НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Томска (Томская область) от 18.03.2021 № 2А-684/2021

70RS0001-01-2021-000351-39

№ 2а-684/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 марта 2021 года Кировский районный суд г. Томска в составе председательствующего А.С. Лонь, рассмотрев в г.Томске в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Томску к Брагиной Г.В. о взыскании пени по транспортному налогу,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее – ИФНС России по г.Томску) обратилась в суд с административным иском к Брагиной Г.В. (далее – административный ответчик) о взыскании пени по транспортному налогу. В обоснование заявленных требований указано, что согласно сведениям органа, осуществляющего государственную регистрацию транспортных средств (ГИБДД ТО), представленных в налоговый орган в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ, п. 1 ст. 7 Закона Томской области от 04.10.2002 №77-ОЗ «О транспортном налоге» Брагина Г.В. является собственником транспортного средства – легкового автомобиля, государственный регистрационный знак /________/, марка/модель: Лендроверранжерровер, VIN /________/, год выпуска 2011, дата регистрации права 29.10.2013. На основании ст. 361, 362 НК РФ, ст. 6, п.1 ст. 7 Закона Томской области ИФНС России по г.Томску налогоплательщику проведено исчисление транспортного налога за 2014 год в сумме 23 460 руб.; за 2017 год в сумме 26588 руб. В установленный ст. 363 НК РФ и ст. 8 Закона срок транспортный налог за 2014 год в размере 23460 руб. и за 2017 год в размере 26588 руб., уплачен не был. В соответствии со ст. 75 НК РФ за каждый день просрочки уплаты транспортного налога начислены пени в сумме 3497,70 руб. На основании ст. 69, 70 НК РФ направлено требование от 25.01.2020 №12371. В установленный срок транспортный налог за 2014 год в размере 23460 руб. и за 2017 год в размере 26588 руб. и пени по транспортному налогу в сумме 3497,70 руб. уплачены не были. В соответствии с главой 11.1 КАС РФ ИФНС России по г.Томску направлено заявление о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с Брагиной Г.В. 27.07.2020 мировым судьей судебного участка №4 Кировского судебного района г.Томска был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности с Брагиной Г.В. в размере 3497,70 руб. Налогоплательщиком представлено заявление об отмене судебного приказа. 14.08.2020 мировой судья вынес определение об отмене судебного приказа от 27.07.2020. В настоящий момент сумма задолженности составляет 2968,66 руб., в том числе: пени по транспортному налогу в сумме 2968,66 руб., в том числе: 2962,01 руб. за период с 02.10.2015 по 15.12.2016; 6,65 руб. за период с 04.12.2018 по 04.12.2018. Согласно данным карточки расчета с бюджетом сумма недоимки не оплачена. На основании изложенного, просят взыскать в пользу соответствующего бюджета с Брагиной Г.В. задолженность в размере 2968,66 руб., в том числе: пени по транспортному налогу в сумме 2968,66 руб., в том числе: 2962,01 руб. за период с 02.10.2015 по 15.12.2016; 6,65 руб. за период с 04.12.2018 по 04.12.2018.

Административный истец – ИФНС России по г.Томску, надлежащим образом извещенный о принятии административного искового заявления к производству суда, дополнительных пояснений не направил, административное исковое заявление содержит просьбу о рассмотрении дела в отсутствие представителя ИФНС России по г.Томску.

Административный ответчик Брагина Г.В., надлежащим образом извещенная о принятии административного искового заявления к производству суда, возражений относительно рассмотрения дела в порядке упрощённого производства не представила. Представила письменный отзыв, согласно которому возражала относительно удовлетворения административных исковых требований, не отрицала, что ей на праве собственности принадлежит автомобиль «/________/ государственный регистрационный номер /________/ Указала, что требования по уплате транспортного налога за 2013 и 2014 годы не имели повышающего коэффициента и были своевременно и полностью оплачены, 3754 руб. (за 3 месяца) и 23460 руб., соответственно. В 2016 году от ИФНС по Асиновскому району пришло уведомление об уплате транспортного налога за 2015 год, где сумма налога включала в себя повышающий коэффициент 2 (налог на роскошь), который применен ИФНС безосновательно, так как в списке автомобилей Министерства промышленности и торговли России, собственники которых платят так называемы «налог на роскошь» была внесена другая модель «/________/ Из-за начисления повышенного коэффициента, сумма транспортного налога составила 46920 руб. После переговоров с сотрудниками ИФНС г.Асино Брагина Г.В. оплатила транспортный налог за 2015 год в размере 23460 руб., то есть без учёта повышающего коэффициента 16.12.2016. Транспортный налог за 2016 год был начислен в размере 23460 руб., без применения повышающего коэффициента, что свидетельствует о том, что начисление транспортного налога с повышающим коэффициентом 2 был применен ошибочно. Тем не менее, после принятия уплаченного транспортного налога за 2015 год в размере 23460 руб. (без повышающего коэффициента), ИФНС по Асиновскому району продолжило начислять пеню, на несуществующий «налог на роскошь». Кроме того полагала, что срок исковой давности на момент подачи заявления истек, просила суд применить последствия пропуска срока исковой давности.

