НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Самары (Самарская область) от 21.01.2020 № 2-395/20

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 января 2020 г. Кировский районный суд г. Самары

в составе: председательствующего судьи Бесединой Т.Н.,

при секретаре Истрашкиной О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-395/2020 (УИД 63RS0-79) по иску ФИО1 к ООО «СК «ГРАНТА» о взыскании страхового возмещения,

Установил:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «СК «ГРАНТА» о взыскании страхового возмещения по ущербу, причиненному маломерному судну НАВИГАТОР 380R в размере 187108,69 руб., расходов по оплате независимой экспертизы в размере 8000 руб., неустойки за нарушение сроков выплаты страхового возмещения в размере 11000 руб., неустойки с даты вынесения решения до даты фактического исполнения решения суда из расчета 1% от не выплаченного страхового возмещения за каждый день просрочки, компенсации морального вреда в сумме 30000 руб., расходов на оплату услуг представителя в размере 25000 руб. и штрафа в размере 50% от взысканной судом страховой выплаты.

В обоснование иска истец ссылается на то, что истец является собственником маломерного судна НАВИГАТОР 380R (идентификационный ).

08.07.2019г. на правом берегу реки Волга возле набережного спуска Лейтенанта Шмидта г. Самары в результате наезда на препятствие были причинены механические повреждения корпусу маломерного судна НАВИГАТОР 380R (идентификационный ) и двигателю ПЛМ MERCURY F20MH, под управлением ФИО1

Маломерное судно НАВИГАТОР 380R (идентификационный ) застраховано по договору страхования на основании «Правил страхования средств водного транспорта» от 12.04.2019г. и выдан полис страхования средств водного транспорта от 07.06.2019 г. на страховую сумму 275690,00 руб. и на срок действия полиса с 08.06.2019г. по 07.06.2020 г. Страховая премия, единовременно уплаченная ФИО1 по данному договору страхования, составила 11000,00 руб. Безусловная франшиза составляет 3 000 руб.

11.07.2019г. ФИО1 обратился с заявлением /ВТС/С/19 о возмещении причиненного ущерба в страховую компанию ООО «СК «ГРАНТА», но получил отказ в выплате страхового возмещения (письмо исх. от 03.09.2019 года).

11.09.2019г. была проведена оценка стоимости восстановительного ремонта маломерного судна НАВИГАТОР 380R (идентификационный ). В соответствии с актом экспертного исследования ООО «Лаборатория судебной экспертизы ФЛСЭ» , стоимость восстановительного ремонта маломерного судна НАВИГАТОР 380R (идентификационный ) составляет 88139,00 руб. и стоимость восстановительного ремонта ДВС ПЛМ MERCURY F20МН составляет 101969,69 руб., что в сумме составляет 190108,69 руб. Стоимость услуг независимой экспертизы составила 8000,00 руб.

Исходя из результатов данного экспертного исследования следует, что сумма страховой выплаты по ущербу, причиненному маломерному судну НАВИГАТОР 380R (идентификационный ) с ДВС ПЛМ MERCURY F20МН с учетом расходов на проведение независимой экспертизы за вычетом безусловной франшизы составляет 195 108,69 руб. (88139,00 руб. + 101 969,69 руб. + 8 000 руб. - 3 000 руб.).

08.10.2019г. ФИО2 обратился к ответчику с претензией о возмещении ущерба, приложив копию экспертного исследования о стоимости восстановительного ремонта, однако, претензия ответчиком оставлена без удовлетворения.

В соответствии с п. 3.3 Правил ООО «СК «ГРАНТА» страхования средств водного транспорта (с изменениями и дополнениями от ДД.ММ.ГГГГ Приказ , от ДД.ММ.ГГГГ Приказ , 12.04.2019г. Приказ ) договор страхования заключен следующих условиях:

«Условие 1. "С ответственностью за гибель судна и повреждения":

- корпуса, винта в сборе, пера и баллера руля;

- двигателей, вспомогательных механизмов, оборудования и судовых устройств.

