НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Самары (Самарская область) от 14.08.2019 № 12-378/19

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

14 августа 2019 года Город Самара

Судья Кировского районного суда г.Самары Пирожкова Л.В., с участием заявителя – директора ООО ТК «Форма» ФИО1, рассмотрев жалобу представителя ООО ТК «Форма» ФИО2 на постановление Государственного инспектора труда в Самарской области от 20.05.2019 года по делу об административном правонарушении № 12-378/2019 УИД , предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 К о АП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора труда в Самарской области Т.Д.Н. директор ООО ТК «Форма» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 12000 рублей. Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах: в период с 13.09.2018 года по 05.02.2019 года директор ООО ТК «Форма» ФИО1 не включил в трудовой договор работника Н.Ю.В. режим рабочего времени и времени отдыха, условия труда на рабочем месте.

Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО ТК «Форма» ФИО1 в лице своего представителя ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, поскольку государственным инспектором труда Т.Д.Н. не исследовались обстоятельства совершения административного правонарушения, не проводилась проверка виновности заявителя во вменяемом ему правонарушении, не предпринимались попытки по установлению виновного лица, ФИО1 был лишен возможности предоставления доказательств по делу. ФИО1 вменяется административное правонарушение - в трудовой договор работника Н.Ю.В. не был включен режим рабочего времени и времени отдыха, условия труда на рабочем месте. Позиция по условиям труда на рабочем месте. В п.1.5 Трудового договора Н.Ю.В. указаны условия труда и определены общие характеристики рабочего места. Инспектором данное обстоятельство не учтено. В настоящее время ООО ТК «Форма» заключен договор с ООО «Самарский деловой центр охраны труда» на выполнение работ по специальной оценке условий труда. У ООО ТК «Форма» до завершения работ о специальной оценке условий труда отсутствует возможность определить условия труда иначе. Позиция по режиму рабочего времени и времени отдыха. Инспектору в рамках проведения проверки были представлены документы, в том числе трудовой договор, справка о соблюдении законодательства об оплате труда 20.03.2019, пояснение, правила трудового распорядка от 01.08.2018г. В справке и пояснениях указано, что большинство сотрудников работает в режиме 24-часовой рабочей недели на условиях неполного рабочего дня. У инспектора при проведении проверки и в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении имелись данные о действующем на предприятии режиме рабочего времени (24-часовая рабочая неделя), однако инспектор устранился от исследования указанных обстоятельств. В ООО ТК «Форма» утверждены Правила внутреннего трудового распорядка работающих на условиях неполного рабочего дня (24-часовая рабочая неделя). С Правилами Н.Ю.В. была ознакомлена при приеме на работу, одновременно с оформлением трудового договора, они были ей известны и трудовые функции осуществлялись Н.Ю.В. в соответствии с данными Правилами. Фактически инспектор отстранился от исследования обстоятельств соблюдения правого законодательства и защиты трудовых прав и формально подошел к введению проверки в результате чего им неверно установлены обстоятельства совершения административного правонарушения и неверно определен состав административного правонарушения. При рассмотрении дела об административном правонарушении были нарушены права лица, в отношении которого велось производство и его представителя, в результате чего они были лишены возможности представлять доказательства. Представителю ФИО1 возможность снять фотокопии материалов дела об административном правонарушении была предоставлена только 17.05.2019 года в период 16 час. 30 мин. до 17 час. Рассмотрение дел 17.05.2019 года было отложено на 20.05.2019 года. 20.05.2019 года представитель ФИО1 заявил ходатайство об отложении рассмотрения и просил предоставить разумный срок для ознакомления с материалами делa, подготовки позиции и сбора доказательств по следующим основаниям. Фактически представителю ФИО1 предоставлен 1 час рабочего времени 20.05.2019 года (период с 09 час. до 10 час., поскольку необходимо прибыть в Государственную инспекцию труда на рассмотрение к 11 час.) для ознакомления с копиями материалов 6 административных производств (3 в отношении ФИО1, в отношении ООО ТК «Форма», где ФИО1 выполняет функции единоличного исполнительного органа) фотокопии которых были частично сделаны 17.05.2019 года, что невозможно, учитывая объем документов, количество производств в отношении ООО ТК «Форма» и директора ООО ТК «Форма» ФИО1, а главное необходимость подготовки позиции и представления доказательств. Представитель ООО ТК «Форма» не мог присутствовать на рассмотрении, вынужден представлять интересы другого лица по ранее принятому поручению. Указанное ходатайство было оставлено инспектором без удовлетворения, что привлекло нарушение прав ООО ТК «Форма». При рассмотрении дела об административном правонарушении инспектором не дана оценка доводам представителя ООО ТК «Форма»: не были применены положения ч.3.5 ст.4.1 КоАП РФ, на которые ссылался общество, оценка указанным доводам не дана. Вместе с тем, административное правонарушения совершено впервые, отсутствует причинение вреда или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, опасности государства, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имущественный ущерб. При наличии указанных обстоятельств, в соответствии с ч.3.5. ст.4.1 КоАП РФ может быть назначено наказание в виде предупреждения. При назначении административного наказания, в нарушение положений ч.3 ст.4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу не учтены характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица. При рассмотрении дела об административном правонарушении не были учтены обстоятельства: ранее административных правонарушений предусмотренных ст.5.27 КоАП РФ обществом не совершалось, к административной ответственности общество не привлекалось; действия ООО ТК «Форма» не создали существенной угрозы охраняемым законом отношениям; ООО ТК»Форма» находится в тяжелом имущественном и финансовом положении. Согласно выписки с расчетного счета остаток денежных средств составляет 5840,12 руб. Согласно отчета о прибыли и убытках за 2018 г. у общества имелся убыток. Назначение ООО ТК «Форма» административного наказания в виде штрафа по ч.1 ст.5.27, ч.4 ст. 5.27, ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ неизбежно повлечет тяжелые финансовые последствия для ООО ТК «Форма» и ставит под угрозу дальнейшее осуществление ООО ТК «Форма» хозяйственной деятельности. ООО ТК «Форма» является предприятием малого бизнеса, обеспечивает рабочими местами сотрудников, которых также могут коснуться негативные последствия назначения штрафов в отношении ООО ТК «Форма» и которым общество, несмотря на негативные финансовые результаты обеспечивает своевременную выплату заработной платы. Доводы относительно малозначительности отклонены инспектором по мотивам небрежительного отношения лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, к исполнению его публично-правовых остей. Вместе с тем, в чем именно выражено пренебрежительное отношение ООО ТК «Форма» к исполнению публично-правовых обязанностей инспектор не указывается, есть решение принято инспектором исключительно на основании его активного восприятия не полностью исследованных обстоятельств административного правонарушения, без учета фактических обстоятельств. Оценка характера и степени общественной опасности правонарушения инспектором не проводилась. Действия ООО ТК «Форма» были направлены на соблюдение требований правового законодательства. Правила внутреннего трудового распорядка для них на условиях неполного рабочего дня утверждены, работник был временно с ними ознакомлен. Административное правонарушение не повлекло каких-либо негативных последствий и не создало существенной угрозы охраняемым отношениям, нарушений прав и законных интересов работников.

