Дело № 2а-3613/2019
64RS0045-01-2019-004374-15
Решение
Именем Российской Федерации
28 июля 2019 года город Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе
председательствующего судьи Шевчука Г.А.,
при секретаре Поляковой А.С.,
с участием помощника прокурора Кировского района г. Саратова Сидоровой Н.В.,
административного истца Афанасьевой В.В., представителя административного истца Руденко Д.В., представителя административного ответчика Курьянович И.И.
законного представителя заинтересованного лица Саратовского регионального отделения Российской объединенной демократической партии «Яблоко» Ермишина А.В., представителя заинтересованного лица избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» Гордиенко Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Афанасьевой ФИО11 к окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 10 по дополнительным выборам депутата Саратовской городской Думы пятого созыва о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты, возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты,
установил:
Афанасьева В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 10 по дополнительным выборам депутата Саратовской городской Думы пятого созыва о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты, возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты.
В обоснование заявленных требований указала, что 12 июля 2019 года окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № 10 по дополнительным выборам депутата Саратовской городской думы пятого созыва вынесла решение № 01/04 об отказе ей в регистрации кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 10.
Данное решение обосновано тем, что из 204 собранных подписей в поддержку ее выдвижения, представленных в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 10 по дополнительным выборам депутата Саратовской городской Думы пятого созыва 33 подписи не отвечают требованиям закона, 171 подпись недостаточны для регистрации ее в качестве кандидата.
Данное решение она считает незаконным, указывая на то, что сведения во всех подписных листах соответствовали действительности. Во всех подписных листах содержалась предусмотренная частью 7 статьи 30 Закона Саратовской области от 31 октября 2005 № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» информация о ней как о кандидате. Подписные листы, в которых, по мнению избирательной комиссии, содержатся сведения, не соответствующие действительности, идентичны другим представленным 171 подписному листу.
Законодательство об избирательных правах применяется с учетом принципа «разрешено только то, что разрешено законом». Ни Федеральным законодательством, ни Законом Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» не предусмотрена обязанность кандидата во время сбора подписей вносить изменения в подписной лист, если изменился статус, положение, род занятий кандидата. Законодательством не урегулирована также соответствующая процедура. В случае изменения каких-либо сведений о кандидате он обязан представить эти сведения и подтверждающие документы только при подаче документов для регистрации в соответствии с абз. 3 части 1 статьи 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области».
В связи с чем признание избирательной комиссией 10 подписей недействительными со ссылкой на положения пункта «з» части 10 статьи Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» является незаконным.
22 подписи признаны избирательной комиссией недействительными по пункту «в» части 10 статьи Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» в нарушение предусмотренной законом процедуры, поскольку подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах российской Федерации.
09 июля 2019 года рабочая группа окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 10 по дополнительным выборам депутата Саратовской городской Думы пятого созыва по проверке подписей составила итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей, ведомость проверки подписных листов с подписями избирателей, копии которых были вручены административному истцу. Вместе сданными документами ей также была передана копия таблицы с указанием избирателей.
Однако в документах рабочей группы отсутствует официальная справка органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах российской Федерации. Ссылка на данную справку отсутствует также и в оспариваемом решении избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в депутаты. Указанные обстоятельства свидетельствует об отсутствии данного документа у административного ответчика, на основании которого могли быть признаны 22 подписи избирателей недействительными.
Также приведенные в оспариваемом решении нормы части 19, пункта «в» части 20 статьи 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» не регулируют возможность вынесения избирательной комиссией решения об отказе Афанасьевой В.В. в регистрации.
На основании изложенного, в связи с обращением в суд, Афанасьева В.В. с учетом устного заявления об исправлении описки в просительной части административного иска, занесенного в протокол судебного заседания, просит признать незаконным решение окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 10 по дополнительным выборам депутата Саратовской городской Думы пятого созыва по дополнительным выборам депутата Саратовской городской Думы пятого созыва № 01/04-26 от 12 июля 2019 года «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Саратовской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 Афанасьевой ФИО12», обязать окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 10 по дополнительным выборам депутата Саратовской городской Думы пятого созыва устранить нарушение избирательного законодательства и зарегистрировать Афанасьеву ФИО13 кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 10.
