НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Самары (Самарская область) от 17.08.2022 № 2А-3849/2022

63RS0038-01-2022-005083-78

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 августа 2022 года Кировский районный суд г.о.Самара в составе:

председательствующего судьи Карягиной Е.А.,

при секретаре Назаровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3849/2022 по административному исковому заявлению МИФНС России № 23 по Самарской области к Овчаровой М.В. о взыскании недоимки и пени,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России №23 по Самарской области обратилось в суд с административным иском к Овчаровой М.В. указав, что Овчарова М.В. является налогоплательщиком транспортного налога, в связи с наличием объектов налогообложения. В адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом, налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма в соответствии с положениями п. 4 ст. 31 НК РФ и пп. 4 ст. 52 НК РФ. Однако, в установленный срок должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Позднее в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налогов. В установленный срок требование исполнено не было, в связи с чем, взыскание налога, а также пеней, начисленных за каждый календарный день просрочки, производится налоговым органом в судебном порядке согласно п. 1 ст. 48 НК РФ. Административный истец просит взыскать с Овчаровой М.В. недоимку по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере рублей, пени в сумме , за ДД.ММ.ГГГГ год в размере , за ДД.ММ.ГГГГ год в размере рублей, пени в сумме , а всего в общей сумме .

В судебное заседание представитель административного истца не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик Овчарова М.В., в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила письменный отзыв, согласно которому просила отказать в удовлетворении административного иска и рассмотреть дело без её участия.

В соответствии с ч. 2. ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч.4-6 ст.289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Транспортный налог, основания, размер и срок его уплаты определяются главой 28 НК РФ, Законом Самарской области от 06.11.2002 года № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области.

Согласно ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч.3 ст. 363 НК РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Статья 45 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы Овчаровой М.В. на праве собственности принадлежали транспортные средства государственный регистрационный знак и , государственный регистрационный знак .

МИФНС России № 23 по Самарской области налогоплательщику Овчаровой М.В. был начислен транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ года за указанные автомобили, в сумме .

Согласно налоговым уведомлениям от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ взимание налога производится за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ годы за вышеуказанные автомобили.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ, не исполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу пункта 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (пункт 4).

Согласно части 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Таким образом, диспозиция статьи 69 НК РФ предусматривает в качестве надлежащего уведомления налогоплательщика об образовавшейся недоимке по налогам и сборам передачу требования через личный кабинет.

Сервис личный кабинет налогоплательщика обладает следующими возможностями: получать актуальную информацию об объектах имущества и транспортных средствах, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат, о задолженности по налогам перед бюджетом; контролировать состояние расчетов с бюджетом; получать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на оплату налоговых платежей; оплачивать налоговую задолженность и налоговые уведомления и квитанции на оплату налоговых платежей; скачивать программы для заполнения деклараций по налогу на доходы физических лиц по форме N 3-НДФЛ, заполнять декларацию по форме N 3-НДФЛ, заполнять декларацию по форме N 3-НДФЛ в режиме онлайн, направлять в налоговый орган декларацию по форме N 3- НДФЛ в электронном виде, подписанную электронной подписью налогоплательщика; отслеживать статус камеральной проверки налоговых деклараций по форме N 3-НДФЛ; обращаться в налоговые органы без личного визита в налоговый орган.

Требование об уплате налога , составлено по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, полученное административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что образовавшуюся задолженность административному ответчику необходимо погасить в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Данное требование ответчиком исполнено не было.

В связи с тем, что в установленные законом сроки налог оплачен не был, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ подлежит начислению пеня.

Административный ответчик не исполнил требование в установленный срок, поэтому ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по Кировскому району г.Самары обратилась к мировой судье судебного участка № 8 Кировского судебного района г. Самары Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Овчаровой М.В.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей был вынесен судебный приказ №2а-4012/2018 о взыскании с Овчаровой М.В. недоимки по обязательным платежам за гг., который был отменен ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими от административного ответчика возражениями.

В пределах установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ шестимесячного срока налоговый орган обратился в суд с административным иском.

В соответствии с п. 2, п. 4 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Приказом ФНС России от 27.02.2017 N ММВ-7-8/200@, утвержден Порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Как установлено судом, недоимка по транспортному налогу образовалась у административного ответчика в период с 2014 по 2016гг., то есть до установления порядка направления налоговых уведомлений и требований в электронной форме.

Из материалов дела следует и не оспаривалось административным ответчиком, что Овчарова М.В. не имеет личного кабинета налогоплательщика, соответственно налоговый орган во исполнении установленной налоговым законодательством обязанности по направлению налогового уведомления, должны были направить налоговое уведомление в адрес налогоплательщика на бумажном носителе, в установленные законом сроки.

Однако, в материалы дела административным истцом суду не представлены доказательства направления в адрес Овчаровой М.В. налоговых уведомлений , , что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Представленные представителем административного истца в материалы дела копии почтовых реестров, якобы подтверждающих направление налогового уведомления в адрес административного ответчика, суд не принимает во внимание, поскольку путем проверки указанных в реестрах ШПИ, идентификация данных административного ответчика невозможна, письма адресованы иным лицам, а также в иной период времени.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного иска следует отказать, поскольку МИФНС России N 23 по Самарской области не исполнены обязанности по направлению в адрес налогоплательщика налоговых уведомлений.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска МИФНС России № 23 по Самарской области к Овчаровой М.В. о взыскании недоимки и пени, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 25.08.2022 года.

Судья Е.А. Карягина