По договору страхования, заключенному на этом Условии, возмещаются:

а) убытки вследствие полной гибели судна (фактической или конструктивной) и расходы по устранению повреждений корпуса, винта в сборе, пера и баллера руля, а также двигателей, вспомогательных механизмов, оборудования и судовых устройств, происшедшие в результате огня, взрыва, молнии, бури, вихря, других стихийных бедствий, аварии машин, оборудования и устройств судна, пропажи его без вести, противоправных действий третьих лиц, кроме случаев, приведенных в Оговорке "Общие исключения";

б) убытки и расходы по общей аварии по доле судна».

В соответствии с п. 1.2. Правил под аварией на морском транспорте (average) понимается аварийный случай на судах морского флота, в результате которого произошло повреждение судна, приведшее к потере мореходности, или порча грузов, а также любой аварийный случаи приведший к человеческим жертвам (морская катастрофа);

Считает, что повреждения корпуса лодки и мотора в результате наезда препятствие 08.07.2019 г. является страховым случаем, а отказ в выплате страховой возмещения ООО «СК «ГРАНТА» является незаконным и необоснованным.

Представитель истца по доверенности ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержал, просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности ФИО4 в судебное заседание не явилась, представила отзыв на исковое заявление, в удовлетворении исковых требований просила отказать, ссылаясь на то, что страховым случаем признается не любое повреждение имущества, а лишь произошедшее в результате определенного события (взрыв, буря, авария машин, противоправные действия третьих лиц и др.). Повреждение лодки и мотора в результате наезда на препятствие не является страховым случаем (л.д.80-81).

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп. 1, 2 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Согласно ст. 9 Закона Российской Федерации от 27.11.1992г. "Об организации страхового дела в Российской Федерации", страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления (п. 1).

Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам (п. 2).

Пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан" разъяснено, что страховой случай включает в себя опасность, от которой производится страхование, факт причинения вреда и причинную связь между опасностью и вредом.

Исходя из изложенного, страховым случаем по договору страхования имущества является наступление предусмотренного договором страхования события, причинившего утрату, гибель или повреждение застрахованного имущества.

Согласно абз. 2, 4 HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=179850A0EF96663A186F04DD468DDB446E8C4F0EC386D8A51A50169749D1F7DC2E2853FBFBD19D98E50ED3D04DC40368D9F7AFFC79A9612EL4j7J" п. 1 ст. 942 ГК РФ при заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая), и о сроке действия договора.

В соответствии с пп. 1, 2 ст. 943 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).

Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.

Из материалов дела следует, что 08.07.2019г. на правом берегу реки Волга возле набережного спуска Лейтенанта Шмидта г. Самары в результате наезда на препятствие были причинены механические повреждения корпусу маломерного судна НАВИГАТОР 380R (идентификационный ) и двигателю , принадлежащего на праве собственности ФИО1

07.06.2019г. между ООО «СК «Гранта» и ФИО1 заключен договор страхования средств водного транспорта на основании «Правил страхования средств водного транспорта», утвержденных Приказом от 27.01.2016г. (с изменениями и дополнениями от 23.11.2016 Приказ , от 27.12.2017 Приказ , 12.04.2019 Приказ ) (л.д.106-123)).

Согласно полису страхования средств водного транспорта от 07.06.2019г., предметом страхования является лодка надувная (Н380R-Т) 2019г., страховая премия: 11000 руб., срок страхования: с 00:00 часов 08.06.2019г. по 24:00 час. 07.06.2020г., безусловная франшиза: 3000 руб., страховые риски: с ответственностью за гибель судна и повреждения, район плавания (рейс): внутренние водные пути Российской Федерации, согласно действующему классу (л.д.4).

В соответствии с п. 3.3 Правил страхования, договор страхования заключается по одному из следующих Условий:

Условие 1. "С ответственностью за гибель судна и повреждения":

- корпуса, винта в сборе, пера и баллера руля;

- двигателей, вспомогательных механизмов, оборудования и судовых устройств.