Административный истец Афанасьева В.В. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме по доводам, приведенным в административном исковом заявлении, просила суд удовлетворить их, дополнительно пояснив, что она знала о предстоящем увольнении ее с Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» (далее по тексту ФГБОУ ВО «СГУ»), однако полагала, что будет уволена после выхода из очередного отпуска в августе 2019 года. С приказом об увольнении от 01 июля 2019 года она была ознакомлена и получила его копию только 10 июля 2019 года. По электронной почте ею получило с университета уведомление о предстоящем увольнении с 01 июля 2019 года только 02 июля 2019 года при случайном просмотре электронного ящика, которое она могла вообще не получить, поскольку не обязана просматривать электронную почту. Поэтому получив данное уведомление, она 04 июля 2019 года представила заявление от 02 июля 2019 года об изменении сведений о ней как кандидате. При этом они обращались в областную избирательную комиссию и избирательную комиссию муниципального образования «Город Саратов» с просьбой разъяснить ей дальнейшие действия, поскольку ее статус изменился, им было разъяснено, что ничего не надо было менять.
Представитель административного истца Руденко Д.В. в судебном заседании поддержал требования по доводам, приведенным в административном исковом заявлении, дополнительно указав, что ни Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ни Законом Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» не предусмотрена процедура внесения изменений в подписные листы, законами запрещено вносить изменения в подписные листы. Кроме того. если бы Афанасьева В.В. частично представила бы документы, а остальные дорабатывала, то избирательная комиссия отказала бы в регистрации на основании непредставления необходимых документов. Относительно признания 22 подписей избирателей в подписных листах, сведения о которых не соответствуют действительности, пояснил, что избирательной комиссией нарушена процедура получения данных сведений, поскольку выводы комиссии основаны на таблице с рукописными записями, происхождение которых неизвестно. Согласно законодательству об избирательных правах граждан проверка сведений об избирателях осуществляется на основании официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Штамп, оттиск которого имеется на таблице, может изготовить любое лицо. Сам отдел адресно-справочной работы не является органом, осуществляющим регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации по смыслу закона. Кроме того, имеются противоречия в датах получения и изготовления сведений об избирателях, поскольку сведения получены 05 июля 2019 года, а изготовлены 08 июля 2019 года. Также о незаконности действий избирательной комиссии свидетельствует получение сведений неким Умновым С.В., который не является членом избирательной комиссии, что свидетельствует о нарушении законодательства о персональных данных. Данные обстоятельства свидетельствуют о подложности таблицы и недопустимости ее как доказательства. Также комиссией неправильно были указаны сведения о двух избирателях, что повлекло признание сведений о них в подписных листах, не соответствующими действительности.
Представитель административного ответчика Курьянович И.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, указав на то, что Афанасьевой В.В. в окружную избирательную комиссию были представлены первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата от 02 июля 2019 года, протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Саратовской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 Афанасьевой Веры Владимировны от 03 и.ля 2019 года, подписи, собранные в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Саратовской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 10, сведения об изменениях в данных о кандидате Афанасьевой В.В., представленных ранее, а именно личное уведомление кандидата в окружную избирательную комиссию о замене сведений «работает профессором кафедры философии и методологии и науки в ФГБОУ ВО СГУ им. Н.Г.Чернышевского» на сведения «пенсионер», копия уведомления ректора СГУ им. Н.Г.Чернышевского от 26 июня 2019 года № о прекращении трудового договора 1 июля 2019 года. В комиссию кандидатом была также представлена копия справки из УПФР в Волжском районе г. Саратова, подтверждающая ее статус – пенсионер. В поддержку выдвижения кандидата Афанасьевой В.В. должно быть собрано 185 подписей, что составляет 0,5% от числа избирателей одномандатного избирательного округа № 10. К проверке были привлечены специалисты ГАС «Выборы» и Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Саратовской области. Проверка проводилась в отношении всех подписных листов в присутствии самого кандидата и уполномоченного представителя политической партии «Яблоко». Афанасьевой В.В. были изготовлены подписные листы по форме, куда внесены все требуемые законом сведения о себе как кандидате, включая данные о месте работы и должности – профессор кафедры философии и методологии науки ФГБОУ ВО «СГУ им.