в том числе страховые взносы.

Исходя из приведенных положений действующего законодательства, периоды нахождения на курсах усовершенствования, специализации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из уточняющей справки ОГАУЗ «Томская районная больница» /________/ от 30.04.2019 также следует, что за время работы в ОГАУЗ «Томская районная больница» Абдульменова Н.Ш. проходила курсы повышения квалификации с отрывом от производства и сохранением заработной платы: с 06.04.2000 по 06.05.2000 (приказ /________/ от 05.04.2000), с 02.09.2003 по 15.11.2003 (приказ /________/ от 21.08.2003), с 01.09.2008 по 08.11.2008 (приказ /________/ от 27.08.2008), с 05.04.2010 по 17.04.2010 (приказ /________/ от 31.03.2010), с 16.09.2013 по 26.11.2013 (приказ /________/ от 02.09.2013), с 25.05.2015 по 06.06.2015 (приказ /________/ от 15.05.2015).

Факт прохождения истцом специализации в периоды с 06.04.2000 по 06.05.2000, с 02.09.2003 по 15.11.2003, с 01.09.2008 по 08.11.2008, с 05.04.2010 по 17.04.2010, с 16.09.2013 по 26.11.2013, с 25.05.2015 по 06.06.2015 подтверждаются также свидетельствами о повышении квалификации (регистрационные №/________/, /________/, /________/, /________/), из которых следует, что истец повышала свою квалификацию в Сибирском медуниверситете по циклу «Амбулаторно-поликлиническая хирургия» в объеме 156 часов с 06.04.2000 по 06.05.2000; в ГБОУ ВПО СибГМУ Минздрава России по циклу «Хирургия» в объеме 360 часов с 16.09.2013 по 26.11.2013; в Сибирском медуниверситете по циклу «Хирургия» в объеме 390 часов с 01.09.2003 по 15.11.2003; в ГОУ ВПО СибГМУ Минздрава России по циклу «Хирургия» в объеме 390 часов с 01.09.2008 по 08.11.2008; удостоверением о повышении квалификации (регистрационный /________/), из которого следует, что истец повышала свою квалификацию в ГБОУВПО «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации по циклу «Детская хирургия в общемединской практике» в объеме 72 часов с 23.05.2015 по 06.06.2015; удостоверением о краткосрочном повышении квалификации (регистрационный /________/), из которого следует, что истец повышала свою квалификацию в ГБОУВПО «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации по циклу «Детская хирургия» в объеме 72 часов с 05.04.2010 по 17.04.2010; приказами от 27.08.2008, 31.03.2010 № /________/, от 02.09.2013 № /________/, от 15.05.2015 № /________/ о направлении Абдульменовой Н.Ш. в командировку с 01.09.2008 по 08.11.2008, с 05.04.2010 по 17.04.2010, 16.09.2013 по 26.11.2013, с 25.05.2015 по 06.06.2015, от 05.04.2000 /________/ о направлении Абдульменовой Н.Ш. в командировку с 06.04.2000 по 06.05.2000.

Кроме того, справкой ОГАУЗ «Томская районная больница» от 25.02.2022 подтверждается начисление заработной платы в апреле, мае 2000 года (в том числе больничные листы), в сентябре, октябре, ноябре 2003, 2008, 2013 годов (в том числе больничные листы), в мае, июне 2015 года.

Поскольку периоды нахождения на курсах повышения квалификации являлись для истца обязательной частью ее трудовой деятельности, в указанные периоды за истцом сохранялось место работы и должность, средний заработок, с которого производились отчисления на пенсионное страхование, указанные периоды подлежат включению в специальный стаж истца, а заявленные требования – удовлетворению в данной части.

