НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Самары (Самарская область) от 16.09.2019 № 2А-3277/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 сентября 2019 года г. Самара

Кировский районный суд г. Самары в составе:

Председательствующего судьи Меркуловой Т.С.,

при секретаре Ломакиной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3277/2019 по административному иску ИФНС России по Кировскому району г. Самары к Мигуну Дмитрию Вадимовичу о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по Кировскому району г.Самары обратилась в суд с административным иском к Мигуну Д.В., в котором указала, что Мигун Д.В. являлся налогоплательщиком налога на доходы физических лиц. Мигун Д.В. ИНН прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем должен был представить декларацию за 2015г. не позднее 02.02.2016г., фактически декларация была представлена 29.09.2017г., т.е. с нарушением срока, предусмотренного п. 3 ст. 229 НК РФ. ИФНС России по Кировскому району г. Самары на основании представленной 29.09.2017г. Мигуном Д.В. налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2015 год проведена камеральная налоговая проверка. По результатам камеральной налоговой проверки выявлено расхождение данных. Мигуну Д.В. было направлено требование о представлении пояснений №23026 от 28.11.2017 или внесении исправлений в представленную отчетность. Требование о представлении пояснений № 23026 от 28.11.2017 оставлено без исполнения. Документы на дату составления акта не представлены. Мигуну Д.В. направлено уведомление о вызове в налоговый орган № 6990 28.09.2017 для дачи свидетельских показаний в отношении предпринимательской деятельности. В назначенное время Мигун Д.В. не явился и уведомлений о причинах, препятствующих явке по вызову в назначенный срок, в инспекцию не поступало. Кроме того, Мигуном Д.В. 27.07.2015 года представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2015 года, по которой вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части не отражения полученных средств, связанных с оплатой товаров в сумме 767 797,00 руб. и доначисления налога в сумме 138 203,00 руб. В ходе проведения анализа контрольных соотношений налоговой декларации по НДС за 2 кв. 2015 года и сумм, поступивших на расчетный счет ИП Мигун Д.В., выявлены расхождения в сумме 906 000,00 руб.. В нарушение ст. 153, 154 НК РФ в налоговой декларации по НДС за 2 кв. 2015 года ИП Мигун Д.В. не отражена налоговая база в размере 767 797руб. и не начислен налог на добавленную стоимость в сумме 138 203руб. (767 797руб. *18%.). На момент окончания камеральной налоговой проверки декларации по форме 3-НДФЛ за 2015 год уточненная налоговая декларация (корректировка № 1) в инспекцию не представлена. В 2015 году Мигун Д.В. не была представлена налоговая декларация по форме 4-НДФЛ и авансовые платежи не уплачивались. По результатам проведенной камеральной налоговой проверки налоговым органом 22.03.2018 принято решение №753 о привлечении Мигуна Д.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии со ст. 69 НК РФ 23.05.2018 в отношении Мигун Д.В. было выставлено требование №1016 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), согласно которому налогоплательщик должен уплатить штраф за несвоевременное представление декларации – 23 955,30руб., недоимку по налогу – 79 851руб., штраф за неуплату налога – 15 970,20руб., пени – 3 363,56руб.. Требование до настоящего времени не исполнено. Просит взыскать с Мигуна Д.В. задолженность в общей сумме 123 140,06 руб..

Представитель истца в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав на то, что задолженность по налогу административным ответчиком до настоящего времени не погашена, уточненная налоговая декларация по 3-НДФЛ за 2015г. не представлена.

Ответчик Мигун Д.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу ст.207 НК РФ, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно ст.228 НК РФ, исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков: физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов.

Судом установлено, что Мигун Д.В. являлся индивидуальным предпринимателем (ОГРНИП ), деятельность прекращена 24.08.2017г., что подтверждается выпиской из ЕГРИП.

В соответствии с п. 3 ст. 229 НК РФ налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц представляется налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2015г. была представлена административным ответчиком в налоговый орган 29.09.2017г., т.е. с нарушение срока, установленного ч.. 3 ст. 229 НК РФ.