Н.Г.Чернышевского». Однако, рабочей группой было установлено, что кандидатом в депутаты после изменения сведений о месте работы, роде занятий с 02 июля 2019 года не были внесены соответствующие изменения в форму подписных листов, тем самым введя в заблуждение граждан, которые подписывали подписные листы в поддержку Афанасьевой В.В. 2 и 3 июля 2019 года. А именно, в эти дни избиратели поддержали выдвижение кандидата, работающего профессором кафедры философии и методологии науки ФГБОУ ВО «СГУ им.Н.Г.Чернышевского», что не соответствовало действительности. Изменения в подписные листы должны быть внесены кандидатом в депутаты по мере сбора подписей после 1 июля, то есть при возникновении изменения в сведениях о кандидате. Закон не запрещает внесение сведений в каждый подписной лист рукописным текстом, так как форма подписного листа, утвержденная Законом Саратовской области, представляет собой «пустографку» с подстрочниками. На момент сбора подписей избирателей, до предъявления подписных листов в избирательную комиссию, у истца имелась возможность устранить указанное обстоятельство, что им сделано не было. О произошедших изменениях истец уведомила 04 июля 2019 года комиссию лично. Афанасьева В.В. не могла не сознавать наступления соответствующих последствий, так как о предполагаемом расторжении трудового договора ей было известно уже 25 июня 2019 года, что подтверждается ее выступлениями на информационных сайтах в сети Интернет. В связи с чем окружная комиссия признала 10 подписных листов, не отвечающих требованиям закона, поскольку содержали сведения о кандидате, не соответствующие действительности. Также было установлено 22 подписных листа, не отвечающих требованиям закона, поскольку подписи были выполнены избирателями, сведения о которых не соответствовали действительности. Вывод о признании данных подписей недействительными сделан на основании справки отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Саратовской области, представленной на запрос окружной избирательной комиссии на имя руководителя Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Саратовской области. В соответствии с пунктом 27 Протокола №1 к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 сентября 2016 года, №№, данная справка представляется в виде таблицы, так как пункт 26 указанного Протокола определяет, что Избирательная комиссия, направляет в соответствующий территориальный орган МВД России представление на проведение проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата по форме согласно приложению № 7 к настоящему Протоколу. Передача на проверку в территориальный орган МВД России оригиналов подписных листов или их копий не допускается. Считает выводы рабочей группы о признании недействительными 22 подписей избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, на основании официального заключения органа, осуществляющего регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, обоснованными. Противоречия в датах объясняется тем, что 05 июля 2019 года сведения об избирателях были изготовлены, а 08 июля 2019 года в рабочем порядке после выявления исправлений и отсутствия в некоторых местах заверений данные недостатки были устранены. Факт признания 1 подписи лица, не обладающего активным избирательным правом недействительной заявителем не оспаривается. Таким образом, в окружную избирательную комиссию поступила 171 подпись, отвечающая требованиям Закона Саратовской области, что составило менее 0,5% подписей от числа избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа № 10. 12 июля 2019 года окружная избирательная комиссия приняла решение об отказе в регистрации кандидату в депутаты Саратовской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательного округу № 10 Афанасьевой Вере Владимировне. Основанием для отказа в регистрации кандидата послужило отсутствие среди документов, представленных в окружную избирательную комиссию для уведомления о регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии со статьей 31Закона Саратовской области для уведомления о регистрации кандидата. Считает доводы административного истца о том, что при принятии решения окружной избирательной комиссией неправильно применены нормы закона, несостоятельными. Решение комиссии определялось несколькими нормами, а именно: пунктом 19 статьи 31 Закона Саратовской области, которая определяет необходимость предоставления кандидату копии решения в течение суток с момента принятия. В связи с чем в решении постановлено выдать АфанасьевойВ.В. копию решения; подп. «в» пункта 20 статьи 31 Закона Саратовской области, согласно которому основаниями для регистрации могут быть отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, что определяет пункт 1 обжалуемого решения. То есть, для регистрации кандидата, необходимо сдать 185 подписей, отвечающих требованию Закона Саратовской области, а кандидат Афанасьева В.В. представила только 171 подпись. Таким образом, среди документов, отсутствуют необходимые для регистрации документы.