Утверждения стороны ответчика о необходимости отказа в удовлетворении данной части исковых требований, в том числе, при наличии возможности истца в дальнейшем обратиться с заявлением о назначении пенсии и приложенными к нему документами на момент возникновения права на досрочную пенсию отклоняются судом как несостоятельные, поскольку отказ во включении отдельных периодов работы в специальный стаж и, как следствие, уменьшение данного стажа, нарушает право гражданина, претендующего на досрочное назначение трудовой пенсии, на получение достоверной информации о том, когда это право возникнет, с тем, чтобы гражданин имел возможность своевременно обратиться за ее назначением, тем самым реализовав свое право на пенсионное обеспечение.

Давая оценку исковым требованиям Абдульменовой Н.Ш. в части включения периода работы с 09.10.2000 по 19.01.2001 в должности врача-хирурга отделения хирургии в ГБУЗ Архангельской области «Архангельская городская клиническая поликлиника № 1» в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013, суд приходит к выводу о том, что представленные в материалы дела первичные документы подтверждают работу истца в спорный период в должности врача-хирурга отделения хирургии, поименованного в Списке, который является приложением к Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2022, а потому данный период подлежит включению в страховой стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев.

Так, согласно уточняющей справке ГБУЗ «Архангельская городская клиническая поликлиника № 1» /________/ от 21.08.2015, согласно которой Абдульменова Н.Ш. (Гордеева) работала в МУ «Городская поликлиника № 1» в г.Архангельске полный рабочий день в должности врача-хирурга с 14.09.2000 (приказ от 19.09.2000 /________/) по 19.01.2001 (приказ от 11.01.2001 /________/). Из указанной справки также следует, что ГБУЗ «Архангельская городская клиническая поликлиника № 1» расположено в г.Архангельске.

Согласно представленному ответу ГБУЗ «Архангельская городская клиническая поликлиника № 1» /________/ от 05.04.2022 на запрос суда, с 09.10.200 Гордеева (Абдульменова) Н.Ш. переведена на 1,0 ставки на должность врача-хирурга в отделение хирургии (приказ /________/ от 03.10.2000) по 19.01.2001 (Приказ /________/ от 18.01.2001). С 01.01.1995 (Приказ /________/ от 30.03.1995) МП Городская поликлиника №1 переименовано в МУ «Городская поликлиника №1» г.Архангельска; с 02.03.2001 (Приказ /________/ от 02.03.2001) - в МУЗ «Городская поликлиника №1» г.Архангельска»; с 26.12.2011 (Приказ /________/ от 19.12.2011) - в ГБУЗ Архангельской области «Архангельская городская поликлиника №1»; с 03.07.2014 (Приказ /________/ от 03.07.2014) - в ГБУЗ Архангельской области «Архангельская городская клиническая поликлиника №1». Отчисления в Пенсионный фонд произведены. Период работы подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013. Вышеуказанная организация находится в г.Архангельске, территория которого Постановлением Правительства РФ №25 от 27.11.1991 внесена в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 22.06.1991 /________/, районный коэффициент к заработной плате равен 1,2

При этом судом принимается во внимание, что согласно ответу отдела ЗАГС г.Томска и Томского района на запрос суда от 28.03.2022, свидетельству о перемени имени от 18.07.2001, в отделе ЗАГС г.Томска и Томского района имеется запись акта о заключении брака № /________/ от 06.02.1999 между /________/ и Абдульменовой Н.Ш., согласно которой после заключения брака Абдульменовой Н.Ш. присвоена фамилия «Гордеева», а также запись о расторжении брака /________/ от 23.04.1999 между /________/ и Гордеевой Н.Ш. и запись акта о перемени имени /________/ от 18.07.2001, согласно которой Гордеевой Н.Ш. изменена фамилия на «Абдульменову».