В ходе камеральной налоговой проверки выявлено, что Мигун Д.В. не исполнил свою обязанность по своевременному представлению налоговой декларации в налоговый орган, тем самым совершил виновное противоправное деяние.

В соответствии п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

По первичной налоговой декларации 3-НДФЛ заявленная Мигуном Д.В. сумма дохода от предпринимательской деятельности составляет 0,00 руб., сумма налоговых вычетов от предпринимательской деятельности - 0,00 руб., из них сумма материальных расходов - (13) 0,00 руб., сумма прочих расходов- 0,00 руб., сумма расходов, используемых в составе профессионального вычета в пределах норматива (20%) - 0,00 руб., сумма начисленных авансовых платежей- 0,00 руб., сумма фактически уплаченных авансовых платежей - 0,00руб., доходы от источника выплаты дохода в РФ - 0,00 руб., сумма налога исчисленная - 0,00 руб., сумма налога, удержанная - 0,00 руб., общая сумма дохода - 0,00 руб., общая сумма налоговых вычетов - 0,00 руб., налоговая база - 0,00 руб., общая сумма налога, исчисленная к уплате - 0,00 руб., общая сумма налога, удержанная у источника выплаты - 0,00 руб., сумма фактически уплаченных авансовых платежей 0,00 руб., сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, - 0,00 руб., сумма налога, подлежащая возврату из бюджета - 0 руб.

В связи с выявленными расхождениями данных налоговой декларации по форме 3-НДФЛ и расчетного счета Мигуну Д.В. было направлено требование о представлении пояснений №23026 от 28.11.2017 или внесении исправлений в представленную отчетность.

Требование о представлении пояснений № 23026 от 28.11.2017 оставлено без исполнения. Документы на дату составления акта не представлены.

Так же Мигуну Д.В. было направлено уведомление о вызове в налоговый орган № 6990 28.09.2017 для дачи свидетельских показаний в отношении предпринимательской деятельности. В назначенное время Мигун Д.В. не явился и уведомлений о причинах, препятствующих явке по вызову в назначенный срок, в инспекцию не поступало.

Организации (индивидуальные предприниматели, лица, занимающие частной практикой) должны оформлять каждый факт хозяйственной жизни первичными учетными документами (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Первичные учетные документы должны составляться непосредственно при совершении факта хозяйственной жизни и отражать фактическое осуществление хозяйственной операции. А если это невозможно - сразу после его окончания (п. 3 ст. 9 Закона №402-ФЗ).

Для подтверждения расходов необходимо, чтобы подтверждающие документы отвечали критерию достоверности, полноты и непротиворечивости, а действия налогоплательщики критерию экономической целесообразности и осмотрительности.

Таким образом, в ходе проведения мероприятий налогового контроля установлено, что контрагентами не подтверждены расходы и факт реальной деятельности.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Приказу от 13.08.2002 № 86н/БГ-3-08/419 «Об утверждении порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей» граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 54 НК РФ установлено, что индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно пп. 10 п. 1 ст. 208 и ст. 209 НК РФ объектом обложения налогом на доходы физических лиц для физических лиц - налоговых резидентов Российской Федерации - являются, в частности, доходы, получаемые в результате осуществления ими деятельности в Российской Федерации.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 227 НК РФ установлено, что плательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Приведенной нормой прямо предусмотрена обязанность лиц, занимающихся в установленном действующим законодательством порядке предпринимательской деятельностью по уплате налога на доходы физических лиц по суммам, полученным от такой деятельности.

В силу п. 2 ст. 227 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте I настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет.

Согласно п. 1 ст. 217 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ.

В соответствии с п.1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральных формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Согласно ст. 221 НК РФ при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют следующие категории налогоплательщиков:

1) налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 настоящего Кодекса, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций".

Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 процентов общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности. Настоящее положение не применяется в отношении физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

В соответствии со ст. 221 НК РФ на получение профессиональных налоговых вычетов имеют право лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 16.02.2010 № 13158/09, если сумма документально подтвержденных расходов меньше 20 процентов общей суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности, то профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 процентов общей суммы доходов.

В соответствии с абз. 4 п.1 ст. 221 НК РФ, если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% от общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности.

В соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК РФ.