По договору страхования, заключенному на этом Условии, возмещаются:

а) убытки вследствие полной гибели судна (фактической или конструктивной) и расходы по устранению повреждений корпуса, винта в сборе, пера и баллера руля, а также двигателей, вспомогательных механизмов, оборудования и судовых устройств, происшедшие в результате огня, взрыва, молнии, бури, вихря, других стихийных бедствий, аварии машин, оборудования и устройств судна, пропажи его без вести, противоправных действий третьих лиц, кроме случаев, приведенных в Оговорке "Общие исключения";

б) убытки и расходы по общей аварии по доле судна.

При наличии признаков, определяющих наличие общей аварии, к убыткам по общей аварии относятся (кроме убытков, перечисленных в Оговорке "Исключения по общей аварии" настоящих Правил):

- убытки, вызванные принятием мер общего спасания;

- убытки, причиненные судну намеренной посадкой судна на мель;

- убытки, причиненные судну при тушении пожара на судне, включая убытки от произведенного для этой цели затопления горящего судна.

Общая авария (general average) относится к нормам международного морского права (в Российской Федерации регулируется Кодексом Торгового Мореплавания (КТМ)). Общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, - судна, фрахта и перевозимого судном груза (л.д.106-122).

11.07.2019г. ФИО1 обратился в ООО «СК Гранта» с сообщением об аварийном случае (л.д.9,10,11).

ООО «СК Гранта», рассмотрев заявление истца, сообщением (исх. от 03.09.2016г.) отказало в выплате страхового возмещения со ссылкой на то, что повреждение лодки и мотора в результате наезда на препятствие не является страховым случаем (л.д.69-70).

Согласно экспертному исследованию от 26.08.2019г. ООО «НМИВЦПКНЭ «Паритет Ценз», представленного ответчиком, рыночная стоимость восстановительного ремонта лодочного моторa Mercury Marine F20MН и корпуса лодки Навигатор Н380R-T, принадлежащих ФИО1, и находящихся по адресу: <адрес> (округленно) составляет 148 000 руб., в том числе повреждение мотора - 105908 руб., повреждение корпуса лодки - 42 000 руб. (л.д.87-105).

В соответствии с актом экспертного исследования от 11.09.2019г. ООО «Лаборатория судебной экспертизы ФЛСЭ», представленного истцом, стоимость восстановительного ремонта маломерного судна Навигатор 380 R (строительный идентификационный ) и ДВС ПЛМ Mercury F20MН (идентификационный номер <***>), поврежденных в результате происшествия 14.08.2019г., составляет 190109 руб., в том числе стоимость восстановительного ремонта маломерного суда Навигатор 380R (строительный идентификационный ), поврежденного в результате происшествия 14.08.2019г. составляет 88139 руб., стоимость восстановительного ремонта ДВС ПЛМ Mercury F20MН (идентификационный номер <***>), поврежденного в результате происшествия составляет 101969,69 руб. (л.д.14-58).

08.10.2019г. истец обратился в ООО «СК «ГРАНТА» с претензией о выплате страхового возмещения в сроки, установленные Правилами страхования средств водного транспорта (л.д.68).

Статья 56 ГПК РФ предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, доказательства представляются сторонами.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Из пункта 3.3. Правил страхования средств наземного транспорта от 12.04.2019г. ООО «СК ГРАНТА» следует, что страховым случаем признается повреждение имущества, произошедшее в результате определенных событий (взрыв, буря, авария машин, противоправные действия третьих лиц и др.).

Договором страхования повреждение лодки и мотора в результате наезда на препятствие к страховому случаю не отнесены.

Установив, что застрахованное судно было повреждено в результате наезда на препятствие, что подтверждается материалами дела, суд приходит к выводу, что страховой случай не наступил, в связи с чем, на ответчика не распространяются правила договорной ответственности.

Поскольку в удовлетворении требования истца о взыскании страхового возмещения судом отказано, оснований для удовлетворения производных требований о взыскании неустойки, штрафа, компенсации морального вреда и судебных расходов не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «СК «ГРАНТА» о взыскании страхового возмещения - отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 25.01.2020 г.

Председательствующий: Беседина Т.Н.