В судебном заседании директор ООО ТК «Форма» ФИО1 доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить, назначить наказание в виде предупреждения.

Исследовав материалы дела, изучив доводы представителя ООО ТК «Форма», суд приходит к следующему.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 5.27 КоАП РФ, выражается в уклонении от оформления или ненадлежащем оформлении трудового договора либо заключении гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

В соответствии со ст.22 ТК РФ работодатель обязан, в частности: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.

В соответствии с ч.2 ст.57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя), условия труда на рабочем месте.

Согласно разъяснениям Минтруда РФ, содержащимся в письме от 14.07.2016 года № 15-1/ООГ-2516, если работник принимается на вновь организованное рабочее место, на котором оценка условий труда ранее не проводилась, то до проведения специальной оценки условий труда в трудовом договоре с работником, принимаемым на такое рабочее место, могут быть указаны общие характеристики рабочего места (описание рабочего места, используемое оборудование и особенности работы с ним).

Представленными к проверке Правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными директором ФИО1 01.08.2017 года установлен следующий режим работы: 5-дневная рабочая неделя с двумя выходными днями (далее - режим пятидневной рабочей недели); начало работы - 9:00 час., окончание 18:00 час. Перерыв на обед с 13:00 час. до 14:00 час. (п. 5.3. раздела 5).

Таким образом, данный режим рабочего времени и времени отдыха является общим правилом, действующим у данного работодателя.

Учитывая изложенное, при установлении Н.Ю.В. режима неполного рабочего времени, время начала и окончания работы в силу абз.6 ч.2 ст.57 ТК РФ подлежит обязательному включению в трудовой договор.