Законный представитель заинтересованного лица Саратовского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партии «Яблоко» Ермишин А.В. в судебном заседании поддержал административные исковые требования, просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» Гордиенко Т.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, поддержав доводы административного ответчика.
Представитель заинтересованного лица ГУ МВД России по Саратовской области в лице Управления по вопросам миграции, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Руководствуясь статьей 150, частью 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту КАС РФ) суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившегося представителя ГУ МВД России по Саратовской области в лице Управления по вопросам миграции.
Суд, выслушав объяснения административного истца, представителей сторон и заинтересованных лиц, заслушав заключение прокурора, полагавшего не подлежащими удовлетворению административные требования, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Исходя из содержания статьи 46 Конституции РФ и статьи 1 КАС РФ, гражданин вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых, по его мнению, были нарушены (оспорены) его права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 10 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, определяются Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В силу пункта 3 статьи 1 данного Федерального закона федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом. В Саратовской области таким нормативным правовым актом является Закон Саратовской области от 31 октября 2005 года №107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области».
Нормой пункта 6 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 6 статьи 72 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области».
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, среди прочего, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В силу пункта 1 статьи 34 данного федерального закона самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей
Законом Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» также предусмотрено количество подписей, которое должно быть собрано в поддержку выдвижения кандидата, и составляет 0,5 процента подписей избирателей от числа избирателей, зарегистрированных на территории данного избирательного округа, но не может составлять менее десяти подписей (пункт 1 статьи 30).
В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах в федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, главы и депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, внутригородской территории города федерального значения используется ГАС «Выборы», включая регистр избирателей; для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на иных выборах по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации ГАС «Выборы», включая регистр избирателей, также может быть использована (пункт 3.1 статьи 38 данного Федерального закона).
В качестве оснований отказа в регистрации кандидата Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закон Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» отсутствие у избирателя активного избирательного права, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата и недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подп. «а», «в» и «д» пункта 24 статьи 38 и в подп. «а», «в» и «д» пункта 20 статьи 31, соответственно).
Из материалов дела судом установлено, что решением Саратовской городской думы от 13 июня 2019 года № назначены дополнительные выборы депутата Саратовской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 муниципального образования «Город Саратов» на 08 сентября 2019 года.
В поддержку выдвижения от избирательного объединения Саратовское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» кандидата в депутаты Саратовской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 АфанасьевойВ.В. были собраны 204 подписи избирателей.
Рабочей группой окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 10 по дополнительным выборам депутата Саратовской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 муниципального образования «Город Саратов» проверены подписи избирателей в представленных подписных листах.
Исходя из количества избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа № 10, которое составляет 36853 согласно схеме одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Саратовской городской Думы, утвержденной решением Саратовской городской Думы от 17 декабря 2015 года № 54-591, в поддержку выдвижения кандидата Афанасьевой В.В. должно быть собрано 185 подписей.
По результатам проверки подписных листов решением от 12 июля 2019 года № Афанасьевой В.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 10, поскольку в избирательную комиссию поступила 171 подпись.
В качестве оснований для отказа в регистрации послужило выявление 33 подписей, не соответствующих требованиям Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», а именно:
- 22 подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующих действительности (на основании справки отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Саратовской области);
- 10 подписей избирателей в подписном листе, в котором сведения о кандидате не соответствуют действительности;
- 1 подпись в подписном листе лиц, не обладающих активным избирательным правом.
В части признания недействительной 1 подписи в связи с отсутствием активного избирательного права у избирателя сторона административного истца не оспаривает.
Оспаривая законность решения в части признания несоответствующими действительности 22 подписей избирателей, административный истец ссылается на то, что административным ответчиком допущены нарушения процедуры признания данных подписей таковыми.
Проверяя данный довод стороны административного истца и доводы возражений стороны административного ответчика и заинтересованного лица избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов», суд учитывает следующее.
Перечень оснований для признания подписей недействительными установлен пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который к числу недействительных подписей относит в том числе подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (подп. «в»). При этом подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта.