Принимая во внимание вышеуказанные положения п. 4 Правил от 29.10.2002, ст. 14 Федерального закона №400-ФЗ, а также содержащиеся на лицевом счете застрахованного лица, в уточняющей справке ОГАУЗ «Томская районная больница» /________/ от 30.04.2019 данные, свидетельствующие о том, что Абдульменова Н.Ш. в период с 21.11.2011 по 05.02.2013 работала в ОГАУЗ «Томская районная больница» в должности врача-хирурга на 0,75 ставки (отозвана из отпуска по уходу за ребенком), суд приходит к выводу об обоснованности отказа во включении указанного периода в страховой стаж в льготном исчислении ввиду невыполнения истцом нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы. Оснований для удовлетворения исковых требований в данной части суд не усматривает.

Разрешая требования истца о включении периода работы в страховой стаж в льготном исчислении с 17.11.2017 по 08.11.2018 в должности врача-хирурга поликлиники ООО «ЛДЦ», суд соглашается с выводами пенсионного органа и полагает, что спорный период не подлежит включению в страховой стаж в льготном исчислении.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.

Исходя из положений ст. 87, п. 1 ст. 120, абз. 1 п. 1 ст. 123.21 ГК РФ, общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, в связи с чем общество с ограниченной ответственностью не может являться учреждением, работа в которых предоставляет право на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья.

Таким образом, пенсионным органом обоснованно не учтен период работы истца с 17.11.2017 по 08.11.2018 в ООО «ЛДЦ» в должности врача-хирурга, поскольку общества с ограниченной ответственностью в Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, не поименованы. Возможность зачета в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости периодов работы в организациях, не относящихся к учреждениям, поименованным в Списке, пенсионным законодательством не предусмотрена.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 5, 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области (межрайонное) от 25.10.2019 N /________/ подтверждается, что специальный стаж истца учтен по 16.04.2019 суммарной продолжительностью 22 года 6 месяцев 1 день, поскольку истец за назначением пенсии обратилась 17.04.2019. Однако на 17.04.2019 истец не располагала требуемым 30-летним специальным стажем работы, в том числе с учетом включения в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, курсов повышения квалификации с 06.04.2000 по 06.05.2000, 02.09.2003 по 15.11.2003, с 01.09.2008 по 08.11.2008, с 05.04.2010 по 17.04.2010, с 16.09.2013 по 26.11.2013, с 25.05.2015 по 06.06.2015, периода работы с 09.10.2000 по 19.01.2001 в должности врача-хирурга в ГБУЗ Архангельской области «Архангельская городская клиническая поликлиника № 1».

Таким образом, истец не приобрела право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», т.к. ее специальный стаж составляет менее 30 лет работы в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах либо 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, в связи с чем правовых оснований для удовлетворении требования об обязании ответчика назначить досрочную пенсию по старости с 17.04.2019 в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Истцом при подаче иска в суд уплачена государственная пошлина в размере /________/., что подтверждается квитанцией от 08.12.2021.

С учетом частичного удовлетворения исковых требований Абдульменовой Н.Ш. на основании ст. 98 ГПК РФ ответчиком подлежат возмещению расходы в сумме /________/ рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Абдульменовой Н.Ш. о признании права на досрочное назначении пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии по старости удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области включить в стаж работы, дающий право Абдульменовой Н.Ш. на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 06.04.2000 по 06.05.2000, 02.09.2003 по 15.11.2003, с 01.09.2008 по 08.11.2008, с 05.04.2010 по 17.04.2010, с 16.09.2013 по 26.11.2013, с 25.05.2015 по 06.06.2015 в льготном исчислении как один год за один год и три месяца; период работы с 09.10.2000 по 19.01.2001 в должности врача-хирурга отделения хирургии в ГБУЗ Архангельской области «Архангельская городская клиническая поликлиника № 1» в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области в пользу Н.Ш. в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Кирвоский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий (подпись) Е.Ю.Ершова

Верно.

Председательствующий Е.Ю.Ершова

Секретарь В.В. Власова

Решение в окончательной форме изготовлено 05.05.2022.

Подлинный документ подшит в деле № 2-531/2022, находящемся в производстве Кировского районного суда г.Томска.