Как установлено судом, государственной инспекцией труда 01.04.2019 года произведена проверка соблюдения ООО ТК «Форма» трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в ходе которой выявлено следующее: Н.Ю.В. работала в ООО ТК «Форма» в должности оператора склада – документоведа на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленных ООО ТК «Форма» документов, а именно: выписок из табелей учета рабочего времени за январь, февраль 2019 года, следует, что дни 9-11, 14-18, 21-25, 27-31 января 2019 года, 1,4 февраля 2019 года Н.Ю.В. учтены как прогул («ПР»). Отсутствие работника на рабочем месте в указанные дни также подтверждается актами о нарушении трудовой дисциплины от 09.01.2019 года , от 10.01.2019 года , от 11.01.2019 года , от 14-18.01.2019 года б/н, от 21-25.01.2019 года б/н, от 31.01.2019 года б/н, от 01.02.2019 года б/н, от 04.02.2019 года б/н, от 05.02.2019 года б/н, из которых следует, что Н.Ю.В. не выходит на работу в течение рабочего дня без объяснения причины, и что причина отсутствия работника на работе работодателем не установлена.

Приказом от 05.02.2019 года Н.Ю.В. из Общества уволена по п.п. «а» п.6 ч.1 ст. 81 ТК РФ (за прогул). Данный приказ издан незаконно, с нарушением ч.1 ст.193 ТК РФ: у работника не было затребовано письменное объяснение, неуважительность причины невыхода на работу работодателем не установлена.

Из представленных к проверке табелей учета рабочего времени усматривается, что в январе и феврале 2019 года отсутствуют дни, учтенные Н.Ю.В. как рабочие, день расторжения трудового договора - 5 февраля 2019 года - также учтен Н.Ю.В. как прогул, то есть в нарушение ч.3 ст.84 ТК РФ, трудовой договор Н.Ю.В. расторгнут не в последний день работы работника.

06.02.2019 года Н.Ю.В. направлено уведомление о необходимости прибыть за трудовой книжкой либо дать согласие на ее направление по почте. На основании личного заявления Н.Ю.В. от 15.02.2019 года трудовая книжка направлена ей по почте 20.02.2019 года.

Денежная компенсация за неиспользованные дни отпуска за период работы с 13.09.2018 года по 31.12.2018 года Н.Ю.В. не начислена и не выплачена, что подтверждается запиской-расчетом при увольнении, расчетными и платежными документами за период сентябрь-декабрь 2018 года.

Привлекая ООО ТК «Форма» к административной ответственности по ч.4 ст.5.27 КоАП РФ государственный инспектор труда в Самарской области пришел к правильному выводу о нарушении должностным лицом законодательства о труде, поскольку выявленные при проведении проверки нарушения напрямую влияют на обеспечение государственных гарантий трудовых прав работников.

Таким образом, выводы, изложенные в постановлении государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области от 20.05.2019 года, соответствуют обстоятельствам дела, построены на доказательствах, исследованных в ходе его рассмотрения.

На основании вышеизложенного, государственный инспектор труда обоснованно признал наличие в действиях директора ООО ТК «Форма» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27 КоАП РФ.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих за собой отмену или изменение обжалуемого постановления, допущено не было. Таким образом, суд приходит к выводу, что процедура привлечения директора ООО ТК «Форма» ФИО1 к административной ответственности нарушена не была.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых по делу постановления должностного лица, не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Обстоятельств, установленных ст.4.2 КоАП РФ, ст.4.3 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы судом установлено не было. Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, а равно иных оснований для прекращения производства по делу судом не установлено.

Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Как установлено в ходе судебного заседания, ООО ТК «Форма» включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административное правонарушение совершено директором ООО ТК «Форма» впервые, вред жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства не причинен, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не наступила, возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства также отсутствует, имущественный вред не причинен, в связи с чем, имеются все предусмотренные ч.2 ст.3.4 КоАП РФ условия для назначения наказания в виде предупреждения.

Таким образом, суд с учетом всех установленных по данному делу обстоятельств, считает возможным заменить назначенное директору ООО ТК «Форма» ФИО1 наказание в виде административного штрафа в размере 12000 рублей предупреждением.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 ч.1 п. 1 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу представителя ООО ТК «Форма» ФИО2 на постановление Государственного инспектора труда в Самарской области от 20.05.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, удовлетворить частично, заменить административное наказание, назначенное директору ООО ТК «Форма» постановлением Государственного инспектора труда в Самарской области от 20.05.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 12000 рублей на предупреждение.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 суток, через Кировский районный суд города Самары.

Судья Л.В. Пирожкова