Аналогичные основание и условие призвания недействительной подписи предусмотрены подп. «в» пункта 10 статьи 31 приведенного Закона Саратовской области.
Поскольку рабочей группой окружной избирательной комиссии в ходе проверки были выявлены противоречия в данных избирателей в подписных листах с данными, имеющихся в ГАС «Выборы», в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Саратовской области были направлены соответствующие запросы по кандидатам, в том числе и по Афанасьевой В.В. с приложением таблицы сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
Признавая недействительными 22 подписи в представленных подписных листах, окружная избирательная комиссия руководствовалась таблицей сведений, содержащихся в 29 подписных листах.
Как следует из представленной в материалы дела таблицы, установлены по 22 избирателям несоответствия сведений о регистрации по месту жительства и/или о паспортных данных, и/или даты рождения либо отсутствуют данные об избирателях.
Оспаривая данную таблицу, указывая на недопустимость ее доказательства, сторона административного истца ссылается на то, что данная таблица не является официальной справкой органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, поскольку в ней отсутствуют подпись уполномоченного должностного лица, печати Управления миграции ГУ МВД Росси по Саратовской области, даты ее составления. При этом указывает, что только Управление миграции является органом, уполномоченным давать сведения регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства. Отдел адресно-справочной работы таким органом не является. Происхождение данной таблицы неизвестно, поскольку штамп отдела адресно-справочной работы может, оттиск которого имеется на таблице, может изготовить любое лицо.
Проверяя указанные доводы стороны истца, суд учитывает следующее.
В соответствии с Положением о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Приказом МВД России от 15 апреля 2016 года № 192, Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, являясь самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляет в том числе организация и координацию деятельности поведению адресно-справочной работы.
В соответствии с Типовым положением о подразделении по вопросам миграции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, утвержденным Приказом МВД России от 27 апреля 2016 года № 214, Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31 декабря 2017 года № 984, ведение адресно-справочной работы осуществляется подразделения адресно-справочной работы подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне.
В Саратовской области ведение адресно-справочной работы осуществляется отделом адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Саратовской области.
В связи с чем вопреки доводам истца отдел адресно-справочной работы как уполномоченное подразделение органа миграции осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в силу возложенной на него функции по оказанию государственной услуги вправе был представить сведения об адресе регистрации, паспортных данных избирателей, чьи подписи проверялись административным ответчиком.
В то же время, исходя из положений пункта 7 статьи 38 и пункта 6 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 6 статьи 75 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», повторная проверка подписных листов может быть осуществлена только судом или вышестоящей избирательной комиссией в случае обжалования решения избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) или об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, приведенной в определении от 10 февраля 2016 года № 216-О, суд, осуществляющий повторную проверку сведений, содержащихся в подписных листах, в целях проверки законности и обоснованности решения избирательной комиссии, не может быть связан исключительно данными справки уполномоченного государственного органа, использованной избирательной комиссией, - он вправе запросить у уполномоченного органа информацию, необходимую для проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, при наличии достаточных сомнений в обоснованности выводов избирательной комиссии об их несоответствии действительности и должен выносить свое решение на основе оценки всей совокупности доказательств, отвечающих требованиям допустимости, относимости и достоверности.
Кроме того, согласно части 3 статьи 62 КАС РФ суд при рассмотрении дел по жалобам на нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации не связан основаниями и доводами заявленных требований и вправе в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным правоотношениям, определять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дел.
Принимая во внимание приведенную позицию Конституционного Суда РФ, в целях проверки сведений, содержащихся в подписных листах, законности и обоснованности решения избирательной комиссии, запросил данные по 22 избирателям, чьи подписи были признаны окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа № 10 недействительными в соответствии с подп. «в» пункта 10 статьи 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области».
Проверив сведения, представленные в адресных справках по запросу суда и сопоставив их с данными, содержащимися в оспариваемой административным истцом таблице сведений и подписных листах, судом установлено, что данные в адресных справках соответствуют сведениям в таблице, на основании которых избирательная комиссия сделала вывод о недействительности подписей 22 избирателей в подписных листах, и не соответствуют данным избирателей в подписных листах об их регистрации по месту жительства и/или о паспортных данных, и/или даты рождения либо данные об избирателях отсутствуют.
