№ 2-271/2022
70RS0010-01-2021-001123-59
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2022 года Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Шмаленюка Я.С.,
при ведении протокола судьи Некрасова Е.В.,
с участием представителя истца Корюкова М.А.,
действующего на основании нотариальной доверенности 23 АВ 1589802 от 26.08.2021, сроком полномочий 10 лет,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Корюкова АИ к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области о признании незаконным уведомления, решения об удержании излишне выплаченных сумм страховой пенсии по старости, возложении обязанности прекратить удержания из пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Корюков А.И. обратился в Стрежевской городской суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Стрежевой Томской области (межрайонное).
В обоснование иска указано, что с 2010 года истец Корюков А.И. является получателем пенсии по старости. В 2011 году истец снялся с регистрационного учета в г. Стрежевой Томской области, и встал на регистрационный учет в г. Крымске Краснодарского края, однако до 2018 года истец проживал и работал в г. Стрежевом Томской области.
В августе 2021 года из уведомления органа ПФР истцу стало известно, что за период с 01.12.2011 по 30.06.2021 образовалась переплата по страховой пенсии по старости в размере 105511, 16 руб., в связи с чем ответчиком было принято решение № 8198 от 23.06.2021 об удержании излишне выплаченных сумм страховой пенсии по старости. Само решение истцу предоставлено не было.
Вместе с тем, истец полагает решение ответчика незаконным и необоснованным, поскольку Федеральным законом № 173-ФЗ от 17.11.2001 «О трудовых пенсиях» установлен фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости для лиц, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин. Кроме того, действовавшее на момент назначения пенсии законодательство не предусматривало обязанность пенсионера извещать Пенсионный фонд о перемене места жительства, а выезд из местности, приравненной к районам Крайнего Севера не мог повлиять на размер ранее назначенной и выплачиваемой пенсии. В отсутствие вины истца в образовавшейся переплате, ответчик не мог принять решение об удержании излишне уплаченной пенсии. Указал на то, что пенсионным органом пропущен срок давности предъявления требований о возврате сумм переплаты.
При таких обстоятельствах вины истца в образовавшейся переплате нет, а потому решение Пенсионного фонда об удержании образовавшейся переплаты из пенсии истца является незаконным.
На основании изложенного, со ссылкой на действующее законодательство истец просит признать незаконным уведомление Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Стрежевой Томской области (межрайонное) /________/ от /________/ получателю пенсии (иных выплат) в связи с образовавшейся переплатой пенсии, иных выплат, решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Стрежевой Томской области (межрайонное) /________/ от /________/ об удержании излишне выплаченных сумм страховой пенсии по старости в общем размере 105511, 16 руб. за период с 01.12.20211 по /________/; обязать прекратить удержания из пенсии истца.
Определением Стрежевского городского суда Томской области от 21.10.2021 ненадлежащий ответчик Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Стрежевой Томской области (межрайонное) заменен на надлежащего - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области.
Определением Стрежевского городского суда Томской области от 09.11.2021 дело передано на рассмотрение по подсудности в Кировский районный суд Томской области.
Истец Корюков А.И., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил представителя.
Представитель истца Корюков М.А., участие которого обеспечено путем видеоконференц-связи со Стрежевским городским судом Томской области, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно указал, что истец с 2011 года проживает в г. Крымске Краснодарского края, до 2018 года работал вахтовым методом в г. Стрежевом Томской области. Кроме того, истец, в силу действовавшего ранее пенсионного законодательства не обязан сообщать Пенсионному фонду о перемене места жительства. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Закон о страховых пенсиях) был введен в действие с01.01.2015,о необходимости известить пенсионный орган о перемене места жительства истец уведомлен не был. Просил иск удовлетворить.
Ответчик Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил. Ранее от представителя ответчика Громовик О.А. в адрес суда поступил отзыв, в котором указано, что переплата пенсии образовалась из-за того, что Корюков А.И. не исполнил обязанность по извещению территориального органа ПФР о смене места жительства. Обязанность уведомлять пенсионный орган о смене места жительства возложена на получателя пенсии как Законом о страховых пенсиях, так и ранее действовавшим Федеральным законом о трудовых пенсиях. О наличии переплаты ответчику стало известно лишь после получения справки ООО «СТЭС» 30.04.2021. Поскольку переплата образовалась из-за недобросовестных действий самого истца, удержание излишне уплаченной суммы пенсии является законным и обоснованным. Просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Выслушав представителя истца, определив на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.11.2001 «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, в том числе, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии с п. 6 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона (в ред. от 24.07.2009) фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, указанный в пунктах 2 - 5 настоящей статьи, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).
При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства.
При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с пунктами 2 - 5 настоящей статьи.
С 01.01.2015 в действие введен новый Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно п. 9 ст. 17 Федерального закона о страховых пенсиях лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона и частью 8 настоящей статьи, устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях). Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О страховых пенсиях», установление и выплата пенсий, включая организацию их доставки, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией.
При смене пенсионером места жительства выплата пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется на основании его выплатного дела по его новому месту жительства или пребывания, подтвержденным документами о регистрации, либо по месту фактического проживания, подтвержденному личным заявлением пенсионера (ч. 4 ст. 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В соответствии с п. 2 ст. 28 Федерального закона № 400-ФЗ, в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают пенсионному фонду причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 статьи 29 Федерального закона № 400-ФЗ удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 названного Федерального закона.