Определив на основании п. 3 ч. 1 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) рассмотреть заявление в порядке упрощенного (письменного) производства, ознакомившись с письменными доказательствами, оценив их, суд считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ налоговая инспекция вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4 ст. 289 КАС РФ).

Как следует из ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Как устанавливает ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан уплачивать законно установленные налоги. Аналогичные положения содержатся также в п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

В соответствии с п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ).

Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ).

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки (п. 1 ст.70 НК РФ).

В силу ч. 1 ст. 409 НК РФ налог за 2014 год подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (в редакции Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ).

С 01.01.2016 налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ч. 1 ст. 409 НК РФ в ред. Федерального закона от 23.11.2015 N 320-ФЗ).

В соответствии со ст. 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленным законодательством сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Пени начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пени, начисленная на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (п. 3 ст.75 НК РФ).

В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

Признание юридических и физических лиц налогоплательщиками производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на имя которых эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших в предусмотренном ст. 362 НК РФ порядке от уполномоченных органов.

Судом установлено, следует из сведений об имуществе налогоплательщика, что Брагиной Г.В. на праве собственности принадлежит транспортное средство: автомобиль легковой, государственный регистрационный знак /________/, марка/модель: /________/, год выпуска 2011, дата регистрации права 29.10.2013, в связи с чем, она является плательщиком транспортного налога.

Согласно п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя.

Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства в размерах, установленных ст. 6 Закон Томской области от 04.10.2002 N 77-ОЗ в соответствующей редакции.

Судом установлено, что Брагиной Г.В., исходя из мощности двигателя, произведено начисление транспортного за 2014 год в размере 23460 руб., со сроком исполнения до 01.10.2015, что отражено в налоговом уведомлении №418679 от 25.03.2015, за 2017 год в размере 26588 руб., со сроком исполнения до 03.12.2018, что отражено в налоговом уведомлении № 2056584 от 23.06.2018.

В установленные сроки транспортный налог Брагиной Г.В. не был уплачен, что подтверждается скриншотом Карточки «Расчёты с бюджетом», согласно которому транспортный налог за 2014 год в размере 23460 руб. был уплачен административным ответчиком позже - 14.10.2015, за 2017 год в размере 26588 руб. – 08.12.2018. В связи с чем, ИФНС России по г.Томску на основании ст. 75 НК РФ начислены пени.

Административным истцом в материалы дела представлено требование №12371 от 25.01.20120 об уплате пени в размере 3497 руб., начисленной на налог в сумме 23460 руб. (за 2014 год).

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи (п. 1 ст. 70 НК РФ в редакции, действующей в спорный период).

Согласно разъяснениям, данным в п. 51 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).

Как следует из материалов дела, задолженность по транспортному налогу за 2014 год оплачена административным ответчиком 14.10.2015, в связи с чем, трехмесячный срок направления требований об уплате пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014 год необходимо исчислять с даты исполнения обязательств в полном объеме, то есть с 14.10.2015.

Таким образом, требование об уплате пени за просрочку уплаты транспортного налога направлено административному ответчику за пределами установленного законом срока на направление.

Кроме того, в нарушение ч. 1 ст. 62 КАС РФ административным истцом не приложено документов, подтверждающих начисление пени за просрочку уплаты транспортного налога за 2017 года (требование) и его направление в адрес административного ответчика.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Определением мирового судьи судебного участка №4 Кировского судебного района г.Томска от 14.08.2020 отменен судебный приказ о взыскании с Брагиной Г.В. в пользу ИФНС России по г.Томску суммы задолженности в размере 3497,70 руб., в том числе пени по транспортному налогу за период с 02.10.2015 по 04.12.2018 в размере 3497,70 руб.; государственной пошлины в бюджет муниципального образования «Город Томск» в сумме 200 руб.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.10.2017 N 2465-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Е. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ, указанный пункт не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа, при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что срок на обращение административным истцом с заявлением о выдаче судебного приказа пропущен, поскольку требование об уплате налога было направлено за пределами установленного действующим законодательством срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (ст. 95 НК РФ). Указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.

Поскольку в административном исковом заявлении отсутствует просьба о восстановлении срока на подачу заявления, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может, в удовлетворении требований надлежит оказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175–180, ст. 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Томску к Брагиной Г.В. о взыскании пени по транспортному налогу отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Кировский районный суд г. Томска в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья (подпись) А.С. Лонь

Верно.

Судья А.С. Лонь

Секретарь А.Ф. Питашева