В соответствии со ст. 223 НК РФ дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме.

27.07.2015 года административным ответчиком была представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2015 года, по которой вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части не отражения полученных средств, связанных с оплатой товаров в сумме 767 797,00 руб. и доначисления налога в сумме 138 203,00 руб.. Решение не оспорено.

На основании п. 1 ст. 38, п.2 ст. 153 НКРФ выручка от реализации товаров определяется из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественных прав, выраженных в денежной и (или) натуральной форме.

В ходе проведения анализа контрольных соотношений налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2015 года и сумм, поступивших на расчетный счет ИП Мигун Д.В., выявлены расхождения на сумму 906 000,00 руб..

В соответствии с п.1 ст. 153 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

При применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.

При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

Согласно п. 1 ст. 154 Налогового Кодекса РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Налогового Кодекса РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

В соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных статьей 162 НК РФ, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, предусмотренных пунктами 2-4 статьи 155 НК РФ, а также в иных случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2 или пунктом 3 настоящей статьи, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки. Налогообложение производится по налоговой ставке 18 процентов в случаях, неуказанных в пунктах 1, 2и4 ст. 164 НКРФ.

В нарушение ст. 153, 154 НКРФ в налоговой декларации по НДС за 2 кв. 2015 года ИП Мигун Д.В. не отражена налоговая база в размере 767 797 руб. и не начислен налог на добавленную стоимость в сумме 138 203руб. (767 797руб. *18%.).

На момент окончания камеральной налоговой проверки декларации по форме 3-НДФЛ за 2015 год уточненная налоговая декларация в инспекцию не представлена.

Кроме того, в 2015 году Мигуном Д.В. не была представлена налоговая декларация по форме 4-НДФЛ и авансовые платежи не уплачивались.

Согласно п. 1 ст. 225 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, процентная доля налоговой базы. Сумма налога = (Сумма дохода (без НДС) - (Сумма доходов *20%))* 13% Сумма налога = (767797руб.- (767 797,00руб.*20%))*13% - 79 851,00 руб. Расчет налоговой базы и суммы налога по доходам, облагаемым по ставке 13 %.

Указанные обстоятельства административным ответчиком в процессе рассмотрения дела не оспаривались.

По результатам проведенной камеральной налоговой проверки налоговым органом 22.03.2018 принято решение №753 о привлечении Мигуна Д.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии со ст. 69 НК РФ 23.05.2018 в отношении Мигун Д.В. было выставлено требование №1016 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (копия прилагается), согласно которому налогоплательщик должен уплатить НДФЛ налог - 79 851,00 руб., штраф - 39 925,50 руб., пени 3 363,56 руб.

Статья 45 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

На основании ст.48 НК РФ, В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Однако до настоящего времени требование налогового органа не исполнено, недоимка не погашена.

В соответствии со ст.75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Расчет налогового органа по взысканию штрафа за несвоевременное представление декларации – 23 955,30руб., недоимки по налогу – 79 851руб., штрафа за неуплату налога – 15 970,20руб., пени – 3 363,56руб., административным ответчиком не оспаривался.

В соответствии со ст.114 НК РФ, Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии со ст.114 КАС РФ, ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с ответчика в федеральный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, пропорционально удовлетворенной части требований, в размере 3 662,80 руб..

Руководствуясь ст. 175-178 КАС РФ,

Решил:

Исковые требования ИФНС России по Кировскому району г. Самары к Мигуну Дмитрию Вадимовичу о взыскании обязательных платежей удовлетворить частично.

Взыскать с Мигуна Дмитрия Вадимовича в пользу ИФНС России по Кировскому району г.Самара недоимку по налогу – 79 851руб., штраф – 39 925,50руб., пени – 3 363,56руб., а всего 123 140,06 руб. (сто двадцать три тысячи сто сорок рублей 06 копеек).

Взыскать с Мигуна Дмитрия Вадимовича в местный бюджет госпошлину 3 662,80руб. (три тысячи шестьсот шестьдесят два рубля 80 копеек).

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд в течение месяца.

Председательствующий: Т.С. Меркулова

Мотивированное решение изготовлено 20.09.2019г.