Также суд обращает внимание, что между Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации 01-02 сентября 2016 года заключено соглашение о взаимодействии №, №). В соответствии с пунктом 27 Протокола №1 к Соглашению территориальный орган МВД России, получив представление от избирательной комиссии, направленное в соответствии с пунктом 26 Протокола №1, проводит в возможно короткие сроки, но не более чем в пятидневный срок, проверку сведений об избирателях и передает результаты в избирательную комиссию по форме согласно приложению № 8 к Протоколу № 1. Согласно приложению № 8 сведения составляются виде таблицы. При этом согласно пункту 26 Протокола №1 при направлении представления в территориальный орган МВД России подлинники или копии подписных листов не представляются.
Соответственно, направление окружной избирательной комиссией таблицы в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Саратовской области для проверки сведений об избирателях, являлось правомерным.
Поскольку указанная таблица содержит результаты проверки, достоверность которых подтверждены в ходе судебного разбирательства, таблица заверена печатью уполномоченного функционального подразделения органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, суд оценивает ее как официальную справку органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, предусмотренную подп. «в» пункта 10 статьи 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области».
Довод представителя административного истца Руденко Д.В. о том, что данная таблица могла быть заверена любым лицом, изготовившим штамп отдела адресно-справочной работы, суд признает несостоятельным, поскольку достоверность имеющихся в ней данных об избирателях повторно проверена судом. Доказательств того, что персональные данные избирателей могли быть получены в частном порядке суду не представлены.
Также суд считает не имеющим правового значения довод представителя истца о том, что сведения из отдела адресно-справочной работы были получены лицом, не являющимся членом окружной избирательной комиссии, поскольку данные вопрос регулируется законодательством в области защиты персональных данных, не относящегося к предмету настоящего административно-правового спора.
Не свидетельствует, по мнению суда, довод стороны административного истца о противоречиях в датах получения сведений из отдела адресно-справочной работы и их фактического направления в окружную избирательную комиссию. Как указал представитель Руденко Д.В., дата получения сведений по запросу избирательной комиссии – 05 июля 2019 года, в то время как на сопроводительном письме стоит дата 08 июля 2019 года, в самой таблице также указана дата исполнения 08 июля 2019 года.
Однако, как следует из пояснений представителя административного ответчика, после получения сведений в рабочем порядке обратились отдел адресно-справочной работы для дополнительной проверки сведений и необходимости заверения незаверенных данных. Поэтому 08 июля 2019 года были внесены исправления.
Кроме того, суд повторно обращает внимание, что сведения в оспариваемой административным истцом таблице соответствуют сведениям, представленным из отдела адресно-справочной работы по запросу суда.
Также суд считает, что не влияет на законность выводов избирательной комиссии о наличии оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты Афанасьевой В.В. указание избирательной комиссией неправильных данных о двух избирателях (папка № 1 – л.д. 9 и л. 61), поскольку подпись избирателя на подписном листе № 9 в папке № 1 не была признана недействительной согласно ведомости проверки подписных листов. Кроме того, при проверке данного избирателя судом установлено несоответствие его действительного отчества «Ахметович» указанному в подписном листе «Андреев».
Также не влияет на выводы избирательной комиссии указание неправильного отчества избирателя в подписном листе № 61, поскольку согласно ответу на запрос из отдела адресно-справочной работы данный избиратель не значится в базе данных. При этом суд считает, что изменение одной буквы в отчестве не влияет на результаты проверки отделом адресно-справочной работы, поскольку в орган регистрационного учета были представлены другие дополнительные данные об этом избирателе, достаточные для дачи сведений о ней, как было сделано, например, по другим избирателям.
Учитывая изложенное, суд считает, что избирательной комиссией обоснованно были признаны подписи 22 избирателей в подписных листах недействительными по подп. «в» пункта 10 статьи 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области».
Оспаривая законность решения в части признания несоответствующими действительности 10 подписей избирателей, административный истец ссылается на то, что ни Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ни Законом Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» не предусмотрена процедура внесения изменений в подписные листы при изменении сведений о кандидате. При этом она не располагала официальными сведениями о ее увольнении с должности профессора вуза.