В силу п. 5 ст. 26 Федерального закона № 400-ФЗ пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
Таким образом, в соответствии с вышеприведенными нормами действующего законодательства, регулирующего основания и порядок осуществления доплаты к пенсии, правовым основанием для производства удержания излишне выплаченных пенсионеру сумм является неуведомление пенсионером органа, осуществляющего выплату, об обстоятельствах, влекущих изменение размера доплаты или прекращение выплаты.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «О страховых пенсиях», удержания из страховой пенсии производятся на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений ч. 2 ст. 26 данного Федерального закона.
Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии (ч. 3 ст. 29 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Судом установлено, подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается, что 11.03.2010 Корюкову А.И. назначена пенсия по старости, на основании ст. 27.1.2, ст. 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях» в сумме 12200, 68 руб.
С 01.01.2015 размер пенсии исчисляется по нормам Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях». Согласно данному Федеральному закону общая сумма пенсии складывается из страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии, которая устанавливается в твердом размере.
Пунктом 5 статьи 17 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 30 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.
Согласно п. 9 рассматриваемой статьи лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона и частью 8 настоящей статьи, устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях). Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).
При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства. При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированная выплата к страховой пенсии и повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливаются в соответствии с частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона и частями 1 - 3, 8 и 14 настоящей статьи (п. 10 ст. 17 Федерального закона о страховых пенсиях).
Город Стрежевой Томской области отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера на основании «Перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях», утв. Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 № 1029.
В связи с тем, что с момента выхода на пенсию истец проживал в г. Стрежевом Томской области, он имел право получать сначала повышенный фиксированный базовый размер трудовой пенсии по старости, а затем повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости.
Согласно справке № 3141 от 27.04.2021 Корюков АИ, /________/ года рождения, был зарегистрирован по месту жительства по адресу: /________//________/, снят с регистрационного учета /________/, выбыл в /________/. По состоянию на 27.04.2021 на территории г. Стрежевой Томской области не зарегистрирован.
В связи с выявлением данного факта Государственным учреждением – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в /________/ (межрайонное) было принято решение /________/ от /________/ об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии, иных социальный выплат, согласно которому за период с 01.12.2011 по 30.06.2021 была выявлена образовавшаяся переплата страховой пенсии по старости.
В протоколе о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии /________/ от /________/, составленном Государственным учреждением - Центром по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области, размер переплаты фиксированной выплаты за период с 01.12.2011 по 30.06.2021 составил 105511, 16 руб.
Государственным учреждением - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области принято решение от /________//________/ об удержании из фиксированной выплаты страховой пенсии по старости с 01.07.2021 ежемесячно в размере 20%.
Разрешая исковые требования Корюкова А.И., суд принимает во внимание, что уведомление Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в /________/ (межрайонное) /________/ от /________/ получателю пенсии (иных выплат) в связи с образовавшейся переплатой пенсии каких-либо прав истца не нарушает, в связи с чем отказывает в удовлетворении иска в данной части.
Разрешая остальные исковые требования, оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь ч. 4 ст. 21, ч. 5 ст. 26 Федерального закона «О страховых пенсиях», суд исходит из того, что Корюков А.И., снявшись с регистрационного учета в /________/, обязан был сообщить в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в /________/ информацию о смене места жительства. Учитывая, что указанную обязанность истец не исполнил, суд приходит к выводу, что действия ответчика по удержанию излишне выплаченных сумм в размере 20 % от суммы пенсионных поступлений являются законными, в связи с чем не усматривает оснований для удовлетворения требований Корюкова А.И.
Обязанность сообщить сведения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущие за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, как в Федеральном законе «О трудовых пенсиях» (п. 4 ст. 23), так и в Федеральном законе «О страховых пенсиях» (п. 5 ст. 26) законодателем возложена именно на пенсионера, а потому доводы иска о том, что Корюков А.И. не был обязан сообщать в Территориальный орган Пенсионного фонда информацию о смене места своего жительства признаются судом несостоятельными. При таких обстоятельствах переплата образовалась, как при выплатефиксированного размера страховой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере, так и при получении истцом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, в связи с чем доводы о том, что фиксированный размер страховой части трудовой пенсии по старости, установленный ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях» устанавливался независимо от места жительства гражданина, судом отклоняются как необоснованные.
Оценивая доводы о пропуске пенсионным органом срока давности предъявления требований о возврате сумм переплаты, суд исходит из того, что в соответствии со ст. 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности составляет 3 года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Как было указано выше, о наличии переплаты ответчику стало известно лишь в апреле 2021 года, после того, как была получена справка ООО «СТЭС» о смене Корюковым А.И. места жительства. Решение об удержании излишне выплаченных сумм принято пенсионным органом в июне 2021 года, то есть в течение 2 месяцев, в связи с чем данные доводы судом также отклоняются.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что переплаты образовалась в результате действий самого истца, который не уведомил пенсионный орган о смене своего места жительства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Корюкова А.И.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Корюкова АИ к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области о признании незаконным уведомления, решения об удержании излишне выплаченных сумм страховой пенсии по старости, возложении обязанности прекратить удержания из пенсии оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 14.02.2022.
Судья: (подпись) Я.С. Шмаленюк
ВЕРНО.
Судья: Я.С. Шмаленюк
Помощник судьи: Е.В. Некрасова