Проверяя данный довод и доводы возражений стороны административного ответчика и заинтересованного лица избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов», суд учитывает следующее.
В соответствии с пунктом 1статьи 31 Закона Саратовской области «Овыборах в органы местного самоуправления Саратовской области» регистрация кандидата, муниципального списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 2, 3.1, 4 статьи 25, части 6 статьи 26 или в пункте «з» части 2 статьи 29 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие частей 2 - 5 статьи 28.1 настоящего Закона или части 15 настоящей статьи.
Для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения в течение 20 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов до 18 часов по местному времени последнего дня выдвижения представляет в соответствующую избирательную комиссию следующие избирательные документы:
- сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 2, 3, 4 статьи 25, частями 6, 6.4 статьи 26 или частью 1, пунктом «з» части 2, частью 2.5 статьи 29 настоящего Закона;
- протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде и подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов, или решение политической партии, указанное в части 15 настоящей статьи;
- первый финансовый отчет, кроме случаев, когда в соответствии с настоящим Законом кандидат уведомил избирательную комиссию о том, что финансирование избирательной кампании не производится, когда кандидат не создавал избирательный фонд в соответствии с частью 1 статьи 49 настоящего Закона.
Подписные листы, представляемые в избирательную комиссию, должны быть пронумерованы и сброшюрованы. Документы для регистрации представляются уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом лично либо иным лицом в случаях, указанных в части 5 статьи 25 настоящего Закона.
В соответствии с подп. «з» пункта 10 статьи 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» недействительными признаются в том числе все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о кандидате не соответствуют действительности.
Как установлено судом, на момент уведомления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 10 по дополнительным выборам депутата Саратовской городской Думы пятого созыва после опубликования решения о назначении дополнительных выборов Афанасьева В.В. замещала должность профессора кафедры философии и методологии науки ФГБОУ ВО «СГУ».
Данные сведения внесены в подписные листы, подписанные избирателями, представленные в избирательную комиссию 04июля 2019 года, что подтверждено обеими сторонами спора, подписные листы.
Одновременно ею представлены сведения об изменениях в сведениях о кандидате, выдвинутом по одномандатному избирательному округу №10, датированные 02 февраля 2019 года, согласно которым с 01 июля 2019 года с нею расторгнут трудовой договор, сведения о работе следует заменить на сведения пенсионер.
Рабочей группой избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 10 по дополнительным выборам депутата Саратовской городской Думы пятого созыва было установлено, что десять подписных листов, подписанных избирателями 02 и 03 июля 2019 года, содержали сведения о кандидате, не соответствующие действительности (папка № 1 – л. 42; л. 129; л. 130; л. 141; л.196; л. 197; л. 198; л. 200; л. 202; л. 204), что послужило отказом в регистрации кандидата в депутаты.
Из материалов дела судом установлено, что приказом ректора ФГБОУ ВО «СГУ» от 26 июня 2019 года с Афанасьевой В.В. прекращен трудовой договор по пункту 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ в связи с истечением срока.
Проанализировав положения законодательства об избирательных правах граждан, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о законности решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 10 по дополнительным выборам депутата Саратовской городской Думы пятого созыва от 12 июля 2019 года в указанной части, поскольку материалами дела подтверждается, что подписные листы, подписаны избирателями 02 и 03 июля 2019 года, содержали сведения о кандидате как о профессоре кафедры университета, в то время как с 01 июля 2019 года трудовой договор с ней прекращен.
Довод административного истца о том, что законодательством об избирательных правах граждан не предусмотрено внесение изменений в подписные листы, основаны на ошибочном субъективном толковании законодательства.
Из пункта 1.1 статьи 31 Закона Саратовской области следует, что не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе муниципального списка кандидатов, и представленные в соответствии с частями 2, 3.1, 4 статьи 25, частью 6 статьи 26 или частью 1, пунктом «з» части 2, частью 11.1 статьи 29 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), муниципального списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено частью 3.1 статьи 25 настоящего Закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов.
Данные положения закреплены также в пункте 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Из положений приведенных норм Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» следует, что запрет на внесение изменений в подписные листы установлен только в случае, если они уже их подписаны избирателями. При этом прямой запрет вносить изменения в сведения о кандидате в незаполненные избирателями подписные листы законодательством об избирательных правах не установлен, учитывая, что в соответствии с пунктом 9 статьи 30 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» изготовление подписных листов осуществляется за счет средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения.
Также суд не принимает во внимание довод стороны истца о том, что она не владела официальными сведениями о ее увольнении с 01 июля 2019 года, в связи с тем, что копия приказа о прекращении трудового договора ею была получена только 10 июля 2019 года, поскольку Афанасьева В.В. была уведомлена о предстоящем увольнении, что подтверждается имеющейся в материале дела статьей в интернет-издании от 30 июня 2019 года, в которой административный истец сообщает корреспонденту Информационного агентства «Свободные новости» о ее предстоящем увольнении и возникшей в связи с этим проблеме с подписными листами. Афанасьевой В.В. наличие данного интервью не оспаривалось.
Кроме того, административным истцом избирательной комиссии 04 июля 2019 года представлены сведения об изменениях в сведения о кандидате, датированное 02 июля 2019 года и полученное ею по электронной почте уведомление о предстоящем увольнении с должности в вузе. Факт ознакомления административного истца с приказом о прекращении трудового договора получения его копии только 10 июля 2019 года лишь указывает на взаимоотношения работника и работодателя, регулируемые трудовым законодательством, и не освобождает кандидата в депутаты в подписных листах указывать сведения о нем, соответствующие действительности.
Проверяя довод административного истца о том, что приведенные в оспариваемом решении окружной избирательной комиссии нормы части 19, пункта «в» части 20 статьи 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» не регулируют возможность вынесения избирательной комиссией решения об отказе ей в регистрации, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 16 статьи 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» соответствующая избирательная комиссия не позднее чем в десятидневный срок со дня получения указанных в части 1 настоящей статьи документов, проверив соответствие порядка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов требованиям настоящего Закона, обязана принять решение о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
В случае отказа в регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, исключения кандидата из муниципального списка кандидатов соответствующая избирательная комиссия обязана в течение одних суток с момента принятия решения выдать кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, муниципальный список кандидатов, копию соответствующего решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа, исключения кандидата из муниципального списка кандидатов (пункт 19 статьи 31 Закона Саратовской области).
Данная норма воспроизводит аналогичную норму пункта 23 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Требования к содержанию решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты в законодательстве об избирательных правах не содержится. Поэтому указание в решении об отказе в регистрации кандидата в депутаты на обязанность избирательной комиссии выдать в установленный законом срок копию соответствующего решения, вопреки доводам стороны административного истца, не свидетельствует о нарушении ею порядка принятия соответствующего решения и не нарушает никаким образом права административного истца.
В соответствии с подп. «в» пункта 20 статьи 31 закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» в соответствии с Федеральным законом основанием отказа в регистрации кандидата может быть, в частности, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Вывод избирательной комиссии о том, что отсутствие необходимого количества подписных листов для регистрации кандидата в депутаты свидетельствует об отсутствии документов, необходимых в соответствии с Законом Саратовской области для регистрации кандидата, не является неправильным.
Таким образом, указание в качестве основания для отказа в регистрации подп. «в» пункта 20 статьи 31 закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» не противоречит закону и не нарушает права административного истца.
Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания незаконным решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 10 по дополнительным выборам депутата Саратовской городской Думы пятого созыва по дополнительным выборам депутата Саратовской городской Думы пятого созыва № 01/04-26 от 12 июля 2019 года об отказе в регистрации кандидату в депутаты Саратовской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 Афанасьевой Вере Владимировне и, как следствие, возложении обязанности на окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 10 по дополнительным выборам депутата Саратовской городской Думы пятого созыва устранить нарушение избирательного законодательства, зарегистрировав Афанасьеву ФИО14 кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-177, 244 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Афанасьевой ФИО15 к окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 10 по дополнительным выборам депутата Саратовской городской Думы пятого созыва о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты, возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в течение пяти дней со дня принятия решения через Кировский районный суд городаСаратова.
Судья Г.А. Шевчук
Мотивированное решение изготовлено 29 июля 2019 года.
Судья Г.А. Шевчук